«По России можно путешествовать годами»: герой сериала Т⁠—⁠Ж едет по Сибири

Эпизод третий: автор изучает Екатеринбург, погружается в омский тлен и жалеет, что не может задержаться в некоторых уголках страны

«По России можно путешествовать годами»: герой сериала Т—Ж едет по Сибири

Т⁠—⁠Ж продолжает публиковать многосерийный репортаж о путешествии читателя из Москвы во Владивосток на машине.

В первых двух статьях Денис Митрофанов рассказывал, как он готовился к поездке длиной два месяца и что интересного встретил в пути из Москвы на Урал. В этой серии он знакомится с Екатеринбургом, Тюменью, Омском и прибывает в алтайский поселок Чемал.

📌 Маршрут: Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Чемал

🚗 Расстояние: 2160 км

💸 Расходы за шесть дней: 19 362 Р

День 6
Екатеринбург: Храм на Крови, Ельцин-центр

В Екатеринбурге я решаю провести два полных дня, чтобы хорошо осмотреть хотя бы часть достопримечательностей. Выхожу из отеля и сразу вижу арт-объект — огромную бетонную клавиатуру. Отпрыгиваю на ней свое имя и отправляюсь дальше в путь.

Здесь, как и в некоторых других городах, сделана очень удобная вещь для туристов: по тротуарам проведена красная линия, и если идти по ней, то увидишь все основные достопримечательности. Включаешь маршрут в программе с аудиоэкскурсиями, привязанными к геометкам, — например, в izi.Travel — и гуляешь, разглядываешь окрестности.

На набережной встречаю дедушку, перед которым разложена шахматная доска с фигурами. К нему подъезжает велосипедист, что-то спрашивает, и они начинают партию. Позже вечером рядом с ним было уже несколько игроков.

Красная линия выводит меня к Храму на Крови, воздвигнутому на месте расстрела семьи императора Николая II. Тут факт их смерти — довольно популярный туристический продукт, он так или иначе попадает в маршруты путешественников. В храме есть зона, где символически воссоздано место расстрела. Вижу там мужчину, который долго стоит на коленях у оградки.

Еще интересны споры, где же находятся останки каждого члена семьи. Рассказы смотрителей музеев, гидов и интернет полны разных версий, но единой общепризнанной до сих пор нет.

Храм на Крови видно из разных точек города
Храм на Крови видно из разных точек города

Наслушавшись историй, отправляюсь еще в одно хранилище памяти другого известного лидера нашей страны — Ельцин-центр. И там я по-настоящему впечатляюсь масштабом и качеством экспозиций. Интерактив, видеостены и панорамы, куча фактов и элементов эпохи, залы, погружающие тебя в момент, о котором идет речь, и ты по полной ощущаешь, как это было. Самые запомнившиеся — зал-квартира, в которой звонит телефон и голос в трубке рассказывает о происходящем на улицах в 1991 году, и зал президента, где он произнес: «Я ухожу в отставку». Я помню те слова, хотя был школьником.

Президентский зал показался мне дико символичным. Ты открываешь богато отделанную дверь, проходишь в кабинет власти, идешь сквозь него и выходишь, закрывая дверь и оставляя власть и эпоху за нею.

Если бы все музеи в нашей стране были такими, в них ходило бы гораздо больше людей и они бы не воспринимались как пыльное и скучное хранилище древностей.

Проникнувшись девяностыми, покупаю красивые открытки и совершаю вечерний моцион по набережной. Она хотя и не самая выдающаяся, но приятная: выложена брусчаткой, подсвечена, в реке отражаются огни города.

Открытки я уже отправляю не только себе, но и подписчикам в «Телеграме». Для них я устраиваю конкурсы и предлагаю загадки о том, что встречаю на пути. Кто отгадает, получает открытку. Или отправляю их за донаты — идею подал мне друг.

