Проблема образования: отсутствие профориентации в школах

27

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Что не устраивает

Не веду статистики, как много школьников и их родителей задаются этим вопросом. Казалось бы, ну в чём проблема выбрать профессию. Берёшь и выбираешь, что нравится. Недавний диалог с коллегой напомнил мне те дни, когда решение о выборе профессии казалось мне определяющим всю мою дальнейшую жизнь.

Так вышло, что мне особо не помогали с вопросом, кем идти учиться. Позиция родителей была простой — «мы примем любой твой выбор». С одной стороны, на меня не давили, что хорошо. С другой — мне не хватило каких-то житейских советов, на которые я могла бы опереться в своём выборе. В итоге рассудила я просто — определила направления, на которые могла пойти, сдав русский, математику и обществознание.

Нетрудно догадаться, что выбирала я третьим именно тот ЕГЭ, к которому было реально подготовиться у репетитора без большого труда. В моей школе был низкий уровень по физике, биологии, химии, английскому, географии, истории. Готовиться к ЕГЭ по этим предметам казалось сложной задачей. Но будь у меня чуть больше карт на руках, выбор мог быть другим.

Как исправить

Первое, чего мне не хватало в том возрасте — чуть большего понимания себя и своих качеств. Если в школе есть психолог (не для галочки, а адекватный), то можно было бы создать условия для желающих провести беседу по выявлению особенностей личности. Ребёнок предпочитает командную игру или в одиночку, нравится общаться с людьми или нет, готов часами считать таблицы или предпочитает что-то мастерить. Уже появится базовое понимание, на кого точно не надо идти учиться.

Второе — конкретная профориентация. Это тема не школьного психолога, а скорее специалиста из подбора персонала и профориентолога (оказывается и такие есть). Они могут дать информацию детям о разновидностях современных профессий, какие перспективы открывают каждая из них. Когда информация школьного психолога наложится на информацию от hr и профориентолога, появится почва для анализа и более осознанного выбора. Держать в штате таких специалистов экономически нецелесообразно, а вот организовать их приглашение на бесплатной или символической основе было бы не лишним (есть специалисты, которые могут прийти за идею, а не за деньги).

При чём тут школа, если есть родители, вот пусть они берут платные консультации по профориентации? Так-то оно так, только государственная политика в области труда и занятости в России нуждается в конкретных квалифицированных кадрах, а не тех, которые ориентированы на более простую сдачу ЕГЭ и не очень-то нужны и конкурентоспособны на рынке. Я не жалею о своём выборе, сделанном более 20 лет назад. Мне кажется, жалеть уже поздно, да и пока я не столкнулась с безработицей. Однако с возрастом понимаю, что без оглядки на сложность подготовки и сдачи экзамена я могла бы выбрать и освоить техническую профессию. Мне кажется, технические профессии уже сейчас нужнее и ценнее той, которую я имею.

Независимо от качества образования в школах, на мой взгляд, самой большой ошибкой остаётся не столько безразличие, сколько давление родителей. В университете повидала студентов, которые не сами выбирали профессию. Это ребята с хвостами если не с первого, то на последующих курсах и таким опустошением от того, что они находятся не там, где хотели бы учиться, а от отчисления их останавливает только страх родительского осуждения.

