У речных круизов много поклонников: это беззаботный способ путешествовать.
Если покупаешь круиз, не нужно заниматься организацией и планированием поездки, искать жилье и подбирать удобный транспорт. Но кому-то такой вид отдыха совсем не подходит: не нравятся развлечения и уровень комфорта на российских судах. Собрали разные мнения в этом материале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
👎 Против: неподходящий и скучный формат
Один раз была в круизе Волгоград — Саратов — Самара на теплоходе «Александр Невский» с родителями. Чуть не сдохла со скуки. Делать было абсолютно нечего. Заявленный досуг — концерты, танцы и прочее — был убогим, доморощенным, просто испанский стыд на такое смотреть.
Такой отдых подходит либо пенсионерам, которым нравится чиллить на палубе, либо компании друзей с ящиком виски. Я люблю активный отдых и не пью, круиз — не мой вариант. За 150 000 ₽ можно неплохо отдохнуть за границей. Кижи и Углич таких денег не стоят, каким бы крутым ни был теплоход. Ну а плыть на древней бюджетной развалюхе себе дороже.
Поняла, что это не мое. На мой взгляд, лучше выбрать три города с размещением в каждом на 1—3 ночи. А предварительно почитать о них в интернете, купить билеты и забронировать жилье.
Очень люблю путешествовать по России. Неинтересно, только если ничего не знаешь и не хочешь узнать. Но лайнер или теплоход для меня замкнутое пространство, где куча непонятного, незнакомого народа, нужно подстраиваться под чужой график. Хуже только автобусные экскурсии: «Посмотрите направо, посмотрите налево, дуб, в тени которого проездом останавливался Пушкин…»
Плюс один, хотя для меня неочевидный, — много городов. Сам вряд ли за один раз все объедешь. Хотя, с другой стороны, мне бы и в голову не пришло миксовать Карелию с Калязиным.
Опыт интересный, но в который раз поняла: не мое. Только если отправиться далеко от дома, куда на машине не доеду, например в круиз по Лене. А вообще, как была фанатом автопутешествий, так и остаюсь.
Вариант для тех, кто любит галопом по Европам, — как приснопамятные автобусные туры с посещением за две недели десятка стран.
Кому нравится такой формат посещения городов на 1—2 часа — замечательно. Мне — нет. Я предпочитаю самостоятельно приехать и гулять столько, сколько захочу, чтобы увидеть все, что мне интересно.
Речные круизы, тем более по городам России, — абсолютно не мое. Не кажется чем-то настолько интересным и стоящим затраченного времени.
А саму тему круизов люблю. Заехал, вещи разложил и гуляй хоть по лайнеру, хоть на экскурсии. Главное — вовремя вернуться на борт. Каждый день новый город или страна, а хлопот никаких. Минус: порты очень часто далеко от центра.
Раньше я мечтала о путешествии до Астрахани — останавливала цена. А потом побывала в коротеньком — на две ночи и один день — круизе из Санкт-Петербурга на Валаам. И поняла, что это максимально не мой формат. Все эти дискотеки и концерты не для меня.
Пока на теплоходные круизы не решаюсь. В моем понимании это пенсионерский отдых, хотя стоит ого-го. Может, это мой стереотип. Хотя, возможно, и подойдет. Я бы смотрела на берега и красоты, гуляла бы в новых городах, может и с экскурсией, дышала бы свежим воздухом и спала сколько хотела. Но не уверена насчет конкурсов, анимации, мероприятий: буду стесняться. Так что кто еще пенсионер — большой вопрос.
👍 За: познавательный и полноценный отдых
Круизы — это очень интересно и познавательно: столько городов посещаешь, каждый день разные экскурсии, музеи. Публика самая разная. На самом теплоходе много мероприятий.
Круизы — это или любовь с первого взгляда, или уже никогда. За плечами больше 10 круизов по России, легко и с удовольствием могу проехать по тому же маршруту, где была. Отдельный вид удовольствия — сидеть на палубе с книжкой и неспешно любоваться берегами на закате.
В автопутешествии вы никогда не увидите города и деревни, просторы «нашей великой необъятной» и вот это вот все так, как их можно увидеть с воды. Есть красивые автодороги, но река красива всегда и везде. И каждый день с его рассветами, закатами, тучами неповторим.
