«Обвязка насоса обошлась дороже насоса»: как я выбирал систему водоснабжения автодома

Герой реалити хочет построить автодом и уложиться в 1 000 000 ₽: часть 3
1

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Товарищ Управляющий

Страница автора

Водная система автодома состоит из баков для воды разного вида, насосов и труб, соединяющих между собой баки и потребители, устройств подогрева воды, если они есть, и собственно потребителей — душа, мойки и т.д. Так же вода должна в баки как-то попадать, для этого снаружи автодома располагают заливные горловины, и если это требуется — внешний летний душ.

В этой статье я расскажу о водной системе автодома в целом, на базе каких насосов она обычно строится, а так же покажу какой насос выбрал я и какую для него сделал обвязку, что делает эту систему довольно инновационной, потому что раньше я такого ни у кого не видел.

Вода на борту бывает четырех видов:

  • Питьевая. Используется для питья и приготовления пищи.
  • Техническая. Чистая вода, которая используется для мытья посуды, приема душа и т.д. но для приготовления пищи не подходит.
  • Серая вода. Слив с душа, раковины, стиральной машины и т.д.
  • Черная вода. Слив с туалета.

Для каждого вида воды, при ее наличии, в автодоме должен быть свой бак для ее хранения. Деление на воду не строгое и в зависимости от задач и желания владельцев автодома, может, например, не быть технической воды, а вся чистая вода на борту — питьевая, так же может не быть бака серой воды, а вода с раковины и душа сливается непосредственно на землю под автодом. Такой вариант подходит, если путешествия в основном проходят на природе, а не в городах, и используются экологически чистые моющие средства, которые не вредят природе. При стоянке в городе в таком случае для сбора сточных вод используют подкатной бак, таз или емкость.

Наличие черной воды характерно для яхт, а в автодомах это диковинка, так как обычно используют биотуалеты у которых есть собственный бак-кассета с химией, где отходы жизнедеятельности перерабатываются. Я же решил использовать не биотуалет, а яхтенный унитаз-гальюн, соответственно мне понадобится бак и для черной воды. Яхтенный туалет для использования в автодоме требует некоторой доработки, подробнее об этом я расскажу, когда до него дойдет дело.

Водная система моего автодома примерно будет выглядеть следующим образом:

  • 38 литров чистой воды (2 канистры под кухонной мойкой)
  • Погружной насос для чистой воды
  • 200 литров технической воды (2 бака по 100 литров в багажном отделении)
  • Мембранный насос с обвязкой для питания водой потребителей.
  • Насчет серой воды пока не решил, возможно будет небольшой бак на 50 литров, если будет в нем потребность. В любом случае он будет располагаться под днищем автомобиля и на данном этапе не принципиально будет он или нет.
  • Яхтенный унитаз-гальюн
  • Бак на 50 литров для черной воды (под днищем автомобиля).
  • Теплообменник для подогрева технической воды охлаждающей жидкостью двигателя.
  • Газовый проточный водонагреватель.
  • Потребители: душ, кухонная мойка, унитаз, стиральная машина активаторного типа, внешний вывод и внешний душ.

Баки в автодомах часто делают на заказ, чтобы учесть особенности конкретной машины и максимально эффективно использовать пространство, сделав например в баке выемку для установки над колесной аркой, либо используют садовые баки и бочки, когда стоит цель сэкономить и есть возможность их разместить. Мой модуль правильной геометрической формы, так что я буду использовать готовые прямоугольные баки отечественного производства, пока их не закупал, потому что они очень объемные и занимают много места.

Такие баки буду использовать
Такие баки буду использовать

Насосы, используемые в автодомах, бывают двух видов — погружные и мембранные.

Погружной насос наиболее простой — он опускается в емкость с водой и когда на него подается питание, он по шлангу эту воду качает. Они небольшие, мало потребляют и довольно тихие. В моем автодоме погружные насосы будут использоваться для подачи чистой воды из канистры в отдельный краник на мойке, для циркуляции технической воды через теплообменник для ее подогрева.

Такие насосы недорогие, стоят в районе 1500 рублей, что позволяет иметь запасные и в случае необходимости их легко заменить.

Мембранный насос создает давление в системе, т.е как дома вы открыли кран — там есть вода, что при желании позволяет использовать стиральную машину-автомат или тот же яхтенный унитаз. Такой насос больше, располагается вне бака, соответственно обладает дополнительным функционалом, например может качать воду из внешнего источника. Эти насосы стоят от 1500 рублей за очень шумные и ненадежные китайские варианты до 20000 за европейские Shure Flo которые безусловно хороши и работают почти бесшумно, но стоят дорого и сейчас еще и купить их проблематично.

