«Прометей»: мистический российский детектив о пропавшем самолете и путешествиях во времени
5 декабря 2024 года на стриминге «Кинопоиск» вышел сериал «Прометей».
В центре сюжета — исчезновение самолета, летевшего по маршруту Барнаул — Москва в 1998 году. Спустя 26 лет один из пассажиров таинственного рейса звонит своей повзрослевшей дочери и говорит, что он только что приземлился. По предложению бывшего сотрудника спецслужб за расследование берется журналистка Анна.
Рассказываем, почему первые четыре серии «Прометея» вызывают смешанные чувства.
Что за «Прометей»
Дата премьеры: 5 декабря 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Максим Свешников
Сценаристы: Максим Свешников, Вадим Свешников
В ролях: Любовь Аксенова, Филипп Янковский, Дмитрий Чеботарев, Александр Алябьев, Игорь Гордин, Владимир Виноградов, Игорь Черневич
Жанры: детектив, фантастика
Сериалы, похожие на «Прометей»: «Полет», «Нулевой пациент», «Перевал Дятлова»
Продолжительность: 8 серий по 45 минут
Где смотреть: «Кинопоиск»
🏃 Сериал слишком спешит раскрыть интриги
К бескомпромиссной журналистке Анне Полетаевой обращается бывший агент спецслужб Шапошников и предлагает заняться расследованием исчезновения самолета. Анна берет с собой на Алтай влюбленного в нее преподавателя физики Вадима и коллегу-техника Никиту. Вместе они выясняют, что несколько пассажиров не пропали вместе с рейсом. Среди них есть шаман, гипнотизер и даже коуч личностного роста. Анна постепенно начинает понимать, что это дело связано с ее больной матерью.
С самого начала сериал пытается балансировать на грани реализма и научной фантастики. Этот контраст в жанре обычно смотрится удачно — на фоне подчеркнутой реалистичности сверхъестественное выглядит внушительнее, как, например, в сериале «Тьма». Но в «Прометее» такого эффекта достичь не удается.
Полетаева работает журналисткой в активно функционирующем либеральном издании с офисом в центре и выпускает расследования про ЧВК, убийства депутатов и коррупцию. Даже сама ее фамилия напоминает фамилию Политковская. Надо ли говорить, как комично это звучит в условиях современной России и как мощно подрывает весь реализм.
Видно, что на сериал плохо повлияли законы современных стримингов: зрителю нужно срочно вывалить все самое интересное и напичкать каждую серию клиффхэнгерами, иначе он бросит просмотр. Поэтому интригу развернуть до конца не получается: самолет находят уже в конце первой серии, тайна пассажиров раскрывается во второй, и интрига быстро сходит на нет. Сериал шагает вперед в быстром темпе, и мистическая атмосфера не успевает за сюжетом.
👥 «Прометей» слишком похож на другие сериалы — и проигрывает на их фоне
Предыдущие работы братьев Свешниковых и их соратников — «Контейнер» и «Плейлист волонтера» — отличались медленным, тягучим ритмом, густой атмосферой напряжения и неуюта, предельным реализмом реплик и взаимодействия персонажей. В «Прометей» не перекочевали никакие из этих положительных черт. Все куда-то спешит, торопится, диалоги стали вычурными, поведение героев экзальтированным, слишком много очевидных вещей проговаривается вслух.
Сериал показывает довольно типичную историю расследования, где детектив обнаруживает связь инцидента с собой и таким образом скорее исследует свои детские травмы, чем ищет разгадку. А еще из него чересчур сильно торчат уши «Остаться в живых»: здесь есть не только пропавший самолет и пространственные аномалии, но даже секретные проекты по изучению паранормальных способностей и путешествия во времени.
Только в «Остаться в живых» было шесть сезонов, и первый из них был почти целиком посвящен кропотливому построению взаимоотношений между героями, а не углублению в загадку острова. А вот в «Прометее» всего восемь серий — и амбициозный масштаб истории полностью раскрываются уже в первых четырех. Это несообразно мало.
😎 Это стильный детектив, но пока он не раскрыл свой потенциал
«Прометей», безусловно, может порадовать любителей теорий заговора и таинственных кейсов вроде пропажи группы туристов на перевале Дятлова. Здесь есть достаточно интересная история — пускай не очень оригинальная и не предлагающая ничего нового в жанрах детектива и фантастики. Сериал выглядит стильно и дорого. Как и в других работах Свешникова, в нем царят мрачные тона, финчеровский холодный стиль и лаконичный, сдержанный монтаж.
Однако для самого интересного российского сериального режиссера последних лет «Прометей» все-таки кажется не очень сильным проектом. В нем есть все задатки качественного фантастического триллера, но он сделан торопливо, безэмоционально и довольно предсказуемо. Возможно, во второй половине сезона сериал раскроется, но пока он скорее разочаровывает, нежели интригует.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult