Как добиться ремонта двигателя от автоподборщика?
В августе 2024 года решил купить первый автомобиль. Для поиска и проверки авто обратился в компанию «Ильдар Автоподбор». Определили критерии подбора, бюджет и регион.
У организации есть несколько видов услуг. Я планировал воспользоваться «Подбором под ключ». Но менеджер сказал, что под мои критерии это не подойдет: придется искать авто старше и с внушительным пробегом, на которое не смогут дать техническую гарантию. Договорились об услуге «Экспресс-подбор». Это то же самое, но без гарантии, что в течение двух месяцев с момента подбора в машине ничего не сломается.
Автомобиль подобрали, его проверил эксперт и рекомендовал к покупке с недостатками, которые нельзя считать критическими с учетом стоимости и возраста. Я его купил, пригнал из другого города, полностью обслужил, в том числе поменял масло в двигателе.
Проехал 1000 километров, и двигатель израсходовал 1 литр масла, что ненормально. Обратился к специалисту по двигателям, он провел эндоскопию и заключил, что с одним из цилиндров проблемы и внутри много нагара. Специалист считает, что, проведи автоподборщик эндоскопию, он бы заподозрил масложор, забраковал машину и предложил мне поискать еще.
Я обратился в компанию-автоподборщика и поделился результатами диагностики — там сказали, что делают эндоскопию только на «задиристых» моторах, если к этому есть показания.
Эксперт не предлагал мне провести эндоскопию, а также не спрашивал, согласен ли я на эту процедуру. Я воспользовался услугой автоподбора, но в итоге получил машину с двигателем под капремонт или замену. Есть ли шанс обязать его оплатить ремонт или замену двигателя? Ведь услуга оказана некачественно, а я понес ущерб.
Ситуация непростая: вам придется доказать, что на момент продажи в автомобиле были недостатки, которые подборщик мог и был обязан обнаружить — и либо не сделал этого, либо не сообщил вам.
Судебная практика показывает, что получить деньги на ремонт будет сложно, но можно попытаться вернуть стоимость услуг автоподбора.
Стоит ли пытаться взыскать деньги на ремонт
Отношения с компанией-автоподборщиком регулирует закон о защите прав потребителей. По нему исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. Если условий о качестве нет, услуга должна соответствовать обычным требованиям и быть пригодной для своих целей .
Вы считаете, что расходы на капремонт — убытки из-за некачественной услуги. Значит, вы вправе требовать их возмещения. Но для этого придется доказать связь между действиями компании и расходами на ремонт .
Вы написали, что автоподборщик предупредил об отсутствии гарантии. Но по закону потребитель вправе предъявить требования к некачественным услугам в течение двух лет .
Чтобы добиться возмещения, в суде придется доказать, что услуги оказаны некачественно, проблемы у автомобиля были уже на момент продажи и, если бы автоподборщик исполнил условия договора, обнаружил бы их и предупредил вас .
Правила оказания услуги «Экспресс-подбор» есть в открытом доступе. По ним подборщик в числе прочего проводит:
- локально-визуальную диагностику двигателя, проверяет состояние и уровни технических жидкостей, состояние приводных ремней, работу двигателя на различных оборотах, проверяет дымность выхлопа;
- углубленную диагностику автомобиля в автосервисе, в том числе на подъемнике, но исключительно с согласия владельца автомобиля. Под углубленной диагностикой подразумевается только замер компрессии и эндоскопия.
Можно предположить, что масложор 1 литр на 1000 километров опытный подборщик мог бы заподозрить даже без специального оборудования, тем более при проверке дымности выхлопа. Кроме того, автоподборщик обязан провести углубленную диагностику независимо от вашей инициативы и с согласия продавца. Если так, ему придется доказать, что он ее предлагал, но получил отказ.
С другой стороны, эндоскопию в договоре не включили в раздел с описанием действий исполнителя и ее можно расценить как дополнительную услугу. Одновременно компания добавила важное условие: «Исполнитель не несет ответственности вследствие выявления в последующем неисправностей, которые не могли быть диагностированы без применения специальных средств (скрытые повреждения, без подъемника, без демонтажа составных частей кузова автомобиля), а также вследствие выявления следов изменения номерных узлов и агрегатов без применения специальных криминалистических средств выявления таких фактов (без специальной криминалистической экспертизы)».
Не факт, что эта оговорка сработает в пользу компании-автоподборщика в суде. Важно выяснить, все ли действия в рамках договора выполнил специалист и могли ли они выявить масложор.
Как действовать
Провести экспертизу. Нужен специалист, который вправе проводить судебные автотехнические и оценочные экспертизы, — он осмотрит автомобиль и составит техническое заключение. Вам важны ответы на такие вопросы:
- Был ли масложор на день продажи и мог ли появиться после из-за ваших действий?
- Возможно ли определить расход масла путем локально-визуальной диагностики и проверки дымности двигателя?
- Какова стоимость устранения недостатков?
На осмотр автомобиля советую пригласить представителя автоподборщика заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или телеграммой.
Направить претензию компании-автоподборщику. Отправляйте также заказным письмом. Требуйте возместить стоимость ремонта. Приложите копию технического заключения. Компания должна рассмотреть ваше обращение в течение 10 дней .
Направлять претензию необязательно, но благодаря ей компания может согласиться на мирное урегулирование. А если дойдет до суда и вы выиграете, сможете взыскать неустойку и штраф за неудовлетворение требований потребителя в досудебном порядке.
Кроме расходов на ремонт вы вправе требовать :
- Расторгнуть договор и вернуть деньги, поскольку услуги оказаны некачественно.
- Компенсировать моральный вред.
- Возместить стоимость экспертизы.
Подать иск в суд, если договориться с автоподбором иначе не получилось. Суд можно выбрать по юридическому адресу компании, ее филиала или по адресу своей регистрации. Госпошлину платить не нужно .
В иск можно включить санкции за неудовлетворение ваших требований в добровольном порядке :
- Неустойку — 3% от цены услуги за каждый день просрочки.
- Штраф — 50% от суммы, взысканной судом.
Что учитывать, если решите идти в суд
Советую выбрать проверенного эксперта. Возможно, автоподборщик в суде будет оспаривать его техническое заключение — тогда назначат судебную экспертизу. Она обладает большей юридической силой, поэтому важно, чтобы ее результаты не противоречили вашей.
Уместно привлечь к участию в разбирательстве продавца автомобиля как третье лицо: он может уточнить, какие дефекты были у двигателя и когда возникли. Кроме того, продавец отвечает за качество товара. Если он знал и умолчал о скрытых дефектах, в будущем стоимость ремонта можно попробовать взыскать с него.
В судебной практике я не встретила решений, когда клиентам удавалось взыскать стоимость ремонта с автоподборщика. Но в некоторых случаях суд признает, что услуга оказана некачественно, — и соглашается с частью требований.
В первом деле в 2022 году мужчина из Екатеринбурга заплатил автоподборщику 30 000 ₽, чтобы найти автомобиль с автоматической коробкой передач и пробегом до 180 000 километров по цене до 350 000 ₽.
Подборщик нашел авто и указал неисправности. Мужчина согласился купить машину с ними, но через 400 километров она сломалась. В автосервисе нашли дефекты, о которых подборщик не упомянул, в том числе полный износ АКПП.
Мужчина потратил 149 000 ₽, несколько раз направлял претензии подборщику, а затем обратился в суд, чтобы взыскать расходы на ремонт, компенсацию морального вреда — 30 000 ₽, штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке и почтовые расходы.
Суд полностью отказал в иске . Экспертиза показала, что невозможно установить, когда именно возникли критические недостатки: автомобиль прошел техосмотр и на момент покупки разногласий о его качестве не было. При этом исполнитель предупредил, что не отвечает за скрытые неисправности, которые невозможно обнаружить без специальных средств, подъемника, разборки кузова и агрегатов.
В другом деле мужчина заплатил подборщику 25 000 ₽ и купил авто по его рекомендации, а спустя время обнаружил дефекты кузова и потратил на ремонт 76 000 ₽. В суде покупатель потребовал:
- Расторгнуть договор и вернуть 25 000 ₽.
- Возместить стоимость ремонта.
- Компенсацию морального вреда — 2000 ₽.
- Оплату услуг юриста — 9000 ₽.
- Компенсацию почтовых расходов — 1000 ₽.
- Неустойку — 1% за каждый день просрочки за невыполнение требований потребителя.
- Штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке — 50% от присужденной судом суммы.
Суд решил , что автоподборщик некачественно оказал услуги и не сообщил о недостатках автомобиля. И согласился с частью требований, расторг договор и взыскал с подборщика:
- Стоимость услуг — 25 000 ₽.
- Неустойку — 25 000 ₽.
- Компенсацию морального вреда — 2000 ₽.
- Штраф — 26 000 ₽.
- Расходы на юриста — 7000 ₽.
Стоимость ремонта с автоподборщика не взыскали, потому что покупатель не доказал, что ущерб возник именно по его вине.
Что в итоге
Чтобы взыскать с автоподборщика расходы на ремонт, придется доказать, что услуги оказаны некачественно и специалист мог выявить недостатки, если бы выполнил все действия по условиям договора.
Подтвердить вашу позицию могут результаты независимой экспертизы.
Кроме расходов на ремонт можно потребовать от компании вернуть деньги за некачественную услугу, а также неустойку, штраф и компенсацию морального вреда.