Кроме того, в некоторые местечки, например Мариинский Посад, Тетюши, Болгар, Горицы, Мандроги, мне бы в голову не пришло поехать или целенаправленно выделить отпуск, только чтобы добраться через них куда-то.
А еще круиз — это подарок для семьи. Не надо думать, чем кормить детей, чтобы не повторяться, где найти приличную гостиницу в пути, куда сходить вечером: диско, бар, спектакли-шоу на ваш выбор. Максимальный уровень отдыха от всех бытовых проблем! Разве не этого мы хотим от отпуска?
Речные круизы по озерам и рекам России — великолепный вид отдыха. И ничуть не уступает, например, средиземноморскому по эмоциям и впечатлениям. Мы ездили из Мальорки с заходом в порты Италии, Испании и Франции.
Я была уже в трех речных круизах: по северным озерам и рекам, по Волге. Невероятная по красоте природа, атмосфера русских городов, деревянное зодчество, монастыри, отлично организованный досуг, питание — все замечательно. Теперь в планах круизы на Соловки, Урал и, самое заветное, по рекам Сибири и Байкалу.
Это великолепный и полный релакса вид отдыха. Не надо сравнивать его с поездками на машине или заграничным туром. Здесь другое. Не спешите считать рубли и километры.
Просто представьте, что вы расположились в доме отдыха. Лучше сразу на 7—9 дней. Вам не надо следить за дорогой, искать заправки и кафе, таскать чемоданы из отеля в отель. Номер вашего отеля сам путешествует по свету.
Каждое утро просыпаетесь в новом городе. Делаете зарядку на верхней палубе, дышите чистым воздухом, любуясь туманной дымкой. Завтраки, обеды, ужины всегда в лучшем виде, вам не надо беспокоиться о продуктах, выбирать кафе, мыть посуду.
Каждый день экскурсия в новом городе или по красивым местам. В свободное время знакомитесь с новыми людьми, никакого языкового барьера. Делитесь своими историями и планируете новые путешествия по рассказам спутников. Втягиваетесь в простые дружные игры: лото, домино, «Крокодил», «Угадай мелодию».
Сколько раз вам в других путешествиях хотелось устроить романтический ужин в ресторане с чудесным видом из окна? На теплоходе каждый ужин может быть таким: панорамное остекление ресторана позволяет без ограничений любоваться русскими пейзажами на закате.
А ночью можно уютно устроиться в баре в носовой части теплохода и наслаждаться умелыми виражами экипажа в узких протоках. Или найти единомышленников для игры в «Мафию».
Любителям разных путешествий обязательно надо попробовать и такой круиз тоже. Все технические подробности легко найти на форумах. А кому важна цена, тот может выбрать что-то со скидкой.
Да, основная масса — пенсионеры. Но всегда собирается компания активных отдыхающих, с которыми и на дискотеке скачешь, и во всех мероприятиях участвуешь. Обычно просто посидеть на палубе времени нет. Плюс вкусная еда и интересные экскурсии. Впервые мы отправились в круиз в 2012 году, когда сыну еще было 10 лет, с тех пор — каждый год.
Вот наши маршруты:
- 2018 — Санкт-Петербург — Москва, Самара — Нижний — Самара;
- 2019 — Самара — Ярославль — Самара;
- 2020 — Самара — Астрахань — Самара;
- 2021 — Самара — Пермь — Самара;
- 2022 — Санкт-Петербург — Самара;
- 2023 — Самара — Ростов-на-Дону — Самара.
В 2024 году запланирован маршрут Санкт-Петербург — Кижи — Петрозаводск — Санкт-Петербург. Все круизы — с «Водоходом».
Плавал на «Булгакове» от «Мостурфлота» в Мышкин и Плес. Отличные впечатления от теплохода, обслуживания и экскурсионных программ. Сделали свадебный подарок сыну — круиз на «Булгакове» до Ярославля. Вернулись в восторге, хотят еще съездить как минимум в Мышкин, когда дите подрастет.
