«Негатива не встречали»: как мы переехали в Казахстан

Мы уехали в Казахстан в сентябре 2022, после объявления о мобилизации. Сначала планировали ехать в Грузию, т.к. мы там уже были и есть знакомые, плюс лояльная эмиграционная политика для россиян. Но из-за ситуации на границе Верхний Ларс, мы решили ехать в Казахстан.

Дорога

Взяли билеты на самолет СПб-Новокузнецк, благо это не популярное направление и в пик цены не изменились. В Новокузнецке взяли машину у родителей и 29 сентября пересекли границу.

Мы пересекали одну из самых восточных границ — Горняк, поэтому прошли ее за 40 мин, там не было никого кроме нас. Для пересечения границы нам понадобились: загранпаспорт, водительские права, СТС, доверенность от собственника с правом на вывоз ТС за границу.

30 сентября мы уже были в Астане, заранее договорились о квартире и сразу заехали, после нашли другую, первая нас не устроила. Дорога была довольно легкая, немного утомлял вид бесконечной степи на всем пути. И еще на трассе мало заправок, мы еле дотянули до города.

Расходы на переезд:

• 2 билета СПб-Владикавказ которые мы потеряли, т.к. до последнего надеялись ехать в Грузию — 26 596 ₽
  • 2 билета СПб-Новокузнецк — 30606 ₽
  • Бензин по дороге Новокузнецк-Астана — 7000 ₽
  • Остановка в г.Семей квартира посуточно — 2500 ₽. Бензин и ночевку делили с попутчиком.

Еду в дорогу брали из дома, поэтому тратили по мелочи. Сразу по приезде сделали местную страховку на машину — 2000 ₽ на месяц.

Самое тяжелое для нас было — это поиск квартиры в Алматы, был самый пик после мобилизационной эмиграции россиян — октябрь 2022, мы не могли снять даже посуточно, часами сидели в машине и обзванивали все что можно. Трое суток жили в посуточных квартирах, я работала, мч ездил смотреть другое жилье.

Нам повезло, мы сняли квартиру на четвертый день пребывания в Алматы, многие ищут подходящий вариант 1-2 недели. С тем, как мы сняли квартиру, — отдельная история. Мы приехали на просмотр, хозяйка пригласила еще несколько человек, итого мы и еще 5 русских парней пришли и были готовы тут же заселиться. Мы вставали в круг и играли в рандомные числа, бросали монетку, в общем доходило до абсурда, т.к. хозяйка квартиры не могла определиться, кому она сдаст квартиру, ей было без разницы, главное на длительный срок. В итоге мы заселились.

Наше жилье в месяц сейчас стоит 200 000 ТГ, по нынешнему курсу это около 30 000 руб. Находится на окраине, но в новом доме, мне территориально без разницы, жаль только доставки сюда не ездят, а мч близко до работы.

Цены на аренду к январю 2023 г. вернулись к августовским, поэтому нам скинули цену, изначально квартира стоила 250 000 ТГ. Вообще, адекватная цена за нашу квартиру 150 000 (23 000 руб.), но больше сторговаться не получается, а другого для нас подходящего жилья мы пока не нашли.

Работа

Я работаю удаленно на российскую сеть медицинских центров, молодой человек планировал искать работу в Казахстане. В Астане плохой интернет, было невозможно работать и мч тоже не нашел для себя ничего подходящего. Мы поехали в Алматы.

В Алматы мч нашел работу по своему профилю, зарплата в 2 раза ниже, чем была в Санкт-Петербурге — 400 000 ТГ (60'000 руб)+%/мес, а цены на жизнь такие же. Его же работодатель предложил мне проектную работу с оплатой — 200 000 ТГ (30 000 руб)/мес, у меня есть возможность совмещать с основной работой. На основании трудового договора и регистрации по месту проживания нам сделали РВП. Средняя зп в Алматы 200 000—400 000 ТГ (30 000—60 000 руб.), по ощущениям этого очень мало для нормальной жизни тут.

Быт и расходы

Банковские карты открыли быстро и без проблем, счет в тенге в банке Каспи, и мультивалютный счет в Халык банке. Для открытия счета нужен местный номер телефона, ИИН (как российский ИНН) и загранпаспорт с печатью о пересечении границы.

Перемещаемся мы на своей машине, когда мч на работе и мне куда то нужно я еду на автобусе (проезд 20 руб.) или такси (примерно 230-450 руб. за поездку). Бензин тут в два раза дешевле чем в России АИ95-33 руб/литр, АИ92-27 руб/литр, топливо не качественное.

На питание в рублях уходит примерно так же как и в Санкт-Петербурге, т.к. курс рубля к тенге в декабре упал почти на 20%, когда только приехали цены для нас были приятнее. Закупаемся в местных супермаркетах Магнум (как наш Магнит), пару раз в месяц ездим на рынок за мясом, фруктами и овощами, раньше на рынки мы не ездили, а здесь это нормально.

Связь с 17гб интернета — 600 руб/мес, у нас Теле2. Интернет в квартире стабильный — 750 руб./мес. Коммуналка — 1500 руб/мес.

Несколько раз были в частных медицинских центрах, цены примерно в два раза ниже чем в Санкт-Петербурге. Например, прием у терапевта — 5000 ТГ (800 руб.), чистка зубов у стоматолога — 12'000 ТГ (1800 руб). Нам вроде как положена бесплатная медицина, т.к. мы работаем официально, но у нас нет в этом потребности, поэтому мы не узнавали.

Из трат у нас добавились поездки в горы, мы ездим кататься на сноубордах, здесь поблизости несколько классных горнолыжных курортов, в остальном как раньше. Прокат снаряжения с одеждой у нас выходит — 12'000 ТГ (1800 руб.) на двоих, ски-пасс на одного на 4 часа в будни — 5000 ТГ (750 руб.), в выходные — 7000 ТГ (1050 руб.)

Плюсы и минусы

Русских здесь достаточно много и русский это второй государственный язык. Негатива к русским и к нам в частности мы не встречали. Многое как в России, но лет так 10 назад. Хорошо налажена система с оформлением документов, практически все делается в одном месте — это ЦОН, как наш МФЦ, и сайт Егов как наши Госуслуги. Эти моменты очень облегчают эмиграцию.

Минусы для нас здесь — это экологическая обстановка, низкие зп и завышенные цены на жилье. Алматы грязный город, об этом мы узнали только когда сюда приехали: при въезде я сразу почувствовала что стало неприятно дышать, в городе критически превышен уровень частиц РМ2,5. Нас это волнует, поэтому на долго мы тут не задержимся. Планируем уехать отсюда в этом году, рассматриваем сейчас несколько стран для переезда, но решение еще не приняли.