Короткий ответ: потому, что деньги идут к деньгам.
Если представить себе, что в мире финансов действуют те же законы гравитации, что и в космосе, то Москва — это планета-гигант, притягивающая к себе все, что на ее орбите: капиталы, инвестиции, налоги, кадры.
Но уместно ли говорить, что столица высасывает ресурсы из других регионов? Или же она генерирует их сама, подпитывая экономику всей страны?
Почему капиталы стекаются в столицу
За 7 млн рублей в Москве можно купить апартаменты с доходностью 50—55 тысяч рублей в месяц, а в провинциальном областном центре — две однокомнатные квартиры, которые потянут на 30 тысяч в сумме. Что выберет инвестор?
А теперь представьте, что такой же логикой руководствуются тысячи и десятки тысяч сограждан: и те, кто подыскивает доходную недвижимость, и те, кто собирается печь на продажу пироги или строить сеть автозаправок.
Москва — это место, где деньги делают деньги быстрее, чем где-либо еще в России. И потому она обречена на постоянный приток финансов.
Согласно Росстату, инвестиции в основной капитал в 2023 году составили в Москве 6,8 трлн рублей. И это 20% от общероссийского объема. То есть один из пяти рублей всех инвестиций в стране оседает в столице. Для сравнения: 10 регионов Сибирского федерального округа привлекли в прошлом году вдвое меньше, чем одна Москва. При этом людей в Сибири живет больше.
Еще показательнее выглядит динамика: за последние 5 лет инвестиции в основной капитал в Москве в текущих ценах выросли почти втрое, в то время как, например, в Петербурге — менее чем в 1,5 раза.
Почему россияне едут жить и работать в Москву
Между рынками труда и капитала тоже действуют законы взаимного притяжения. Москва высасывает из регионов самые ценные кадры. И для этого у нее есть безусловное конкурентное преимущество — высокие зарплаты.
Средняя московская зарплата до вычета налогов в 2023 году превысила 136 тысяч рублей. В Петербурге — 95 тысяч, в России в целом — 74 тысячи. А где-нибудь в Костроме или на Алтае зарплаты в 30—40 тысяч — это вполне себе норма жизни. Куда поедет квалифицированный специалист, готовый к повышенному объему работы и конкуренции со стороны сослуживцев? Вопрос риторический.
Москва притягивает самых перспективных и целеустремленных россиян уже со школьной скамьи. Перед выпускниками-стобалльниками из регионов открыты двери столичных вузов, где выше и уровень образования, и дальнейшие карьерные перспективы.
Кстати, в 2023 году наметился тренд на сглаживание разницы в зарплатах. В Москве за год они выросли в среднем на 4%, а в целом по стране — на 8%. Отчасти это может быть связано с ростом популярности удаленной работы: программисту Python сегодня не обязательно переезжать в столицу, чтобы зарабатывать хорошие деньги.
А еще в Москве выше, чем в среднем по стране, МРОТ и прожиточный минимум, что сказывается на суммах социальных пособий. Московский МРОТ в 2024 году равен 29,4 тысячи рублей, а в Ленобласти, для сравнения, — чуть больше 20 тысяч.
Своих пенсионеров город тоже поддерживает. Тот, кто живет в столице 10 лет и более, не может получать меньше 24,5 тысячи рублей. В России же минимальная пенсия по старости в 2024 — чуть больше 9 тысяч.
Почему в Москве оседает много налогов
В 2024 году доходы московского бюджета составят 4,3 трлн рублей. Это в 10 раз больше, чем в Краснодарском крае, в 100 раз больше, чем на Чукотке, и в 200 раз больше, чем в Ненецком автономном округе, где добывают миллионы тонн нефти.
Главные источники пополнения региональных бюджетов — налоги на прибыль и подоходные налоги. Если бизнес богатый и зарплаты большие, то и бюджет будет немаленьким. Так, под 45% московской казны — это только НДФЛ . Еще 32,4% — налог на прибыль организаций . В регионах с меньшими зарплатами и доходами бизнеса доля этих поступлений закономерно ниже. Например, в Карелии налог с прибыли составляет около 20% бюджетных доходов.
Москва богаче еще и потому, что здесь зарегистрирована значительная часть крупнейших российских компаний — даже тех, которые зарабатывают деньги в других регионах. Одна лишь «Роснефть» в 2023 году перечислила в бюджеты всех уровней 4 трлн рублей, и часть из них ушла как раз в бюджет столицы. Раньше крупные холдинги должны были распределять налоги между регионами присутствия. Но с 2023 года это обязательство отменили.
Стоит оговориться, что добывающие предприятия большую часть своих налогов платят все же не в региональные бюджеты, а в федеральный. Потому-то Ненецкий округ с богатыми недрами и зарабатывает в 200 раз меньше Москвы.
Впрочем, суждение о том, что Москва запускает свои руки и в федеральную казну, не более чем миф. На деле все происходит как раз наоборот. В 2023 году столица получила из федбюджета 36 млрд рублей трансфертов — меньше 1% от всех поступлений. Обратно же она отдает на несколько порядков больше: если верить столичному мэру, под три триллиона ежегодно, которые потом перераспределяются среди других регионов.
Для сравнения: в бюджете той же Карелии из 80 млрд доходов 32 млрд — перечисления из федеральной казны. То есть бюджет региона на 40% состоит из субсидий, дотаций и субвенций. Всего в России порядка 20 регионов-доноров, остальные — как Карелия. А московских перечислений, со слов того же Собянина, хватает, чтобы обеспечить 60% всех межбюджетных трансфертов в стране.
Получается, что Москва — это одновременно и главный источник денег для остальных регионов, и «черная дыра», которая втягивает в себя все ключевые ресурсы страны.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique