«Настоящая боль»: драмеди с Кираном Калкином и Джесси Айзенбергом о поиске себя
Поп-культура
431
Кадры — Searchlight Pictures

«Настоящая боль»: драмеди с Кираном Калкином и Джесси Айзенбергом о поиске себя

1
Аватар автора

Максим Ершов

обрел душевное спокойствие

Страница автора

На зарубежных стримингах вышла «Настоящая боль». За роль в этом фильме Киран Калкин получил «Золотой глобус».

После смерти любимой бабушки, бывшей пленницы концлагеря, двоюродные братья Бенджи и Дэвид отправляются в тур по местам памяти жертв холокоста. Бенджи одинок, у него нет постоянной работы. Дэвид женат, воспитывает ребенка и пашет круглые сутки. В путешествии кузены пытаются узнать и понять друг друга чуть лучше.

Рассказываем, почему не стоит пропускать одновременно забавное и трагичное кино о внутренней боли и попытках обрести душевное равновесие.

Что за «Настоящая боль» (A Real Pain)

Дата премьеры: 20 января 2024 года
Страны производства: Польша, США
Режиссер: Джесси Айзенберг
Сценарист: Джесси Айзенберг
Актеры: Киран Калкин, Джесси Айзенберг, Ольга Босова, Баннер Айзенберг, Якуб Гасовски, Уилл Шарп, Дэниэл Орескс, Лиза Садовы, Курт Эгиаван, Дженнифер Грей
Жанры: драма, комедия
Фильмы, похожие на «Настоящую боль»: «Моя семья», «Его три дочери», «Истории семьи Майровиц», «Мой придурочный брат», «Дикари»
Продолжительность: 1 час 30 минут
Где смотреть: Prime Video (сервис недоступен в России)

📖 Джесси Айзенберг снял необычный фильм о холокосте и памяти

Двоюродные братья Дэвид и Бенджи не общались полгода. Первый живет в Нью-Йорке с женой, работает интернет-маркетологом и воспитывает маленького сына. Второй обитает в подвале маминого дома в Бингемтоне, без работы и стабильных отношений.

Совсем недавно умерла их бабушка Дори. Она родилась и выросла в Польше, выжила в нацистских концлагерях и после войны перебралась в США ради достойного будущего детей. В завещании Дори пожелала, чтобы внуки отправились в недельный тур по местам памяти в Польше. Дэвид переживает, что кузен вообще не полетит. В итоге Бенджи приезжает в аэропорт на три часа раньше и болтает с незнакомцами.

В Варшаве героев встречает начитанный гид-британец Джеймс. У него нет еврейских корней, но он активно интересуется историей народа. Вскоре Дэвид и Бенджи вливаются в группу туристов, гуляют по городу и слушают о восстании в варшавском гетто, едут в концлагерь Майданек рядом с Люблином, посещают старое еврейское кладбище и дом, где жила бабушка.

«Настоящая боль» стала первым игровым фильмом, создателям которого разрешили снимать на территории бывшего концентрационного лагеря
«Настоящая боль» стала первым игровым фильмом, создателям которого разрешили снимать на территории бывшего концентрационного лагеря

Фильмы о холокосте часто погружают зрителей в жуткие реалии концентрационных лагерей и рассказывают о нечеловеческих условиях, в которых содержались узники. Но Джесси Айзенберга не интересуют исторические декорации: для него важнее проследить, как катастрофа 20 века откликается сегодня. Бывшие концлагеря стали туристическими достопримечательностями, на территории Европы множество памятников, а культура продолжает рефлексировать на тему Второй мировой.

«Настоящая боль» — драмеди, в котором печальных и забавных эпизодов поровну. Свои мысли Айзенберг транслирует в основном через Бенджи. Эксцентричный молодой человек тонко чувствует чужую боль, плачет в Майданеке, а на старом еврейском кладбище отчитывает Джеймса, который сыпет фактами, но ни секунды не может помолчать. Ведь есть места, которые любят тишину.

Кроме того, Бенджи все время заставляет окружающих рефлексировать. 80 лет назад их родственники ехали в поездах смерти в концентрационные лагеря, теперь американские туристы с комфортом катаются по скоростным железным дорогам Польши. Бенджи сомневается, что современный человек способен поставить себя на место предков, в полной мере осознать страдания, через которые они прошли.

