Какие документы брать с мастера при ремонте бытовой техники?

9
Аватар автора

Аноним

спросилa в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Въехали на съемную квартиру. Стиральная машина не работала, и хозяева собрались починить ее за свой счет. Они дали нам номер, по которому нужно было вызвать мастера. Главное условие: после ремонта мы должны были передать им гарантийный талон и чек.

Когда мастер приехал, мы сразу же спросили его об этих документах. Он сказал, что проблем нет: он работает в компании, и после оплаты менеджеры нам все отправят.

В итоге машинку он починил, но документы так и не пришли. Позже выяснилось, что этот мастер работает на себя. Расписку с него мы не взяли, за ремонт платили наличными. Теперь у нас нет доказательств стоимости ремонта для хозяев квартиры и гарантии на эти работы.

Как нам нужно было правильно поступить изначально: составить договор или взять расписку?

Аватар автора

Андрей Ненастьев

электромонтер

Страница автора

Если вам важно только получить компенсацию от хозяев квартиры за ремонт стиральной машины, подойдет любой документ: расписка, чек, гарантийный талон или акт о проведенном ремонте. Если смотреть с юридической точки зрения, то же самое: мастер должен был выдать хоть что-то.

Какие документы обязан выдать мастер по ремонту бытовой техники

Отношения между заказчиком бытовых услуг и мастером, который работает на фирму или является ИП, регулируются правилами бытового обслуживания населения. В документе сказано, что с таким мастером нужно заключить договор оказания услуг или бытового подряда.

Однако если услуга или работа выполняется в присутствии потребителя, то договор считается оформленным, если мастер выдал кассовый чек или любой другой подобный документ. То есть полноценный договор мастер может и не подписывать.

У бытовых мастеров в ходу акты о проведенном ремонте. У таких актов нет типовой формы — каждый мастер или фирма делает свой бланк. По закону в них должна быть такая информация:

  1. Наименование фирмы и юридический адрес, если это юрлицо, или ФИО предпринимателя, а также ИНН.
  2. Вид работ.
  3. Цена.
  4. Наименование, описание и цена материалов.
  5. Отметка об оплате работ или информация об авансе, если он предусмотрен.
  6. Дата приема и исполнения заказа.
  7. Гарантийный срок.
  8. Подписи мастера и заказчика.

Стороны могут заключить и полноценный договор: на нескольких листах, с перечислением прав и обязанностей, последствиями форс-мажора и размерами штрафов и неустоек. Но при мелком ремонте составлять многостраничный документ вряд ли целесообразно — можно обойтись нашим образцом на один лист или подписать другой равнозначный документ. К крупным договорам прибегают, когда нужен, например, комплексный ремонт квартиры, а работы займут несколько недель и вести их будет целая бригада.

Телефон ремонтировали в моем присутствии, но не на дому, а в сервисном центре, поэтому акт заполнили на компьютере и распечатали на принтере. При ремонте на дому мастер заполнял бы бланк от руки
Телефон ремонтировали в моем присутствии, но не на дому, а в сервисном центре, поэтому акт заполнили на компьютере и распечатали на принтере. При ремонте на дому мастер заполнял бы бланк от руки

Вместо акта или в дополнение к нему мастер может выдать чек. Ремонтники обычно не носят с собой терминалы, но иногда это и не нужно. Если мастер работает как самозанятый, он формирует чек в мобильном приложении «Мой налог». Мастер может не распечатывать чек, а переслать его заказчику в электронном виде — на почту или в мессенджер.

Мастера, которые работают на других налоговых режимах, могут также выдавать квитанции или заказ-наряды. Их заполняют от руки прямо в квартире.

Это документы на ремонт посудомоечной машины в 2018 году. Мастер выдал мне нумерованную квитанцию — бланк строгой отчетности, БСО — и акт выполненных работ. В акте указаны условия ремонта и есть информация о гарантии. С лета 2019 года выдать БСО взамен кассового чека нельзя, если организация или ИП обязаны применять ККТ
Это документы на ремонт посудомоечной машины в 2018 году. Мастер выдал мне нумерованную квитанцию — бланк строгой отчетности, БСО — и акт выполненных работ. В акте указаны условия ремонта и есть информация о гарантии. С лета 2019 года выдать БСО взамен кассового чека нельзя, если организация или ИП обязаны применять ККТ
1/2
Это документы на ремонт посудомоечной машины в 2018 году. Мастер выдал мне нумерованную квитанцию — бланк строгой отчетности, БСО — и акт выполненных работ. В акте указаны условия ремонта и есть информация о гарантии. С лета 2019 года выдать БСО взамен кассового чека нельзя, если организация или ИП обязаны применять ККТ
Это документы на ремонт посудомоечной машины в 2018 году. Мастер выдал мне нумерованную квитанцию — бланк строгой отчетности, БСО — и акт выполненных работ. В акте указаны условия ремонта и есть информация о гарантии. С лета 2019 года выдать БСО взамен кассового чека нельзя, если организация или ИП обязаны применять ККТ
Так выглядит чек от мастера, который работает в статусе самозанятого. Он платит 4% налога от стоимости каждого заказа физлица без статуса ИП
Так выглядит чек от мастера, который работает в статусе самозанятого. Он платит 4% налога от стоимости каждого заказа физлица без статуса ИП