👎 Против: старые суда
Несмотря на реновации, этим посудинам минимум 60 лет, и сколько они еще продержатся на плаву — неизвестно. Вспомните «Булгарию». Один новый теплоход «Мустай Карим» на всю страну — это капля в море.
Мы брали круиз из Москвы до Плеса на ужасной развалюхе в 2010 году. Потом его переименовали, а позднее мы узнали, что на нем был пожар. Надеюсь, что хоть после этого его списали. Впечатления самые отвратительные.
Теплоход «Чернышевский» не очень древний. Ему всего около 40 лет. Остальные — «пенсионеры» примерно с 60-летним стажем. В 2020 году появился теплоход «Мустай Карим», больше похожий на огромный дебаркадер, но это снаружи, а внутри вполне приличный. Новых лайнеров очень мало.
👍 За: комфорт в премиум-классе
Все зависит от теплохода и его класса. Эконом катится ко дну, а премиум очень даже крут. У меня 15 круизов за спиной. Одно могу сказать точно: либо вам сразу понравится и всегда будет хотеться еще, либо не зайдет совсем.
👎 Против: высокие цены и плохой сервис
Увидела в статье фото кают и пришла в ужас. Это же надо — продавать их за такие деньги. Давно мечтаю о речном круизе. Но на такое я не готова даже задешево. Я видела фото более дорогих кают — впечатления не улучшились. Может, на других кораблях получше, но и цены, вероятно, выше.
Мы втроем были в 11-дневном круизе по Средиземноморью с заходом в Великобританию, посетили не менее восьми городов в разных странах. Жили на нижней палубе. Третье место было в полцены для взрослого. То есть это был экономвариант. Окно нам не задраивали, кондиционер работал. Все было очень просто и чисто, без изысков, входило питание и какие-то развлечения: концерты, мастер-классы.
В 2017 году тур вместе с чаевыми обошелся нам в 180 000 ₽. Дешевле были варианты без окон. Почему же у нас так дорого и такой кошмарный сервис?
Уровень «Водохода» за последние 10 лет значительно снизился. Раньше были заинтересованы в клиентах. Сейчас — безразличие. Теснота в столовых, формальная и неинтересная анимация. Отменяют даже оплаченные круизы. Бесплатно месяц пользуются деньгами, потом возвращают.
Очень разочаровывает, что наш российский сервис все так же ориентирован на выкачку денег за ужасные услуги. За у же цену можно съездить в круиз по Средиземноморью на шикарном лайнере с бассейнами, отличными ресторанами с круглосуточной едой, детскими комнатами и другими развлечениями. И все это включено, доплата — только за алкоголь и интернет.
А ведь у нас тоже столько интересных для посещения мест. Но такие страшные условия и за такую цену вызывают только ужас. Жаль!
👍 За: возможность выбора
Я побывал на множестве маршрутов 10 лет назад. Вот несколько советов:
- Покупайте круиз в крупной компании типа «Мостурфлота» и «Водохода». В небольших компаниях теплоходы вроде такие же, но подуставшие, со старым ремонтом, и питание оставляет желать лучшего. Четырехпалубники в целом комфортнее, и каюты больше.
- Обязательно наличие кондиционера или центральной системы кондиционирования и санузла в каюте. Иначе на юге от жары помрете на нижней палубе. На открытой палубе вы сутки сидеть не будете, надо и полежать.
- Если едете впервые, берите круиз на неделю или меньше. Может, вам на теплоходе не понравится, а до Астрахани и обратно — 21 день. И не сбежишь: деньги уплачены. В некоторых компаниях можно купить половину круиза, скажем до Питера, там пожить в гостинице, походить по музеям, а оттуда — поездом. Иногда так удобнее. Еще проще — от Москвы до Нижнего и отдельно от Нижнего до Астрахани. Но вообще они не любят продавать половинки.
- Каюту лучше брать ближе к носу: на корме двигатели шумят и корпус вибрирует. Чем выше и ближе к носу, тем спокойнее и дороже.
Еда, уборка, вежливость персонала зависят от команды. Но на всех теплоходах, где мы были, все было на высшем уровне. На одном из них был даже вечерний расстил !
Так что, если ни разу не были в речном круизе, даже не раздумывайте: подбирайте по желаемому маршруту, продолжительности и стоимости — и семь футов под килем!