Для себя я выбрал аналог Shure Flo от китайской компании SeaFlo — помпу на 11,6 л/мин за 5575р. Для долговечной работы такого насоса требуется так же гидроаккумулятор — это специальный расширительный бак, куда насос нагнетает воду и она находится там под давлением, таким образом, когда мы открываем кран — используется вода из расширительного бака. Это делает давление более стабильным и насос включается не каждый раз, когда мы открыли кран, а реже, когда давление в расширительном баке упадет, это более комфортный режим для насоса, что повышает его срок службы.

Расширительный бак я взял от Belamos на 24 литра за 2270р, это довольно большой расширительный бак и можно было бы обойтись и меньшим объемом, но у меня есть удобное место для его размещения, а так же сам бак имеет удобный форм-фактор с горизонтальным креплением.

Насос, который я купил
Насос, который я купил
Расширительный бак
Расширительный бак

Отдельного разговора заслуживает внешнее оборудование для использования воды. По-хорошему нужна и внешняя горловина для залива воды самотеком, без давления, и внешний душ может пригодиться, да и внешний разъем для подключения воды под давлением тоже не помешает, если будет потребность стоять где-то стационарно с доступными для подключения коммуникациями. Все товары, которые в названии имеют «автодом» сразу стоят сильно дороже чего-то бытового, при этом качество их оставляет желать лучшего.

Внешняя горловина для залива воды (пример)
Внешний душ (пример)

В итоге мы имеем много китайских лючков, каждый стоимостью 1500-3000 р, которые выглядят плохо, ощущаются плохо, да еще и абсолютно не теплоизолированы — т.е каждый такой внешний ввод потенциальный мостик холода и хотелось бы их минимизировать. В поисках оптимального решения, я нашел вот такой вот лючок от китайской фирмы TYTXRV за 3402 р. Тут уже есть горловина для заливки воды без давления, розетка 12в для подключения погружного насоса, если будет такая необходимость, а так же ввод воды под давлением с быстросъемным соединением на шланг, который перекрывается встроенным краном.

За счет хитрой обвязки насоса, этот ввод воды можно будет использовать и как внешний вывод, например для летнего душа. Я немного модернизировал данный лючок, врезав красную сигнальную лампу на 12в и ее выключатель. Лампа будет подключена к поплавковому выключателю внутри бака с водой и будет сигнализировать, что бак наполнен и не надо больше лить воду.

Лючок который выбрал я, доработанный сигнальной лампой
Поплавковый выключатель

Обвязку насоса я собрал в инженерном центре у своих друзей на импортных материалах, которые мы используем в ремонте квартир, а потому я их хорошо знаю и хотел именно их. Это нержавейка, американки FAR, краны Oventrop и т.д. В итоге в моем случае обвязка насоса обошлась в 13000 рублей, что примерно в 3 раза дороже стоимости самого насоса. Никто само собой не запрещает собрать все то же самое на полипропилене и китайском Valtek’е за горсть сухарей, или в принципе не делать такую сложную обвязку.

Меняя положение кранов, можно менять режимы работы насоса, соответственно он может в зависимости от положения кранов:

  • Наполнять бак из внешнего бака/бочки/реки
  • Подавать воду на потребители из внешнего бака/бочки/реки, не наполняя бак. Это удобно, если вода недостаточно чистая, например из реки, и мы хотим ей воспользоваться для душа/стирки, пока стоим на стоянке, но не хотим наполнять баки, чтобы они не зацвели и их не надо было чистить. Для этого случая возможно предусмотрю еще внешний фильтр на шланг.
  • Подавать воду из бака на борту на внешний вывод. Для использования как летний душ или стирки снаружи автодома.
  • Наполнять бак из внешнего источника под давлением. Когда мы подключаемся к магистральной воде, например в городе или на заправке, при этом насос не используется, так как есть внешнее давление.
  • Подавать воду на потребители, не наполняя бак. Это для случая, когда нужно продолжительное время стоять около какого-то объекта, где есть возможность подключить воду, тогда бортовые баки и насос не используются, а мойка, душ и т.д. работают от внешнего источника воды под давлением.
Насос качает воду из внешнего источника
Насос качает воду из внешнего источника, не наполняя бак
Летний душ
Бак наполняется под внешним давлением
Система работает под внешним давлением без участия бака и насоса

Стоимость оборудования в этой статье:

  • Насос SeaFlo 5 575 р
  • Обвязка насоса 13 000 р
  • Внешний лючок для заливки воды 3 402 р
  • Лампа сигнальная 12 в 275р
  • Поплавковый выключатель 342 р

Итого: 22 594 р.

  • RVдля работы с внешними источниками пожалуй лучше взять отдельный насос, чтобы не портить основной. и фильтр можно поставить в напорной части такой системы. ну и загрузка бака со скоростью 11 литров в минуту выгляди как грустное занятие0