Отдых — для сла­ба­ков: что не так с посто­янным стре­мле­нием к проду­ктивности
Что не так
11K
Сгенерированное изображение — Лев Переулков / Stable Diffusion

Отдых — для сла­ба­ков: что не так с посто­янным стре­мле­нием к проду­ктивности

Когда она становится токсичной и что с этим делать

58

Вы работаете не меньше десяти часов в день, планируете расписание с точностью до минуты и уже который год не можете встретиться со старыми друзьями, потому что на работе снова важный проект.

Если в этом описании вы узнали себя, скорее всего, вы стали жертвой токсичной продуктивности. В отличие от настоящей продуктивности, она вовсе не помогает вам успевать больше и работать эффективнее, наоборот: вы начинаете справляться хуже.

Рассказываем, что не так с постоянным стремлением быть еще продуктивнее и что делать, если вы привыкли перерабатывать.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Что такое продуктивность и когда она становится токсичной

Продуктивностью обычно называют количество задач, которые человек может выполнить за единицу времени. Например, сколько он может написать текстов, нарисовать картин или провести встреч.

С продуктивностью тесно связана эффективность, но она измеряет не количество, а качество работы. К примеру, если менеджер встретился с сотней потенциальных клиентов, но только двое согласились на его предложение, то он работает продуктивно, но неэффективно. Так что, когда люди говорят о желании стать продуктивней, они обычно имеют в виду и количество задач, и качество выполненной работы.

Стремление к продуктивности вполне нормально: повышая свои рабочие результаты, человек может рассчитывать на увеличение заработка, карьерный рост и даже на улучшение самочувствия. Известно, что когда мы видим прогресс в каком-то деле, это поднимает настроение и дает заряд мотивации.

Тем не менее иногда в желании стать продуктивнее мы заходим слишком далеко: совсем отказываемся от свободного времени, виним себя за отдых и стремимся работать все больше и больше, даже когда на это нет ресурсов. Психологи уверены, что продуктивность тоже может быть токсичной, то есть наносящей вред вашему здоровью, личной жизни и даже работе.

Вот какие признаки могут свидетельствовать о том, что вы стали жертвой токсичной продуктивности.

Вы регулярно перерабатываете и не видите в этом проблемы. Задержаться в офисе допоздна, доделать отчет в выходные или отвечать на письма в отпуске — для вас не только нормальная практика, но и повод для гордости. Кроме того, совершая такие «трудовые подвиги» вы чувствуете собственную значимость, а коллег, неготовых жертвовать личным временем, считаете плохими работниками.

Вы можете отказаться от других дел ради работы. Например, вы пропустите семейный праздник, не пойдете на долгожданный концерт или в последний момент отмените визит к врачу, если на работе вдруг появились дела.

Вы стараетесь не терять ни одной минуты. Даже время в транспорте или обеденный перерыв вы обычно проводите с пользой — например, читаете рабочие документы или занимаетесь саморазвитием.

Вы готовы выполнять рабочие задачи любой ценой. Если в семь вечера вы узнаете, что начальству к утру нужен сложный отчет, для вас это не проблема: ради такого можно не ехать домой и поспать пару часов на офисном диване. И вы не беспокоитесь о том, что после такой работы на износ — особенно если необходимость в ней появляется регулярно — вы наверняка заметите ухудшение самочувствия.

Вам стыдно отдыхать. Даже свободное время вы планируете так, чтобы его можно было назвать продуктивным. Полезная пробежка или лекция от авторитетного специалиста в вашей области — для вас хороший вариант досуга. А вот за просмотр легкой комедии или день, проведенный на пляже, вы наверняка начнете себя винить.

Вы предъявляете к себе очень высокие требования. Вам кажется, что вы обязательно должны выделяться на фоне коллег, получать повышение в первую очередь и постоянно слышать похвалы от начальства. Если этого не происходит, вы думаете, что недостаточно хороши.

Вы чувствуете себя плохо, когда узнаете про чужие карьерные достижения. Многие люди регулярно пишут в соцсетях о своих повышениях или переходе на более престижную и высокооплачиваемую работу. Но вместо того, чтобы порадоваться за знакомых, вы расстраиваетесь. Посты о чужом успехе вызывают мысли вроде такой: «Значит, мне надо стараться еще лучше и делать больше!» Такое поведение может быть характерно и для перфекционистов, но они при этом не гонятся за продуктивностью — наоборот, могут трудиться над одной задачей очень долго, доводя результат до совершенства.

Почему продуктивность становится токсичной

Одна из возможных причин того, что продуктивность становится токсичной, — сложившееся в обществе отношение к ней. Переработки, заполненное до отказа расписание и готовность пренебречь здоровьем и личной жизнью, чтобы выполнить рабочую задачу в срок, считаются признаками хорошего сотрудника и успешного человека. В то время как «бездельников», которые четко в установленное время выключают рабочий компьютер и отправляются по своим делам, принято осуждать.

Ученые считают, что в современном мире постоянная занятость даже стала своеобразным символом статуса. Участники проведенного в США исследования должны были сказать, что они думают о вымышленных персонажах, прочитав короткое описание их образа жизни. И респонденты посчитали обладателей плотного графика успешными и важными людьми с высокими достижениями, а образ вечно занятого человека назвали привлекательным.

Как говорит профессор маркетинга Сильвия Беллезза, проводившая исследование, это может работать и в обратную сторону: даже не очень загруженные люди имитируют бурную деятельность и рассказывают о своей продуктивности, чтобы показаться более значимыми. И это тоже способствует распространению токсичной продуктивности: раз все вокруг постоянно заняты, то своего свободного времени стоит стыдиться.

Поощряется токсичная продуктивность и на уровне компаний. Сотрудникам корпораций часто объясняют, что они не просто ходят на работу, а «меняют мир», а для этого нужно трудиться больше положенных сорока часов в неделю. И хотя Всемирная организация здравоохранения внесла выгорание в международную классификацию болезней, некоторые руководители продолжают посмеиваться над жалующимися на него сотрудниками.

Даже само офисное пространство часто способствует переработкам. В современных офисах часто есть капсулы для сна, кофеточки и столы для пинг-понга — в общем, все необходимое, чтобы сотрудник не выходил на перерыв и не спешил домой, а оставался на работе как можно дольше.

Корпоративные консультанты даже предлагают отказаться от привычного понятия баланса работы и личной жизни — вместо этого работа и жизнь должны практически слиться воедино. Это преподносится как возможность облегчить сотрудникам жизнь — например, так они смогут работать где и когда им удобно. Но на самом деле такие изменения неминуемо приведут к переработкам и снижению времени отдыха.

Но причиной того, что человек постоянно стремится к продуктивности, нередко оказываются не общественные установки и корпоративная культура, а его детский опыт. В некоторых семьях родители стыдят детей за отдых и развлечения, запрещают сидеть без дела и поощряют постоянную занятость. И так человек вырастает с убеждением, что загруженность — это хорошо, а иметь свободное время могут только лентяи.

Чем опасна токсичная продуктивность

Хотя многим людям кажется, что постоянное стремление к продуктивности помогает лучше работать, на самом деле, наоборот: из-за токсичной продуктивности мы справляемся только хуже. Переработки, закрытие задач в авральном режиме и отказ от «непродуктивного» отдыха приводят к стрессу, выгоранию и общему снижению качества жизни. А уверенность человека в том, что он якобы делает недостаточно и ничего не добился, становится причиной тревожности. Страдает от переработок и физическое здоровье, например повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. И все это, конечно, сказывается на работе и ее результатах.

Известно,что хорошее самочувствие сотрудника неразрывно связано с его высокой продуктивностью и эффективностью. Ученые из Великобритании объединили результаты многолетних исследований, касающихся влияния различных факторов на продуктивность, и пришли к выводу, что измотанные постоянными переработками и рабочим стрессом люди чаще берут больничные, то есть работают менее продуктивно. Но даже если такой человек появляется на работе, он просто отсиживается: уставший и плохо себя чувствующий сотрудник в лучшем случае сможет выполнять самые простые задачи, но ни о какой вовлеченности речи не идет.

Явление, когда человек формально присутствует на работе — приходит в офис или отмечается в рабочих чатах, — но на самом деле не приносит практически никакой пользы, называют презентизмом. Некоторые экономисты уверены, что компаниям презентизм обходится даже дороже, чем отсутствие человека на работе. Это происходит потому, что вынужденные выходные люди берут намного реже, чем приходят в офис просто отсидеться. Кроме того, уставший, невыспавшийся и страдающий от стресса сотрудник может совершить серьезную ошибку, это повлечет еще более серьезные убытки для компании.

К тому же переработки и напряженный график вовсе не гарантируют карьерных успехов. В 2018 году группа ученых проанализировала данные опросов о работе и карьере 52 тысяч сотрудников из разных европейских стран и заметила такую закономерность: те, кто обычно работал на высоких скоростях и в авральном режиме, реже продвигались по службе. Кроме того, они реже ощущали себя защищенными на работе и были не слишком довольны ей.

Как объясняют ученые, это вполне закономерно: по уровню психического и физического здоровья перерабатывающие сотрудники тоже уступали коллегам, не забывающим о важности отдыха. А когнитивные способности людей, постоянно работающих на пределе возможностей, могли их подводить. Авторы исследования делают вывод: «Не нужно меньше работать, но нужно меньше перерабатывать».

Напротив, сотрудники, соблюдающие баланс работы и личной жизни, обычно чувствуют себя лучше, а потому успешнее выполняют задачи и чаще добиваются продвижения. При этом важно не только самочувствие, но и эмоциональное состояние работника. Известно, что сотрудники, которые испытывают положительные эмоции, лучше справляются с креативными и аналитическими задачами. И это тоже может влиять на карьерные достижения.

Как отказаться от токсичной продуктивности

Опросы показывают, что россияне, чтобы стать продуктивнее, четко расписывают все задачи на месяц вперед, дорабатывают в выходные и в отпуске, стараются меньше общаться с коллегами и пьют больше кофе. В общем, прибегают к методам, которые вполне можно отнести к признакам токсичной продуктивности. Если вы замечаете такое и за собой, вот что можно сделать.

Начните с малого. Выделите себе хотя бы час в день, на который вы не будете ничего планировать. Единственный план — не проводить его на работе или в других обязательных делах. Выбирайте занятие спонтанно: просто погуляйте по парку, почитайте книгу или позвольте себе посидеть в соцсетях. Даже если вам тяжело даются попытки бездельничать, напомните себе, что это всего лишь час отдыха, после которого вы сможете снова вернуться к привычной занятости.

Еще один аргумент в пользу того, что вам нужно позволить себе расслабленный час, — это поможет вашей работе. Исследования показывают, что в то время, когда мы ничем не занимаемся и витаем в облаках, активность нашего мозга увеличивается. Потому перерыв, когда мы отвлекаемся от дел, помогает найти решение проблемы, до этого не приходившее в голову.

Лучше, чтобы час отдыха, во время которого вы не отвечаете на звонки и письма и стараетесь даже не думать о работе, вошел в привычку. Потом количество свободного времени можно увеличивать и постепенно устанавливать баланс между работой и отдыхом.

Ориентируйтесь по ситуации. Составлять расписание действительно полезно: это помогает не забывать о делах, снижать уровень стресса и больше успевать. Но иногда люди становятся заложниками своего расписания и больше обеспокоены следованием ему, чем реальным выполнением дел. Если ваша работа это позволяет, попробуйте хотя бы иногда ориентироваться по ситуации, а не по расписанию. Например, если прямо сейчас у вас нет сил заниматься делами, отложите их на вечер и позаботьтесь о том, чтобы почувствовать себя лучше.

Поймите свою ценность. Серьезная проблема жертв токсичной продуктивности — определение своей ценности исключительно через работу. Человеку кажется, что он может быть значимым и нужным только до тех пор, пока отлично справляется со своими — а иногда и чужими — задачами. Бывает, что такие убеждения подкрепляются действиями токсичных коллег и начальников. Стоит человеку, например, возмутиться необходимостью снова работать в выходные или не взять на себя дополнительный проект — и он из ценного сотрудника превращается в офисного изгоя.

Если вы замечаете за собой такие установки, подумайте, в чем еще может заключаться ваша ценность и в чем вы хороши помимо работы. Наверняка друзья и родственники уважают и ценят вас вовсе не за высокую продуктивность и рабочие достижения, так что иногда помогает просто начать общаться с ними больше.

Полезно будет и «настроить» свой внутренний голос так, чтобы он вас поддерживал, а не обвинял в том, что вы недостаточно хороши и мало работаете. Из исследований, проведенных на студентах и спортсменах, известно, что позитивный разговор с самим собой позволяет поддержать себя и справляться с задачами лучше.

Обсудите свою нагрузку с руководством. Иногда переработки и забитое до отказа расписание — это норма, в компании так принято. И даже когда сотрудник загружен по максимуму, на него продолжают сыпаться новые задачи. А тех, кто не хочет перерабатывать, осуждают или даже стараются выдавить из коллектива.

Если токсичная продуктивность — не ваш выбор, если она навязана вам корпоративными правилами, это стоит обсудить с руководством. А возможно, и поискать другое место работы.


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

А вы замечали у себя признаки токсичной продуктивности? Поделитесь:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество