По данным «Левада-центра», 53% россиян ежедневно смотрят фильмы и сериалы.
Это, согласно опросу 2019 года, самый популярный вид досуга. Для сравнения: с друзьями каждый день встречаются лишь 36%, а книги читают 14%. Культурный отдых совсем непопулярен: в театры, на выставки, в музеи и на концерты каждую неделю ходят лишь 1—2% россиян.
Во время карантина сериалы стали чаще искать в интернете. «Гугл-тренды» показывают, что интерес к этой теме еще никогда не был таким высоким, как на неделе, когда нас отправили на каникулы, — даже в новогодние праздники. Впрочем, после продления режима нерабочих дней искать сериалы стали реже.
Как тратят деньги
Россияне пока не привыкли отдавать деньги за контент. По данным ФОМ, в 2013 году только 13% наших соотечественников хотя бы раз платили за просмотр фильмов или сериалов в интернете.
Но ситуация, похоже, начинает меняться: данные Т-Банка показывают, что в начале 2019 года подписка на популярные онлайн-кинотеатры была примерно у 1% клиентов, а к 2020 году число таких клиентов достигло 2%.
Карантин подстегнул рост — к 1 апреля на стриминги подписались 3,5% клиентов банка, а количество новых подписчиков в апреле выросло почти в два раза по сравнению с январем: с 40 до 78 тысяч человек. Количество подписок на человека также выросло: с 1,5 в январе до 1,9 в апреле. Не последнюю роль в этом сыграли акции: многие сервисы на период самоизоляции предоставляли подписку бесплатно.
Подписки на онлайн-кинотеатры — индикатор хорошего дохода. Клиенты банка, оформившие их, в 2019 году в среднем получали по 96 тысяч рублей в месяц. Это в два раза больше, чем средняя зарплата в стране, согласно данным Росстата.
Отразился карантин и на общем количестве покупок. По данным Т-Банка, с 30 марта по 5 апреля клиенты совершили в 2,3 раза больше покупок кино и сериалов на «Кинопоиске», «Окко», «Нетфликсе», «Иви», «Мегого», more.tv и «Кино1ТВ», чем двумя неделями ранее.
Кто смотрит
Аудитории телевизионных и онлайн-сериалов сильно различаются: по телевизору их чаще смотрят неработающие пенсионеры, а в интернете ищет сериалы преимущественно молодежь до 25 лет.
Но есть и общий момент: по статистике, женщины больше любят сериалы. Мужчины ищут их в поиске Яндекса в полтора раза реже. Опрос ФОМ показывает разрыв и для любителей телесериалов: их смотрят 57% от общего числа российских женщин и только 39% мужчин.
Что смотрят
Исследования Яндекса говорят о том, что поисковый трафик распределен примерно поровну между российскими и зарубежными продуктами. Но популярные российские сериалы чаще вызывают у зрителей негативный отклик. Самые популярные сериалы из России и других стран бывшего СССР получают меньше положительных отзывов, чем зарубежные, а в двадцатку самых оцениваемых сериалов на «Кинопоиске» из отечественных вошла лишь «Бригада».
Особняком стоят отечественные адаптации. Настоящим успехом можно назвать разве что «Кухню»: она, по мнению пользователей «Кинопоиска», получилась даже лучше одноименного английского оригинала.
Но в целом российские адаптации получают низкие оценки. Один из наиболее провальных — русский вариант ситкома «Как я встретил вашу маму»: на «Кинопоиске» его оценили в 1,5 балла из 10. Оценка оригинала — 8,6 балла.
Как вкусы россиян отличаются от мировых
Рейтинги сериалов на российском «Кинопоиске» и его англоязычном аналоге IMDb, популярном во всем мире, в большинстве случаев почти не различаются. Но есть несколько зарубежных сериалов, которые в России любят больше, чем в остальном мире, и наоборот. Мы хуже относимся к «Баффи — истребительнице вампиров», «Телепузикам» и «Санта-Барбаре», но питаем более теплые чувства к «Лангольерам», «Лузерам» и «Великолепному веку».
Что вообще посмотреть
Если вопрос «что посмотреть» для вас все еще актуален, мы сделали карту: на ней отмечено, сколько оценок на «Кинопоиске» получали сериалы и как высоки были эти оценки.