«Солтберн»: почему все обсуждают эстетский фильм с Барри Кеоганом и Джейкобом Элорди
Поп-культура
15K
Кадры — Amazon Prime

«Солтберн»: почему все обсуждают эстетский фильм с Барри Кеоганом и Джейкобом Элорди

6
Аватар автора

Егор Аргунов

танцует дома под Murder on the Dancefloor

Страница автора

22 декабря в сети вышел «Солтберн» — новая работа постановщицы и сценаристки Эмиральд Феннел, известной по триллеру «Девушка, подающая надежды».

За короткое время «Солтберн» собрал более 1,4 миллиона оценок на международном киносайте Letterboxd: это рекордные показатели для фильма, не выходившего в широкий прокат США. Саму картину номинировали на 5 премий Британской киноакадемии: Феннел может взять статуэтку за лучший британский фильм 2023 года, а актеры Барри Кеоган и Джейкоб Элорди претендуют на звание лучшего актера первого и второго плана соответственно.

«Солтберн» вызвал множество споров и дискуссий в интернете. Одни называют картину смелым высказыванием о классовом неравенстве, другие видят в фильме лишь пошлую историю с намеренно вызывающими сценами. Рассказываем, чем впечатляет «Солтберн» и почему он получился настолько противоречивым.

Что за «Солтберн» (Saltburn)

Дата премьеры: 17 ноября 2023 года
Страны производства: США, Великобритания
Режиссер: Эмиральд Феннел
Сценарист: Эмиральд Феннел
В ролях: Барри Кеоган, Джейкоб Элорди, Арчи Мадекве, Розамунд Пайк, Элисон Оливер, Ричард Э. Грант, Кэри Маллиган, Сэди Совералл, Милли Кент
Жанры: драма, мелодрама, триллер
Фильмы, похожие на «Солтберн»: «Талантливый мистер Рипли», «Паразиты», «Убийство священного оленя», «Назови меня своим именем», «Фаворитка»
Продолжительность: 2 часа 11 минут
Где смотреть: Amazon Prime. Сервис недоступен в России

💰 Это интересное высказывание о классовом неравенстве

2006 год, Великобритания. Юноша по имени Оливер поступает в Оксфордский университет. Он становится белой вороной среди однокурсников из-за своей неуверенности и неумения общаться с людьми. Жизнь в кампусе оказывается тягостной, но все меняется, когда Оливер знакомится с обаятельным однокурсником Феликсом Каттоном из очень богатой семьи.

Новый друг берет главного героя под опеку и впускает в свою жизнь. После окончания курса Феликс приглашает Оливера приехать на лето в Солтберн — его семейное поместье. Недолго думая, юноша соглашается приехать к Феликсу в гости. Там он знакомится с семьей друга — эксцентричной матерью Элспет, радушным отцом Джеймсом и угрюмой сестрой Венецией. Вместе с Феликсом живет и его товарищ Фарли, высокомерный однокурсник Оливера.

Оливера играет Барри Кеоган — актер, известный по работам в военной драме «Дюнкерк», триллеру «Убийство священного оленя», трагикомедии «Банши Инишерина» и сериалу «Чернобыль»
Оливера играет Барри Кеоган — актер, известный по работам в военной драме «Дюнкерк», триллеру «Убийство священного оленя», трагикомедии «Банши Инишерина» и сериалу «Чернобыль»

В современных фильмах нередко показывают конфликт богатых и бедных людей: вспомнить хотя бы оскароносных «Паразитов» или победителя Каннского кинофестиваля «Треугольник печали». «Солтберн» раскрывает проблему под интересным углом: зрителям предлагают глазами простого парня посмотреть на жизнь аристократов изнутри, увидеть их переживания и повседневную рутину. Со временем члены семьи Каттон даже раскрываются с положительных сторон.

Режиссер Эмиральд Феннел родилась в семье писательницы и дизайнера ювелирных украшений, училась в Оксфорде и не понаслышке знает о роскошном образе жизни. Из персонажей «Солтберна» ей как раз ближе и понятнее Каттоны, а не выходец из среднего класса Оливер. Главный герой для Феннел — такая же загадка, как для зрителей.

На поверхности он кажется обычным студентом, но по ходу сюжета его образ становится все более интригующим. Оливер путается в деталях биографии, откровенно врет Каттонам и хранит свои тайны. Делиться ими он не спешит ни с кем — даже с Феликсом.

