Как защитить себя, когда сдаешь технику в ремонт?

У меня сломался ноутбук. По первой ссылке в Гугле нашел мастера, который приехал на следующий же день. Он был общительным и вежливым, хвастался своим образованием электрика.

Стоимость работы мастер обозначил в районе 5000 Р. Сказал, нужна диагностика, после которой он расскажет, что и как.

В договоре, который я подписал, не была указана даже фамилия мастера, не то что паспортные данные или другая информация, которая помогла бы найти его в случае обмана. Кроме того, договор мы подписали только в одном экземпляре. Обычно это сразу наталкивает на мысль, что мастер — мошенник. Но тогда я не придал этому значения.

Через неделю мастер назвал сумму 9800 Р. К тому времени я прочел отзывы о нем и заподозрил, что меня пытаются развести на деньги. Поэтому пригрозил мастеру — сказал, что я журналист и обращусь в полицию и Роспотребнадзор. Ну и добавил, что наш разговор записывается и может быть использован в суде. Также я потребовал вернуть мне ноутбук в том виде, в каком он его забрал.

Так вот вопрос: должен ли он был указывать в договоре свои данные или это филькина грамота?

Вы молодец, что вовремя спохватились и не дали себя обмануть. К сожалению, сейчас многие жалуются на лжемастеров, которые обводят доверчивых граждан вокруг пальца. Мы уже писали о разводе на ремонте техники и как на нас наживаются компьютерные мастера. Но таким «мастерам» можно противостоять, в том числе с помощью грамотно составленного договора.

Расскажу, как отличить нормальный договор от филькиной грамоты и как можно повлиять на его содержание.

Чем регулируется договор на ремонт техники

Для начала важно понять, какие законы применяются в вашем случае, ведь от этого зависит объем ваших прав. Для этого выясните, кто будет заключать с вами договор.

Если это ИП или организация, ваш договор будет считаться бытовым подрядом, и вы получите защиту как потребитель. А если вы подписываете договор с гражданином, такой защиты у вас не будет. Это касается и самозанятых: на них потребительское законодательство пока не распространили, хотя соответствующий законопроект уже существует.

Например, у мужчины стал самопроизвольно перезагружаться планшет, и он заключил договор на ремонт с сервисным центром. В ходе ремонта сгорела микросхема центрального процесса и планшет окончательно сломался.

Потребитель смог взыскать с сервиса двойную рыночную стоимость планшета — 69 600 Р, потребительский штраф — 39 800 Р, а также возмещение морального вреда — 10 000 Р. Если бы он заключил договор с частником, из этих сумм ему причиталось бы только 34 800 Р — рыночная стоимость планшета.

Какие реквизиты должны быть в договоре

В договоре на ремонт должно быть указано:

  1. С кем вы его заключаете, то есть кто взял на себя обязательство починить вашу технику и отвечает за это. Это наименование для юрлица или ФИО для частника, их адреса. Если договор с гражданином, в нем должны быть его паспортные данные. В крайнем случае требуйте водительское удостоверение, другие документы, ИНН. Для юрлиц и предпринимателей обязательно проверьте наличие в договоре ОГРН или ОГРНИП и/или ИНН. По этим номерам вы можете проверить контрагента, в частности узнать, действительно ли он существует, не признан ли банкротом и т. п.
  2. Когда вы заключаете договор. Если в шапке договора стоит устаревшая дата, поставьте актуальную рядом со своей подписью.
  3. Кто подписывает договор. Например, вы можете заключить договор с ООО «Сервис и ремонт», а подписывать его будет мастер Иван. В этом случае в договоре должны быть ФИО мастера, а также ссылка на документ, который дал Ивану право расписываться от имени ООО, например доверенность.

Это необходимый минимум. В договоры принято включать и другие реквизиты, например место подписания, номер банковского счета. Но их отсутствие не будет критичным.

Какие условия должны быть в договоре

Мы уже писали про главное правило юридической грамотности: сначала читайте, а потом подписывайте. Когда будете читать договор на ремонт техники, обратите особое внимание на такие условия.

Что будет ремонтироваться. Обязательно опишите технику, которую передаете в ремонт: ее марку, модель, цвет и т. п. Укажите, в каком она состоянии, рабочем или нет, что именно не работает, есть ли у нее внешние повреждения: трещины, царапины. По возможности снимите фото или видео момента передачи. Все это поможет доказать, что новые повреждения возникли, когда вещь была в ремонте.

Например, в одном деле потребитель сдал в ремонт ноутбук, подробно описав его характеристики и повреждения, в том числе то, что корпус был деформирован в районе клавиатуры. Обратно сервис вернул истцу нерабочий ноутбук с полностью деформированной и оторванной от основного блока панелью. Но самое смешное, что это был не его ноутбук и даже другой модели.

Суд встал на сторону истца и взыскал с сервиса убытки, стоимость ремонта, неустойку и моральный вред.

Виды и объем работ, которые нужно выполнить. В договоре должно быть указано не только то, какую поломку необходимо устранить мастеру, но и что он собирается для этого сделать. Как правило, каждый вид работ закладывается в цену договора. Поэтому если в нем указаны абстрактные фразы типа «профилактические работы», просите уточнить, что это за работы. По факту может оказаться, что они не нужны или уже включены в другие виды работ.

Стоимость работ. Если у вас договор с организацией или ИП, они обязаны назвать полную стоимость работ. Если договор с частником, также проследите, чтобы общая стоимость работ была указана в договоре. Лучше прямо прописать, что все возможные издержки включены в эту цену, например стоимость выезда, диагностики и пр.

Если мастер говорит, что может назвать стоимость работ только после диагностики, укажите в договоре, что он вправе приступать к ремонту только после того, как вы одобрите выставленную сумму.

Иногда в договоре пишут, что цена твердая. С одной стороны, это хорошо: мастер не вправе требовать увеличить ее, если ремонт обошелся дороже. Но и вы не вправе требовать уменьшить цену, что создает соблазн за те же деньги сделать меньше, чем предполагалось.

Срок выполнения работ. Четко его определите. Также можно установить неустойку за просрочку, особенно если это договор с частником. Для договоров с организациями или ИП закон такую неустойку уже предусмотрел — 3% от цены работы, но не более 100% от этой цены. Вы можете увеличить ее в договоре.

Гарантийный срок на ремонт. Если вам устно озвучили гарантию, убедитесь, что она отражена в договоре. Дело в том, что мастер вправе, а не обязан давать гарантию. И если она нигде не закреплена, никаких гарантийных обязательств у него не возникнет.

Как обычному человеку повлиять на содержание договора

В большинстве случаев ремонт техники — это не та сделка, на которую приглашают юристов. Однако это не повод выпускать ситуацию из-под контроля. Дам несколько простых советов, как не подписать невыгодный договор.

Попросите прислать договор заранее. Конечно, когда мастер стоит в дверях с вашим ноутбуком под мышкой, уже не до вычитывания условий договора. Если вам его скинут заранее, вы можете изучить его в спокойной обстановке, навести справки по непонятным условиям. К тому же если мастер начнет увиливать уже на этой стадии, то это повод задуматься, а стоит ли вообще с ним связываться.

Вычеркивайте ручкой лишнее или дописывайте недостающие сведения. Многие опасаются делать дописки и исправления в договоре: думают, что из-за этого он утратит свою силу. Это не так. Но учтите, что все правки нужно оговорить.

На полях рядом с правкой напишите: «Исправленному верить», поставьте свои ФИО, дату и подпись, а также попросите расписаться мастера и поставить печать, если она у него есть.

Сделайте и распечатайте свой договор. Он может пригодиться, если у мастера не будет договора или он окажется никуда не годным. Это несложно: большинство условий уже закреплены в законе и будут действовать, даже если вы их не укажете. Вам достаточно отразить условия, которые я перечислила выше.

Чтобы было проще, я составила краткий образец договора всего на один лист. Его заполнение займет не более 5 минут, но может избавить вас от множества проблем.

Что в итоге

Грамотный договор — ваша надежная защита, и пренебрегать им не стоит.

Вы можете сами оценить договор, который предлагает мастер. Для этого проверьте, есть ли в нем необходимые реквизиты и ключевые условия: цена, срок, гарантия и пр. Не оставляйте в договоре незаполненных граф, в которые могут дописать что угодно. Обязательно требуйте себе свой экземпляр договора.

Лучше заключать договор с ИП или организацией. В этом случае вы будете под защитой потребительского законодательства, то есть сможете претендовать на высокие штрафы и неустойки, если что-то пойдет не так.

Если хотите обратиться к частнику, постарайтесь найти проверенного мастера. Убедитесь, что в договоре указаны его паспортные данные и адрес, сверьте их с оригиналом паспорта.

Пробуйте получить скидку на ремонт техники. Мы уже писали о том, что это не так сложно, как может показаться.

Наталия Сивонина
А вы читаете договор перед тем, как его подписать? Что вас может остановить от подписи?

У меня тоже кулстори )

В маке перестала работать камера и начал греться ее шлейф (верхняя крышка ноута)

Приехал в сц, сдал на бесплатную диагностику. Через полчаса звонят, ремонт - 15000, ждать неделю.

Я погуглил, думаю, проще внешнюю камеру взять - говорю не, спасибо, зайду заберу.

Прихожу - они так широооооко улыбаются мне , говорят - сорян, на самом деле уже починили, обратно ломать не будем. отблагодарил пацанов пятью сотнями за честность ))

8

Если одну из сторон договора невозможно идентифицировать, то какой же это договор?

7

1. История за которую мне стыдно, что я такой балван.

–У меня сломалась кофе-машина KRUPS, перестала варить кофе. Я решил вызвать мастера, чтобы быстро решить вопрос. Забил в интернете "ремонт кофемашины" и перешел по ссылке с контекстной рекламы, попал на красивый сайт с возможностью выбора модели, типа поломки и даже предварительной стоимостью. Дело было в офисе, я решил проявить инициативу – оставил контакты, затем принял звонок, как полагается описал проблему и согласился на визит мастера для диагностики.

– Как большинство людей я не считал себя идиотом, напротив – довольно продвинутым в правовых и технических вопросах.

Приехал мастер, сказал, что требуется диагностика на специальном стенде, и всё такое.
– Диагностика бесплатная, вот вам договор.
Я прочитал этот ничего не значащий договор на 1 страничке и понял, что это полная ерунда, к тому же пробил "поставщика услуг" по ИНН и оказалось что фирма существует чуть больше месяца. И можно было посылать "ремонтёра" туда откуда он приехал, но я всё-таки отдал машину взяв с него подпись на этом "договоре".

– Сам понимаю, какой же я идиот, но анализ проведён, а пишу я это для с надеждой принести пользу.

На следующий день звонит ...

6

Евгений, вы еще молодец. В этой ситуации обойтись 500 рублями и потраченным временем и нервами - это почти победа.

1

2. … На следующий день звонит "инженер сервисного центра" и спрашивает моего разрешения на диагностику. Я даю согласие. Еще через день этот же "инженер" звонит мне и сообщает, что поломка кофе-машины очень серьёзная, там какой-то двигатель разворотило, и требуется замена целого модуля. Я очень удивляюсь и прошу подробнее описать проблему, чтобы понять, что делать, но не получаю ничего вразумительного, а только набор терминов. Затем я прошу прислать фото поломки и на этом мы завершаем разговор.

– Только после этого разговора до меня дошло, что я идиот, которого разводят на 25 тысяч рублей.
Я стал звонить этому ремонтёру, но попадал на "горячую линию", там девушка-оператор сообщает мне, что забрать машину я пока не могу, потому, что она в сервисном центре к которому нет доступа из-за пропускной системы, и забрать свою кофе-машину я могу только в "пункте выдачи" через сутки, после того как я "отказался от ремонта". Я выяснил адрес и срочно выехал забирать свою кофе-машину.

– Неприятно быть лохом, но это ещё не конец.
Приехал по адресу, который мне сообщила оператор, это был жилой дом, а на цокольном этаже располагались магазины с алкоголем и продуктами, единственное помещение без вывески и было "пунктом выдачи". Дверь на магнитном замке с домофоном, а на входе стоят человек 5 молодых людей и курят. Точно, оно – все признаки шарашкиной конторы. Войдя в "офис" попадаешь в узкий коридор, который перекрыт стойкой типа ресепшенна, а уже за ней сидит девушка, которая беспрерывно отвечает на входящие звонки. Я узнаю её голос.

– Столько мыслей...

