Ремни безопасности: как устроены, зачем нужны
Авто
510

Ремни безопасности: как устроены, зачем нужны

И почему важно пристегиваться даже в самых безопасных автомобилях

7
Аватар автора

Константин Ищенко

всегда пристегивается

Страница автора

В автомобиле есть системы активной и пассивной безопасности.

Системы активной безопасности нужны, чтобы избежать аварии. Это антиблокировка тормозов, антипробуксовка, система стабилизации и различные ассистенты вождения. Системы пассивной безопасности работают, если не удалось избежать аварии. Это ремни, подушки, силовая структура кузова.

Удержать в кресле на повороте — не главная задача ремня в автомобиле. Это не аттракцион. Ремни — первый элемент пассивной безопасности: они удерживают седока, потом раскрывается подушка, а кузов поглощает энергию удара. Каждый элемент пассивной безопасности важен, и только вместе они работают эффективно.

Виды ремней безопасности

Ремни безопасности бывают безынерционные и инерционные, двухточечные, трехточечные и многоточечные. Расскажу о каждом виде подробнее.

Безынерционные. На современные машины их не устанавливают. Исключение — спортивные. В конструкции такого ремня нет катушки — его длину нужно регулировать вручную. Когда он отстегнут, остается лежать на сиденье или рядом с ним. По безопасности такие ремни не уступают инерционным, главное — правильно настроить длину. Пользоваться безынерционным ремнем неудобно, поэтому придумали другой механизм.

Инерционные. Основной тип. Практически все современные автомобили оснащают такими ремнями. В конструкции есть катушка — когда ремень не используют, он находится в смотанном положении, обычно на стойке кузова. Длина инерционного ремня регулируется автоматически, поэтому пользоваться им намного комфортнее. Например, если вам нужно куда-то потянуться, катушка немного отпустит ремень, а потом смотает обратно.

Двухточечные. Такие применяют сейчас в авиации, а раньше устанавливали на автомобили. Обычно они поясные. Менее безопасны, чем трехточечные.

Трехточечные. Большинство ремней безопасности именно такие. Фиксируют надежно, а использовать их удобно.

Двухточечные ремни на классическом Ford Mustang шестидесятых годов. Фотография: GTS Productions / Shutterstock / FOTODOM
Двухточечные ремни на классическом Ford Mustang шестидесятых годов. Фотография: GTS Productions / Shutterstock / FOTODOM
Трехточечные ремни обычно находятся на стойке за сиденьями. Фотография: Teddy Leung / Shutterstock / FOTODOM
Трехточечные ремни обычно находятся на стойке за сиденьями. Фотография: Teddy Leung / Shutterstock / FOTODOM
Двухточечные и трехточечные ремни безопасности могут различаться расположением катушки или замка, но общий принцип их конструкции не меняется
Двухточечные и трехточечные ремни безопасности могут различаться расположением катушки или замка, но общий принцип их конструкции не меняется
На заднем сиденье автомобиля установлены три трехточечных ремня. Форма застежки среднего отличается — перепутать не получится. Фотография: Aleksandr Kondratov / Shutterstock / FOTODOM
На заднем сиденье автомобиля установлены три трехточечных ремня. Форма застежки среднего отличается — перепутать не получится. Фотография: Aleksandr Kondratov / Shutterstock / FOTODOM

Многоточечные. Точек крепления может быть больше, но массовые автомобили такими ремнями не оснащают. Четырех-, пяти- и даже шеститочечные ремни применяют в спортивных авто. Их устанавливают на специальные сиденья-ковши и надежно крепят к кузову или каркасу безопасности.

Такие ремни менее удобны, чем трехточечные, но максимально крепко фиксируют седоков и распределяют нагрузку на тело при аварии. Похожие используют в детских креслах.

Многоточечные ремни в спортивном автомобиле. Они нужны не только для безопасности, но и для лучших результатов на трассе: крепко держат водителя в поворотах, когда возникают сильные перегрузки. Фотография: Jack Skeens / Shutterstock / FOTODOM
Многоточечные ремни в спортивном автомобиле. Они нужны не только для безопасности, но и для лучших результатов на трассе: крепко держат водителя в поворотах, когда возникают сильные перегрузки. Фотография: Jack Skeens / Shutterstock / FOTODOM
В детском кресле многоточечный ремень нужен для гарантированной фиксации. Ребенок не выскользнет из⁠-⁠под ремня, если уснет или поменяет позу. Фотография: christinarosepix / Shutterstock / FOTODOM
В детском кресле многоточечный ремень нужен для гарантированной фиксации. Ребенок не выскользнет из⁠-⁠под ремня, если уснет или поменяет позу. Фотография: christinarosepix / Shutterstock / FOTODOM

Конструкция ремней безопасности

Первая точка. Ремень смотан в катушку. Чаще всего ее устанавливают на пол в районе стойки кузова. Катушка позволяет медленно ослабить ремень, но при резком движении срабатывает стопор — таким образом ремень удерживает человека при аварии.

