Проблема образования: отсутствие профориентации в школах
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Что не устраивает
Не веду статистики, как много школьников и их родителей задаются этим вопросом. Казалось бы, ну в чём проблема выбрать профессию. Берёшь и выбираешь, что нравится. Недавний диалог с коллегой напомнил мне те дни, когда решение о выборе профессии казалось мне определяющим всю мою дальнейшую жизнь.
Так вышло, что мне особо не помогали с вопросом, кем идти учиться. Позиция родителей была простой — «мы примем любой твой выбор». С одной стороны, на меня не давили, что хорошо. С другой — мне не хватило каких-то житейских советов, на которые я могла бы опереться в своём выборе. В итоге рассудила я просто — определила направления, на которые могла пойти, сдав русский, математику и обществознание.
Нетрудно догадаться, что выбирала я третьим именно тот ЕГЭ, к которому было реально подготовиться у репетитора без большого труда. В моей школе был низкий уровень по физике, биологии, химии, английскому, географии, истории. Готовиться к ЕГЭ по этим предметам казалось сложной задачей. Но будь у меня чуть больше карт на руках, выбор мог быть другим.
Как исправить
Первое, чего мне не хватало в том возрасте — чуть большего понимания себя и своих качеств. Если в школе есть психолог (не для галочки, а адекватный), то можно было бы создать условия для желающих провести беседу по выявлению особенностей личности. Ребёнок предпочитает командную игру или в одиночку, нравится общаться с людьми или нет, готов часами считать таблицы или предпочитает что-то мастерить. Уже появится базовое понимание, на кого точно не надо идти учиться.
Второе — конкретная профориентация. Это тема не школьного психолога, а скорее специалиста из подбора персонала и профориентолога (оказывается и такие есть). Они могут дать информацию детям о разновидностях современных профессий, какие перспективы открывают каждая из них. Когда информация школьного психолога наложится на информацию от hr и профориентолога, появится почва для анализа и более осознанного выбора. Держать в штате таких специалистов экономически нецелесообразно, а вот организовать их приглашение на бесплатной или символической основе было бы не лишним (есть специалисты, которые могут прийти за идею, а не за деньги).
При чём тут школа, если есть родители, вот пусть они берут платные консультации по профориентации? Так-то оно так, только государственная политика в области труда и занятости в России нуждается в конкретных квалифицированных кадрах, а не тех, которые ориентированы на более простую сдачу ЕГЭ и не очень-то нужны и конкурентоспособны на рынке. Я не жалею о своём выборе, сделанном более 20 лет назад. Мне кажется, жалеть уже поздно, да и пока я не столкнулась с безработицей. Однако с возрастом понимаю, что без оглядки на сложность подготовки и сдачи экзамена я могла бы выбрать и освоить техническую профессию. Мне кажется, технические профессии уже сейчас нужнее и ценнее той, которую я имею.
Независимо от качества образования в школах, на мой взгляд, самой большой ошибкой остаётся не столько безразличие, сколько давление родителей. В университете повидала студентов, которые не сами выбирали профессию. Это ребята с хвостами если не с первого, то на последующих курсах и таким опустошением от того, что они находятся не там, где хотели бы учиться, а от отчисления их останавливает только страх родительского осуждения.