«Две перегазовки» до Гори или как мы побывали в самом посещаемом музее Грузии
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
«Я поведу тебя в музей» — сказала мне сестра. Вот через площадь мы идём. И входим наконец. В большой, красивый, красный дом, похожий на дворец.
От нас до Гори — «две перегазовки», как говорит одна моя знакомая. То есть близко. Сами бы мы не поехали, но сосед настойчиво рекламировал и мы отправились в дом-музей Сталина.
Гори — город контрастов. Въезжали в город со стороны промышленной зоны. По дороге стояли склады с цементом, потом пошли старые обшарпанные девятиэтажки с ржавыми перилами подъездов. Дома, через отвалившуюся штукатурку, как сквозь дырявую рубаху, демонстрировали всем куски своих кирпичных тел. Тоскливое зрелище.
Но когда въехали в центр, картина резко изменилась. Здесь это был невысокий, зеленый, уютный грузинский город. С широкими улицами и узорчатыми балконами. На заднем фоне, на горе, маячила прекрасно сохранившаяся крепость Горисцихе.
Музей стоял на огромной площади и уже издалека было понятно — это он. Сталинский ампир посреди огромной, залитой солнцем площади, роз и фонтанов. Перед основным зданием, под саркофагом обнаружился оригинальный домик, в котором якобы и родился этот человек. Если я правильно поняла, когда-то домик был обычной лачугой в череде себе подобных, но потом всё вокруг снесли, площадь зачистили и водрузили саркофаг. Бункер ни дать ни взять.
Про сам музей рассказывать не буду. Он скучный. Даже для такого дилетанта в истории как я. Экскурсия по общеизвестным фактам, на стенах ксерокопии знакомых фотографий, в витринах малоинтересные документы. Один зал со скудным освещением посвящен подаркам вождю. Видимо после закрытия “великой и ужасной” выставки в Пушкинском музее, часть экспонатов доехала и до Гоми. Сюда же отправился и спецвагон, в котором якобы была совершена поездка на Ялтинскую встречу. Вагон, возможно, принадлежал царской семье. Качественный, с хорошей мебелью и красным деревом в отделке.
Надо рассказать про гида, молодую женщину, проводившую для нашей, спонтанно собравшейся группы, экскурсию на русском языке. Отдаю должное ее толерантности, потому что сложно проводить экскурсию про этого неоднозначного человека в это неоднозначное время. Ни разу она не дала оценочного суждения, не высказала своего мнения, не обозначила позицию. Лишь перед входом в последний зал музея, посвященный грузинам, погибшим во времена ГУЛАГа, затем 1992 и 2008 и состоящим только из фотографий, она сказала: “В 2008 году у входа в музей был установлен плакат с надписью: «Этот музей является фальсификацией истории. Это типичный пример советской пропаганды, и он пытается узаконить самый кровавый режим в истории». В 2017 году этот плакат убрали”. Но понять, какие чувства были вложены в ее фразу, мне не удалось.
Резюме. Будете в Грузии, езжайте по древним храмам, природным локациям и посетите современные музеи (в Тбилиси отличный музей современного искусства). В Грузии полно куда более интересных мест.