Вторая точка. Промежуточное крепление ремня у большинства машин располагают выше — на стойке кузова. Это петля, через которую протянут ремень. Высоту верхней точки обычно можно отрегулировать. В купе и кабриолетах, если нет стойки или она далеко, ремень подается приводом сзади или выходит из сиденья.

Третья точка. Замок ремня безопасности расположен на противоположной стороне сиденья относительно первой и второй точек. В него вставляют пряжку ремня, когда пристегиваются.

Преднатяжитель — устройство, которое уменьшает риск для пристегнутого ремнем удариться о приборную панель или лобовое стекло. При сигнале от датчика удара срабатывает пиропатрон. Он выбрасывает газ, и под его давлением поршень тянет за короткий трос, который натягивает ремень. За несколько миллисекунд ремень сдвигается на несколько сантиметров и максимально плотно фиксирует человека на сиденье. Натяжители могут быть устроены по-разному, но работают по одному принципу: дополнительно натягивают ремень при ударе.

Трехточечные ремни современных автомобилей устроены почти одинаково
Трехточечные ремни современных автомобилей устроены почти одинаково
У некоторых машин преднатяжитель ремня устанавливают на катушке, есть модели и с двумя преднатяжителями одного ремня. Источник: lndsolutions.org
У некоторых машин преднатяжитель ремня устанавливают на катушке, есть модели и с двумя преднатяжителями одного ремня. Источник: lndsolutions.org
Преднатяжитель со стороны защелки ремня. Источник: lndsolutions.org
Преднатяжитель со стороны защелки ремня. Источник: lndsolutions.org
Система подачи ремня в Bentley Continental GT

Автоматические. В компании Volkswagen решили, что можно побороть привычку не пристегиваться, если автомобиль будет делать это сам. В 1973 году появилась система ELRA  . Верхняя точка перемещается электромотором, а катушка ремня перенесена на центральный тоннель. Когда дверь открыта, ремень уезжает на переднюю стойку, когда закрыта — возвращается.

Были и системы без электропривода: на некоторых американских машинах часть ремня была зафиксирована на двери. Это считали системой пассивной безопасности, которая работала без вмешательства человека  . Оснащать ими новые автомобили требовало Национальное управление по безопасности дорожного движения США, NHTSA. Но такой экзотический механизм не отличался удобством и надежностью. От него отказались в пользу сочетания ремней и подушек безопасности.

Автоматические ремни системы VW ELRA. Источник: инструкция к системе VW ELRA
Автоматические ремни системы VW ELRA. Источник: инструкция к системе VW ELRA
Автоматические ремни VW ELRA двигаются при открытии двери

Что можно делать с ремнями безопасности

Настраивать под себя. Безынерционный ремень надо отрегулировать, иначе он бесполезен. Настройте длину ремня так, чтобы после пристегивания между лямкой ремня и телом проходило 2—3 пальца. Инерционные ремни делают это автоматически. Полезно будет отрегулировать высоту верхней точки крепления, если такая настройка есть.

Использовать в течение всего срока службы автомобиля. Ремни безопасности не нужно регулярно обслуживать или менять. Делать это придется только после аварии или если ремень износился.

Крепить ремнями большие предметы в салоне. Это будет полезно, если нужно перевезти что-то крупное, а разместить этот предмет в багажнике не получается. Можно поставить коробку или большой цветочный горшок на сиденье и пристегнуть его ремнем так же, как пристегнули бы человека. Если защелка ремня не в замке — ремень бесполезен, поэтому не стоит им что-либо привязывать, как веревкой.

Что нельзя делать с ремнями безопасности

Не пристегиваться. Достаточно резко затормозить, чтобы передний пассажир ударился о лобовое стекло или торпедо. При ДТП на пассажиров и водителя действуют силы, которые в десятки раз превышают вес человека, поэтому удержаться на сиденье без ремня в момент столкновения абсолютно невозможно. Водитель ударится о руль грудной клеткой, а подушка безопасности не сработает: блок безопасности отключает ее, если видит непристегнутый ремень, иначе от нее будет больше вреда, чем пользы.

Пользоваться заглушками. Отключать надоедливое напоминание о ремне такими приспособлениями опасно. Блок безопасности думает, что ремни пристегнуты. Подушки при этом активны.

В штатной ситуации — когда водитель пристегнут — пиропатрон в подушке работает в связке с пиропатроном в ремне. Первый раскрывает подушку, второй активирует преднатяжитель ремня, человек вовремя оказывается в правильном положении.

Если преднатяжитель срабатывает вхолостую и ремень не натягивается, подушка ударяет седока на встречном движении — это примерно эквивалентно прямому удару тренированного боксера. К тому же пассажир может соскользнуть с подушки и удариться головой о стойку кузова.