Непростые, но необходимые разговоры о памяти и сохранении наследия предков перемежаются забавными приключениями двоюродных братьев. Так, в поезде до Люблина Дэвид засыпает, а Бенджи не решается его разбудить. В итоге кузены едут в обратную сторону зайцами. Айзенберг находит удачный баланс между комедией и драмой, поэтому фильм не кажется поверхностным и в то же время не перегружает.

💔 В фильме личная трагедия переплетается с глобальной бедой

И Бенджи, и Дэвид любили бабушку, но один проводил с ней много времени, а другой встречал лишь по праздникам. Для Бенджи Дори была самым близким человеком на свете. Он явно еще не пережил утрату и прячет боль за эксцентричными выходками. Герой чувствует себя одиноко, ведь теперь ему даже не с кем поговорить по душам.

В Польше ситуация обостряется. Дэвид постоянно связывается с женой, просматривает фотографии сына и мечтает поскорее оказаться дома. Бенджи никуда не спешит, ему хочется быть в компании, потому беседует с незнакомцами. В кругу людей он чувствует себя чуть более защищенно.

Во время путешествия по концлагерям переживания утраты у Бенджи смешиваются с попыткой отправиться в прошлое и представить ужасы холокоста. Ноша совершенно невыносимая. Бенджи тревожится из-за того, что люди слишком быстро все забывают и погружены в настоящее. Дэвид же к поездке относится спокойно: как к исполнению воли бабушки и возможности лишний раз пообщаться с непредсказуемым братом.

И смерть бабушки, и трагедию своего народа кузены воспринимают по-разному. Если бы не было Второй мировой войны и ада, через который прошла Дори, они бы не оказались в Америке, не говорили бы на английском и не забыли бы польский. Герои были бы совершенно другими людьми.

👬 В центре истории отношения двух разных, но любящих друг друга братьев

Дэвид реализовал задуманное бабушкой: он счастлив в браке, у него есть сын и стабильная работа. Герой исполнил американскую мечту. Однако Дори больше общалась с Бенджи и понимала его метания. Зрители знают лишь отдельные эпизоды из биографии кузенов, так что в сюжете остается недосказанность. Братья вспоминают общие детские проделки, но, видимо, во взрослом возрасте их пути разошлись.

«Настоящая боль» — реалистичное, а вовсе не сказочное кино, поэтому нет никаких гарантий, что после поездки в Польшу Дэвид и Бенджи будут намного чаще общаться. Но возможно, Дори просто надеялась, что двоюродные братья смогут вырваться из привычной рутины и в Польше поймут друг друга чуть лучше. Кузены ведут разный образ жизни, да и по характеру непохожи, однако они явно любят друг друга. Эта поездка наверняка станет для них первым шагом если не к дружбе, то к сближению.

Джесси Айзенберг родился и вырос в еврейском районе Нью-Йорка, а его предки родом из Польши и Украины. Дом бабушки главных героев фильма — здание, в котором жила тетя режиссера. А многие родственники Айзенберга погибли в концентрационных лагерях
Джесси Айзенберг родился и вырос в еврейском районе Нью-Йорка, а его предки родом из Польши и Украины. Дом бабушки главных героев фильма — здание, в котором жила тетя режиссера. А многие родственники Айзенберга погибли в концентрационных лагерях

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Максим ЕршовКакой ваш любимый фильм с Джесси Айзенбергом?
  • Екатерина ВолковаЯ понимаю, сейчас этот фильм все любят, особенно после награды, но мне он показался поверхностным. Заигрывание с картинкой, диалогами и сарказмом чудесное, финал вроде понятен и такое мы видели про * зритель сам делает выводы* , но мне показался сценарий как черновик. Наплели незаконченной драмы и домыслов, а вместе не сплели. Что актеры играют, это хорошо, без сомнения. Если смотреть на незаконченный финал и паузы можно взять любое корейское знаковое кино, там недосказанность и молчание смотрятся родными. Второстепенные персонажи и Бенджи ( актер играющий второго брата, простите, одинаков везде, хоть и одинаково везде неплох). И еще чуточку польской клюквы.0
Вот что еще мы писали по этой теме