1/2
  • ВеленаПроблема образования в том, что на местах не нужны выпускники с таким бэкграундом, каким предлагают вузы (а то и вообще не нужны), в вузе не нужно столько студентов, но набирают, в колледжах, насколько мне известно, та же история. Плодят безработных, которые потом переучиваются, т.к. работать по одной проф. всю жизнь не могут себе позволить тупо. Проблема образования №2: детям показывают идиотские, я считаю, изображения профессий. Пожарный- спасает, учитель- учит. Да нет же, учитель учит малый % времени, а большой процент он мудохается с родителями, начальством и инициативами. Это закулисье выпускник "внезапно" узнает только на первой работе. В вузе, понятно, об этом если и говорят, то вскользь. В результате человек делает выбор совершенно не по своим главным скиллам. Он думает, что будет учить, а учить ему и не приходится. Или, как вариант, до момента, как начнешь именно чем-то близким к работе заниматься, тебе надо 3 круга ада пройти. Все это узнаешь уже по факту, все это вызывает острейшее желание "учиться всю жизнь" и вынуждает вечно искать работу на соответствующем сайте в категории "нет опыта". Да, и проблема образования № 3, сейчас уже с этим проще. дети не всегда представляют себе, что такое зарплата) Я говорю по своему опыту, я была наивной девочкой, которая была уверена, что лучше жить небогато, но честно и заниматься любимым делом. Серьезно, мне в голову не приходило, что может не хватать на базовые вещи, если работаешь, особенно с в.о. Вот этой вот фигне нужно прекращать учить детей. Срочно.6
  • ТаУ"Держать в штате таких специалистов экономически нецелесообразно, а вот организовать их приглашение на бесплатной или символической основе было бы не лишним"... Для начала хотелось бы понять, какие занятия в родной школе автор проводит на такой основе. Уверена, что лишними они совершенно не являются, учитывая разнообразие направлений внеурочной деятельности. А учитывая объемы финансирования обычных школ, подобная инициатива была бы бесценна. Что же касается непосредственно профориентации, то занятия ведутся, программы разработаны, правда, как водится, разрабатывались они для московских школ. Но муниципальные органы управления образованием конкретно у нас эту проблему "решили" довольно просто: повелели, чтобы энное число занятий было проведено в форме экскурсий на реальные предприятия, в наших условиях - в основном в сельхоз АО и фермерские хозяйства. Причем, для этих хозяйств проведение таковых экскурсий проходить должно именно на бесплатной основе. Чё они не вдохновились - икс-игрек знает.0
  • АватаркаТаУ, можно подробнее, что это за программы для московских школ и как давно они существуют? а то ни с одним ребенком об этом не слышала, ни с другим не слышу и не вижу. если вы про экскурсии на предприятия, то они у нас были скорее развлекательные, по инициативе исключительно родительского комитета и стоили немаленьких денег.3
  • ТаУАватарка, рабочая программа для курса внеурочной деятельности "Профориентация" года три назад была опубликована на портале Единого содержания общего образования. Если честно, я так и не смогла адаптировать ее к возможностям моей сельской школы. Сама использую программу профориентации с портала "Билет в будущее". Там есть раздел "профминимум". Разработчики выкладывают занятия. В основном там ознакомительные ролики о профессиях разных отраслей, но есть и профтестирование, которое позволяет выявить склонности, бывают симуляторы, в которых ребята в игровой форме могут себя попробовать в какой-то профессии. Что там мне нравится - занятия адаптированы для разного возраста, начиная класса с 6. Ещё использую сайт "Шоу профессий". В основном тоже как ознакомление с современными профессиями.1
  • ТаУВелена, плюсанула ваш коммент, но с №2 категорически не согласна. Это не проблема образования. Это проблема нашей идиотской организации жизни. И вот с этим как раз надо срочно заканчивать как-то. Вот как-то сделать уже, чтобы учитель мог учить, врач - лечить, а пожарный основную часть своего рабочего времени мог посвящать реальной организации пожарной безопасности.2
  • ВеленаТаУ, ну так сейчас есть, так сейчас жизнь организована и в ней нужно жить и работать тем, кто растет. И деваться от этого некуда. Многие специалисты, например, в первую очередь должен общаться с людьми красиво, а потом делать свое дело. Таковы реалии. И ой не надо про " я лучше пойду к буке, чем к ласковому". Не пойдете)) Проверено. Я работала, и с даже не букой, а обычным, и с ласковым, у ласкового вперед запись была на 3 недели, у обычного- переменно, а спецы оба были хорошие. И по телефону просили: мне только к такой-то. Впрочем, кто будет афишировать все свои подводные камни)) Для этого нужен специалист, который, словно тайный агент, будет выяснять такое). Я вот рассказываю тут про свое - мне большая часть людей не верит, рассказывала на другом ресурсе еще и про мужнины похождения- там чел орал, что "ни один работодатель так не сделает". Ага-ага) Вот так дети и думают, что врач лечит, учитель учит, дворник метет, все профессии нужны, все профессии важны)1
