ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Чем именная детская карта лучше наличных

Я училась в СГАУ и стала ведущим инженером

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

О себе

Я из Самары, мне почти 28 лет. Поступила в вуз в 17 лет, как и все после 11 класса.

На момент поступления это был СГАУ (Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева). Раньше это был КУАИ (Куйбышевский Авиационный Институт, Куйбышев — старое название г. Самара). Считался одним из лучших технических вузов Самарской области. Студентов других технических вузов заочно троллили преподаватели))) Но во время старших курсов в городе началась волна объединения вузов, и нас объединили с Самарским государственным университетом. Получился СГНИУ (очень "благозвучно" — Самарский гос-ный научно-исследовательский университет им. С.П. Королева). Буквально пол-года не успела, чтобы закончить вуз с нормальным названием)) но, по старинке, все равно его называют его СГАУ, или "аэрокос".

Выбор вуза

Аэрокосмический довольно старый университет (т.е. давно существующий), что мне казалось элементом престижности по аналогии с Гарвадом.

Отзывов спрашивать было особо не у кого, мои друзья на тот момент ограничивались ровесниками или знакомыми не подходящих мне специальностей. Но немаловажную роль сыграла семья (и генетика): родители технари, а папа и дядя — оба выпускники аэрокосмического. В итоге я порадовала родню и пошла по стопам папки.

Но тем не менее, я рассматривала варианты, а именно, какие предметы нужно сдавать на разные профессии. Шла от противного: биология мне неинтересна, а химия сложновато давалась. В меде слишком сложно и долго учиться. Языки давались легко, но гуманитарные я отмела сразу, не представляла никаких интересных перспектив после учебы на этих направлениях. Экономика мне казалась нудятиной, и тогда все туда шли, а я шла против мэйнстрима, к тому же переполненность рынка труда выпускниками-экономистами снижала шансы на хорошее и перспективное трудоустройство. И на эти специальности почти не было бюджетных мест, а я не планировала платить за учебу и висеть на шее у родителей, мы не богаты.

Осталась математика и физика. Хоть физика тоже неидеально укладывалась в моей голове, но она хотя бы интересная. Вот по методу исключения и пришла к "инженеру". Еще в старших классах как-то попали на экскурсию в аэрокос и декан одного из факультетов проводил для нас презентацию, я была впечатлена, что-то загорелось внутри меня.

Выбор специальности был сложен: снова шла "от противного". К чему не лежит мой мозг, где больше шанс пройти (хотя баллы по ЕГЭ были высокие), что может быть наиболее востребовано.

Из 9 факультетов сузила до 3, и все равно выбрала "папин": факультет летательных аппаратов. На нем в основном были космические направления, а все, что связано с космосом — априори любопытно, часть специальностей имело целевые направления от завода ЦСКБ "Прогресс" — большое предприятие города авиационно-космической направленности, его в аэрокосе все пиарили и некоторые знакомые меня запугивали, что после универа мне только туда, либо на другой завод АВИАКОР проектировать чайники (местный юмор). Они, конечно же, были неправы.

Поступление

Я 94 года рождения, и это был конец демографической ямы, поэтому мне в каком-то смысле повезло с поступлением. Вступительных экзаменов в универе не было, сдавала ЕГЭ (русский, математика, физика). Радовало, что всего 3, а не 4-5, как было у некоторых. И упростила себе жизнь выбором специальности с большим количеством бюджетных мест и небольшим конкурсом.

На олимпиады толком не ходила, потому что в школе к ним не готовили, а я не сямь пядей во лбу и прекрасно знала, что мне на них ловить нечего. Но была уверена, что мое упорство и трудолюбие мне поможет.

Поскольку училась я в гуманитарной гимназии, с 10 класса уговаривала родителей нанять мне репетиторов — без них я бы набрала чуть выше проходного по ЕГЭ по математике-физике, в школе многого не давали (большинству нужно просто хотя бы набрать минимум по математике) и не все учителя были превосходными педагогами, увы.

Должна отметить, что в школе были приходящие преподаватели из вузов для подготовки к экзаменам (бесплатные для учеников): по математике и физике. По математике на занятия приходило много человек к какому-то именитому дяде, я просто не успевала за всеми, злилась, а на мои вопросы и просьбы подождать или пояснить слышала в ответ упреки, и что "мы так ничего не успеем". Перестала ходить к нему и через знакомых нашли преподавателя того же аэрокоса — отличный дядька, мы быстро нашли общий язык.

С физикой было сложнее — сначала родители нашли женщину из аэрокосмического лицея, но мне некомфортно было с ней общаться. Потом я сама решилась обратиться к преподавательнице физики педагогического универсистета, которая вела у нас в школе дополнительные занятия. Сначала мне она казалась излишне строгой и недружелюбной, а оказалась очень милой и отзывчивой женщиной.

Моими результатами ЕГЭ все были очень довольны: русский 92, математика 89, физика 75, в сумме 256. Физику могла бы сдать лучше, но претензий к кому-либо, кроме себя, не имею. По стоимости: математика была 800р за час (60 мин), физика 700. Раз в неделю каждое занятие. Для 2010-2011 г. это было выше среднего, у меня было впечатление, что папа тогда работал на мою учебу и выпускной. Считаю, что это окупилось: я была вторая в списках на поступление, при этом я подавала документы только в один вуз, но на 2 факультета — приоритетный и "план Б".

Единственным испытанием (моральным) для меня был финансовый вопрос, но папа убедил, что не стоит переживать. Нагрузки было много, но я быстро соображаю и запоминаю информацию, поэтому учеба давалась легко, хоть и длилась она частенько с 9 утра до 8-9 вечера (уроки по расписанию+доп занятия+домашки).

Училась на бюджете, целевые направления никакие не рассматривала (это когда за обучение платит предприятие, на котором ты обязуешься сколько-то лет работать после окончания универа) — они давали больше гарантий на поступление, но я в 5тилетнюю кабалу на завод не хотела принципиально, хотя однокурсники многие довольны были и остались там работать. Некоторым повезло и их просто от этих обязательств завод освободил, просто потому что в специалистах не нуждались в то время, работы для них не было.

Стипендия

На первых курсах стипендия была порядка 1500 р отличникам, 1400 на 4-5, и 800р хорошистам. На старших курсах повысили до 3500 отличникам и 2000 хорошистам, 2700 на 4-5.

Я относилась к категории "богатых студентов", потому что каждый год участвовала в конференциях, за это хорошо доплачивали, а преподаватели активно пропихивали на них всех подряд и помогали с написанием материалов и подготовке к выступлениям. Поэтому с 3 по 5 курс моя стипедния варьировалась от 7000 до 11000 р в месяц.

Учеба

Откровенно говоря, я думала, что учеба будет сложнее. Были тяжкие моменты, но в целом я успешно распределяла время и успевала и учиться, и развлекаться. А поскольку я делала многое быстрее остальных и была отличницей, ко мне частенько обращались за помощью.

На 2м курсе я окончательно убедилась, что для большинства просьба "помоги" идентична "сделай за меня", и я стала просить деньги, так и появилась подработка. Требовала по оплате немного, но и себя особо не обижала и не брала больше, чем физически могла бы сделать, не жертвуя отдыхом и личной жизнью. За семестр набегало около 10000р, в основном за курсовые или сложные домашки. За дипломы не бралась. Смешной запомнившийся случай: один и тот же мой курсач покупали студенты 3 года подряд и год после того, как я выпустилась.

После 4 курса (а учились мы 5.5) я нашла официальную работу инженером на полставки и "прикрыла лавочку" заказных курсовых, брала максимум один и то больше консультировала, не делала "под ключ".