0

3. … – Столько мыслей посещают голову в этот момент, столько смешанных чувств стыда и злобы...
Я сказал себе, раз я сюда попал, то я идиот, и если эта девушка постоянно отвечает на звонки, то таких идиотов как я очень много, и все варианты, которые я продумываю о дальнейших действиях уже много раз были реализованы, а уж если контора всё ещё "работает", то они смогут со мной справиться. Я затребовал обратно свою кофе-машину, но мне сказали, что её здесь нет, а где она – не скажут, но кофе-машина будет здесь завтра.

– Ну тогда поможет полиция! Я позвонил в полицию и сообщил что произошло, назвал адрес и всё что требуется, но даже спустя 2,5 часа никто не приехал. "Пункт выдачи" закрывался, и я поехал домой. Ночью ко мне домой приехала полиция, чтобы составить заявление. На следующий день после работы я поехал в районный участок, чтобы узнать о ходе дела, какой там номер дела, кто ответственный... Но это оказалось тем ещё квестом достойным минимум целой страницы текста.

– Снова приехал в "пункт выдачи".
Там уже было 2 оператора, один снова запросил номер моего "договора" и через 15 минут распечатал мне счёт на 2500 рублей. Я отказался его оплачивать, ведь такого небыло в договоре, а в нем написано, что диагностика бесплатна, но в случае отказа я плачу 450 рублей за доставку, которых я хоть и не хочу платить, но это хотябы те условия, на которые я подписался.

– Оператор забирает счёт, комму-то пишет, а затем включает мне громкую запись звонка.
Тут я понял, зачем тот "инженер" звонил мне через сутки после того как забрали кофе-машину, когда он спрашивал подтверждение диагностики. Оказывается, во время разговора он между дел упомянул, что я должен буду заплатить 2500 рублей. Я этого совершенно не помню, и настоял на том, что я на это не соглашался. Оператор ещё 40 минут что-то кому-то писал.

– За это время каждые

1

4/4. …– За это время каждые 10 минут приходил новый обманутый с таким же "договором" как у меня.
Я пытался заговорить со всеми, и удивлялся как они безропотно платят и уходят. Но попался тот, который устроил потасовку, отказался платить за доставку планшета 6000 рублей, затем вырвал его из рук оператора и разбил о пол. Тут сразу же выбежали 5 человек, двое из которых в тяжёлой весовой категории с ростом 195+. У других ребят, тоже с кофе-машиной, я взял контактные номера телефонов, это мне помогло, потому что один позвонил мне и сказал, что лучше заплатить, потому, что полиции ждать бесполезно, они завалены подобными заявлениями, а если всё таки приедут, то имущество опишут и ты не увидишь своей кофе-машины.

– После всего этого я был спокоен, но на чеку.
В итоге я заплатит за "доставку" 500 рублей, забрал машин и поехал домой.
А через месяц пришло письмо из полиции, что моё заявление подпадает по какие-то там гражданские отношения и никакого состава для возбуждения дела нет.

Мораль: не давай чинить технику по левым договорам, проверяй мастеров, будь бдительным при общении с такими "мастерами", а если попался, то не дури, потому что тебя снимают камеры в "пунктах выдачи", и ты сам можешь оказаться виноватым. Самый быстрый и безопасный способ вернуть свою технику – оплатить стоимость доставки по "договору" и не медлить с этим, иначе придётся платить за "простой".

Хватит это терпеть, нет мошенникам, быть добру и правосознательности!

5

В этом направлении работает целая сеть мошенников. Сам попадался в историю, как в комментах Евгений Попов описал. От нечего делать даже гуглил через открытые источники эти компании. Там реально целая сеточка компаний, разные ОООшки со связанными учредителями или ген. директорами, либо по веб-сайтам можно увидеть, что организации связаны.

Схема проста.
Сначала озвучивается цена ниже рыночной. Бесплатная диагностика и 300-500 руб. за доставку, если отказываешься.
Потом цена взлетает в Х раз. И пытаются сказать, что уже сделали, так что плати или не вернут.
Вернуть свой девайс за 300-500 руб можно считать победой.

Похожие проблемы возникают и если в офис зовешь. Схема примерно такая же, только все происходит на месте. Мастер что-то делает, тебя о чем-то спрашивает, но цены этих действий не называет. В результате за 1 час работы могут потребовать 15К. И тогда просто не хочет уходить человек. Решение - вызывать полицию и выдворять, но это целый день в мусорку.

Может кто-то из СМИ, из журналистов аля Ивана Голунова раскрутит эту тему, может тогда полиция начнет это как мошенничество проводить, а не отбрасывать.

