Представители каких стран чаще побеждают на международных олимпиадах школьников
Международные олимпиады школьников — это Олимпийские игры в мире образования, на которые ученики выезжают командами по 4—6 человек.
Цель таких соревнований — выявить самых талантливых учеников, способствовать развитию науки, а также сравнить уровень образования в разных странах.
В 2022 году российские школьники завоевали на международных олимпиадах 44 медали: 31 золотую, 11 серебряных и 2 бронзовых. Разбираемся, что это за олимпиады и представители каких стран зарабатывают больше медалей.
По каким предметам проводят олимпиады
«Международные олимпиады школьников» объединены общим названием, но на самом деле это просто 12 отдельных соревнований — со своими оргкомитетами, правилами и способами определения победителей.
Поскольку у таких соревнований нет единого оргкомитета, нельзя точно установить, какие из них считаются международными олимпиадами, а какие — просто состязания по разным предметам. В этой статье мы будем говорить об олимпиадах для учеников 10—11 классов, которые проходят более или менее регулярно, а результаты учитываются всеми российскими вузами при поступлении. Таких соревнований всего десять.
Шесть из десяти олимпиад — по общеобразовательным предметам: математике, физике, химии, биологии, географии и информатике. Еще четыре — по предметам, которые обычно не изучают в качестве отдельных дисциплин: экономике, философии, лингвистике и астрономии с астрофизикой. Экономику и философию изучают в рамках курса обществознания, астрономию — в рамках физики, лингвистику — в рамках русского и иностранных языков.
Первым подобным международным соревнованием стала олимпиада по математике — ее провели в 1959 году в Румынии. Поначалу в ней участвовали только страны Восточного блока, например СССР, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Польша, Болгария. В первом соревновании приняли участие именно эти семь стран.
Через шесть лет присоединилась Финляндия, в 1967 — Великобритания, Италия и Франция, и с тех пор количество стран-участниц быстро росло. В последней олимпиаде по математике участвовали представители 112 стран и территорий. Для сравнения: в обычной, спортивной Олимпиаде — 205 стран.
В 1967 году начали проводить олимпиады по физике, еще через четыре года — по химии. Остальные предметы добавились через 20 и более лет — с 1989 по 2018 год.
Когда начали проводить международные олимпиады школьников по разным предметам
Математика | 1959 |
Физика | 1967 |
Химия | 1971 |
Информатика | 1989 |
Биология | 1989 |
Философия | 1993 |
География | 1996 |
Лингвистика | 2003 |
Астрономия | 2007 |
Экономика | 2018 |
Когда начали проводить международные олимпиады школьников по разным предметам
Математика | 1959 |
Физика | 1967 |
Химия | 1971 |
Информатика | 1989 |
Биология | 1989 |
Философия | 1993 |
География | 1996 |
Лингвистика | 2003 |
Астрономия | 2007 |
Экономика | 2018 |
Кто может принять участие в международной олимпиаде
Чтобы войти в международную команду, требуется попасть в тройку победителей Всероссийской олимпиады школьников по этому предмету. Либо набрать больше всего баллов среди участников на региональном этапе, а потом показать достойные результаты на учебно-тренировочных сборах.
Обычно после объявления результатов Всероссийской олимпиады школьников организаторы составляют шорт-лист из 20—24 участников, а по итогам сборов выбирают 4—6 лучших.
В олимпиадах по разным предметам команды имеют разный состав. В соревнованиях по химии, биологии, географии и информатике могут участвовать по четыре человека от каждой страны, по физике — пять, по математике и лингвистике — шесть, по экономике и астрономии — две команды по пять человек в каждой.
Кроме того, требуется хорошо знать английский язык — это требование для соревнований по всем предметам. Сами задания иногда переводят на родной язык участника, так как это может быть важно для понимания: например, в олимпиаде по лингвистике. Но английский нужен, чтобы общаться с организаторами и другими участниками.
Как проходят международные олимпиады школьников
Чтобы успешно справиться с заданиями международной олимпиады школьников, идеально знать школьную программу недостаточно. Нужно искать дополнительную информацию и знать программу младших курсов вуза.
Математика. Олимпиада по математике проходит два дня. В каждый из дней школьнику предлагается решить по три задачи, на которые отводят четыре с половиной часа. Задания не делят по уровню сложности и оценивают одинаково — по семь баллов.