Сессии проходили тоже легко, успевала дать списать троечникам или решить им задачку на экзамене. Пару раз не везло и вытягивала билет, который толком не знала. Списывала, не гнушалась этого) До сих пор не понимаю, почему меня ни разу не поймали на всех этих махинациях — и правда мы такие хитрые и ловкие, или преподаватели лишь делали вид, что не замечают… Ведь некоторых лоботрясов и правда выгоняли.

Самый ужасный случай на сессии, который я запомню на всю жизнь — это был экзамен по "очень нужному" БЖД. Вел его странный мужчина с бескомпромиссными подходами. Половину материала в билетах он нам не давал вообще, мы его искали сами. Экзамены у него проходили часов по 12: начинались в 8, заканчивались в 8. Он за это время ни разу не выходил из кабинета. Ни списать, ни подсмотреть. Еще он за что-то на меня взъелся и я не сдала экзамен от слова совсем. Со второй попытки я кое-как сдала на 4, придя в 12 и уйдя в 9 вечера. Единственная 4 в красном дипломе:)

Полезные предметы

Больше всего пригодились прикладные предметы на старших курсах: проектирование в CAD-программах, основы программирования, основы конструкции летательных аппаратов и двигателей, конечно-элементное моделирование. Всем этим я и занимаюсь на нынешней работе.

Безусловно, были и непонятные / ненужные предметы или предметы, которые давали в очень сжатом виде. Частично материалы были устаревшие, но это было в основном на младших курсах.

Дополнительные возможности

Проводилось много спортивных мероприятий, можно было попасть в сборные ВУЗа и участвовать в соревнованиях.

Насчет зарубежных стажировок ничего не могу сказать, не интересовалась этой темой, но уверена, что программы по обмену студентами были.

С практикой вуз помогал, но для большинтва это была скорее "медвежья услуга": обязательную практику на 3 курсе все должны были проходить на вышеупомянутом заводе Прогресс, она была интересна лишь тем, что мы воочию увидели цеха, станки, процессы изготовления, потрогали куски ракет и космических аппаратов. А в остальном мы сидели и переписывали технологические карты, практической пользы от этого не видели.

Преддипломную тоже организовали на заводе, это должно было помочь до конца определиться с темой диплома и начать тезисно составлять план с дипломным руководителем. По факту же многие бесцельно туда ходили и не подчерпнули ничего полезного. Помогло тем, кто заранее знал свою тему диплома, и она была действительно связана с производством.

Меня эта участь обошла стороной: мой диплом состоял в написании программы, с производством не связано, моя руководительница, исключительно адекватная и прогрессивная женщина, сказала, что на заводе делать нечего и моя практика будет в университете на кафедре. А поскольку я уже вышла на работу на полную ставку, это было прекрасно, я лишь взяла пару отгулов, чтобы прийти на начало и конец практики, оформить бумаги.

Достоинства и недостатки вуза

Престижный ВУЗ, немного потерявший свои позиции из-за меняющихся правил в образовательной сфере — учебные часы сокращают, теории дают меньше, и будто бы студенты должны самостоятельно изучать больше. Но все мы знаем, что делают и чего хотят студенты…)

Знания были скорее полезными, нежели устаревшими, но не могу говорить за другие факультеты и специальности. А вот техника, конечно, удивляла — из-за специфических программ для лабораторных или курсовых работ там специально хранили, холили и лелеяли старые компьютеры с выпуклыми мониторами и операционкой MS DOS, и использовали для них ДИСКЕТЫ!

В новом информационном корпусе были современные компьютеры с нормальными CAD-программами, но им обучали далеко не на всех специальностях. Слышала, что выпускники не могут найти работу именно оттого, что не умеют работать в современных проектировочных программах.

Библиотека вполне хорошая, но нам туда редко нужно было приходить — только взять и сдать учебники. Раздражало, что по многим спец предметам нужно было покупать методички. Каждая по 100-150р. Может, кто потом и смог продать курсам помладше.

Корпуса и аудитории обычные, старенькие, но приемлемые. Некоторые корпуса были новые, с ремонтом и современным оборудованием, в целом 50/50. При нас открыли новейший корпус, где проводились инновационные исследования, молодых специалистов брали на неплохую зарплату туда, были проекты реальных аппаратов, запускавшихся на МКС.

В общаге не жила, но в гости ходила — приемлемо. В столовых дешевая нормальная еда, были фирменные всеми любимые блюда, типа с студенческой пиццы и лагмана. Некоторые корпуса отремонтированны, есть корпуса для молодых семей с улучшенными условиями.

Преподаватели по большей части старенькие, некоторые уже плохо соображали и им просто не хватало сил на нас. Но отдельные кадры старой закалки, которые преподавали еще у моего папы, давали всем "прикурить", классные деды, их уважали все. А молодые в основном разгильдяи, неглупые, но давали меньше знаний, больше девушек смущали шуточками своими. Один из таких мне в соц сети по пьяни писал, но потом извинялся, я просто смеялась, домогательств не было.

Однокурсники — веселые ребята, большинство балбесы, совсем нежелающие учиться. Действительно мыслящих и старательных было 30%, а отличников — единицы (из 3х групп 3 человека, и все были в нашей). С 1 по 3 курс из нашей группы ушло суммарно около 10 человек (из 25), и это считается обычным делом в нашем универе.

К плюсам аэрокоса еще нужно отнести военную кафедру: с 3 по 5 курс парни раз в неделю ее посещали и получали военные билеты, правда отбор там был серьезный, не все проходили. А у девочек был выходной (но при желании девочки на военку тоже могли записаться):) день военки старались поставить в расписании на пн или пт, это было приятно.

Также наша специальность была уникальной: только наши 3 группы могли претендовать на поездку на Байконур и увидеть настоящий запуск ракеты. Отбирали тех, кто хорошо учился, все бесплатно, кроме питания. Были экскурсии по городу, по подразделениям завода, и запуск-таки состоялся. Это было незабываемо! Иногда студентов привозят, а запуск переносят, и они не застают это зрелище. Мы там лучше сплотились, узнали друг друга ближе, навеселились и выпили столько алкоголя, сколько я за всю оставшуюся жизнь не выпью…)

Дальнейший путь

Нашу специальность еще при нас превратили в бакалавриат, мы были предпоследними, кто закончил специалитет. И сократили количество бюджетных мест. На 4м курсе начальники садились нам на уши и предлагали "халявную схему" — по-быстрому состряпать простенький диплом на основе курсовой и получить диплом бакалавра, а потом уже идти в магистратуру. Никто не купился:) Все понимали, что универу нужны деньги.

В аспирантуру я не хотела, нечего мне там делать в этих кандидатских. Второе высшее в теории интересно было, но я была слишком свободолюбивой, и не хотела платить за то, что у меня не будет свободного времени вообще. Не видела в нем острой необходимости.

К тому же, я с 5 курса работала в хорошей компании с лояльными условиями (белая зп, свободный график, дмс, премии) и работаю в ней до сих пор. И это именно тот случай, когда помогло почти все, что учила в универе — математика, механика, детали машин, прочность, умение находить и быстро впитывать информацию. Большинство коллег — выпускники аэрокоса, некоторые с моего факультета, профильные предметы вели одни и те же преподаватели.

По иронии судьбы, мои друзья — из аэрокоса, но они меня старше на несколько лет, т.е. вместе мы не учились, но именно через них я и нашла работу. Получается, что университет дал мне нужные знакомства)))

Советы

Следуйте за зовом сердца при выборе специальности и не слушайте глупых советов взрослых, которые там не учились! Не бойтесь!

На первых курсах легко перейти на другой факультет, если вдруг поняли, что хочется другого. Но после того, как сделаете выбор, включайте мозги, старайтесь, инвестируйте в себя.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Олег

привет от выпуксника аэрокоса =)

1
Pony-popony
Герой Т—Ж

Олег, ^_^

0

Сообщество

Лучшее за неделю