3 причины, по которым мигрирующие профессионалы возвращаются на родину
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
В этой заметке я хочу поделиться одним из своих наблюдений и немного о нем порассуждать.
Наблюдение это касается миграции профессионалов — технических специалистов высокого уровня и руководителей среднего и высшего звеньев корпоративного управления. Исходящая волна миграции началась в 2022 году. При этом обратная волна началась в 2023 и продолжается до сих пор.
Говоря проще, в 2022 многие профессионалы уехали из страны в период с 2022 по 2023 годы. Некоторых из них я знаю лично, и моя заметка основана на общении с ними. Так что назвать мое наблюдение всеобъемлющим можно лишь с натяжкой.
Причины выезда специалистов разные: в каких-то историях это было запланировано, в каких-то человеку предложили переезд из-за ухода работодателя из региона, ну а кто-то «на эмоциях» попросил перевода. Есть и те, кто уехал сам в надежде найти себе работу и устроиться за рубежом. При этом, в большинстве наблюдаемых мной случаев, подкреплением решения о переезде выступала тема уникальности и высокого уровня профессионализма.
Все логично — почему бы классному профессионалу не проявить себя в корпоративном центре где-то в Европе, северной Америке или Азии.
Что явилось для меня неожиданным — всё те же люди в 2023 году начали возвращаться обратно. Из общения с ними, я выделил несколько факторов повлиявших на решение вернуться и являющихся общими для большинства:
- дороговизна жизни;
- сложности интеграции в общество;
- непризнание их профессиональных результатов на должном уровне.
Первые два фактора я не стану разбирать — их уже много раз обсуждали, и, на мой взгляд, они вполне естественны для любой эмиграции. Последний же — непризнание профессиональных результатов — разберу. Он мне кажется особенно интересным.
Как так получилось, что специалисты и руководители не смогли добиться признания своим работодателем за два года работы? В своей стране они были звездами. Их экстраординарные результаты всегда оценивались и фиксировались повышением зарплаты и годовыми бонусами. Тот же самый корпоративный центр, который сейчас их не ценит, слал им четкие «мэсседжи» о признании их заслуг.
Если обобщить все услышанные мной истории и объяснения, получается, что в корпоративном центре и так все звезды. Быть звездой — это норма, средний уровень. Можно встретить коллегу из азиатского региона, который не умнее и не креативнее тебя, а просто работает 24/7. Европеец или американец никакой не гений, но правильная терминология и нетворк.
Итак, уровень звезды в регионе — это «крепкий середняк» в корпоративном центре.
Но разве это настолько серьезный фактор, чтоб принять сложное и дорогое логистическое решение об обратном переезде?
Продолжая говорить с людьми, я смог кое-что выяснить. Для руководителей сложным оказалось то, что набор их методик и инструментов оказался не столь эффективным. Вот один из примеров, который мне привели: «представь, что ты классно деливерил и развивал продажи на пост советском пространстве. Все супер. Ты знаешь, как что работает. Даже твой иностранный босс не во все врубается, а ты просто берёшь и добиваешься результата раз за разом! И вот ты приехал и получил задачу по Латинской Америке. Все. Облом за обломом. Ничего не работает. Чувствуешь себя новичком. А тот же босс ждёт результата, а его нет!» В общем — региональная специфика, порой, требует много времени для адаптации и формирования нужного набора инструментов.
На уровне технических специалистов я услышал другую историю: «когда мы заводили технологию к себе в регион, разобрались в ней прям классно. Что-то даже сами улучшили — все полетело! А здесь сделали проект и началось: это не учли, здесь софт другой, там материалы отличаются. Коллеги, так сказать, не делятся никто — охраняют свои нишевые скилы. Курсы — забудь, они только для молодежи. Даже копеечный тренинг пробить не вариант. А я уже старший специалист, должен просто брать и делать. Еще, забавно, какие-то нюансы нам, оказывается, никогда не раскрывали — секрет! И как теперь? Получается, ты разобрался, но не во всем, что-то намеренно тебе не давали!» Техническая история мне близка, я и сам сталкивался и сталкиваюсь с тем, что многие компании охраняют свои критические технологии. Приходя в любой регион, они дают лишь часть технологии, а критические не элементы приносят готовым решением, которое очень тяжело или невозможно собрать с нуля, будь то программное обеспечение или оборудование.
А какие истории знаете вы?