Это документы на ремонт посудомоечной машины в 2018 году. Мастер выдал мне нумерованную квитанцию — бланк строгой отчетности, БСО — и акт выполненных работ. В акте указаны условия ремонта и есть информация о гарантии. С лета 2019 года выдать БСО взамен кассового чека нельзя, если организация или ИП обязаны применять ККТ

Бывает, что мастер работает неофициально и не платит налоги. С точки зрения закона он такое же физлицо, как и заказчик. Единственное, что можно попросить у такого исполнителя помимо договора, — расписку о получении денег. Мастер, скорее всего, не захочет давать расписку, ведь она может стать доказательством, что он уклоняется от уплаты налогов и ведет теневой бизнес.

Вам номер мастера дали хозяева. Возможно, они работали с ним раньше и знают, из какой он фирмы. Позвоните им и объясните ситуацию. Также можно позвонить мастеру напрямую и напомнить, что он обещал вам документы.

Куда жаловаться, если мастер ничего не оформил

Ремонт бытовой техники — это услуги, оказание которых регулирует закон о защите прав потребителей. За соблюдением этого закона следит Роспотребнадзор. Однако жаловаться туда имеет смысл, только если мастер работает официально и есть претензии по существу ремонта. Например, технику починили некачественно или недоремонтировали, мастер отказывается соблюдать условия гарантии или использовал не те материалы и запчасти, о которых договаривались.

Проще говоря, Роспотребнадзор работает с легальным рынком и проверяет тех, кто находится в правовом поле. Работников без документов обычно выявляет налоговая служба или полиция. То есть если мастер не выдал документы, пожаловаться можно в МВД или налоговую инспекцию и попробовать привлечь мастера за нелегальную предпринимательскую деятельность.

Административный штраф за такое нарушение небольшой, чтобы его бояться, — до 2000 ₽. Кроме того, чтобы привлечь человека к административной ответственности, полицейским или налоговым инспекторам понадобится установить его личность и доказать, что он ремонтирует бытовую технику регулярно. Но есть и другой штраф — за предпринимательство без постановки на учет в налоговой, его размер — до 40 000 ₽.

В вашем случае еще можно пожаловаться в фирму, от которой якобы работал мастер. Возможно, исполнитель — это наемный работник, который скрыл заказ от работодателя, чтобы побольше заработать на шабашке. Не исключено, что это не первая история. Руководитель после жалобы может наказать и даже уволить работника.

Но во многих фирмах руководство лояльно относится к подработкам. Мастерам разрешают выполнять свои заказы, если нет работы, или предлагать клиентам фирмы частные услуги. Такая система помогает мотивировать работников с небольшой зарплатой.

Также возможно, что работник просто наврал, будто работает от фирмы, чтобы не вызвать подозрений. В таком случае пожаловаться работодателю не получится. Проверить место работы мастера следовало до начала ремонта, позвонив в компанию, которую он назвал.

Как поступить в будущем, если вызываете мастера

Порядок действий такой:

  1. Узнайте, в какой фирме работает мастер, и позвоните туда.
  2. Уточните у менеджера, что вам точно пришлют все документы.
  3. Если мастер работает на себя и оформлен как самозанятый, он может прислать электронный чек вам на почту.
  4. Если вам нужны документы только для хозяев, то предложите им расписку от мастера. Тем более что они сами дали вам его телефон. Правда, придется убедить мастера выдать такую расписку.

Андрей НенастьевКакие документы о ремонте выдавали вам? Пригодились ли они потом?
  • Василийпопробуйте обратиться к тем кто дал вам номер телефона . ведь по их подсказке вы потратили деньги в то место куда они указали . то есть они изначально это знали . что никаких документов у вас за ремонт не будет.2
  • НинаЗа ремонт стиральной машины выставили счет 13200 руб Кассовый чек сразу не дают, а высылают на номер телефона. Но вместо 1 чека на 13200 руб. пришло 5 чеков разные суммы, т.е раздробили сумму на 5 чеков. Мне нужен 1 чек и на сумму соответствующую в договоре, на который есть ссылка в чеке. На мою просьбу дать один чек не реагируют, просто бросают трубку. Более того мастер по-видимому мошенник, он заменил мой качественный ТЭН на свой, на вид б/у, без упаковки, таскал в своей сумке. Я отдала этот ТЭН на экспертизу и мне подтвердили, что он качественный с выдачей соответствующего документа, Также он переставил помпу, но проверить ее не могу т.к. он утащил ее без моего ведома, считаю украл. Этим запчастям такие мастера находят применение, ставят из другим заказчикам. Никто, как и мы, не требует у мастера подтверждения, что устанавливаемые детали новые и тем более не догадывается, зачем он забирает демонтированные детали не спрашивая разрешения. Зачем они ему нужны?0
  • Игорь ГромовНина, можете поделиться контактом экпертизы? Воспользовался на днях услугами похожего "умельца". Вписал в чек работу, которую вообще не выполнял.0
  • Дмитрий БеренжукВъехали на съемную квартиру. Стиральная машина не работала, и хозяева собрались починить ее за свой счет. Они дали нам номер, по которому нужно было вызвать мастера. Главное условие: после ремонта мы должны были передать им гарантийный талон и чек. Красиво сказано ) хозяева вам дали номер телефона так супер ) хозяева спецом вам подставили мастера и договорились что он вам не даст чек.0
  • Егор СимоновИстория банальная, но для меня поучительная. Вызвал по объявлению из почтового ящика мастера-компьютерщика - впервые, т. к. до того моими компьютерными проблемами занимались знакомые. В объявлении, на основании которого я пригласил мастера, было обозначено, что на проделанную работу выдаётся гарантийный документ, это и подкупило "серьёзностью" подхода к делу. По телефону некий координатор (фирмы нет, юр. лица нет) обозначил 500 руб. за установку программы Windows одной из ранних версий, т. к. мой комп W10 очень плохо тянул. Пришёл мастер, поставил нужную мне версию, а затем заявил, что без дополнительных программ эта версия Винда работать не будет. Я был психологически припёрт к стенке, т. к. срочно был нужен исправно работающий компьютер. Пришлось раскошелиться тут же, на месте, до 10 тыс. руб. вместо 500 р., обозначенных по телефону. Такая ситуация стала для меня шоком - ну не готов я был психологически к такой сумме изначально! - но позарез нужен был исправный, работающий комп. Документ о проделанной работе мастер не оставил (а я прохлопал ушами этот момент, будучи в шоке от суммы), гарантийное письмо - тоже. Мастер объявил, что если программа перестанет работать, то придётся всё сполна оплачивать снова. Позже заочно я пытался не раз получить от этого мастера хотя бы гарантийное письмо, но поезд уже ушёл. Мастер - по телефону - в том, что я не получил от него гарантийное письмо, обвинил... меня. Срок гарантии обозначил смешной - две недели. Прошли две недели, гарантийного письма как не было, так и нет (причины понятны: зачем мастеру-нелегалу светиться ввиду неизбежных налогов?). Слабое утешение, что часть суммы я перевёл на счёт неизвестного мне физического лица, т. к. налички не хватило (хотя бы номер счёта получателя есть). Как поступать с мастерами-теневиками, если наступит подобный казус?0
  • Лариса ПавловнаСпасибо. Попытаюсь воспользоваться полученной из статьи информацией.0
  • Черныш МихаилПри замене неисправного бака стиральной машины ARISTON CDE 129 на другой б\у выдали только квитанцию по оказанию услуг. где имеется корешок ''Акт сдачи-приемки выполненных работ к Договору (Заказу) № ----------- на сумму -------.0
  • Черныш МихаилВасилий, все гораздо хуже. Прислали другой конструкции - плата 20000 р. Взяли 5000 р. за подготовку к сборке. Разборка и сборка самостоятельно. Вскрыл крестовину - конь не валялся. Следы попадания влаги через сальник, смазка отсутствует полностью. Через 5 дней прислали другой. Стал собирать - штоки амортизаторов оказались на 40 мм короче требуемых. Забили анкером винт крепления шкива, чтобы нельзя было посмотреть на сальник, подшипники и смазку. Начальник службы внешнего ремонта бытовой техники отказался назвать Ф.И.О. свою, директора или главного инженера, ИНН или адрес офиса и т.д. Мой город С-Петербург. Фирма - Ремонт бытовой техники. Ассоциация Сервисных центров.0
  • Арапов Юрий ЕвгеньевичОт руки написал что делал, вписал несуществующие запчасти итальянского производства , не дал на них ни каких паспортов и документов и за ремонт ( замена насоса у стиральной машинка Ariston взял 15 тыс . Мастер является частным предпринимателем и в интернете есть его страничка. Заранее цену не согласовал и по факту после выполнения работ заявил что мы должны 17 тыс, после долгих споров сошлись на 15 тыс. Новая стиралка такая стоит 24 тыс, и 15 тыс за замену насоса считаем просто грабеж. Напишите что нам делал, просто согласиться или написать об этом в Роспотребнадзор0