«Солтберн»: почему все обсуждают эстетский фильм с Барри Кеоганом и Джейкобом Элорди
22 декабря в сети вышел «Солтберн» — новая работа постановщицы и сценаристки Эмиральд Феннел, известной по триллеру «Девушка, подающая надежды».
За короткое время «Солтберн» собрал более 1,4 миллиона оценок на международном киносайте Letterboxd: это рекордные показатели для фильма, не выходившего в широкий прокат США. Саму картину номинировали на 5 премий Британской киноакадемии: Феннел может взять статуэтку за лучший британский фильм 2023 года, а актеры Барри Кеоган и Джейкоб Элорди претендуют на звание лучшего актера первого и второго плана соответственно.
«Солтберн» вызвал множество споров и дискуссий в интернете. Одни называют картину смелым высказыванием о классовом неравенстве, другие видят в фильме лишь пошлую историю с намеренно вызывающими сценами. Рассказываем, чем впечатляет «Солтберн» и почему он получился настолько противоречивым.
Что за «Солтберн» (Saltburn)
Дата премьеры: 17 ноября 2023 года
Страны производства: США, Великобритания
Режиссер: Эмиральд Феннел
Сценарист: Эмиральд Феннел
В ролях: Барри Кеоган, Джейкоб Элорди, Арчи Мадекве, Розамунд Пайк, Элисон Оливер, Ричард Э. Грант, Кэри Маллиган, Сэди Совералл, Милли Кент
Жанры: драма, мелодрама, триллер
Фильмы, похожие на «Солтберн»: «Талантливый мистер Рипли», «Паразиты», «Убийство священного оленя», «Назови меня своим именем», «Фаворитка»
Продолжительность: 2 часа 11 минут
Где смотреть: Amazon Prime. Сервис недоступен в России
💰 Это интересное высказывание о классовом неравенстве
2006 год, Великобритания. Юноша по имени Оливер поступает в Оксфордский университет. Он становится белой вороной среди однокурсников из-за своей неуверенности и неумения общаться с людьми. Жизнь в кампусе оказывается тягостной, но все меняется, когда Оливер знакомится с обаятельным однокурсником Феликсом Каттоном из очень богатой семьи.
Новый друг берет главного героя под опеку и впускает в свою жизнь. После окончания курса Феликс приглашает Оливера приехать на лето в Солтберн — его семейное поместье. Недолго думая, юноша соглашается приехать к Феликсу в гости. Там он знакомится с семьей друга — эксцентричной матерью Элспет, радушным отцом Джеймсом и угрюмой сестрой Венецией. Вместе с Феликсом живет и его товарищ Фарли, высокомерный однокурсник Оливера.
В современных фильмах нередко показывают конфликт богатых и бедных людей: вспомнить хотя бы оскароносных «Паразитов» или победителя Каннского кинофестиваля «Треугольник печали». «Солтберн» раскрывает проблему под интересным углом: зрителям предлагают глазами простого парня посмотреть на жизнь аристократов изнутри, увидеть их переживания и повседневную рутину. Со временем члены семьи Каттон даже раскрываются с положительных сторон.
Режиссер Эмиральд Феннел родилась в семье писательницы и дизайнера ювелирных украшений, училась в Оксфорде и не понаслышке знает о роскошном образе жизни. Из персонажей «Солтберна» ей как раз ближе и понятнее Каттоны, а не выходец из среднего класса Оливер. Главный герой для Феннел — такая же загадка, как для зрителей.
На поверхности он кажется обычным студентом, но по ходу сюжета его образ становится все более интригующим. Оливер путается в деталях биографии, откровенно врет Каттонам и хранит свои тайны. Делиться ими он не спешит ни с кем — даже с Феликсом.
Еще одна интересная находка «Солтберна» — неоднозначность героев. Лишь Феликс показан идеализированным персонажем, у остальных полно недостатков. Оливер откровенно тушует перед новыми знакомыми и всегда выглядит неловко, Каттоны не стесняются рассказывать друг другу сплетни и говорить гадости о знакомых, их друзья и вовсе выставляются недалекими завистливыми людьми.