Физика. Олимпиада по физике состоит из двух частей: теоретической и экспериментальной. На решение всех задач отводится пять часов.
Теоретическая часть предполагает решение задач и поиск неизвестных величин. Экспериментальная часть состоит из нескольких заданий, в ходе которых нужно собрать установку по инструкции, провести необходимые измерения и нарисовать графики.
Астрономия и астрофизика. Олимпиада состоит из четырех частей: теоретической, практической, командной и наблюдательной. Теоретическая часть включает задания по небесной механике, термодинамике, космологии, атомной и ядерной физике. Школьникам нужно знать свойства звезд, планет, астрономических явлений.
Практическая часть предполагает умение работать в специальных программах и рассчитывать статистические показатели. Во время наблюдательной части школьники используют телескопы, карты и каталоги. Например, им подряд показывают три звезды — и нужно назвать, что это за звезды и в каком созвездии они находятся.
Информатика. Программа схожа с олимпиадой по математике: задания разделены на два тура, в каждом из которых нужно решить и запрограммировать три алгоритмические задачи.
Химия. В тестовой части девять заданий, каждое из которых состоит из нескольких пунктов. В экспериментальной части не менее двух заданий. На выполнение каждой части дается пять часов.
Чтобы выполнить задания теоретической части, нужно знать основы спектроскопии, неорганическую электрохимию, радикальную химию в органическом синтезе, уметь анализировать сложные реакции.
Для выполнения заданий из практической части требуется владеть методами вакуумной фильтрации и экстракции несмешивающимися растворителями, проводить тонкослойную хроматографию и качественный анализ неорганических веществ.
Биология. Здесь понадобится пройти тест и выполнить лабораторную работу. Тест состоит из 249 вопросов, на которые нужно ответить за три часа. Это могут быть задания с выбором ответа, определение истинности или ложности суждения или задания на поиск соответствия.
География. Школьники соревнуются в трех дисциплинах: письменный тест, мультимедийный тест и полевое наблюдение. Чтобы успешно справиться с заданиями, нужно уметь читать и описывать графики, таблицы и карты, а также применять знания по географии в жизни, в том числе ориентироваться на открытой местности, определять состав почв, разбираться во флоре и фауне. В последние годы практические задания выполняют на компьютере.
Лингвистика. Школьников просят выполнить задания, основанные на грамматике, структуре, культуре и истории разных языков, а также решить языковые головоломки.
Состязание состоит из двух частей: индивидуальной и командной. Во время командной работы школьникам предлагается решить одну, но более сложную лингвистическую задачу.
Экономика. Олимпиада состоит из трех частей: задания с выбором ответов и открытыми вопросами, задания по финансовой грамотности и решение бизнес-кейса.
В 2022 году школьникам нужно было оценить эффективность стратегии сокращения углеродного следа и предложить варианты ее улучшения. Презентовать свой ответ нужно на английском языке, на это дают 10 минут, еще 10 минут у команды есть для ответов на вопросы.
Философия. Отбор в команду России проводят среди участников конкурса «Философское эссе на иностранном языке», который проходит на философском факультете МГУ имени Ломоносова.
На олимпиаде попросят за четыре часа написать эссе на одну из предложенных тем. Работа может быть представлена на английском, французском, немецком или испанском — на своем родном языке писать нельзя.
Например, в 2022 году на выбор можно было написать эссе по высказываниям Гераклита, Лао-цзы, Иммануила Канта и Ханны Арендт.
Что дает участие в олимпиаде
Российским школьникам за победу полагается денежная премия президента РФ и гарантированное поступление в любой российский вуз по выбору. За золотую медаль школьник получит 1 млн рублей, за серебряную — 500 тысяч, за бронзовую — 400 тысяч.
Деньги выплачивают не за все олимпиады, а только за соревнования по физике, математике, биологии, химии, географии, информатике и не входящей в общеобразовательную программу астрономии. За победу в олимпиаде по философии, лингвистике или экономике премии от президента не будет.
Премии получают не только школьники, но и тренеры, которые их готовят. У каждого школьника таких тренеров два: личный и национальный. Вместе с участником на олимпиаду могут поехать оба. Премия рассчитывается каждый год и зависит от количества медалей и тренеров. За подготовку золотого медалиста дают 500 тысяч, серебряного — 250 тысяч, бронзового — 200 тысяч. Если медалиста готовили два или даже три тренера, сумму разделят.
Так как обычно участниками международной олимпиады становятся победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, им не нужно переживать за поступление в вуз и баллы ЕГЭ. Победители и призеры могут поступить в любой российский вуз по направлению, которое соответствует предмету олимпиады.
Например, если школьник выиграл олимпиаду по химии, при поступлении на юрфак бонуса ему не будет. Победители региональных этапов могут рассчитывать на дополнительные баллы к ЕГЭ или на 100 баллов по соответствующей дисциплине.
Медаль международной олимпиады учитывается в портфолио при поступлении в вузы других стран. Но для получения гранта или стипендии с полным покрытием, как правило, этого недостаточно. Нужно будет, как и другим абитуриентам, сдать экзамен на знание иностранного языка, представить аттестат и доказательства активной внеучебной деятельности, а потом пройти собеседование.
Какие олимпиады выигрывали россияне
На олимпиадах школьники получают индивидуальные награды в зависимости от результатов. Обычно высшая награда — это золотая медаль, а менее ценные — серебряная, бронзовая медали или почетный диплом. Принцип, по которому распределяются награды, у каждой олимпиады свой.
Например, на олимпиадах по физике и астрономии высчитывают средний балл, а потом по сложной системе определяют, кто получит бронзовые, серебряные и золотые медали. На олимпиадах по химии и биологии медали распределяются пропорционально: если в соревновании приняли участие 100 человек, то 10 получат золото, 20 — серебро, 30 — бронзу, а 40 участников уедут без медалей. В олимпиадах по информатике, географии и лингвистике принцип тот же, но пропорция другая — 10: 20: 30: 60.
За последние пять лет участники из России получали медали на олимпиадах по всем предметам. Правда, в 2020 году олимпиады по физике, лингвистике и географии не проводились из-за коронавируса. А в 2022 году нашим соотечественником запретили выступать под российским флагом — их зарегистрировали как индивидуальных участников или независимые команды. Но мы решили учесть и результаты таких школьников.
Меньше всего у россиян медалей по философии: в последние два года Россия не участвует в этой олимпиаде, а за последние пять лет наши школьники получили всего одну медаль — золото из Рима привезла школьница из Ставропольского края. А больше всего у нас медалей по астрономии: 31.
В последнее время российские сборные привозят около 50 медалей в год. Исключение — 2020, но тогда олимпиады по некоторым предметам не проводились из-за коронавирусных ограничений. При этом золотых медалей у россиян становится больше — это значит, что наши школьники улучшают свои результаты.
Школьники из каких стран выигрывают чаще всего
Как и в обычных, спортивных соревнованиях, здесь существует неофициальный командный зачет — когда складывают результаты участников из одной страны и потом сравнивают по этому показателю все команды.
По некоторым предметам организаторы ведут командный зачет сами. Например, по математике в 2023 году выдано 54 золотых медали, но они не совсем равны между собой: участники могли набрать от 32 до 42 баллов. Сумма всех баллов, набранных участниками из одной команды, — это и есть итоговый результат страны. В 2023, как и в предыдущие четыре года, больше всего баллов набрали школьники из Китая.
Для других предметов можно подсчитать количество и «номинал» медалей. Например, в последней олимпиаде по химии участвовали команды из четырех человек. Китай и Сингапур получили по четыре золотых медали — они делят первое место в командном зачете. Сборные России, Ирана, Вьетнама и Тайваня взяли по три золотых и одной серебряной медали, они делят места с третьего по шестое.
Мы подсчитали, какое место в таком неофициальном общекомандном зачете занимала сборная России за последние десять лет. Оказалось, что рекордным стал 2021 год: по всем предметам, кроме экономики, россияне заняли минимум второе общекомандное место. В 2022 году был второй по успешности результат. Правда, в этом году россияне выступали как индивидуальные спортсмены или команды без флага.
Абсолютный лидер в школьных олимпиадах — Китай. Представители этой страны стабильно занимают первые места по точным наукам: математике, физике, химии и информатике. По лингвистике, биологии, географии, экономике они тоже, как правило, входят в десятку лучших.
Другие лидеры, особенно по точным наукам, — США, Южная Корея, Сингапур и Тайвань. В последние годы много медалей получают участники из Ирана и Вьетнама.
В медальном зачете за весь период, если считать результаты СССР отдельно, Россия занимает второе место по информатике и экономике, третье — по математике, физике, химии и лингвистике, пятое — по биологии.