Учитель современной российской школы — какой он
Собирательный образ российского учителя — это женщина старше 45 лет с высшим образованием и 20-летним стажем работы, которая ведет 5—6 уроков в день и занимается репетиторством.
Чтобы это узнать, мы проанализировали статистику Минпросвещения и Росстата, исследования НИУ ВШЭ, опросы ВЦИОМа и другие данные. Расскажем, каким получился подробный портрет среднестатистического учителя.
Учитель в школе — это учительница
Всего в российских школах заняты 2,17 млн человек, в том числе 1,35 млн педагогических работников, из них 1,08 млн — учителя. 64% преподавателей работают в городских школах, 36% — в сельских.
Женщин в школах становится больше: если в 2015/16 учебном году их было 87,6%, то в 2021/22 — уже 88,4% . А доля женщин среди всех педагогических работников за тот же период увеличилась с 88,2 до 89,1%. Кроме тех, кто преподает школьные предметы, это психологи, логопеды, воспитатели, тьюторы, социальные педагоги.
По данным ВШЭ, больше всего женщин среди учителей начальной школы: 99,3%. Также в списке самых женских специальностей русский язык и литература — 97,8%, языки народов России — 95,8%, иностранные языки — 95,6%.
Мужские педагогические специальности традиционны: ОБЖ, физкультура, труд. Заметная доля мужчин преподает историю, право и обществознание — 20,3%, физику — 24,5%, информатику — 29%. Доля мужчин среди заместителей директора — 13,4%, среди директоров — почти в два раза выше, 24%.
Интересно, что при этом за последние 10 лет мужчины семь раз побеждали в конкурсе «Учитель года России». Чаще всего «Хрустального пеликана» вручали преподавателям русского языка и литературы, а также обществознания и истории.
Средний возраст учителей в России
Более половины всех российских учителей — в возрасте от 40 до 59 лет, таких 53,1%. Средний возраст работников общего образования — 47 лет. Увеличивается доля учителей старше 55 лет: в 2021 году таких было 26,4% против 18% в 2010. При этом доля учителей в возрасте до 35 лет на протяжении последних лет остается почти неизменной — около 23%. Это значит, что из преподавательского состава вымывается средняя возрастная группа, от 35 до 54 лет.
Педагоги младше 35 лет чаще всего преподают информатику — здесь молодежь составляет 34,6% учителей, физкультуру — 34,1%, иностранные языки — 33,6%. Невелика доля молодых учителей труда — 12,3%, языков народов России — 14,6%, химии — 16,9%.
Больше всего учителей моложе 30 лет — в школах Чечни, Ингушетии и Тывы: 30,7, 20,8 и 19,6% соответственно. Наибольшая доля педагогов старше 50 лет — в Смоленской области: 56,5%. В Псковской области — 53,8%, в Рязанской — 51,9%, в Ивановской — 51,3%, в Новгородской — 50,5%.
Прослеживается определенная взаимосвязь возраста школьных кадров с демографией регионов. В субъектах с высокой долей учителей моложе 30 лет максимальные в России значения естественного прироста населения, а в регионах с преобладанием учителей старше 50 лет — одни из самых низких показателей рождаемости.
Какой квалификацией обладают
У большинства российских учителей есть высшее образование — 86,8%, в том числе педагогическое — у 84%, остальные пришли работать в школу после окончания училища или колледжа. Особенно часто педагоги со средним профессиональным образованием становятся учителями младших классов: их доля — 24,3%.
По закону российские педагоги обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень. За последние три года, согласно исследованию ВШЭ, повышение квалификации прошли 74,3% учителей, а не участвовали ни в каких мероприятиях профессионального развития менее 1%.
Лидерами по повышению квалификации стали Ненецкий автономный округ — 99,8% учителей, Омская и Тюменская области — 97,2 и 95,7%. Меньше всего педагогов прошли профессиональную переподготовку или повышение квалификации в Северной Осетии, Ингушетии и Дагестане: 42—42,8% за последние три года.
Сами педагоги признаются, что хотели бы овладеть навыками работы дистанционно и в электронной среде. Таких знаний не хватает 39,8% учителей — а 34% участвовали в мероприятиях по профессиональному развитию на эту тему.
Есть навыки, которые учителя хотели бы получить, но таких курсов повышения квалификации не хватает. Это навыки обучения детей, имеющих проблемы с поведением, и «работа в поликультурной и многоязычной среде»: учителей, которые говорят, что хотят этому учиться, в три с лишним раза больше, чем тех, кто проходил повышение квалификации по таким направлениям.
Больше 30% учителей проходят подготовку с целью углубить знания основной предметной области и требований ФГОС . При этом заявили, что таких навыков им не хватает, всего 4,1 и 3,8% педагогов соответственно.
Какая нагрузка у учителей
Ставка заработной платы учителя предусматривает 18 часов преподавательской работы в неделю. Кроме ведения уроков учитель выполняет и другие обязанности: например, занимается методической работой, заполняет отчеты, готовится к занятиям, организует внеклассные мероприятия, предусмотренные учебным планом. Поэтому общую нагрузку ограничили: не более 36 рабочих часов в неделю на одну ставку .
