«Вроде что-то сделали, но получилось как всегда»: 8 вечных проблем российских городов
В Т—Ж есть рубрика, в которой люди рассказывают, что им хотелось бы улучшить в родных краях.
Мы внимательно прочитали их жалобы на возрастные трамваи и многочасовые пробки, темные улицы и гигантские лужи, больницы без врачей и районы без спортзалов и составили список слабых мест российских регионов.
Медицина
Медицина в Элисте в плачевном состоянии. Многих специалистов нет, все уезжают в Москву на нормальные зарплаты и условия труда. В период ковида на всю республику был один аппарат КТ. В стационарах пациенты покупают все медикаменты сами, вплоть до бинтов, лейкопластырей, шприцев. Еду в больницу люди тоже приносят, так как кормят там просто ужасно.
Общественный транспорт
С приходом нового губернатора в Нижнем Новгороде многое поменялось в лучшую сторону. Жить мне тут нравится, но транспортная проблема стала еще острее. Катастрофически не хватает хороших автобусов с кондиционерами, трамваев и трамвайных путей. Хочется, чтобы хотя бы все маршрутки были целые. А про метро даже говорить не хочу: станции строятся по десять лет.
Из-за этого приходится много пользоваться такси и каршерингом, что давит на бюджет. Иногда, чтобы добраться из района в район, нужно потратить полтора часа, причем час уходит на ожидание автобусов.
В Барнауле на трамваи и автобусы можно смотреть только с содроганием: их возраст вызывает уважение, любой можно было бы использовать как памятник немецкому или чешскому автопрому. Два года сюда доставлялись списанные трамваи. По официальным данным, изношенность трамвайного парка Барнаула — 98%.
Таганрог страдает от транспортной недоступности некоторых районов, особенно по вечерам и в выходные. Маршрутки ходят с большим интервалом, а таксисты в это время задирают цену. Это категорически неудобно, когда хочется переместиться быстрее.
Кроме того, по некоторым маршрутам транспорт в принципе ездит редко, из-за чего несколько районов города имеют лишь опосредованную связь через основные магистрали, сгруппированные между главными градообразующими заводами.
Сами маршрутки ветшают, летом в них пыльно и тесно из-за того, что все, кто их долго ждал, набиваются внутрь. Но обновление транспорта идет, и хотелось бы, чтобы оно коснулось всех маршрутов, включая непопулярные.
Из общественного транспорта в Элисте только редкие автобусы и частные маршрутки. На маршрут может быть всего две машины! Можно стоять и ждать свой автобус по часу, а потом пытаться в него впихнуться. И заканчивают они ездить в 19—20 часов. Если задержался на работе, то либо пешочком, либо на такси.
В Новосибирске все очень плохо с транспортом. Первая проблема заключается в том, что его почти не дождешься, а вторая — в том, что находиться в нем — зачастую пытка: пыль, грязь, мрак. Я редко езжу в транспорте, но людям, которые сталкиваются с этим ежедневно, не позавидуешь. Мало того что его не дождешься, особенно здорово это зимой, в лютый холод, так еще и в пробках встанешь на всю жизнь.
Пробки
У нас не решают проблемы с пробками. Новые жилые комплексы строятся, а дороги не рассчитаны на поток машин, который при этом создается. Взять, например, район Гидрострой: там несколько ЖК, а дорога с одной полосой в каждую сторону. Когда выезжаешь из дома, надо потратить 50 минут, чтобы преодолеть пять километров.
Алтайский край — сельскохозяйственный регион, местные новости наполнены сведениями о новых спортплощадках, домах культуры и тому подобном, но исключительно в селах. А вот в столице края давно назревший транспортный вопрос не решается местными властями никак! В любое время в городе пробки. Расстояние семь-восемь километров можно ехать часами.
Наконец-то появились выделенные линии для общественного транспорта, но это никак не меняет общую ситуацию. Из новых районов добраться в центр на автомобиле — настоящая проблема, новые дороги не строятся, но периодически перекладывается асфальт на уже сделанных.
Пробки в Новосибирске легендарные. Иногда там, где ехать 20 минут, можно простоять около часа, а то и больше. В последние годы все становится только хуже. Строятся новые дома, но почему-то никто не задумывается о том, как люди до них будут добираться. Транспортная развязка абсолютно устарела, учитывая население города и количество машин в нем. А еще можно добавить транзитные фуры, шныряющие даже там, где нельзя.
Сейчас во Владикавказе шесть автомобильных мостов. Но в часы пик все, за исключением отдаленного Красногвардейского моста, встают. Считаю, что город созрел для строительства еще минимум двух.
Безопасность на улицах
Я бы была очень рада, если бы в парках, скверах, во дворах и магазинах увеличилось количество видеокамер. Это безопасность, возможность доказать какие-то вещи, найти вора, если до этого дойдет.
