Я учусь на теолога в ПСТГУ и работаю с текстами на фрилансе

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

О себе

Мне 23 года, я живу в Московской области и учусь в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на Богословском факультете, второй курс из пяти.

После окончания колледжа с 18 лет работала в сфере туризма и гостеприимства: в турагентстве, отелях, экскурсоводом на федеральных проектах. С момента поступления в вуз ушла на фриланс и работаю с текстами.

С недавних пор православная христианка. Считаю, что обучение на теолога развивает не только профессиональные навыки, но и помогает становлению личности.

Выбор вуза

С детства увлекаюсь изучением религий, думаю, на это повлияло чтение энциклопедий про Древний Египет и античные культуры. Вместе с этим мне нравились другие предметы, которые касались религиоведения и политологии.

В 7 классе я переехала из регионального центра в Москву. Было сложно адаптироваться к многонациональному классу, и настроения у подростков могли колебаться до чересчур агрессивных. Я активно участвовала в межнациональных спорах, отстаивала свою позицию по вопросам веры — приходилось чуть ли не до драки защищать непопулярную позицию о существовании Бога. Со временем страсти утихли, и сейчас я не присоединяюсь к дискуссиям, если собеседник ставит цель задеть или оскорбить мои взгляды. Чтобы не ввязываться в конфликты с одноклассниками, после 9 класса я поступила в колледж. Там мы изучали философию, психологию и другие гуманитарные дисциплины, так что с одногруппниками удавалось поговорить на гуманитарные темы.

Увлечение философией в колледже повлияло на меня так, что я решила поступать на бакалавра философии в РГГУ. Это был неудачный опыт: преподаватели не выражали желания взаимодействовать со студентами и не объясняли критерии оценивания; кривое расписание («окна» по 3-4 часа, занятия в субботу); оценочные суждения преподавателей по тому или иному философу, например, скептическое отношение к средневековым авторам и христианским апологетам. Обучение на очной форме после СПО и опыта работы не вписалось в мою жизнь, и в целом создавалось ощущение бардака. Конечно, были и позитивные моменты — я нашла друзей, смогла прокачать латинский язык и получить бесплатное обучение в Pandeia Institute в Нью-Йорке на интенсивный курс по латыни. Наверное, если бы я выбрала заочную форму обучения, то мое впечатление об университете было бы другим.

После отчисления мои пожелания к вузу были следующие: обучение на вечерней или заочной форме, хорошая репутация среди профессионального сообщества, гибкость сотрудников и преподавателей в организации учебного процесса. Были следующие варианты: продолжать изучать туризм в Финансовом университете, РГУТиСе или покорить высоты гуманитарного знания в Свято-Тихоновском. Интерес к богословию в итоге победил, а профессиональные тонкости решила уточнять на работе и в сообществах.

Стоит отметить, что моя семья и мое окружение не являются воцерковленными, поэтому трек «воскресная школа — работа в храме — церковное образование» — не моя история. Вопрос о том

Поступление

Как и в государственном учебном заведении, здесь действуют общепринятые правила приема.

Абитуриентам, имеющим диплом о среднем профессиональном образовании, дозволено сдавать вступительные испытания (ВИ), проводимые Университетом самостоятельно.

Я сдавала этот набор:

  1. Русский язык — обязательный предмет. В тесте 25 вопросов с 4 вариантами ответа. За каждый правильный ответ — 4 балла.
  2. Обществознание — 50 вопросов с 4 вариантами ответа, по 2 балла на каждый вопрос.
  3. История — 25 вопросов с 4 вариантами ответа и 25 событий, к которому нужно написать верную дату. Если правильно угадан век — 1 балл, за точную дату 2 балла.

Точно свои баллы не помню, но их хватило, чтобы гарантированно поступить на бюджет. Это отчасти объясняется тем, что большинство поступающих имеют высшее образование и не могут претендовать на бесплатное обучение.

Если бы я не готовилась к экзаменам, то воспользовалась бы планом Б — подать заявление на социальный грант. Поступление на программу по социальным основаниями происходит по рекомендации архиерея или священника Русской Православной Церкви, и благодаря этой рекомендации можно получить скидку 80% на обучение.

После сдачи экзаменов сотрудники приемной комиссии держали со мной связь и интересовались, буду ли я подавать оригинал диплома и писать согласие на зачисление. Видимо, здесь дорог каждый абитуриент. В крупных университетах приходилось дозваниваться на горячую линию и ждать ответа по электронной почте несколько дней.

Была интересная история: когда я поступала на философский в РГГУ, то подавала документы одновременно и в ПСТГУ. Это заметила старшекурсница и спросила: «А разве ты не должна была учиться с нами?». Интересно, как сложилась бы судьба, если бы я поступила двумя годами ранее, смогли бы мы подружиться и какие интересы бы сформировались.

Учеба

Обучение осуществляется на бюджетной форме. Так как заочная форма не предполагает ежедневное посещение занятий, то трат практически нет.

К сожалению, льготы для заочников не распространяются, поэтому за посещение музеев и проезд в общественном транспорте вносится полная стоимость. Стипендию тоже не платят.

В течение трехнедельной сессии мои траты распределяются примерно следующим образом:

  1. Транспорт — 11 840 ₽ (2 520 ₽ на метро, 2 000 ₽ на автобусе и 7 320 ₽ на электричке)
  2. Еда: комплексные обеды в столовой, кофе, перекусы в магазинах, походы в кафе с одногруппниками — около 14 000 ₽
  3. Литература и учебные пособия — 2 000 ₽
  4. Сбор для подарка сотрудникам деканата на праздники — 100 ₽

Бывает, что траты сокращаются, когда одногруппники сами оплачивают счет или угощают вкусностями. Один раз одногруппница приехала на зачет прямиком из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с мешочком просфор — литургического хлеба из муки, воды и соли. Съел одну просфору — сыт полдня.

Учебный год проходит следующим образом:

  1. Установочные лекции по новым предметам и организационное собрание в сентябре на первом курсе.
  2. Работа в дистанционном формате. В течение 3 месяцев мы сдаем контрольные, рефераты в системе дистанционного обучения (СДО). Одна контрольная может занять как пару часов, так и несколько дней, зависит от предмета.
  3. Сессия (20-25 дней весной и зимой). Она включает в себя молебен перед началом учебного семестра, консультации преподавателей, зачеты и экзамены, установочные лекции, а начиная с 3 курса — защита курсовых и диплома. Зачеты проходят «по-старинке»: вытягиваешь билет и отвечаешь лично преподавателю.
  4. Практика с 3 курса. Она бывает трех видов: научно-исследовательская, педагогическая и преддипломная.

Студенты заочной формы обучения могут писать работу на одной из трех богословских кафедр:

  • общей и русской церковной истории и канонического права;
  • пастырского богословия;
  • систематического богословия и патрологии.

Благодаря знанию иностранных языков и интересу к сравнительному богословию, я закрепилась на последней кафедре. Студентам, интересующимися чтением философских текстов и святых отцов, а также исследованием отдельных аспектов богословия, рекомендую пойти туда. Темы исследования пока еще на согласовании с научным руководителем, но мы планируем развивать актуальные вопросы политической теологии в свете взаимодействия церковных структур, такие, как понятия власти и автокефалии в поместных церквях и так далее.

Мне легко совмещать работу и учебу, так как могу читать литературу и делать контрольные, когда рабочие задачи решены. Во время работы в компании была возможность оформить оплачиваемый учебный отпуск. Сейчас подстраиваю свои задачи так, чтобы заработать по максимуму средств до сессии, а затем месяц посвятить образованию.

Самым сложным мне показалась не сама учебная часть, а религиозная. Во время учебы я первый раз причастилась и держала пост, хотя очень хотелось во время обеда перекусить мясным обедом. По уровню воцерковленности мне приходится серьезно догонять остальных. Например, приветствуя преподавателя-священника, многие получают благословение со сложенными руками — я пока не привыкла так делать.

Полезные предметы

Хочется сказать, что все предметы оказались полезными в той или иной степени, так как они помогают возрастать в вере и понимать глубже христианские контексты в истории.

Наибольшим открытием для меня стали литургическое предание — предмет, изучающий происхождение Таинств и саму литургическую жизнь. Теперь участие в Литургии стало пространством наполненных смыслов, пронесенных через историю ее установления и изменения.

А моим любимым предметом остается догматическое богословие — раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христианских догматов. Именно в нем раскрываются тезисы, которые позволяют аргументировать к представителям других религий. Самые ожидаемые предметы — актуальные вопросы церковной истории и новые религиозные движения, так как они больше раскрывают тенденции современного развития христианства в мире.

Дополнительные возможности

Университет, помимо научного пространства, предоставляет богослужебное пространство. Большинство студентов и преподавателей принимает участие в университетских службах, порой не только как миряне, но и священниками, чтецами, алтарниками или певчими в хоре. Приятно видеть знакомые лица, объединенные Чашей — без Литургии не было бы всей жизни.

Университет дал мне опыт волонтерства на внутренних мероприятиях и полезные знакомства. Был период, когда мне требовалась подработка на лето, и начальник приемной комиссии университета предложил мне поработать модератором конференций во время собеседований с абитуриентами. За неделю удаленной работы мне выслали хорошее вознаграждение.

Конечно, у студентов есть доступ к внутренним порталам и электронной библиотеке, возможность посещать конференции и мероприятия, участвовать в стажировках и организовывать события. Но в обычной жизни всегда найдутся дела, поэтому студенческая жизнь проживается два раза в год, но максимально насыщенно.

Достоинства и недостатки вуза

Достоинства:

  • известность в православной среде;
  • сообщество единомышленников, социальная и молитвенная поддержка;
  • научно-педагогические кадры, возрождающие богословие в России — много информации из первых уст, преподаватели — энтузиасты, серьезный уровень погружения;
  • красивые корпуса и домовые храмы (Соборная палата чего только стоит!);
  • отношение к человеку как к личности, уважительное и этичное взаимодействие;
  • множество интересных мероприятий: от хоровых концертов и международных форумов до выездов в лагеря с копанием картошки.

Недостатки:

  • дистанционные технологии, кроме сдачи контрольных, не используются, поэтому лекции проводятся только в очном формате;
  • в Москве несколько корпусов, не все из них красивы, как главный корпус на Лиховом;
  • если преподаватель — приходской священник, то нужно быть готовым приехать в храм на другом конце города, чтобы сдать ему зачет или прослушать лекцию;
  • не совсем недостаток, но преподаватели серьезно относятся к предмету — экзамен может длиться для студента до полутора часов, «халявы» в учебе не прокатит;
  • для лиц, отличных от православного вероисповедания, может показаться трудным влиться в коллектив и найти поддержку во взглядах. Например, могут быть упреки в еретических взглядах или искреннее удивление, почему ты не православный.

Особенность, которую каждую воспринимает по-своему: на других программах (например, «Экономика» или «Социальная работа») присутствуют церковные предметы, такие как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, литургическое предание, история Церкви, и спрос с них может быть таким же, как у профессиональных теологов.

Дальнейший путь

Диплом теолога не дает преимуществ для трудоустройства (кроме священнослужителей), поэтому есть смысл рассмотреть развитие в параллельных сферах.

Пока я планирую совершенствовать свои навыки в написании текстов и управлением проектами в гуманитарном образовании.

Возможно, смогу устроиться в СМИ или отдел редакции какой-нибудь епархии. Сейчас появляется очень много православных блогеров, так что можно попробовать создавать миссионерский и катехизаторский контент, адаптированный под современные форматы. Сейчас активно требуются молодые люди, которые могут решать задачи Церкви и общества, отвечать на актуальные этические вопросы. Да и банально, создавать бизнес «с человеческим бизнесом» — например, где помимо государственных праздников будут еще и церковные, где всякое дело будет посвящено Богу и с заботой о ближних.

Советы

Знакомьтесь со старшекурсниками и обменивайтесь опытом — наверняка у них остались материалы с предыдущих курсов, готовые билеты, которые могут помочь.

Обратитесь к тьютору — сотруднику университета, который поможет адаптироваться к учебе и ответит на интересующие вопросы.

Держите связь с одногруппниками и молитесь за них. Они могут оказать вам поддержку не только в учебных, но и в жизненных вопросах, а во многом стать лучшими друзьями.