На самом деле учителя работают больше. По данным Минпросвещения за 2018 год, нагрузка учителя в среднем по России не превышала 1,4 ставки, но в 2019 представители министерства согласились, что в некоторых регионах нагрузка достигает 1,8 ставки и необходимо снизить ее до 1,3 при сохранении средней по экономике зарплаты.
Эксперт НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отмечает, что в среднем педагоги ведут 24—27 уроков в неделю, что эквивалентно 1,35—1,5 ставки, а некоторые работают еще больше. По данным Министерства образования Иркутской области за 2023/24 учебный год, среднестатистический учитель ведет 34 урока в неделю. Это 1,8 ставки, или 5—6 уроков на шестидневке.
Эксперты Общероссийского народного фронта со ссылкой на данные опросов РАНХиГС отмечали, что нагрузка учителей возрастает: в 2018 году на одну ставку работали 50% учителей, на полторы — 30%, а на две — 20%. Тогда как в 2014 году на одну ставку были заняты 60% учителей, на полторы — 25%, а на две — 15%.
На нагрузку влияет и то, что на одного учителя в России приходится самое большое среди европейских стран число учеников: в городских школах — 19,1, в сельских — 10,4.
Российские власти оценивают потребность в учителях примерно в 11 тысяч человек. По подсчетам ТАСС, сделанным на основе данных региональных властей, дефицит педагогических кадров в среднем по стране не превышает 3,7%. В прошлом учебном году в российских школах не хватало 22 тысяч педагогов — примерно 2% от их общего числа.
Если верить министерской статистике, сильнее всего не хватает учителей физики, химии и иностранных языков, особенно немецкого. В абсолютном выражении больше нужны учителя английского, русского и литературы, начальных классов и математики, что объясняется более высокой долей этих предметов в программе общего образования.
Сколько зарабатывают учителя
По данным Росстата, в среднем с января по сентябрь 2023 года педагог получал 53 637 ₽ в месяц без учета доплат за классное руководство. С 1 января 2023 года зарплаты работников бюджетных учреждений повысили на 8%, в среднем надбавка составила 2500—5000 ₽.
По данным опроса ВШЭ, больше всего учителей, считающих свою зарплату конкурентоспособной, в Москве: 61,8%. В остальных регионах — в среднем лишь 31,9%. Самый низкий показатель удовлетворенности оплатой труда — в школах Северо-Кавказского федерального округа: 29,2%.
За январь — сентябрь 2023 года педагоги в Москве получали в среднем 110 009 ₽ в месяц. Самый низкий средний заработок за тот же период — у педагогов в Ингушетии и Карачаево-Черкесии: 25 599 и 27 336 ₽ соответственно.
Региональный средний заработок учителей превышает среднее значение в 21 регионе. В числе прочих это Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край, Москва и Санкт-Петербург.
Зарплата учителя растет в абсолютном выражении, однако в последние годы снижается по сравнению с зарплатой в среднем по экономике. При этом к 2018 году доходы учителей должны были подняться до уровня средних по региону: такое поручение в «майских указах» 2012 года дал президент России Владимир Путин. Но по итогам 2022 года «майские указы» по зарплатам бюджетников всех категорий выполнили лишь 12 регионов.
Как отметили 61,3% учителей в исследовании ВШЭ, потребность в дополнительной подработке у педагогов в последние два-три года не уменьшилась, несмотря на индексации зарплат. Не подрабатывали только 24,4% опрошенных. Учителя занимаются репетиторством, а также преподаванием и административной работой в других учебных заведениях. Еще 7,6% опрошенных получали дополнительный заработок из других источников, не связанных с преподаванием.
Чаще всего репетиторством и предоставлением других частных образовательных услуг занимаются педагоги, работающие в лицеях и гимназиях: 31,8% опрошенных. Реже всех — сельские учителя: 6,9%.
В 2021 году образовательная компания Maximum Education опросила более тысячи российских учителей из всех регионов. Из них 59% ответили, что занимаются репетиторством, еще 17% планируют начать это делать.
По данным портала «Суперджоб», россияне считают, что достойная зарплата для учителей — 95 тысяч рублей. Это в полтора раза выше показателей официальной статистики.
Что думают о своей профессии
В России 2023 год был официально объявлен Годом педагога и наставника. В президентском указе отмечалось, что это сделано «в целях признания особого статуса педагогических работников».
По опросу ВЦИОМа, работа учителя — одна из самых престижных в обществе, она уступает только профессиям айтишника, врача и силовика. Причем с 2012 года доля тех, кто считает, что профессия учителя входит в тройку самых уважаемых в обществе, выросла с 4 до 19%.
При этом, по опросу НИУ ВШЭ за 2020/21 учебный год, 76,2% педагогов отметили ухудшение отношения к учителю в обществе. Об улучшениях несколько чаще говорят учителя из сельской местности, об ухудшениях — из столицы и крупных городов. Также больше половины учителей считают, что ухудшилась ситуация с материальным положением, возможностью уделять время семье, трудовой мотивацией и общей удовлетворенностью результатами своего труда.
Такие аспекты, как авторитет у учеников, уважение со стороны родителей и возможность влиять на жизнь школы, за последние два года не изменились. При этом заметно улучшилась ситуация с современным оборудованием, образовательными технологиями и возможностью повышения профессиональной квалификации.