Водоснабжение
Элиста — столица Калмыкии, одного из самых жарких регионов нашей страны. А что жизненно необходимо человеку в жарком климате? Вода. Но в целой республике ее нет.
Система водоснабжения была создана еще в начале советской эпохи и с тех пор не модернизировалась. В 2023 году это постоянные прорывы, протечки, аварии, из-за которых город или целые районы могут оставаться без воды сутки, а то и недели. В этом году власти решили, что нет лучшего выхода, чем отключать воду в городе с утра и до 22:00. И нет, в это время они не латают протечки, таким образом они борются со слабым напором.
Благоустройство
В Таганроге вообще много деревьев, и это очень хорошо. Но часто можно видеть их засохшими вдоль главных улиц вдали от исторического центра. Это некрасиво и опасно: в ветреные дни падают сухие ветки. А значит, умирающие деревья нужно своевременно обрезать или убирать вовсе и сажать на их место новые, притом достаточно крупные, чтобы их не могли выломать хулиганы, а облик улиц сохранялся лиственным.
Кроме того, несколько лет назад в городе снесли ларьки, а бетонные фундаменты от них остались. Особенно много таких мест в Гоголевском переулке, который традиционно служит местом торговли и принимает по понедельникам всеобщую барахолку. Мне бы хотелось, чтобы вместо всех этих ненужных бетонных площадок появились газоны с культурными растениями и новые деревья. Тем же барахольщикам было бы удобнее стоять в тени.
В Самаре парков очень много, но они все однотипные: старые клумбы, строгие тропинки между деревьями, зона с аттракционами, кафе и детская площадка. Часть из них и вовсе заброшена. Зелени в городе немало, но в самих парках нет обновлений, отчего постоянно их посещать просто скучно. Пробежка, прогулка с детьми — не более того. Есть местечковая йога «для своих». Но мест, где посреди города можно оказаться в лесу, нет :( Нужно ехать за город.
В Москве крупные парки — это полноценные культурные кластеры с павильонами, площадками, где постоянно что-то происходит и обновляется: выставки, концерты, мастер-классы. При этом вокруг развлекательной части остается большая «лесная», где можно гулять в тиши, дышать свежим воздухом и быть ближе к природе. Все эти пруды, уточки — прелесть.
В Самаре только начинают делать что-то в этом направлении — что уже хорошо.
Архангельск меняется. В последнее время здесь появляется благоустройство, ремонтируют набережные, строят какие-то общественные площадки. Но делают все это уж очень своеобразно.
Например, недавно в районе Поморской улицы сделали общественное пространство: тротуары, светильники, скамейки. Проблема в том, что по факту на газоны просто насыпали кучу земли, которая выше тротуара. Во время дождя она стекает на тротуар, потом на проезжую часть, оттуда брызгами из луж вся эта грязь снова летит на тротуар. Как итог: вроде что-то сделали, попытались, а получилось как всегда — грязь. И так во всем.
В итоге получается, что благоустройство общественных пространств в Архангельске идет, но с некоторым но: во время прогулки нужно постоянно смотреть под ноги, чтобы выбрать путь, попытаться обойти лужу грязи — часто это невозможно, — а после прогулки приходится отмывать обувь.
Уличное освещение
Я считаю, что в Самаре и особенно в области много где не хватает фонарей и других источников света. Встречая маму с работы по вечерам, я прохожу неосвещенный участок, который, к сожалению, никак не обойти. Даже не говорю о страхе встретить опасную личность — просто упасть на неровности, которые невозможно увидеть в темноте, тоже очень легко.
Освещения городского нет, редко где есть одинокие фонари, но они совсем не освещают — видно, лампы самые слабые. От этого на дорогах часто случаются ДТП или люди проваливаются в ямы на тротуарах или открытые люки, коих много.
Досуг
В Махачкале нет центров, где активная молодежь могла бы собираться. Я бы хотела, чтобы появилось место, где проходят мастер-классы по предпринимательству, инвестициям, где происходят знакомства. Такой центр мог бы заниматься консультированием начинающих предпринимателей, рассказывать о грантах и поддержке государства.
Нам не хватает места для общения, вроде ГЭС-2 в Москве, только с бизнес-направленностью.
Я живу возле Бугринского парка. На весь наш район нет ни одного приличного многофункционального спортивного комплекса — да что уж, и монофункционального тоже нет. Вокруг одни пивнушки и «Пятерочки», алкомаркеты.
Не то чтобы я была непримиримым зожником и против того, чтобы выпить бокал вина после тренировки, я даже двумя руками за. Но хочется иметь возможность нагрузить свое тело хоть какой-то физической работой, кроме домашнего быта и восьмичасового кликанья мышкой. А чтобы добраться до какого-то приличного спортивного центра, надо потратить много нервов и времени.