Мнение: хороший руководитель должен быть уверенным в себе, понимающим и влиятельным
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Всем привет! Я Ex-HR, последние два года занималась оценкой и развитием руководителей линейного уровня. За это время выработалось своё мнение насчет того, какими же компетенциями должен обладать по-настоящему хороший руководитель. Решила поделиться и узнать мнение общественности)
На первое место я бы поставила Уверенность в себе, потому что только уверенный в себе человек сможет взять на себя ответственность и, что самое ценное, не побоится признать свои ошибки. На практике мне встречались 2 вида руководителей: первые были мягковаты, не уверены в себе и поэтому дела в отделе шли плохо-руководитель только на бумажке, и вторые-скорее САМОуверенны в себе, могли, конечно, отстоять своё мнение, не боялись продвигать идеи, коллектив слушался, но цена их ошибки была слишком велика, да и в какой-то момент останавливалось их развитие, т.к. не видели своих косяков. Как и всегда, суть в балансе, но это редко встречается и то, после того, как человек прям сильно над собой поработал. Ну, а если выбирать из этих двух типов, я бы выбрала второго-в бизнесе это более эффективная модель поведения. Хотя и общаться с такими людьми порой очень сложно.
На втором месте — это Межличностное понимание. Всё-таки руководитель призван для того, чтобы управлять людьми, и чтобы эффективно это делать нужно разбираться в людях. В каждой компетенции есть уровни развития-от начального до экспертного. Чтобы быть хорошим руководителем не обязательно быть прям экспертом, но средний уровень быть обязан-он открыт для того, чтобы слушать людей, старается понять их эмоции и мысли, в меру эмпатичен, задаёт вопросы, может спрогнозировать реакцию или поведение. Опять-таки, чересчур эмпатичные руководители ни к чему хорошему отдел не приведут, но и отдаляться от своих работников тоже так себе стратегия. Но эта компетенция очень-очень важна, потому что возвращаемся к смыслу существования должности руководителя — управление людьми. А что такое управление? Это, по сути, влияние.
Отсюда вытекает следующая компетенция: воздействие и оказание влияния. Невозможно повлиять на человека, не понимая его. Притом влиять руководителям приходиться постоянно-на «верхи», на «низы», да и в семье тоже. Те, кто отказываются, пасуют, избегают конфликтов, пытаются, но быстро сдаются-успеха не достигнут. Как говорится, мы имеем не то, что заслужили, а то, на что сумели договориться. Это компетенция — это целое искусство, которому учиться можно всю жизнь. И поэтому те руководители, которые уделяют много времени на прокачку коммуникативных навыков, навыкам переговоров, изучают психологию-поняли эту жизнь и фокусируются на важном.
Конечно, есть ещё очень полезные компетенции, такие как Аналитическое мышление, Ориентация на достижение и др, но на мой взгляд Уверенность в себе, Межличностое понимание и Воздействие и оказание влияния — это три кита, на которых «стоит» эффективный руководитель.
Ещё мне нравится теория Ицхака Адизеса о 4-х типах руководителей: Производитель, Администратор, Генератор и Интегратор. Она для меня про то, что невозможно сочетать все полезные качества и быть идеальным руководителем.
Поэтому если вы хорошо знаете себя, свои сильные и слабые качества, то не нужно падать духом — многое всё-таки можно «прокачать» хотя бы до среднего уровня или нанять человека, найти партнёра, который будет выполнять те функции, которые вы не можете выполнять в силу врожденных особенностей. Ну а если вы себя не знаете, то стоит начать именно с этого ;)