PS: Почему это точно мошенничество. А то вдруг кто-то сомневается. Они 100% не намеревались делать за ту сумму, которую изначально озвучивают. Причем в моем случаем я прямо очень четко спрашивал верхнюю планку стоимости до того, как вызвал мастера. Конечно, это было нарушено.
Ну и если внутрь ковырнуть, то там отлаженная схема введения в заблуждение, чтобы потом со стоимостью выше рынка услуги свои продать.

4
Герой Т—Ж 🏆

Ну а на кого в суд-то подавать в случае чего? Кто оказывает услуги я думаю должно быть указано обязательно.

2
Герой Т—Ж

>> а также ссылка на документ, который дал Ивану право расписываться от имени ООО, например доверенность.

Если во всех подобных случаях у всех проверять доверенность, то велика вероятность не подписать вообще ни одного договора: посмотрите на договора банковских вкладов с физическими банками(ногами в офисе), страховыми и прочее. Даже на справки из банков обо остатках и прочая мелочёвка посмотрите.

PS
не, ну для договоров по которым есть требование о его регистрации все доверенности конечно есть, иначе условный росреестр эти договора не зарегистрирует.

2

Надо ещё понимать, что аннулируется не только гарантия, но и возможность отремонтировать в АСЦ даже за деньги в некоторых случаях.

1

Ооо, у меня есть кулстори на этот счет. Правда, было давно и всех подробностей я не помню.
Ноут перестал работать от сети. Знакомый посоветовал сервис, отнесла туда, объяснила проблему. Заполнили какую-то бумажку, дали квитанцию. Однако, не составили опись, в каком состоянии приняли ноутбук.

Через несколько дней звонок: приезжайте, все починили. Приехала, включаю ноутбук, а он не загружается. Не знаю, что они умудрились поломать. "Что за фигня", - спрашиваю. "Ничего не знаю, вы нам его таким принесли", - отвечают. "Чините", - говорю. "Плати еще деньгу - починим".
Ок, говорю, сколько там с меня за ремонт гнезда. Назвали сумму, но при этом принимают только наличку, коей у меня вечно ни копейки нет. Сказали, что в соседнем здании есть банкомат, там можно снять деньги. Я забрала ноут и растворилась в закате.

После этого они мне пытались звонить, не брала трубку. Неправой себя не считаю, угрызений совести не испытываю.

1

Фрёкен, то есть вы сбежали от тех, кто сломал вам ноутбук?

2

Нет ничего лучше, чем обращаться к проверенным или знакомым людям.

1

мне честно говоря, даже и ремонтировать уже ничего не хочется. Сломался звук в ноутбуке, муж говорит: "Динамик надо поменять". Звоним в сервисный центр - замена динамика 1 день, 2000 руб. Мне сроки важны, т.к. я работаю на своем ноуте из дома. Ок, едем. Приезжаем, говорят, надо диагностику, чтобы выявить неисправность. Диагностика в случае ремонта бесплатна, если откажемся от ремонта, то 1000 руб. Обещают провести диагностику час, мы решили подождать - погулять рядом, да и знаем же в чем дело. Час-два-три-четыре, не готово, через 4 часа прихожу злая, говорю, отдайте ноут. В итоге говорят, мы его уже разобрали. У вас "кодеки полетели, ремонт неделя, стоит 12000". Муж говорит, что это фигня полная, поменяю сам динамики. Ноут не отдают, говорят, платите, тогда за диагностику, да и он разобран, бесплатно собирать не будем. А у меня работа горит:( Пришлось заплатить, ни чека ничего не дали. Приехали домой, заказали динамики (около 1500 с доставкой), через 4 дня получили динамики и муж их поменял. А что делать тем, у кого мужа такого нет? Наживаются и совести не знают. Понятно, что везде, где только можно я написала о них отзывы. А толку? Деньги я не верну, а они так и продолжают обманывать. Доказать что-то никому не получится, тогда надо было бы заказывать экспертизу, ждать результатов....

1
Герой Т—Ж

Договор и пр. квитанции только в официальном сервисе по вопросам гарантийного ремонта, в остальных случаях обращаюсь к давно знакомым и проверенным людям, ну а если нужного специалиста в знакомых нет - тогда прошу такой контакт у своего окружения.

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю