Согласно опросам ВЦИОМа, 75% россиян не посещали кинотеатры после начала пандемии и не собираются этого делать в ближайшее время.

Владельцы кинотеатров сетуют на ограничения и неоднократно просили их отменить, а зрители уже вовсю осваивают онлайн: 20% жителей нашей страны заявили, что предпочитают смотреть кино на стриминговых платформах.

Мы изучили статистику и узнали, на какое кино чаще всего ходят россияне и сколько они тратят на это развлечение.

Кто ходит в кино в России

По данным Тинькофф-банка, типичный российский зритель в среднем тратит на кино 630 Р ежемесячно. Самые большие кинорасходы приходятся на январь. За последние новогодние каникулы среднестатистический россиянин потратил на билеты 711 Р.

Самые низкие расходы на кино были в период самоизоляции. В августе, после возвращения премьер на экраны, средние траты нормализовались и продолжили расти. Например, в июле 2021 года россияне тратили на кино 579 Р в месяц. Средняя цена билета в России за этот же период составила 300 Р. Получается, условный житель страны ходит в кино два раза в месяц.

До самоизоляции кино было наиболее популярно у россиян 25—34 лет: 66% представителей этой возрастной группы стабильно посещали кинотеатры. Среди тех, кому от 35 до 44 лет, ходили в кино 63%, причем люди этого возраста чаще ходят на сеансы всей семьей.

Сейчас же, если верить ВЦИОМу, лишь 43% людей от 25 до 34 лет готовы снова начать ходить в кино. В группе 35—44 лет — только 38%. Большинство россиян старше 60 лет не собираются возвращаться в кинотеатры вовсе.

Россияне по-разному объясняют свое нежелание ходить в кино: 33% зрителей боятся заразиться коронавирусом, 30% ссылаются на нехватку времени, 17% жалуются, что новинки им неинтересны, так как пандемия сильно повлияла на кинобизнес — съемки фильмов приостановили, а большинство премьер отложили.

Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ

Как устроена экономика кинопроката

Сборы каждого фильма подсчитываются по уик-эндам — промежутку времени от дня премьеры ленты до начала первого дня следующей рабочей недели. Фактически в России прокат стартует в кинотеатрах в четверг. Следовательно, российский уик-энд учитывает сборы фильма с утра четверга до ночи воскресенья.

Окупаемость кино можно определить по тому, насколько кассовые сборы превышают бюджет самого фильма. Однако бюджет не включает в себя затраты на рекламу киноленты. Считается, что фильм может выйти в ноль, только если сборы превышают его бюджет как минимум в два раза. При этом, как рассказали Т⁠—⁠Ж представители ресурса «Бюллетень кинопрокатчика», около 50% от выручки забирают кинотеатры.

По данным ЕАИС, единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, в последние четыре года лишь одна российская картина из четырех собирала в прокате хотя бы два своих бюджета. Самой убыточной лентой за последние несколько лет стала «Тайна печати дракона»: фильм с суммарным бюджетом в 2,3 млрд рублей заработал 335 млн рублей.

Фильмы считаются окупившимися, если сборы превышают их бюджет как минимум вдвое. Источник: ЕАИС, «Кинопоиск»
Фильмы считаются окупившимися, если сборы превышают их бюджет как минимум вдвое. Источник: ЕАИС, «Кинопоиск»
Фильмы считаются окупившимися, если сборы превышают их бюджет как минимум вдвое. Источник: ЕАИС, «Кинопоиск»
Фильмы считаются окупившимися, если сборы превышают их бюджет как минимум вдвое. Источник: ЕАИС, «Кинопоиск»

На какие фильмы ходят россияне

Самым кассовым фильмом в России за последние десять лет стал «Холоп» (2019): он заработал в прокате более 3 млрд рублей. Второе место — у «Движения вверх» (2017): 2,8 млрд. Помимо них в список лидеров входят «Король Лев» (2019), «Мстители: финал» (2019) и «Т-34» (2018).

В 2018 и 2020 годах самыми кассовыми становились ленты российского производства. По всей видимости, главным фактором успеха выступили даты проката. Премьеры «Движения вверх», «Холопа» и «Т-34» состоялись в конце декабря или начале января, а в новогодние праздники россияне, как мы уже говорили, активнее ходят в кино, чем в другое время.

Кроме того, в период праздников российское кино получает дополнительное продвижение. Например, в 2018 году голливудские блокбастеры не только получили меньше сеансов, чем отечественные ленты, — их премьеры еще и передвинули с конца декабря на середину месяца. Иностранные фильмы переносят и во время майских праздников. Блокбастер «Мстители: война бесконечности» вышел на большие экраны позже, вероятно из-за конкуренции с лентой Константина Хабенского «Собибор».

Помимо отечественных фильмов россияне любят мультфильмы. Например, «Тайную жизнь домашних животных» посмотрело более 8,5 млн зрителей, «Зверополис» — 8,2 млн, а «Миньонов» — 7,3 млн.

Мультфильмы становились самыми кассовыми премьерами два года подряд: в 2015 лидерами проката стали «Миньоны», которые заработали в России 1,6 млрд рублей, а в 2016 прокат «Зверополиса» принес около 2 млрд. При этом интернет-рейтинги вроде популярного рейтинга «Кинопоиска» практически никак не влияют на популярность того или иного фильма в прокате. Например, «Король Лев», «Пираты Карибского моря: мертвецы не рассказывают сказки» (2017), «Малефисента: владычица тьмы» (2019) имеют рейтинг ниже 7 при максимуме 10, но стали одними из самых кассовых фильмов в России.

Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС

Как россияне отличаются от мировой киноаудитории

На данный момент, если не считать «Аватара» (2009) Джеймса Кэмерона, больше всего денег в мировом прокате принесли ленты кинофраншиз: две из четырех частей «Мстителей» входят в десятку самых кассовых фильмов. Помимо них в этом списке седьмой эпизод «Звездных войн», седьмой «Форсаж» и «Мир юрского периода».

Хоть зарубежные фильмы и популярны в России, вкусы россиян часто сильно отличаются от мировых. В то время как в мире отдают предпочтение знаменитым кинофраншизам, российские зрители остаются преданными отдельным актерам.

«Звездные войны» и киноленты про супергероев «Марвел» популярны у россиян, но первых мест в прокате в последние годы не занимают. Например, в 2019 году в России «Мстителей» обошел по сборам «Король Лев», а восьмая часть «Форсажа» обошла «Звездные войны: последние джедаи», ставшие самым кассовым фильмом 2017 года.

Тем не менее премьеры «Марвел» в российском прокате не обделены деньгами: ленты об их супергероях нередко входили в пятерку самых кассовых фильмов за год. Особой популярностью у россиян пользуются фильмы о Дэдпуле и Веноме. Последний смог обогнать третью часть «Мстителей» в 2018 году.

Российские зрители также сохраняют преданность Джонни Деппу. Например, «Фантастические твари: преступления Грин-де-Вальда», в которых снимался Депп, в мировом прокате показали себя хуже предыдущей части: если первый фильм заработал 814 млн долларов (52 млрд рублей), то «Преступления Грин-де-Вальда» — только 654 млн (41 млрд рублей). В России же эта лента стала одной из самых кассовых в 2018 году. Особый интерес вызвал фильм «Пираты Карибского моря: мертвецы не рассказывают сказки». В мировом прокате он собрал меньше всего денег из всей киносерии про приключения капитана Джека Воробья, а вот в России стал самым кассовым в 2017 году и заработал более 2 млрд рублей.

Помимо Джонни Деппа российских зрителей привлекают картины режиссера Гая Ричи и продукция мультипликационной студии Illumination. Например, последние фильмы Ричи «Джентльмены» и «Гнев человеческий» заработали в России 1,2 млрд и 880 млн рублей соответственно. Мультфильмы Illumination тоже неоднократно становились лидерами отечественного проката. Среди них трилогия «Гадкий я», дилогия «Тайная жизнь домашних животных» и «Миньоны».

Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС

В 2020 году мировой кинорынок столкнулся с большим количеством трудностей. Закрытые кинотеатры, последующая частичная заполняемость кинозалов и перенос больших премьер на неопределенный срок сильно потрепали международный прокат.

Самым кассовым фильмом в мире стало аниме «Истребитель демонов: поезд „Бесконечный“» — с рекордно низкими сборами: всего 500 млн долларов. Российские кинотеатры также столкнулись с рядом проблем, хотя 2020 год запомнился другим событием: как мы уже говорили, «Холоп», вышедший 26 декабря, незадолго до начала новогодних праздников, стал самым кассовым фильмом за всю историю современного проката.

Источник: «Кинопоиск»
Источник: «Кинопоиск»
Источник: «Кинопоиск»
Источник: «Кинопоиск»