Использовать поврежденные ремни. Если из ленты ремня торчат нитки, не срабатывает стопор катушки или есть серьезные повреждения на других частях ремня, его надо заменить. Если замок не защелкивается — его также необходимо поменять.

Такой поврежденный ремень очень опасен, и его нужно заменить. Фотография: Kristi Blokhin / Shutterstock / FOTODOM
Такой поврежденный ремень очень опасен, и его нужно заменить. Фотография: Kristi Blokhin / Shutterstock / FOTODOM

Ездить на машине с ремнями, которые пострадали после аварии. Пиропатрон преднатяжителя ремня одноразовый. Если сработал — нужно менять. Обязательно проверьте все системы пассивной безопасности, если знаете, что вашу машину восстанавливали после серьезной аварии. Обратитесь в нормальный сервис. Лучше протестировать все электронные блоки, осмотреть ремни и заменить испорченные детали.

Изменять конструкцию ремней. Установить вместо штатных трехточечных ремней многоточечные — плохая идея. Ими будет неудобно пользоваться, а еще можно получить проблемы с законом. Доработки без оформления документов и внесения отметок в ПТС — риск получить штраф 500 ₽ и предписание пройти осмотр автомобиля в ГИБДД. Если этого не сделать, автомобиль автоматически снимут с регистрации  .

На разборке можно купить ремни безопасности, но осматривать их надо тщательно. Зато так получится серьезно сэкономить: комплект из четырех ремней на фото я купил за 8000 ₽. Новые стоили больше 60 тысяч
На разборке можно купить ремни безопасности, но осматривать их надо тщательно. Зато так получится серьезно сэкономить: комплект из четырех ремней на фото я купил за 8000 ₽. Новые стоили больше 60 тысяч
Размотать снятый с автомобиля ремень может быть непросто: стопорный механизм катушки «отпускает» ремень, только если катушка находится в том положении, в каком она установлена в автомобиле
Размотать снятый с автомобиля ремень может быть непросто: стопорный механизм катушки «отпускает» ремень, только если катушка находится в том положении, в каком она установлена в автомобиле

Запомнить

  1. Пристегиваться ремнями безопасности обязательно.
  2. Ремни не нужно ни обслуживать, ни менять, если они целы и исправны.
  3. Если у вас есть сомнения в исправности ремней безопасности или замков, обязательно покажите машину специалисту. Неисправные детали надо заменить.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Константин ИщенкоПристегиваетесь на заднем сиденье?
  • ПавелБез этой фотки тема не раскрыта9
  • ИвановПавел, особенно доставляет надпись DO NOT USE )) Но в целом, такая вещь многое говорит о её владельце. Положиться на волю случая, вместо железобетонно доказанного за долгие десятилетия значительного увеличения шансов выжить в ДТП.6
  • Иван ПетровТут документалка по теме ремней интересная от картавого: https://youtu.be/cnJ2GKQN-28?si=5zD5t1ynxOi5yRel >Пристегиваетесь на заднем сиденье? Все в авто обязаны быть пристёгнуты.2
  • ИвановОсобенно важно фиксировать в авто детей. Они погибают в дтп значительно легче, чем взрослые – часто просто пробивают телами стекло и вылетают на асфальт, где их, бывает, ещё и переезжают другие авто. При этом пристегнутые спереди родители зачастую выживают, взваливая на себя огромную тяжесть вины за смерть или увечья несчастного ребенка. Звучит ужасно, но это печальная реальность для тысяч самоуверенных и легкомысленных родителей, чьи дети погибли или стали калеками в ДТП. Был печальный опыт у знакомых, когда в относительно не сильном дтп ребенок стоявший между сидений сзади, пробил головой лобовое стекло, родители же были пристёгнуты и отделались лёгкими ушибами. И таких случаев – огромное количество каждый год. При этом другие знакомые, у которых авто перевернулся когда они ехали с отпуска с двумя детьми (случайно заехал на обочину одной стороной, резко дёрнул руль и авто перевернулось) – отделались испугом. Дети сзади просто повисли на ремнях, что предотвратило страшные последствия переворота авто – сломанные шеи. С тех пор, каждый раз когда вижу непристегнутых детей в авто, становится очень не по себе. Жаль, что подобную информацию очень редко распространяют среди населения и люди просто не задумываются о невероятной опасности такого легкомыслия.7
  • Тарас ЖитниковВот это полезная статья! Возможно, она даже спасет кому-то жизнь.1
  • Тарас ЖитниковТак почему бы не сделать так, чтобы машина не могла начать движение без всех пристегнутых ремней безопасности.0
  • БарышняВо правда есть люди, которые не пристёгиваются на заднем сиденье? 🤦‍♀️ Потому что, если есть, то это естественный отбор в его ярком проявлении.0