  • ВеленаТаУ, да, ну там приберутся максимально перед приходом, все приведут в надлежащий вид, тебе не скажут, что тебя будут материть так, как таджика распоследнего, что тебе надо будет ходить голым перед сотней женщин, что тебе надо будет делать ту же работу, что и пресловутый таджик, и тэпэ) Тебе скажут: воот, Вася, смотри, коровка) будешь дояром/технологом/подставить нужное- будешь молочко и мясо людям поставлять!) Важная профессия!) Мб даже проветрят помещение, чтобы вонь была не совсем сногсшибательная))) Толку от такой профориентации, имхо, 0,1. Все это можно в брошюрке прочитать.2
  • ТаУВелена, Эко вас... Даже интересно, где это перед вашим приходом тщательно прибираются и проветривают ;)1
  • Ландыш«Если в школе есть психолог (не для галочки, а адекватный)» Платного адекватного взрослого психолога днем с огнем не сыщешь, а вы про школьного))5
  • ВеленаТаУ, везде, где проходит какая-либо экскурсия, показательный приезд кого-либо. Как-то казалось это очевидным)) Мне больше интересно, где так не делают). В сеть же могут выложить банально. Дети родителям расскажут. Ну и так далее. Неужто думаете, что позволят показать все как есть, весь процесс, всю подноготную прям от и до?). даже я вот описала те вещи, которые никак нельзя узнать, если ты не участник процесса.2
  • ЛандышУ нас в школе были уроки профориентации, это полный шлак. Вот с 8 по 11 класс раз в 3 месяца примерно. И к нам проходили и рассказывали про профессии, игры какие-то были, беседы… Но я считаю, что это просто распил бюджета и «воровство» учебных часов! А если это после уроков, то вообще... Никому это не нужно! Если человек не знает, чего он хочет, то он и не поймет, никакие разговоры емк не помогут. Человек должен сам дойти до решения — поступать в университет. Ну или не поступать. А если колледж или курсы, то тут надо руководствоваться не «хочу/не хочу», а целесообразностью полученных навыков. Тебе может и не особо-то хочется уметь печь кексы/стричь волосы/шить на швейной машинке, но ты по крайней мере в сложный момент своей жизни сможешь найти работу или подработку. Или выкрутиться как-то, хоть на фрилансе попробовать себя.0
  • Akin AbПолностью согласен, откуда вчерашнему подростку знать про перспективные профессии, хотя большинство родителей разбираются в этом куда меньше, чем их дети, я считаю, что в каждой школе должен быть отдел профориентации, причем консультировать там должны как родителей, так и выпускников.5
  • ТаУВелена, да где показать-то? кому показать? Или вы, как автор поста, думаете, что кто-то прямо вот ЖАЖДЕТ бесплатно вам экскурсию провести по своему предприятию? Ответственность взять на себя за вашу безопасность, не будучи уверенным даже в вашей адекватности мало-мальской; время свое на вас потратить, которое, как известно, деньги; без непереводимого производственного фольклора вам хоть что-то рассказывать? Чего ради?0
  • ВеленаТаУ, да нет. " Но муниципальные органы управления образованием конкретно у нас эту проблему "решили" довольно просто: повелели, чтобы энное число занятий было проведено в форме экскурсий на реальные предприятия, в наших условиях - в основном в сельхоз АО и фермерские хозяйства. Причем, для этих хозяйств проведение таковых экскурсий проходить должно именно на бесплатной основе." Я к тому, что вот это - тоже не способствует профориентации. Хоть заплати хозяйству, хоть бесплатно. Человек все равно не до конца будет понимать, куда он идет.1
  • ТаУВелена, а я к тому, что "решили" они это так, как всё и всегда решают. Максимум, куда я могу сводить детей на экскурсию, это в кабинет директора. Больше этим решалам никто не подчиняется.0
  • Alex Ts.С развалом союза людям дали свободу выбора, но забыли сказать, что за свой выбор придется нести ещё и личную ответственность. Идеи-то здравы, но , боюсь, профориентация в школе не сильно поможет в выборе идеальной профессии. Осознанность в школе есть у очень малого количества учеников. Многие и в 30 ещё не понимают в чем хороши и с чем связать свою жизнь. Ну и противостоять родителям, которые содержат или платят за образование бывает проблематично. Плюс, с возрастом меняются и амбиции и желания. Уверен, что представления о работе мечты в10/ 20 /30/40 лет у большинства отличается кардинально. Да и реальная работа сильно отличается от преподаваемых в универе дисциплин, поскольку зачастую состоит из рутины. Я бы не сильно рассчитывал на эффективность профориентации, а в случае отсутствия четких приоритетов рекомендовал бы идти на общие науки вроде экономики и во время бакалавриата пройти как можно больше стажировок в хороших компаниях, чтобы на практике посмотреть как работает бизнес и как выглядит работа конкретного отдела. И уже после этого углубляться в наиболее интересной дисциплине, либо идти в магистратуру не по первой специальности, а по той , к которой появился интерес.3
  • АлексейХм. Ага. Ну в целом вы ухватили мякотку, которая примерно у всех одна и та же - какие карты есть, с такими играем. Но идея про "увеличить карт в колоде психологическими консультациями" неплоха, хотя она и, собственно, родительская обязанность. Щас у меня в голове, как у родителя, щелкнуло, спасибо.3
  • AnnaВелена, дети учителей видят каждый будний день, тут показывать можно что угодно, любой школьник отлично знает, чем конкретно занимаются учителя. Поэтому и идут в школу часто те, у кого альтернативы нет.1
  • AnnaОх, ну какая профориентация. Сейчас государству надо, чтобы мальчики после школы контракт подписывали, девочки рожали. Насчет карт на руках - вчера друг сына рассказал о своем товарище. Мальчик из поселка в тьмутаракани (родители устали и уехали от цивилизации, насчет образования детей не заморачивались), школы нет, интернета нет, с 6 класса учился сам по книжкам (в т.ч. подготовка к ЕГЭ), на экзамен на попутках добирался, сдал хорошо, поступил, куда планировал. Так что карты у вас были очень неплохие.0
  • СнежныйТаУ, я не профориентолог и не hr, в каком качестве меня должны пригласить в школу, на Ваш взгляд? А как преподаватель в университете приглашала специалистов по узким темам, которые интересовали студентов, но я не могла им дать настолько интересно такой материал. Имелись знакомства в нужной сфере, и специалисты приходили бесплатно, поскольку нравился сам процесс работы с аудиторией. Не у всех есть талант держать внимание и интересно рассказывать, но мне в то время повезло иметь таких людей в своём кругу.0
  • СнежныйЛандыш, понимаю. Как пример, застала уроки по православию, это было не интересно мне. Есть некоторые вещи, которые надо либо давать иначе (рассказывать про историю религий вообще для общего кругозора), либо только по желанию. Так вот профориентация, на мой взгляд, только по желанию. Зачем тратить время тому, кому не интересно, или тому, кто уже знает, кем хочет быть.0
  • СнежныйAlex, иногда мне кажется, что про работу мечты рассуждают слегка инфантильно. Часто это не напрягаться и получать деньги с потолка, многие как будто мыслят в этом направлении и мало что имеют, обижаются на мир и на всех и т.п. А если это интересная работа, где времени не замечаешь и хватает на жизнь - то вполне реально, и имеет смысл именно такую искать. Логика по стажировкам - хорошая, сама пошла таким путём. В итоге вообще сменила профиль, но осталась в рамках своего ремесла. Стало интереснее. В наше время, есть ощущение, нужно накапливать знания и опыт, расширять горизонты, тогда есть шанс быть востребованным особенно в сферах, где таких как ты очень много.1
  • Alex Ts.Снежный, да, работа мечты история крайне абстрактная. Во-первых тут нужно четко понимать что ты хочешь. Во вторых, ещё и соответствовать. В третьих, не всегда работа мечты хорошо оплачивается и нужно идти на компромисс с мечтам ради хорошей зарплаты. И да, чем больше интересного и актуального опыта в хороших компаниях, тем больше шанс на то, что по крайней мере будешь получать достойную зарплату и сможешь выбирать где и с кем работать.1
  • МышенькаОпыт - лучшая профориентация. Расширять возможности для подработок с младых лет (защищая права детей). Плюс интегрированное с предприятиями профессиональное образование.1
  • МаксимЛет 20 назад жена пробовала оказывать услуги в области профориентации: выучилась, зарегала ип, сняла кабинет, дала рекламу. Спрос был самый минимальный, и со стороны физиков, и со стороны организаций. Ну а нет спроса - не будет и предложения. Имхо единственный рабочий метод понять особенности профессий - поработать в школьные годы самому. У меня родители бизнесом занимались,, к окончанию школы в общей сложности несколько лет проработал на стройке, электромонтажником, сборщиком мебели, программистом, проблем с профориентацией не было никаких.0
  • Большой КушНа самом деле профориентация в школах есть. Но чаще всего она сделана так, что лучше бы её не было. Так было в моей школе. На моё счастье я был в обычном классе, а не в классеис уклоном0
  • user3460370В школах никогда не было профориентации - это их отличие от профтехучилищ и ВУЗов . Просто задача школы не столько дать базовые знания, сколько научить ребенка учиться . То есть школа не предлагает профессию и никогда не предлагала. Если ученик захотел работать , то ему предлагали училище или техникум . Да в СССР к такому выбору относились с презрением, потому что большинство считало что интеллигенция может быть только с высшим образованием . Да высшее образование дает более глубокие знания по предметам , но опять сейчас не дает распределения . То есть вам никто не гарантирует , что вы будете работать получив диплом по профессии0