Богатые в «Солтберне» не выглядят небожителями или однобокими карикатурами — Феннел показывает их обычными людьми, которые отличаются от других разве что гардеробом и гораздо большим количеством возможностей. Им ничего не стоит закатить праздник на несколько сотен человек или годами содержать товарищей. О последствиях никто не задумывается, ведь прислуга обязательно за всем присмотрит.
Каттоны — ветреные и безответственные люди, которые росли в тепличных условиях. Потому и решение реальных проблем дается им с большим трудом. В этом аристократы напоминают Роев из нашумевшего сериала «Наследники». Эмиральд Феннел использует героев как мишень для действий Оливера: когда у Каттонов начинается плохой период, им даже искренне сопереживаешь. Это нетипично для фильмов про классовое неравенство — обычно богатые в таких историях не вызывают никакого сочувствия.
😊 Авторы умело чередуют жанры
Вначале «Солтберн» притворяется семейной драмой: Каттоны заменяют Оливеру родителей, а Феликс становится главному герою почти что родным братом. Затем в истории появляются нотки комедии. Оливер неуклюже пытается сойти за своего и раз за разом терпит неудачу, а товарищ Феликса Фарли постоянно пытается вывести героя на чистую воду. Под конец сюжет набирает обороты и становится полноценным триллером с несколькими неожиданными сценарными решениями.
«Солтберн» обманывает ожидания зрителей. Как только персонажи расслабляются, внутри семьи разгорается конфликт. В самый напряженный момент градус, наоборот, снижается — и Феннел замедляет историю. Трогательная сцена легко может стать пугающей: например, запланированная поездка Оливера и Феликса за пределы Солтберна приводит к неожиданным последствиям.
Вероятно, Эмиральд Феннел задумывала сценарий шокирующим и непредсказуемым. Здесь есть сцены, которые могут сильно удивить неподготовленных зрителей. Скажем, неожиданно откровенный эпизод в ванной или неуютный диалог Оливера с сестрой Феликса. Самую спорную сцену покажут ближе к финальным титрам — чтобы зрители и не думали расслабляться.
«Солтберн» в чем-то похож на вызывающие фестивальные фильмы. Вот только от какого-нибудь Ларса фон Триера легко ожидать неприятные эпизоды, а «Солтберн» поначалу хорошо притворяется «нормальной» историей.
🤩 «Солтберн» — очень красивое кино
Картину снимал шведский оператор Линус Сандгрен, получивший «Оскар» за работу над «Ла-Ла Лендом». При создании мюзикла Дэмьена Шазелла он вдохновлялся голливудской классикой вроде «Вестсайдской истории» и «Американца в Париже». А в фильме Феннел прослеживается стилистика «Талантливого мистера Рипли» и работ Бернардо Бертолуччи вроде «Ускользающей красоты». Многие сцены сняты в уютных пастельных тонах, а яркий солнечный свет и мягкие тени погружают в обманчивую атмосферу беззаботности и спокойствия.
Визуальный ряд фильма понравится любителям стиля old money — образа жизни людей с унаследованным богатством. Каттоны на любой прием пищи надевают смокинги, ходят по дому в роскошных халатах и живут с интерьером как минимум столетней давности. Не проникнуться такой эстетикой почти невозможно: восторг вызывают даже изысканные кресла и огромные зеркала в ванных.
🤨 Финал смазывает впечатления
«Солтберн» мог бы стать новой классикой кино, если бы не его концовка. В финале Эмиральд Феннел раскрывает все карты и прямым текстом объясняет произошедшие события. Зрителям даже не оставляют пространства для собственных интерпретаций — в истории совсем не остается белых пятен.
Из-за этого обсуждать сценарий «Солтберна» не очень интересно: ведь все и так понятно. Самым невнимательным зрителям даже показывают отдельную сцену, где подробно разоблачают все секреты. И в итоге последние пять минут портят положительные впечатления от фильма.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult