В конце февраля 2022 года на фоне событий на Украине голливудские студии начали отменять премьеры своих фильмов в России.

Компания Warner Bros. за день до начала проката отозвала из российских кинотеатров блокбастер «Бэтмен». Примеру последовали Sony, Paramount, Disney и другие. В результате в прокат не попали фильмы «Морбиус», «Соник-2 в кино», «Фантастические твари: тайны Дамблдора».

Мы посмотрели, как повлияло на российский кинопрокат то, что крупные мировые студии остановили премьеры в стране, и попытались выяснить, смогут ли отечественные кинотеатры выжить без Голливуда.

Что произошло после ухода голливудских студий

По данным единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов, больше всего денег в марте 2022 года в российских кинозалах собрал фильм «Анчартед: на картах не значится» от студии Sony — последний голливудский блокбастер, который вышел в российский прокат. За месяц картина собрала в России 543,8 млн рублей. На втором месте по сборам оказался российский мультфильм «Финник»: 268,7 млн рублей. Замыкает тройку лидеров также фильм из России — спортивная драма «Мистер Нокаут».

В список самых кассовых фильмов марта попал еще один зарубежный фильм — «Смерть на Ниле» от студии Disney, который собрал 240 млн рублей. Однако эта лента вышла в России 10 февраля, а потому большинство зрителей уже успели на нее сходить. Это подтверждают показатели ЕАИС: если в феврале фильм посмотрели более 1 млн человек, то в марте — около 485 тысяч. Для сравнения: на «Анчартед» в марте сходили 1,2 млн человек.

Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС

Голливудские студии объявили об уходе с российского кинорынка в первую неделю марта. После этого недельный объем сборов в российских кинотеатрах снизился с 438 млн до 248 млн рублей. Для сравнения: кассовые сборы в первую неделю марта 2021 года составили 1,2 млрд рублей. Тогда в российском прокате лидировал мультфильм «Райя и последний дракон» от Disney.

Компенсировать уход голливудских студий с российского рынка попытались старыми отечественными хитами. В марте 2022 года компания-кинопрокатчик «Наше кино» запустила повторный показ российских фильмов. С 24 марта в кинотеатрах появились обе части «Брата», «Жмурки», мультфильмы про богатырей от студии «Мельница».

После этого кассовые сборы российских кинотеатров стали расти и к началу апреля даже достигли уровня 2021 года: прокат старых хитов помог прокатчикам заработать 435 млн рублей. Самой большой популярностью у зрителей пользовались фильмы «Брат» и «Брат-2»: с 24 марта по 8 апреля они собрали в прокате 96 млн рублей.

Источник: ЕАИС
Источник: ЕАИС

Какие прогнозы дают участники рынка

Тем не менее повторный прокат старых фильмов в марте принес только 6% от общих кассовых сборов, говорят кинопрокатчики. По их мнению, российские кинотеатры не продержатся без крупных голливудских премьер и господдержки. Общий убыток отрасли к концу 2022 года составит 11,1 млрд рублей.

К началу апреля в России закрылось около 25% кинозалов, а падение оборотов составило 40% по сравнению с мартом. При этом участники рынка прогнозируют, что по итогам апреля падение доходов составит 80%, мая — 92%.

Зарубежные премьеры обеспечивали существенную часть сборов в российском прокате: 74% самых кассовых фильмов с 2015 по 2021 год — это голливудские ленты. А об уходе с российского рынка объявили все крупные американские студии — те, чьи фильмы были наиболее успешны.

Больше всего фильмов в списке самых кассовых в России — у студии Disney: 42. Следом идет Warner Bros. с 31 фильмом. Замыкает тройку лидеров компания 20th Century Fox: 26 картин. С 2019 года 20th Century Fox принадлежит Disney, так что ее фильмы тоже больше не будут появляться в российском кинопрокате.

Также у российских зрителей пользовалась популярностью продукция студий Universal, Sony, Paramount и Lionsgate — все они тоже ушли из России.

Источник: «Кинопоиск»
Источник: «Кинопоиск»

Смогут ли российские студии заменить Голливуд

В 2013 году Владимир Мединский стал министром культуры. Одним из первых его громких заявлений стало обращение к Фонду кино с требованием увеличить финансирование прибыльных блокбастеров, а также «больших социально значимых фильмов». Почти сразу после этого спонсорские бюджеты Минкульта и Фонда на кинопроизводство действительно выросли: если в 2012 году на отечественные фильмы выделили 3 млрд рублей, то в 2013 — уже 5 млрд.

С 2015 по 2021 год государство в среднем выделяло на кинопроизводство по 4,2 млрд ежегодно. Самым удачным с точки зрения государственного спонсорства для российских студий стал 2016 год: тогда российский кинематограф получил 5,4 млрд рублей. Самый низкий уровень финансовой поддержки был в 2014 году: федеральный бюджет выделил на кинопроизводство 3,1 млрд рублей.

В 2022 году из федерального бюджета на производство российских фильмов выделят более 11,5 млрд рублей. Это примерно в три раза больше, чем в 2021, и в сто раз больше, чем потратили на съемки самой кассовой российской картины — фильма «Холоп». Но, например, производство лидера мирового проката 2021 года — голливудского фильма «Человек-паук: нет пути домой» — стоило почти в полтора раза дороже. Студии Columbia Pictures (входит в Sony Pictures Entertainment) и Marvel Studios (входит в Disney) потратили на этот фильм 200 млн долларов — 16,3 млрд рублей.

Источник: Министерство культуры РФ

Статуэтка на обложке — «Чичиков», автор Б. Воробьев, Ленинградский фарфоровый завод, 1960—1970 гг.
Тимур Хайрутдинов
Тимур Хайрутдинов
Как относитесь к уходу голливудских студий из России?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Ivan Ivanov

Ну что я могу сказать? Поднимаем чёрные паруса, заваливаемся к другу с проектором, а вместо покупки билетов проставляемся.

50
0
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Брат и Жмурки, очень хорошо описывают страну...

35
0
Дарья Ристевски
Капитан соцсетей Т—Ж

18.04.22, 08:14

Вселенской радости не испытываю.

23
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

Дарья,

Изображение пользователя тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯
4
0
Irzi
Герой

18.04.22, 19:15

Отредактировано

Читая статью и комментарии, пришёл к такому выводу: проблема не том, что мы не проживем без Голливуда, а в том, что без него не проживут, судя по всему, кинотеатры.
P.S. Со своей стороны скажу, что недавно сходил на "Служебный роман" в кино (хотя дома пересматриваем советскую классику довольно часто) — супер, конечно, на большом экране смотрится здорово.

14
Даниил Смирнов

Irzi, мне кажется, что проблемы для кинотеатров начались еще в 2020-2021 году, когда стали вводить меры, строгий контроль за их исполнением + страх заразиться Ко некоторых посетителей.

3
Irzi

Даниил, согласен. Но сейчас, может быть, кинопрокату будет ещё сложней.

0
0
Алексей Малахов 🔥
Ведущий подкаста «Схема»

18.04.22, 20:09

Хотелось бы видеть больше кино из других стран. Из Кореи, Китая, Японии, Индии, Бразилии, Мексики. Наверняка у них тоже хорошее кино снимают, но у нас почему-то считают, что есть только Голливуд

13
Вардан Петросян

Алексей, из Сербии, из Армении, из арабских стран и Ирана

0
Nikita S

Богиня, вы спрашиваете нужнен ли нам результат деятельности крупнейшего производителя киноиндустрии, но судите об этом по одному фильму. У каждой страны можно найти нечто подобное.

>>Смысл тогда у них брать - такое "падение" и мы снимать умеем.
Умеем и снимаем, но другое снимать не очень пока получается)

12
0
Vulpes

Интересно, ведётся ли ещё нормальная профессиональная озвучка на русском языке текущих новинок, например для стран СНГ. Ряд фильмов я все же надеюсь посмотреть в нормальной озвучке, пусть даже и позднее. Кажется читал, что кто-то специально из России летал на премьеру Бэтмэна в Узбекистан

11
Claudia Strelnikova

Vulpes, да, ведётся, именно для стран СНГ

1
0
Аглая Воронова
Герой Т—Ж 🏅💫

18.04.22, 09:29

Отредактировано

Да знаете… Реально таких фильмов, которых хотелось смотреть именно в кинотеатре очень сильно убавилось достаточно давно.
За последние года 2 я посмотрела только «Бонда» и «Дюну»
Есть хорошие фильмы, но мало.
Поэтому и не ощущается особо.

10
Маслёнок

Alexandra, Вот за "Ампир V" обидно. Уже, даже, в расписании кинотеатров появился, а потом - извините, перенос на неопределенный срок

9
0
Anton Karmanov
Герой Т—Ж 💫

18.04.22, 09:52

Я бы ходил на современные болливудские фильмы. Смешные гифки смешными гифками, но то что снимают в Индии в последние 20 лет очень хорошего качества

9
Alexandro Purito

Индийское кино разное очень.
Даже мейнстрим до сих пор специфичен, но в целом согласен.
Гифки в основном из тамильского кино или на телугу.
Ну с учётом уровня жизни или образования большого количества населения это не удивительно, что им заходит.
Да у нас также, безумные комедии от камеди Клаб и прочие физруки и притяжения.

5
Claudia Strelnikova

Anton, мы хотели сходить на один исторический, но когда я увидела в описании длительность 220 минут, сразу расхотелось 😂

2
Konstantin

Anton, я человек простой. Вижу индийский фильм с Амир Кханом - смотрю))

1
0
Полина Полина

ИМХО наши пока не научились снимать фантастику, красивую мистику (ну кроме Парень с нашего кладбища), стильные легкие драмы. Упор делают на историческое кино, глупейшие комедии и однотипные детективы. Есть куда расти и к чему стремиться, но давайте честно - уровня вселенной Марвел и Аватара наши не сделают! Просто никаких бюджетов не хватит - такие технологии у нас не отработаны, нет такого софта, мощностей и эффект мейкеров, а нанять не сможем.
Но есть же кино азиатское, южно-американское, турецкое и индийское в конце-то концов! Если кинотеатры не будут задирать ценник, а напротив поведут политику в сторону "цена ниже, а ассортимент хоть ты обсмотрись и весь день сиди в кинотеатре, переползая из зала в зал", они свою кассу сделают. На разном кино, на хорошей озвучке, на дешевой аренде кинолент. Джаст бизнес, как говорится.

9
Маргарита

Полина, поддерживаю. А также французское кино тоже заслуживает внимания - регулярно там что-то интересное нахожу. С немецким сложнее- смотрела сериал Dark, затянуто... но, опять же, думаю, если поискать, то можно найти.

6
Lyudmila Burakova

Маргарита, А я вообще давний поклонник французского кинематографа. Куда лучше основной массы голливудского ширпотреба.

4
Irzi

Маргарита, Dark — супер!)

0
Владимир Ноженко

Полина, вот тут не согласен во многом. Последние поделки Бондарчука посмотришь - операторская работа и спецэффекты на очень даже хорошем уровне. Сценария правда нормального нет и актеры занимаются непонятно, чем. А с другого конца сцены наоборот - и сюжет завезли, и актерам веришь, но вот визуал отстает.
Так что есть у нас и технологии (во всяком случае были), и бюджеты, и квалифицированные кадры.
Менеджмента нет, который захотел бы это превратить в нормальный продукт, а не в кормушку.

1
Евгения Ч

Полина, согласна с вами!

0
Вардан Петросян

Полина, туда же сербское, армянское, арабо-персидское кино

0
N

Богиня, "На мой вкус ничего приличного сейчас не снимают" - поэтому Голливуд России не нужен, уносите)

8
0
Дмитрий Иванов

Перестал ходить в кинотеатр. От российских студий ничего хорошего не жду

7
темич
Герой Т—Ж 💫

18.04.22, 12:39

Отредактировано

Alexandra, а это потому, что лучше 100 раз Братьев пересмотреть, чем бесконечное количество фильмов с Козловским и Петровым, играющих Козловского и Петрова)))) Но комментарий был о том, что выбора то и нет.

6
AlenaStribog F
Герой Т—Ж 🏅

18.04.22, 13:06

Отредактировано

Богиня, из чисто американского кино последних 5 лет мне очень зашли: Dont look up, Дьявол всегда здесь, Достать ножи, Фри соло. Я бы накинула еще десяток, где США - одна из стран производства. Например, зацепивший меня в самое сердце "Ветряная река" или документалка "три одинаковых незнакомца". Также из таких "Джентльмены", "Три билборда..." или "тебя здесь никогда не было". И даже если бы мне не нравился ни один фильм США, я все равно была бы за их присутствие, потому что: а) выбор лучше отсутствия выбора. Люди, симпатизирующие голливуду, не должны страдать, б) только в условии конкуренции можно научиться делать что-то достойное

6
Евгений ясно солнышко

AlenaStribog, Фри соло это вообще моя любимка. У меня при просмотре из ладошек 1.5 литров пота вытекло.

1
N

Богиня, Падение луны вроде бы не совсем по-серьёзному было снято, скорее с оттенком пародии на жанр, поэтому и нелепости там отчётливее.

4
Владимир

Peace, Последняя дуэль, Не смотрите наверх, CODA, Тик-так бум, Быть Рикардо, Легенда о Зеленом рыцаре, Аллея кошмаров, Лакричная пицца, Всё везде и сразу, Суд на Чикагской семеркой.

Правда половина из этого списка сразу выходили на стриминговых сервисах (которые тоже теперь не доступны в РФ).

4
Владимир
Герой

18.04.22, 14:07

Отредактировано

Peace, ну так вопрос в вашей насмотренности и избирательности. Вы не смотрели большинство хитов, которые собрали награды, были обласканы критиками и зрителями, но выше утверждаете, что хорошие фильмы перестали выпускать. Нет, не перестали. Их выпускают даже больше чем раньше, благодаря стримингам. И это несмотря на то, что Голливуд в том числе пострадал от пандемии в 2020м году.

4
0
Maria Kuzmina Kitty Guv

В кино бываю редко. Больше люблю театр, музеи и выставки. Из-за пандемии отвыкла и от них. После отмены Q-кодов еще нигде не была. Книги и кино в интернете)
Вот ради Аватара -2 я в кино выползу, а остальное посмотрю на компе))

4
Александр К

Alexandra, да, быдло на экране, быдло в стране, быдло во главе страны ни все прикрвваются патриотизмом

4
Alexandra P.
Герой Т—Ж 🏅💫

19.04.22, 05:02

Александр, между прочим, не припомню ни одного фильма, который бы так же уловил и зафиксировал черты русского менталитета, как "Брат" и "Брат 2". Разумеется, выпуск этих фильмов сейчас в прокат - спекуляция. Но серьёзно, именно сейчас эти фильмы обретают новые смыслы. Каждый увидит в них что-то в силу своего развития:)

5
Евгений ясно солнышко

Богиня, т.е вовремя Голливуд ушел из России. Я так понимаю, до этого вы смотрели все эти ААА фильмы и было более-менее терпимо, но вот на "луне "поняли,что это все, край. Старого доброго Голливуда уже не будет. И тут тебе бац, самозабан.
Вывод:
Америкосы опять проиграли, а мы снова победители.

3
Богиня тлена
Герой Т—Ж 🏅💫

19.04.22, 02:31

Евгений, в чем победители? Из нашего я вообще ничего не пересматривала никогда, кроме комедий советских. Так что тут все еще хуже.

1
0
Родинка под носом

Голливудские фильмы особо и не смотрел (последний раз проплевался как раз с Анчартед), а вот бизнес жалко. Ну и минус одно развлечение для детей

3
0
Claudia Strelnikova

Ходили в кино каждую неделю, это была традиция, любимое развлечение и повод съесть мороженое, теперь смотреть откровенно нечего(( расстроены очень

3
Miramax

темич, а ДМБ в большом прокате был, нет?))

2
Lyudmila Burakova

Miramax, Ну что Вы! Это же прямая дискредитация армии! )

2
N

Alexandra, поделитесь, пожалуйста, за что вы любите российское кино? Я его не перевариваю) поэтому интересно узнать, что в нём можно найти.

2
Alexandra P.
Герой Т—Ж 🏅💫

18.04.22, 14:52

N, сначала полюбила Балабанова, а потом как-то втянулась:) есть режиссёры, за чьим творчеством слежу, есть любимые актёры. Стараюсь смотреть фильмы, которые были в программе Кинотавра. Почему люблю всё это, сложно сказать. Для меня российское кино какое-то более родное, чем иностранное, что ли.

4
Nikita S
Герой

18.04.22, 14:45

Отредактировано

Богиня, ну потому что вы задали вопрос в целом про западную киноиндустрию, но почти весь ваш комментарий об одном фильме)
Если за последние 5 лет вам ничего не хочется пересматривать, то я в принципе редко что пересматриваю, так что это довольно спорный критерий. И пять лет за вековую историю, серьёзно?
А знаете что хорошего в том, что вы за выходные можете 8 фильмов посмотреть? Мне кажется в том, что у вас такая возможность есть! Как и я предпочёл бы не смотреть что-то потому что не хочу, а не потому что не могу посмотреть. Ну а если вам не очень нравится, зачем себя мучить?)
И мне нравится Интерстеллар, и я даже пересматривал его один, без компании.
PS раньше и трава была зеленее, как говорится)

2
Руслан Шилкин

Dinara, жаль, а то вы издалека по аватарке похожи со Скарлетт Йохансон

2
Miramax

темич, ждемс... ))

1
0
Кто угодно, но не я

Я последний раз была в кино летом 2018. Честно говоря, сериалы намного круче фильмов в последнее время. Мне всегда от таких решений жаль бизнес и людей, которые потеряют работу.

1
0
Ольга Грязнова

плохо, другое кино скучное нудное ,с некрасивыми людьми и тупейшими проблемами

0
Ольга Грязнова

Ольга, Дополню, фильмы из многих других стран прекрасны тоже.

0

Сообщество