В Екатеринбурге я остановился в хостеле, который расположен в здании 19 века. Я всегда хотел пожить в старинном доме и познакомиться с местными привидениями. Здание пусть и довольно неказистое, но все же историческое: ему 160 лет, когда-то в нем была типография. Поэтому не жалею 2000 Р за ночь — переезжаю в реликвию и реализую еще одну свою мечту. Главное — самому не стать древностью.

Переселяюсь в 19 век
Переселяюсь в 19 век
Набережная Екатеринбурга
Набережная Екатеринбурга

День 7
Екатеринбург: Краеведческий музей, небоскреб «Высоцкий»

Следующий день решаю провести расслабленно: визит в краеведческий музей и больше никаких планов — просто гулять и смотреть на город.

В музей я шел целенаправленно — увидеть древнее бревно. Бревну 12 тысяч лет! То есть аграрная революция для древних людей только закончилась, и до них дошло, что сажать зерно лучше, чем бегать за мамонтом и искать ягоды, о железе еще и не слышали, а египетских пирамид, которым 4 тысячи лет, даже в проекте не было. Имя этому бревну — Шигирский идол, это единственная в мире настолько древняя вещь, сделанная человеком и найденная человеком. Сохранился он благодаря торфяным болотам. Как водится, найден был случайно и, как водится, наполовину был потерян. На бревне изображено лицо и разные узоры, варианты трактовки которых предлагают до сих пор — может быть, вы совершите прорыв.

Вот оно — самое древнее найденное творение рук человека
Вот оно — самое древнее найденное творение рук человека

Проникнувшись духом древности, фланирую по городу и вижу небоскреб. Я замечал его и раньше, но волнения в душе он не поднимал. А тут время есть, отчего бы и не заглянуть. Заглядываю, опустошаю карман на 400 наличных рублей за билет на смотровую на крыше, заодно оглядываю с высоты весь город. Думаю, Высоцкий оценил бы небоскреб, названный в его честь.

По пути в отель встречаю домик-музей Бажова, который писал сказы про хозяйку Медной горы, — он уже закрыт — и катаюсь на метро. Радует, что здесь сохранились жетоны — приятное ретро транспортной системы. Оказалось, в екатеринбургском метро используют жетоны из московского. Приобретаю такой в коллекцию к монеткам. И отправляюсь спать: наутро запланирован ранний выезд в Тюмень.

Расходы за два дня в Екатеринбурге — 7640 Р

Две ночи в отеле City Center 4000 Р
Обеды 709 Р
Кофе 652 Р
Завтрак 479 Р
Смотровая башня «Высоцкий» 400 Р
Открытки 330 Р
Билет в краеведческий музей 300 Р
Стирка 250 Р
Билет в Ельцин-центр 200 Р
Еда и вода 144 Р
Сувенир в музее 112 Р
Метро 64 Р
Две ночи в отеле City Center
4000 Р
Обеды
709 Р
Кофе
652 Р
Завтрак
479 Р
Смотровая башня «Высоцкий»
400 Р
Открытки
330 Р
Билет в краеведческий музей
300 Р
Стирка
250 Р
Билет в Ельцин-центр
200 Р
Еда и вода
144 Р
Сувенир в музее
112 Р
Метро
64 Р

День 8
Тюмень

Про Тюмень я знал только, что это богатый город, в котором мэрствовал ныне московский градоначальник Сергей Семеныч. Еще я почему-то все время путал Тюмень с Томском и чуть было не забронировал там номер.

По пути в город снова вижу двух автостопщиков, решаю подобрать. Один из них оказался просто монстром автостопа: доезжал таким образом из России до Малайзии, еще и через Китай. Парни неспешно двигаются по стране к дому, в Новокузнецк, а зарабатывают игрой на гитаре и саксофоне. Это стиль их жизни. Надолго они нигде не задерживаются, может на 2—4 недели, если хост предложит пожить у него. И хотя сейчас они направляются к дому, долго там зависать не планируют.

В центре — человек, который автостопом доехал до Малайзии
В центре — человек, который автостопом доехал до Малайзии

Большой плюс попутчиков в том, что во время болтовни с ними не тянет спать. В противном случае меня начинает рубить не по-детски и приходится останавливаться, а остановка прибавляет время в пути. Значит, я приеду позже задуманного, не успею погулять, или выспаться, или написать ответы в соцсетях. А хочется успеть все.

За разговорами о путешествиях и политике доезжаем до Тюмени. Пока в ней одни из лучших встретившихся мне городских дорог. Но от этого, похоже, развивается автомобилизм головного мозга. С парковками тут все печально, машин много, стоят как попало, и приходится филигранно выруливать между ними.

Так паркуются в Тюмени — проезжай как хочешь
Так паркуются в Тюмени — проезжай как хочешь

Высаживаю парней в центре и отправляюсь в свой хостел с отдельным номером. Наворачиваю круги вокруг нужного адреса, но в упор не вижу вход. Звоню, спрашиваю, мне говорят: вам, молодой человек, в подъезд пятиэтажки, и там поднимайтесь на шестой этаж. И действительно, в пятиэтажке есть хостел на шестом! Гарри Поттер со своей платформой 9 и ¾ отдыхает.

Иду в центр и испытываю почти физические страдания, глядя на дорогущую, в металле и граните, современную архитектуру. Как за столько денег можно построить такое огромное, вопиющее безвкусие и пошлость? Почему супербогатые «Лукойл» и городские власти возводят этот ужас, а не приглашают хороших архитекторов? Настолько большой концентрации бездарной и дорогой ерунды я не встречал. Город утыкан вычурными зданиями, словно дом полковника — золотыми унитазами, и смотрятся они тут так же несуразно и богато.

Немного отпускает меня на набережной, где огромные пространства тоже закованы в гранит, но в целом она неплохая и подходит как место для прогулки.

Дальше, к счастью, лучше. Я нахожу желтую линию туристического маршрута, которая идет мимо отреставрированных памятников деревянного зодчества Тюмени. И вот тут сплошное удовольствие: детали, цвета, резьба — все радует глаз. Могут ведь сохранять красивые здания, когда хотят, а значит, могли бы и строить красиво.

Еще в Тюмени есть знаменитый сквер сибирских кошек. Скульптуры там не ахти какие, скорее забавные, но интересна история. После снятия блокады Ленинграда оказалось, что сокровища Эрмитажа, драгоценных экспрессионистов и даже запасы местных жителей начали подъедать крысы. Их нашествие было катастрофическим. Прознав о беде, тюменцы отправили в Ленинград целый вагон с отрядами хвостатых спецназовцев. В честь кошек и стоят памятники в сквере.

Расходы за день — 1713 Р

Хостел Karlson 1012 Р
«Макдональдс» 308 Р
Выпечка 178 Р
Кофе 160 Р
Открытка 55 Р
Хостел Karlson
1012 Р
«Макдональдс»
308 Р
Выпечка
178 Р
Кофе
160 Р
Открытка
55 Р
Сквер сибирских кошек
Сквер сибирских кошек

День 9
Омск

Путь сюда от Тюмени — 630 километров, стартую в семь утра. Дорога до Омска словно готовит тебя к тлену: вокруг болота, мертвые деревья и есть даже небольшой кусок гравийки, которую я ожидал увидеть за Читой, но никак не здесь. На трассе довольно плотный трафик, и иногда напрягает видеть в зеркале заднего вида прижавшийся к тебе грузовик, как в «Терминаторе».

В целом наблюдения о дорогах такие:

  • между городами везде идет ремонт асфальта или стройка для расширения трассы;
  • обязательно есть хотя бы один кусок с реверсивным движением, где можно потерять до часа;
  • лихачей мало;
  • основное развлечение — обогнать фуру или грузовик, которые едут со скоростью 70—90 км/ч. Иногда из-за встречного потока это не получается сделать минут по 15—20;
  • периодически, особенно на подъемах, встречаются выделенные полосы для грузовиков и фур, которые медленно ползут в гору, чтобы они могли пропустить основной поток более быстрых машин;
  • заправки, мотели, кафе встречаются довольно часто: раз в 50 километров точно что-то будет;
  • места для отдыха оборудованы плохо. Зачастую нет даже мусорок, почти нигде нет туалетов, столов и укрытий от дождя, мало асфальтированных площадок.

Эйфория в начале пути часов через пять сменяется мыслью «Скорее бы приехать». Временами приходится что-то жевать, чтобы не закрывались глаза, — на этот случай есть орехи и сушки. Приходится выбирать между сохранением веса и попытками не уснуть.

В пути развлекаю себя съемками с дрона в полях, залезая на стога сена. Оказывается, это дико неудобно: стога занозистые и колючие. Так что не верьте улыбающимся красавицам в «Инстаграме» — это больно!

В Омске, недолго думая, что посмотреть, включаю аудиогид по местам Достоевского — он находился здесь в ссылке. В городе есть больница, в которой он лежал, здание военного суда, которое он штукатурил на исправительных работах, раскопки острога, где сидел. Неудивительно, что книги Достоевского зачастую пронизаны болью: он познал ее сполна.

И кажется, что горожане тоже сжились с этими страданиями. В Омске я нахожу полностью убитые дворы, скучный центр, заброшенные и запущенные здания. Ощущение остановившегося в 1980—1990 годах времени и тотального безразличия жителей и властей к своему городу.

Но иногда встречаются интересные, яркие звездочки, например пожарная каланча с манекеном пожарного Василием, обозревающим город с высоты. Или арт-проект на месте единственной станции неработающего омского метро — его начали строить, но законсервировали. Или кафе с неплохим кофе, эклерами и крутым оформлением. Это второе кафе в поездке, где можно нарисовать или написать на память что-то свое.

И все же, признаюсь, Омск не хочется исследовать. Отдельных искр мало, чтобы разжечь интерес. Здесь не чувствуется жизни, как в Ижевске или Екатеринбурге. Словно городу все равно, зацепит он тебя или нет. Сюда я еще вернусь на обратном пути, так как Омск стоит на федеральной трассе. Но восхищения не испытываю.

Мой хостел находится во дворе дома, асфальт в котором будто бомбили: его попросту нет. Вокруг хостела несут вахту стражи-алкаши, расположив батареи бутылок по периметру. А эта улица — почти центр города. Разительный контраст с этим — хостел. Он новый, современный, и — о чудо! — я в нем единственный посетитель. Так что комната с восемью кроватями и кухня с полным набором техники в моем распоряжении. Всего-то за 600 Р за ночь.

Расходы за день — 3474 Р

Бензин 2169 Р
Хостел Rabison 600 Р
Еда 385 Р
Кофе с пирожными 287 Р
Открытка 33 Р
Бензин
2169 Р
Хостел Rabison
600 Р
Еда
385 Р
Кофе с пирожными
287 Р
Открытка
33 Р

День 10
Новосибирск

Дорога до Новосибирска не сильно отличается пейзажами, разве что появляются интересные придорожные камеры. Их поселили в домики. Поток фур такой же плотный. А некоторые особо быстрые гонщики на грузовиках обгоняют своих коллег по цеху. Выглядит это напряженно, а по времени кажется вечностью. На подъезде к городу меня встречает радуга, создавая отличное настроение. Очевидно, что единороги уже на месте.

Сегодня длинный перегон — 650 километров, так что я порядком устаю. В какой-то момент сворачиваю с дороги отдохнуть и внезапно засыпаю на заднем диване. Просыпаюсь минут через 15 по заветам Штирлица и, получив инсайт, что спать в машине все-таки можно, отправляюсь дальше.

Штрафы караулят тебя в дупле такого домика
Штрафы караулят тебя в дупле такого домика

Не первый день в пути я мечтаю о том, чтобы выпустили конфеты «Дорожные», которые можно развернуть одной рукой. В дороге я ем много конфет — да-да, знаю, что вредно, — и вот, например, батончик «Рот-фронт» разворачивается еще более-менее, а какой-нибудь «Сникерс» уже нет. Приходится рисковать, отпуская руль.

Новосибирск я проезжаю почти транзитом. Туда прилетел из Москвы мой друг Алексей. Он прочитал в «Телеграме», что я собираюсь посетить Саяно-Шушенскую ГЭС, заинтересовался, взял отпуск, и мы пару недель попутешествуем вместе, захватив Алтай, Красноярск и немного Хакасии.

Впервые снимаем квартиру. В ней есть стиралка, а значит, мое превращение в свинку замедляется. В Новосибирске я погуляю на обратном пути, а завтра нас ждет прыжок на космическом корабле Опель Астра на Алтай. Говорят, там волшебство за каждым углом.

Расходы за день — 3843 Р

Бензин 1971 Р
Квартира в Новосибирске 1400 Р
Еда 472 Р
Бензин
1971 Р
Квартира в Новосибирске
1400 Р
Еда
472 Р

День 11
Приезд на Алтай

За разговорами время в дороге идет гораздо быстрее и устаешь меньше. Трасса становится все более интересной: появляются возвышенности, вдали виднеются горы, а качество асфальта все лучше и лучше. Пока ехали, все время вспоминал дорогу от Минеральных Вод до Домбая на Кавказе — виды очень похожи.

Красота пейзажей нарастает, с каждым километром виды вокруг все масштабнее, зеленее, величественнее. Видим первый мост через горную реку, останавливаемся и идем смотреть. Это оказывается старый пешеходный Айский мост через Катунь. Обозреть с моста окрестности стоит 50 Р. Если перейдешь на ту сторону и захочешь вернуться по мосту обратно, плати еще 50 Р. Короче, как в метро. Хотя в метро есть тариф «90 минут». В целом тема напоминает Остапа Бендера и то, как он продавал билеты на Провал. Но это мелочи. Нас, пока не избалованных красотами Алтая, мост и виды с него радуют.

Вдоль дороги гуляют коровы, и мы умиляемся пасторали. Но ровно до тех пор, пока не оказывается, что для коровы нет разницы, что поле, что дорога, и она готова везде стоять с абсолютным пофигизмом. А вот мы не очень, и едва не вписываемся в одну из них на съезде с горки.

Подъезжаем к дому в Чемале. Забронированное на «Букинге» жилье называется «У Любы». Ощущение, будто приехал к тетушке в деревню. В большом дворе стоят самодельные фигурки животных из дерева, на стенах висят крючки-вешалки из вилок — деревенское народное творчество. Пожалуй, неплохо для первого знакомства с Алтаем.

Расходы за день — 2692 Р

Отель «У Любы» 1500 Р
Бензин 1000 Р
Еда 192 Р
Отель «У Любы»
1500 Р
Бензин
1000 Р
Еда
192 Р

Что дальше

Маршрут по Алтаю меняется в процессе поездки. Я точно хотел увидеть:

Забегая вперед, покажу часть будущих алтайских красот — виды вокруг Ороктойского моста.

Поездка с каждым днем превращается в более интересную, красочную, богатую на красивые места историю. Вечерами я ложусь спать в предвкушении, что будет дальше. Больше всего неудобств доставляет недостаток сна: утром тяжело вставать, а вечером не хочется ложиться.

Мысли о Москве где-то далеко и почти не всплывают. Приходится решать очень много вопросов в моменте: где поесть, где жить, что смотреть, где заправиться. Быстрая бронь жилья на Алтае оказалась иногда затруднительной: вариантов на «Букинге» мало, а отсматривать их вживую долго.

Похоже, по России можно путешествовать годами. Весь вопрос — в глубине погружения, которая тебе нужна, и насколько интересны традиции, знаковые места для местных, о которых знают только жители и молчит Гугл. И сколько нужно времени, чтобы осмыслить эти впечатления. Я немного грущу, что все проходит довольно быстро. Хочется задерживаться подольше и смаковать моменты: сидеть на лавочке, смотреть на звезды, вести философские беседы.

В предыдущей серии: герой проезжает Чебоксары, Набережные Челны, Ижевск, Пермь, попадает в музей-колонию, мерзнет в пещере и добирается до Екатеринбурга.

В следующей серии: автор посещает древние курганы и святилища, купается в Катуни, совершает поход к озеру Горных духов, рискуя сломать ноги в долине камней, смотрит слияние двух рек и покидает Алтай с намерением вернуться туда еще раз.

Путешествовали на машине по этим местам? Расскажите про свой опыт и посоветуйте интересные достопримечательности:

Вопрос от автора еще)
Есть ли возможность через пару недель попасть на космодром Восточный? Хотя бы на расстоянии фото до стартового стола😊

6

Ельцин-центр действительно очень крут, один лучших музеев, где я бывал. Очень хороший баланс реальных артефактов и интерактива.

А Собянин в Тюмени не мэрствовал, а губернаторствовал.

6

А вы подумайте кто, для чего и на какие деньги это сделал. Это все очень печально.

2

Ivan, не знаю на какие деньги, но предполагаю, что есть там какая-то неблаговидная история, но даже в этом случае - лучше деньги в здании с пользой для города, чем в квартире у таких, как Захарченко.

1

Оксана, 👍👍👍

1

Ivan, это пример того, как надо делать музей. Что он несет - это уже другая история

0

Спасибо за вашу статью! Очень интересно и познавательно, беру себе в копилку многое)) Жду следующую статью о впечатлениях о родном Алтае)))

3

Kate, спасибо😊

1

Акташский ретранслятор, рядом перевал кату-ярык, через него дорого на телецкое озеро на вбто, оттуда можно на пароме 10-15 тр преодолеть все озеро Телецкое в длину.

2

Вадим, жалко стало авто, не поехал. А так да, золотое кольцо Алтая

0
Герой Т—Ж 🏆

мою белую зависть и восхищение не передать словами) столичные номера проблем не вызывают? со стороны как гибдд, так и местных?

2

Pavla,
Вообще всем по барабану. Даже наклейки не вызывают особого интереса

2

С большим интересом читаю отчёты! Эх, путешествие - мечта) когда-нибудь тоже отправлюсь по такому маршруту, а пока беру на заметку многие места)
Автор, удачи вам!

2

Cutty, спасибо)
Путешествуйте, не откладывайте) моя эта поездка зрела очень долго, и все равно, даже в подходящий момент решиться было страшновато)

2

На обратном пути от Челябинска езжай на Самару, зачем по одному месту 2 раза ездить.

1

Иван, скорей всего так и сделаю

0

Барнаул

1

Здорово! Я в прошлом году проехала по этому же маршруту, но поездом по транссибирской магистрали, 1,5 месяца на всё про всё. Это было одно из лучших путешествий в моей жизни. Повторила бы, завидую чуток;)

Да, и тоже во время путешествия встречала путешественников, общаясь с которыми, понимала, что страна такая огромная и интересная, можно всю жизнь ездить и узнавать что-то совершенно новое.

1

Автор, а как подготовили автомобиль к такой длительной поездке? Хочу осенью отправиться на Байкал на своей Тойоте, машинка уже с историей, хотелось бы знать, на что обратить внимание.

0

Olga, у меня было плановое то с заменой грм, в остальном - продиагностировали двигатель/подвеску.
Заменил масло, фильтры.
Сервисов очень много как на трассе, так и в городах. Может не быть запчастей, и их придется ждать. Хотя у вас японское авто, а после Новосибирска их количество увеличивается в геометрической прогрессии, и запчастей под японок больше

2
Герой Т—Ж

Olga, поменять масло/фильтр, проверить тормозные диски/колодки/резину и вперед.
В принципе это необязательно, все можно починить по дороге если припрет.

0

Может стоит продать машину во Владике?)))

0

Tsarov, кому там нужен Опель? :)))))))))

1

Барнаул

0

Потрясающе интересно! Тоже хочу когда-нибудь предпринять такое путешествие!

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю