«Современные программы путают ребенка»: как организовать альтернативные семейные классы

Опыт читательницы
14
«Современные программы путают ребенка»: как организовать альтернативные семейные классы
Аватар автора

Юлия Скопич

узнала подробности

Страница автора

Некоторым родителям не нравится подход к образованию в государственных школах — для ребенка хочется чего-то большего.

В такой ситуации можно рассмотреть альтернативы: например, учить детей самостоятельно дома или записать в онлайн-школу. Еще один вариант — объединиться с другими родителями, нанять учителя и открыть класс с нестандартной программой. Так поступила героиня этого материала. Передаем ей слово — вот как у нее получилось все организовать.

Эта история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Катя Пчелкина

выбрала нестандартную систему обучения для детей

Страница автора

Мы живем недалеко от Долгопрудного и Лобни, здесь довольно большой выбор школ, но мне не хотелось отдавать туда своих детей.

В первоклассных физматлицеях можно получить хорошее образование, но такие учебные заведения подходят для одаренных и стрессоустойчивых детей. Высокие результаты достигаются за счет жесткого отбора: попасть туда непросто, а вылететь легко. Ребенок должен все время показывать высокие результаты и выигрывать олимпиады, иначе он никого не интересует. Далеко не каждый может психологически потянуть такую атмосферу. Мне не хотелось, чтобы дети постоянно чувствовали давление в школе.

В частных школах подход обратный: все делается для ребенка, при этом уровень образования не очень волнует. Главное, чтобы детям было весело и комфортно. Для меня это странно: все-таки за 11 школьных лет важно получить образование, ведь многое просто нельзя потом наверстать. Не получится.

Про государственные школы вообще отдельный разговор.

Рассылка о том, как растить детей
Советы только для родителей — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Недостатки государственных школ

Бюрократия. В современном мире образование во многом свели к протоколу. Есть стандарты, ФГОСы, нормы часов, поурочный план — учителю остается только все это выполнять и отчитываться. Минимум творчества, минимум прав. С одной стороны, это должно обеспечивать единый уровень образования в стране, защищать от недобросовестных исполнителей. Но мне кажется, что все эти стандарты и протоколы не дают учить.

Если учитель приходит, например, в пятый класс и видит, что дети плохо читают или не считают до ста, ему все равно придется давать программу пятого класса. В итоге она будет пройдена, но знания дети не приобретут.

Среда. Привычная картина обычной московской школы: более 30 человек в классе, из них человек пять детей, для которых русский не родной, и человек пять — с ограниченными возможностями здоровья. Чему-то научиться в таких условиях могут только самые способные. Часто родители выбирают семейные или частные школы, просто потому, что хотят оградить детей от влияния среды: мата, курения, гаджетомании, буллинга.

Роль учителя. Проблема в том, что образование превратили в услугу, учитель должен всем: начальству — отчеты и следования программам, родителям — хорошие отметки. Не осталось средств, чтобы поставить ребенка на место: ставить двойки, отчислять, выгонять с урока нельзя. Стоит накричать — дети снимут на телефон и выложат в сеть, а родители напишут жалобу. Авторитет будет потерян, а без него невозможно никого ничему научить, так как мы не будем учиться у того, кого не уважаем.

Современные программы. Летом 2022 года я потратила много времени, читая учебные программы — как современные, так и 1950-х годов. Бросилось в глаза, что советские материалы полны статистики, ссылок на исследования, разработок, наглядных пособий. Все сосредоточено на том, чтобы объяснить тему максимально простым и доступным языком.

Сейчас нагрузка на детей увеличилась, учебники пестрят картинками и рамочками, в методичках сказано много слов про патриотизм, а знаний нет. Современные программы путают ребенка.

Выбор русской классической школы

Чем больше я изучала школы вокруг, тем больше думала о том, чтобы учить среднего ребенка дома. Даже оставила свои данные в одном из списков группы «Альтернативное образование» в «Фейсбуке». Там меня и нашла Елена, наш главный организатор, — оказалось, она живет неподалеку. Вдвоем с еще одной мамой Екатериной они решили организовать в Долгопрудном семейный класс по программе «Русская классическая школа».

О программе я слышала впервые, но для меня на тот момент она была и не настолько важна. Мне понравился внешний вид учебников, люди, атмосфера. Помещение нашлось при храме: отец Николай Лузанов — настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Шереметьевском — поверил в нас и разрешил заниматься в помещении воскресной школы. Из центра Долгопрудного до нее добираться около 20 минут на машине.

Что такое русская классическая школа

Аватар автора

Детская редакция

погрузилась в историю проекта

В середине 2000-х годов Татьяна Алтушкина, мама шестерых детей, задумалась над тем, что хочет дать своим детям фундаментальное образование, чтобы у них сформировалась целостная картина мира. Так возникла идея открыть свою школу.

Финансовые возможности позволяли это сделать. У Татьяны сразу появились единомышленники. Подыскав учительницу, они открыли первый класс.

Команда профессионалов, которую собрала Татьяна Алтушкина, переработала методику известного педагога 19 века Константина Ушинского и адаптировала содержание классического образования под современность. А также организовала производство учебных комплектов и методических пособий для тех, кто хочет заниматься в рамках русской классической школы.

Через сайты вакансий мы нашли замечательного учителя — Ирину Аркадьевну. Это редкий человек, способный действительно глубоко погружаться в предмет, творчески преобразить методику.

Потихоньку собрались и дети: находили друг друга через чат храма, знакомых, группу «Альтернативное образование». В августе нас было всего три человека, многие сомневались. Потом набралось семь детей — это практически идеальное количество учеников в классе.

За эти годы мы прошли непростой путь. Даже подумать не могли, что у нас будет три класса, столько детей, учителей. Мы просто хотели тихонько выучить своих детей и все. Но стали подрастать братья и сестры, сначала организовался один класс, затем другой. А потом, когда сын окончил начальную школу, надо было решить, продолжать или нет. Это было очень непростое решение: среднюю школу организовать гораздо сложнее и дороже, так как необходимо найти учителей-предметников. Но мы справились.

Сейчас мы арендуем помещение в Хлебникове недалеко от нашего храма. У нас три класса: первый, третий и пятый, а также подготовка для пяти- и шестилетних детей. Собираемся набрать еще два класса на будущий год. К нам возят детей из Долгопрудного, из-под Лобни, из Химок, Лианозова, с «Речного вокзала» и даже с «Полежаевской».

Особенности РКШ

Основных причин, почему люди приводят детей в нашу школу, три: хотят оградить от дурного влияния, дать хорошее образование или воспитать ребенка в православной культуре. Всем этим критериям мы стараемся соответствовать.

Православие. Религия — не обязательное условие, но, если семья неверующая, нам будет тяжело вместе. По большим праздникам мы ходим в храм, молимся перед учением и едой, соблюдаем посты. Отец Николай иногда приезжает побеседовать с детьми. Но главное, православие — та духовная, идейная основа, без которой невозможно обучение. Честно трудиться, уважать старших, заботиться о малышах — эти принципы неизбежно усваивают наши дети.

Общинность. У нас в школе сейчас работают 12 педагогов плюс преподаватели по шахматам и хору. Но директора как такового нет — есть более вовлеченные родители и люди, совмещающие несколько ролей: учителя, родителя, организатора. В целом большинство вопросов решаем вместе. Способность договориться и делать совместное дело — очень важный опыт. Мне кажется, главное, что мы показываем нашим детям, — это пример настоящего гражданского общества.

Большое количество архаизмов. Пока я не начала сама вести русский язык и чтение в третьем классе, была одной из мам, которые страшно боятся, что детей перегрузят старыми понятиями. А потом поняла, что через архаизмы происходит развитие речи. Благодаря им мы каждый раз что-то обсуждаем, выясняем, открываем словари, то есть у нас каждый архаизм ведет за собой огромное количество других понятий.

Чтобы ответить, что такое экипаж, мы должны показать, что такое мостовая, распечатать картинки, обсудить лошадей, рассказать, как едет экипаж и почему именно так. За таким объяснением можно провести целый урок, потому что одно вытягивается за другим, как ниточка. В результате у детей увеличивается словарный запас.

Мне кажется, если не знакомить детей со «старыми словами», вскоре мы останемся без классической литературы. Человек откроет Толстого или Достоевского, увидит, что половина слов ему непонятна, и закроет книгу.

Программа

«Русская классическая школа» основана на подходе и работах Константина Ушинского — столпа российской педагогики, а также на советских образовательных методиках. Авторы программы из Екатеринбурга, там же мы заказываем в типографии все необходимые учебные комплекты.

По арифметике пользуемся материалами Александра Пчелко — это советский учебник, который методисты переработали под современность, убрав упоминания о пионерах, октябрятах и других реалиях того времени. По словесности в начальной школе опираемся на работы Константина Дмитриевича Ушинского. В средней используем «Хрестоматию» Ирины Горячевой. Ей же принадлежат все наработки по русскому языку. Ирина Анатольевна — разработчик филологического блока РКШ, к моменту знакомства с руководителем проекта Татьяной Алтушкиной 17 лет изучала теоретическое наследие Константина Ушинского. Она была убеждена в непревзойденности его «Родного слова», «Детского мира» и пыталась донести это в своих публикациях до педагогов и родителей.

Кроме учебников и тетрадей наши преподаватели используют все, что нас окружает. Важные принципы русской классической школы — наглядность и природосообразность. Знания даются поступательно, системно и именно в том виде, который понятен и доступен ребенку.

Еще очень важно сделать так, чтобы все дети работали на уроке. Ученики постоянно вовлечены в работу: никто не спит на задней парте, никто не «проходит» программу мимо, как это, к сожалению, часто бывает в государственных школах. Поэтому и двоечников у нас нет и быть не должно.

Вот чем отличаются наши уроки.

Арифметика. Используется огромное количество счетного материала. В 1980-х годах он еще применялся в государственных школах, но у моего старшего сына в 2000-х его уже не было. А ведь именно благодаря палочкам дети понимают, как формируются числа.

В первом классе у детей по 20 палочек, а также много другого счетного материала: кружочки, кубики, карточки. Во втором классе счетных палочек уже 111, а в третьем — 1111.

А чтобы пройти тему «объем», мы заказывали огромный куб из фанеры, в который поместились все наши дети. Зато ребенок, один раз побывав в таком кубе, никогда уже не скажет, что в одном кубическом метре сто кубических сантиметров, — это частая ошибка в школе.

Арифметика для второго класса Александра Пчелко. Источник: russianclassicalschool.ru
Пятиклассники решают задачки на скорость с помощью игрушечных поездов
Брусочки для перехода через десяток очень помогают в первом классе

Словесность. Так в русской классической школе называется русский язык и чтение, которые составляют единый предмет. На уроках словесности много старых текстов, фольклора.

Современные дети часто не то что сочинение написать не могут, а просто связно пересказать текст. Наши — могут, именно потому, что этому уделяется много времени. Еще наши дети начиная с первого класса многое заучивают наизусть, чтобы развивать память. От сказок, пестушек и пословиц постепенно идут к лучшим образцам русской литературы и народного творчества.

Задача педагога — не просто заставить прочитать тексты, а добиться глубокого понимания. Мы постоянно обращаемся к эмоциям детей, пробуждаем воображение. К каждому уроку словесности педагогу нужно подготовиться — напечатать или подобрать картинки с иллюстрациями. Если сказано «у кошки лапка бархатистая», хорошо бы раздобыть бархат.

Принцип наглядности используется и в русском языке. Например, разбирая слово по составу, мы буквально отрываем от него окончание, корень, приставку, используя для этого слова, напечатанные на бумажках. А разбирая предложение, рисуем дерево.

«Родное слово. Азбука» для первого класса Константина Ушинского. Источник: russianclassicalschool.ru
«Родное слово. Азбука» для первого класса Константина Ушинского. Источник: russianclassicalschool.ru
«Родное слово. Азбука» для первого класса Константина Ушинского. Источник: russianclassicalschool.ru

Чистописание. Этого предмета давно нет в государственных школах, у нас же он ведется с первого по четвертый класс раз в неделю. Дети пишут сначала механическими карандашами, потом — пером-макалкой, затем — чернильными ручками.

Это не просто приучение к порядку, эстетике, красоте. Перо помогает детям снять напряжение в руке, выработать правильную осанку, развивает мелкую моторику, а вместе с ней — мозг, мышление.

Кроме прописей в первом классе пишут на разлинованных досках, выводя элементы букв мелками
В первом и втором классе дети пишут пером-макалкой, потом перьевыми ручками
Разлинованная доска тоже помогает делать почерк лучше

Физика. В программе русской классической школы этого предмета нет, но мы ввели его в пятом классе, потому что нашли замечательного преподавателя. Она победитель международной олимпиады по физике.

На уроках дети измеряют все что можно: скорость, объем, силу тока. Можно сказать, что это не сама физика, а подготовка к предмету. Мы используем знания, которые у нас уже есть из арифметики: меры объема, веса, скорости. Дополняем их сведениями из окружающего мира и таким образом готовимся познавать физическое устройство Вселенной.

Русская художественная культура. Изначально учителя рисования мы искали для третьего класса. За несколько лет поняли, что это должен быть обязательно художник, который сможет преподавать не просто ИЗО, а уроки художественной культуры, на которых дети погрузятся в мир прекрасного, познакомятся с разными техниками и направлениями. Такой человек нашелся — наша прекрасная Ольга Владимировна.

И только мы объявили, что у третьего класса будет учитель рисования, как пятый тут же заявил: «Мы тоже хотим!» Да и сама Ольга Владимировна сказала, что вести уроки по Древнему миру — мечта любого преподавателя. И вот уже полгода наши пятиклассники творят, не покладая кистей и глины: начали с шумеров, дошли до византийской мозаики. У некоторых ребят открылся настоящий талант.

«Древнегреческие» вазы от нашего пятого класса
«Древнегреческие» вазы от нашего пятого класса
Черпаем вдохновение в живописи древних шумеров
Черпаем вдохновение в живописи древних шумеров

Окружающий мир. У третьеклассников этот предмет ведет настоящий ученый-биолог, которая занимается исследованием ягеля в Ямало-Ненецком автономном округе. Учебник используем как оглавление, а основное время стараемся посвятить прогулкам, исследованиям, практическим опытам.

В пятом классе этот же преподаватель ведет биологию.

География. Если биологию у нас ведет ученый, то географию — путешественник! Наш Дмитрий Геннадьевич объехал весь мир, несколько раз покорял Эльбрус и другие вершины. Каждый урок он дополняет личными впечатлениями и знаниями, которых в учебниках не отыщешь. Про него даже недавно статья вышла.

Осенью вместо урока по окружающему миру дети отправились гулять в парк. Там мы увидели дятла, гусениц, лягушек и стрекоз. А еще удалось сравнить семена ясеня и клена по разным признакам
Эксперимент по выращиванию семян в разных условиях
К 8 Марта вырастили для наших мам настоящие тюльпаны! Прямо на подоконнике

Распорядок дня

В учебный процесс дети входят плавно: в первом классе сначала по два урока в день, потом — три, затем — четыре. У третьеклассников — пять, а у пятого класса — шесть.

Так как русская классическая школа тесно связана с православием, занятия начинаются в 08:45 с общей молитвы. Уроки длятся по 40 минут, 10 минут — перемена.

Между вторым и третьим уроком у нас всегда прогулка — даже не представляю, как в государственных школах обходятся без нее. В этом году ввели еще одно новшество: вернувшись с прогулки, дети в течение 15 минут читают. У нас есть школьная библиотека: книги принесли из дома родители, а разобрали и систематизировали под строгим руководством нашего учителя сами дети.

Если погода плохая, не выходим на улицу, и тогда дети читают, играют в настольные игры — лото, шахматы, шашки. В коридоре висит большая доска для рисования, стоит шкаф с настольными играми.

На переменах дети лепят из пластилина
Музицируют
Играют на магнитных досках

Внеклассные активности

Все дети посещают занятия хора, их у нас ведет наша матушка — Александра Лузанова, она же руководитель хора Московского физико-технического института. Удивительно. У нее все дети запели, многие начали интересоваться классической музыкой, посещать концерты.

Иногда выезжаем в театр, а теперь благодаря хору — и в оперу, и на классические концерты. Ездили в Троице-Сергиеву лавру. Были в художественном музее имени Пушкина, историческом музее, стараемся посещать крупные выставки русских художников. Видели работы Василия Поленова, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи.

В Третьяковской галерее дети познакомились с работами многих русских художников и расширили кругозор
В Третьяковской галерее дети познакомились с работами многих русских художников и расширили кругозор

В школе постоянно кипит жизнь! У нас часто проходят праздники, мы проводим различные мастер-классы — иногда силами родителей, иногда приглашаем опытных мастеров.

Недавно решили издавать собственный журнал, ведь все наши пятиклассники пишут — стихи, басни, сказки и целые романы.

У нас в гостях «Деревянная школа»: мастерим кораблики
У нас в гостях «Деревянная школа»: мастерим кораблики
Перед новогодними праздниками дети делали рождественские венки
Перед новогодними праздниками дети делали рождественские венки

В 2023 году придумали новую активность: в гости к детям приходят люди интересных профессий. Готовимся заранее: пишем вопросы, собираем, ждем каждого гостя с нетерпением.

Начинали с родителей, ведь для детей на самом деле все профессии интересные. Теперь уже принимаем «заказы»: просят блогера, пожарного, писателя. Приходится всерьез перечитывать собственный список контактов.

Письма для актрисы
Строитель рассказал детям, как пользоваться инструментами
Встреча с актрисой театра и кино Еленой Ташаевой

Юридический статус

Надо понимать, что с точки зрения закона семейная школа — это вовсе не школа. Мы просто семейный клуб, объединение детей и родителей. Родители отдельно заключают договоры с учителями или репетиторами, при этом наши дети находятся на заочном обучении в московской школе.

Также мы скидываемся на общие расходы: закупаем учебные пособия, тетради, оборудование для классов. В целом такое обучение по Москве и области обходится для родителей в 15 000—25 000 ₽ ежемесячно.

Аттестация

Этот вопрос очень волнует родителей, но его решить как раз проще всего. В Москве и области много различных платформ и школ, где можно сдавать аттестации. Дети могут быть оформлены как на семейное обучение, так и на заочное. Мы ездим писать тесты несколько раз в год. Сложностей, как правило, не бывает, но иногда дети могут растеряться, что-то напутать, не выполнить правила оформления и даже получить тройку.

За эти годы я поняла, что система тестирования никак не отражает реальных знаний ребенка. В ситуации стресса, в непривычной обстановке дети могут написать разное. Иногда они делают ошибки просто потому, что не верят, что задание такое простое, и начинают «мудрить». Но в целом, конечно, наши дети успешны и на тестах тоже.

Как повторить наш опыт

Если заинтересовала именно русская классическая школа, сначала стоит убедиться в том, что она подходит в мировоззренческом плане. Если дистанционного обучения методикам окажется недостаточно, можно принять участие в бесплатных семинарах, которые организаторы проекта регулярно проводят в разных уголках России.

У школы много последователей, которые отмечены на интерактивной карте. Если вам захочется поступить в такую школу в своем регионе, там можно поискать аналогичные учебные заведения. Ответы на свои вопросы можно найти в нашем РКШ-чате: там много опытных учителей, организаторов семейных школ, родителей, которые учат детей по РКШ дома. Советую не бояться трудностей и искать единомышленников.



Юлия СкопичЧего, на ваш взгляд, не хватает в современных школьных программах?
  • Ilya Lebedev"Некоторым родителям не нравится подход к образованию в государственных школах — для ребенка хочется чего-то большего." Не нравятся государственные - всегда есть частные. Учился как-то год в платной школе 1 год, пока ее не закрыли из-за кризиса (потом вместе с некоторой частью учителей перешел в соседний лицей). Это лучшее образование, которое я получал среди 3 школ и вуза. Мб если б школа выжила, то не стал бы таким лентяем). Мне особенно запомнились уроки труда, где для себя вкусняхи готовили и уроки риторики.9
  • ESКолхоз, конечно. Но главное, что Вы счастливы. )))10
  • Анна"Часто родители выбирают семейные или частные школы, просто потому, что хотят оградить детей от влияния среды: мата, курения, гаджетомании, буллинга" Чтобы оградить от этих вещей ребёнка, надо его в 4 стенах запереть и не выпускать ни до 18 лет, ни после. Впрочем, на моменте про "воспитать ребенка в православной культуре" стало уже всё понятно.12
  • Алена30 человек в классе, из них человек пять детей, для которых русский не родной, и человек пять — с ограниченными возможностями здоровья ___ Потрясающее сравнение у автора. Желаю вам никогда не стать тем самым человеком с ОВЗ.7
  • АленаАнна, православная культура и неприятие лиц с ОВЗ? Прекрасно!6
  • АннаАлена, мне ещё про учеников нерусских национальностей "понравилось", мол в классах где они есть, получить норм образование ребёнку сложнее. Что там было про возлюби ближнего?..6
  • Лосик-с-носикКакой-то странный осадок оставляет статья. С одной стороны - православные, с другой - отрицание всех проблем, возможных для детей (мигранты в классе, курение и тд). Не увидела про спорт в статье, ведь он наряду со словесностью и арифметикой закладывает мощный фундамент.5
  • АннаЛосик-с-носик, кстати, иностранных языков дети тоже не учат. Я понимаю, направление у школы весьма славянофильское, но странно отрицать такую важную составляющую образования.4
  • Артем СтепановАнна, да странный изоляционизм от реальности. Давайте детей от мигрантов и ОВЗ отгородим, а заодно от иностранных языков.3
  • Артем СтепановУж не знаю что хуже: школа с разговорами о главном или с славянофильством.3
  • Райская птицаУ меня ребенок в частной школе. Т.К. дорого, думаю уже об объединении родителей своего района для совместного найма педагога начальной школы. Вдруг есть желающие, Питер?)) Не РКШ1
  • АннаАртем, я сейчас представила, как эти дети из теплички офигеют от реальной жизни, когда в университет пойдут... Не завидую я им3
  • Васенда ПупенкоУспехов вам, Екатерина! А от комментов я просто офигеваю... Этож в какой рассадник либерализма превратился ТЖ...0
Вот что еще мы писали по этой теме