Джейкоб Элорди играет нетипичную для себя роль добряка. Многим зрителям он известен как Нейт Джейкобс из сериала «Эйфория» и Элвис Пресли из драмы «Присцилла: Элвис и я»
Джейкоб Элорди играет нетипичную для себя роль добряка. Многим зрителям он известен как Нейт Джейкобс из сериала «Эйфория» и Элвис Пресли из драмы «Присцилла: Элвис и я»

Еще одна интересная находка «Солтберна» — неоднозначность героев. Лишь Феликс показан идеализированным персонажем, у остальных полно недостатков. Оливер откровенно тушует перед новыми знакомыми и всегда выглядит неловко, Каттоны не стесняются рассказывать друг другу сплетни и говорить гадости о знакомых, их друзья и вовсе выставляются недалекими завистливыми людьми.

Богатые в «Солтберне» не выглядят небожителями или однобокими карикатурами — Феннел показывает их обычными людьми, которые отличаются от других разве что гардеробом и гораздо большим количеством возможностей. Им ничего не стоит закатить праздник на несколько сотен человек или годами содержать товарищей. О последствиях никто не задумывается, ведь прислуга обязательно за всем присмотрит.

Каттоны — ветреные и безответственные люди, которые росли в тепличных условиях. Потому и решение реальных проблем дается им с большим трудом. В этом аристократы напоминают Роев из нашумевшего сериала «Наследники». Эмиральд Феннел использует героев как мишень для действий Оливера: когда у Каттонов начинается плохой период, им даже искренне сопереживаешь. Это нетипично для фильмов про классовое неравенство — обычно богатые в таких историях не вызывают никакого сочувствия.

Роль матери Феликса исполняет Розамунд Пайк, звезда триллера «Исчезнувшая» и сериала «Колесо времени»
Роль матери Феликса исполняет Розамунд Пайк, звезда триллера «Исчезнувшая» и сериала «Колесо времени»

😊 Авторы умело чередуют жанры

Вначале «Солтберн» притворяется семейной драмой: Каттоны заменяют Оливеру родителей, а Феликс становится главному герою почти что родным братом. Затем в истории появляются нотки комедии. Оливер неуклюже пытается сойти за своего и раз за разом терпит неудачу, а товарищ Феликса Фарли постоянно пытается вывести героя на чистую воду. Под конец сюжет набирает обороты и становится полноценным триллером с несколькими неожиданными сценарными решениями.

«Солтберн» обманывает ожидания зрителей. Как только персонажи расслабляются, внутри семьи разгорается конфликт. В самый напряженный момент градус, наоборот, снижается — и Феннел замедляет историю. Трогательная сцена легко может стать пугающей: например, запланированная поездка Оливера и Феликса за пределы Солтберна приводит к неожиданным последствиям.

Немало времени Оливер проводит за торжественными обедами и ужинами. Постепенно главный герой все больше привыкает к роскошным церемониям
Немало времени Оливер проводит за торжественными обедами и ужинами. Постепенно главный герой все больше привыкает к роскошным церемониям

Вероятно, Эмиральд Феннел задумывала сценарий шокирующим и непредсказуемым. Здесь есть сцены, которые могут сильно удивить неподготовленных зрителей. Скажем, неожиданно откровенный эпизод в ванной или неуютный диалог Оливера с сестрой Феликса. Самую спорную сцену покажут ближе к финальным титрам — чтобы зрители и не думали расслабляться.

«Солтберн» в чем-то похож на вызывающие фестивальные фильмы. Вот только от какого-нибудь Ларса фон Триера легко ожидать неприятные эпизоды, а «Солтберн» поначалу хорошо притворяется «нормальной» историей.

В вечерних и ночных сценах «Солтберн» превращается чуть ли не в готическую сказку
В вечерних и ночных сценах «Солтберн» превращается чуть ли не в готическую сказку

🤩 «Солтберн» — очень красивое кино

Картину снимал шведский оператор Линус Сандгрен, получивший «Оскар» за работу над «Ла-Ла Лендом». При создании мюзикла Дэмьена Шазелла он вдохновлялся голливудской классикой вроде «Вестсайдской истории» и «Американца в Париже». А в фильме Феннел прослеживается стилистика «Талантливого мистера Рипли» и работ Бернардо Бертолуччи вроде «Ускользающей красоты». Многие сцены сняты в уютных пастельных тонах, а яркий солнечный свет и мягкие тени погружают в обманчивую атмосферу беззаботности и спокойствия.

Визуальный ряд фильма понравится любителям стиля old money — образа жизни людей с унаследованным богатством. Каттоны на любой прием пищи надевают смокинги, ходят по дому в роскошных халатах и живут с интерьером как минимум столетней давности. Не проникнуться такой эстетикой почти невозможно: восторг вызывают даже изысканные кресла и огромные зеркала в ванных.

Линус Сандгрен снимал еще два фильма Дэмьена Шазелла — байопик «Человек на Луне» и драму о кино «Вавилон»
Линус Сандгрен снимал еще два фильма Дэмьена Шазелла — байопик «Человек на Луне» и драму о кино «Вавилон»

🤨 Финал смазывает впечатления

«Солтберн» мог бы стать новой классикой кино, если бы не его концовка. В финале Эмиральд Феннел раскрывает все карты и прямым текстом объясняет произошедшие события. Зрителям даже не оставляют пространства для собственных интерпретаций — в истории совсем не остается белых пятен.

Из-за этого обсуждать сценарий «Солтберна» не очень интересно: ведь все и так понятно. Самым невнимательным зрителям даже показывают отдельную сцену, где подробно разоблачают все секреты. И в итоге последние пять минут портят положительные впечатления от фильма.

Разговорные сцены получились поверхностными — возможно, намеренно. Эмиральд Феннел словно специально сделала богачей наивными и доверчивыми людьми, потому и разговаривать им не о чем
Разговорные сцены получились поверхностными — возможно, намеренно. Эмиральд Феннел словно специально сделала богачей наивными и доверчивыми людьми, потому и разговаривать им не о чем

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Егор АргуновПосмотрели «Солтберн»? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях:
  • igor7я весь фильм задавался вопросом: зачем эти богачи держат всех этих приживал? почему отец не топнет ногой и не скажет - вы меня раздражаете, пошли все вон! ну и разве в 2006 году богачи не могут узнать кто такой Оливер на самом деле? если уж вы поселяете себе друга сына, то логично узнать кто это, кто его родители и пр.1
  • Sweetcorn"Вот два часа моей жизни, которые я никогда не получу обратно". (Дальше спойлеры, если кто-то еще не смотрел) Вообще не поняла хайпа - мне кажется, все смотрят только из-за распиаренных скандальных сцен. Оливер мне лично неприятен был с самого начала, и никакой он не тихоня, а самый настоящий психопат, подстроил все, начиная со знакомства с Феликсом и недостающими деньгами в баре. Совершенно сумасшедший тип, который так обожал Феликса, что убил его, а потом свел в могилу всю его семью, чтобы голышом скользить по паркету 18 века... И в чем мораль? В том, что больные на голову люди могут быть умными? В том, что никому нельзя доверять? В том, что весь средний класс мечтает жить в родовых поместьях? Как-то не очень глубоко... Ни тебе развития характеров, ни неожиданных поворотов, персонажи "плоские" и "читаемые". И супер мозг Оливера работает только когда надо кого-то убить, реальными манипуляциями ему добиться ни от кого, кроме Феликса и одинокой Елзбет ничего не получается, да он и не сильно старается, по разу попробовал, и хватит. Радовала только работа оператора - красивых кадров и правда чень много. В остальном от меня - жирная двойка.0
  • Vladimir NoskovОчередной кин, интересный разве что только кому-то "там" (ну и нашим поклонникам "тамошних", хоть снято и не для них). Суперскучное уныние. Ни чем не цепляет, и никакие ниточки душевности не затрагивает. Очередные 2 с лишним часа жизни проведены зря. Пора завязывать с подобным. Распахиваю грудь для ваших минусов, поклонники.0
  • Карина МальцеваГлавный посыл, а именно разница между "богатыми" и "знатными", Егору так и остался сокрыт. Это типично британская забава — извращенный интерес к аристократии, upper class, куда богатым людям типа Абрамовича входя так же заказан, как и главному герою фильма. То, что фильм — это "Возвращение в Брайдсхед" образца 21 века тоже осталось у рецензента за кадром. Хотя об этом прямо и четко говорится в фильме через книгу Ивлина Во, который "списал многое с нашей семьи". Половину смертей в конце так и не объясняют, а другие объяснения выглядят детскими и нелогичными — так что насчет "всё становится ясно" тоже перебор. В общем, как с русской литературой для инространца — типичный американец обращает внимание в книгах Достоевского совсем не на то, на что учили обращать внимание нас.2
  • Ирина ГлотоваПокровительские отношения. Тот, кого покрывают, имеет предел попыток зарифмоваться с покровом, при том, что и «рифмование» чаще всего имитационное. Резонирование с обоих сторон выдумано самоморфностью, авторской проекцией личной идентичности. Но точка общности существует где-то на эволюционных логических уровнях, она то и служит входом в паразитизм различной степени токсичности. Условный «Чебурашка» , он же мистер Рипли или Оливер Квик (и даже восставшие народные массы в революциях) заходят ближе к уровню физиологии и… вступают в о-бладание - всеобъемлющее, как танец Олли в Солберне.0
Вот что еще мы писали по этой теме