Как я открыла бизнес на воздушных шариках
В жизни я работала по найму ровно четыре месяца. Все остальное время — на себя.
С моими родителями была такая же история — они никогда не работали в офисе. С 2009 года в моей семье есть бизнес — сеть частных детских садов в Москве и области.
В выходные мы сдавали их в аренду под детские дни рождения и сотрудничали с сетями кафе. Помогали им с организацией праздников и приглашали своих аниматоров. Это был почти пассивный доход: времени много не тратили, зато получали по 60 000—70 000 ₽ прибыли.
Где праздник — там и шарики. Чтобы украсить помещение шарами с гелием, нам постоянно приходилось искать подрядчиков. Найти было сложно: все надували шары либо в Москве, либо у себя дома. У компаний в области не было нормального сервиса — они постоянно опаздывали и подводили.
Мы подумали — почему не открыть такой бизнес самим? Так в 2016 году стали сами надувать шарики с гелием в Видном. Изначально мы делали это не ради экономии, скорее, не хотели связываться с плохим сервисом. Оказалось, надувать шары самим было примерно на 50% дешевле, чем заказывать у других.
Баллон с газом в прихожей детсада: первое помещение и заказы
Для входа в этот бизнес много денег не нужно — закупать шарики можно по мере того, как приходят заказы. Мы так делаем и сейчас — я не люблю держать огромные запасы и «замораживать» деньги в шарах.
У нас уже было зарегистрированное ИП и помещение — мой детский сад. Поэтому потратились мы только на две-три пачки шаров и баллон с гелием — тогда он стоил 4500 ₽. Еще пришлось купить патент, чтобы официально оказывать дополнительные услуги.
Я уже пользовалась патентной системой налогообложения с садиками. Это удобно — каждый год я плачу сумму, установленную налоговой. Не нужно сдавать отчетность и не нужен бухгалтер. На розничную торговлю патент в первый год стоил 13 000 ₽.
Первые два месяца мы находили клиентов через группу во «Вконтакте». Потом я сделала страницу на конструкторе сайтов «Тильда», она работает до сих пор.
Мы назвали сайт «Шарывидное-рф» по основному поисковому запросу, который узнали через «Вордстат». Это сервис, который оценивает, как часто ищут слово или фразу в «Яндексе». Это сработало — клиенты приходили через поисковики и нам долго не нужна была дополнительная реклама.
Выглядела моя работа так. Звонил клиент и заказывал, например, пять голубых шариков-звезд на завтра. Я ехала в магазин, покупала эти шарики, надувала их в детском саду и отвозила клиенту. За первый месяц мы вышли на один заказ в день, еще через пару месяцев у нас уже ежедневно было по два-три заказа. Иногда приходилось не принимать заказы по несколько дней, чтобы немного отдохнуть или поработать на другой работе.
От остальных конкурентов в области у нас было два отличия. Мы первыми предложили прозрачные шары с конфетти и «баблс» — это шарики-сферы с разным наполнением, у нас были перья. В это время все продавали только цветные шарики с надписью «С днем рождения!». У конкурентов не было этих новинок и готовых сетов для разных поводов.
Вторая важная вещь — бесплатная доставка. Я не люблю платить за доставку отдельно, поэтому у нас доставка всегда включена в стоимость. Это тоже сыграло свою роль на старте.
Мы рассматривали шарики как милое хобби. Но спустя два года работы оборот в месяц перевалил за 200 000 ₽.
В садике нам стало тесно и неудобно. Мы надували по 2—3 заказа в будние дни, по пятницам и субботам — по 5—6. Я совмещала шары со всеми своими проектами. С 13:00 до 15:00 доставляла шарики. С 15:00 до вечера работала. С 23:00 до 01:00 снова доставляла шарики. Время после 23:00 популярное: родители стараются заказывать шарики, когда дети уже спят, чтобы утром сделать сюрприз.
Около двух часов утра я приезжала домой. Жить в таком режиме каждый день было очень сложно. Нужно было нанимать новых сотрудников. Но было непонятно куда: в саду было негде сидеть, баллон с газом стоял в прихожей, а надувать шары можно было только в тихий час и после закрытия сада.
Тогда мы решили найти отдельное помещение. Оборот уже позволял платить аренду и зарплату.
Магазин шариков на месте тандырной
У нас было два важных критерия в поиске помещения. Во-первых, оно должно было находиться возле нашего детского сада, так как утренние заказы по самовывозу отдавала няня из садика. Во-вторых, внутри должно быть тепло — это нужно для хранения шариков. Еще мы хотели, чтобы у сотрудников был туалет.
Чудом я наткнулась на киоск в очень проходимом месте возле детского сада. У этих двух мест даже адрес был одинаковый. Снять этот киоск оказалось непросто, на нем висела табличка «Аренда», но был указан телефон предыдущего арендатора.
Выяснилось, что он прогорел и хотел сдать нам в субаренду это помещение в пять раз дороже, чем снимал сам.
За аренду он попросил 150 000 ₽ в месяц. В итоге я нашла телефон собственника через владельца соседней кофейни и сняла киоск напрямую, по договору. Киоск стоил 2000 ₽ за квадратный метр. Обычно в таких местах цена начинается от 5000 ₽. Плюс арендодатель дал месяц каникул на ремонт. Итого мы платили 30 000 ₽ в месяц.
Кроме косметического ремонта нужно было сделать электрическое отопление и санузел для сотрудников. Ремонтировали знакомые, вышло совсем недорого: 20 000 ₽ за работу и 30 000 ₽ за материалы.
В этом помещении мы проработали три года. Киоски — очень специфическая вещь. Их сносят и строят новые, до и после выборов. Так случилось и с нами.
Мы не знали, что киоск будут сносить. В один день арендодатель просто сказал, что съехать надо завтра.
Это случилось 23 июня 2021 года. Мы смогли договориться, чтобы нам дали неделю на поиск нового помещения и переезд. В договоре, конечно, было написано, что арендодатель обязан уведомить нас за месяц. Можно было бы пойти в суд, но мы не стали.
Мне повезло: за полгода до этого я присмотрела помещение в новом ЖК. Там был маленький магазинчик косметики ручной работы. Магазин на тот момент не работал, владельцы использовали его как мастерскую и склад.
Мы стали общаться, и когда надо было срочно переехать, я вспомнила про это помещение. Мы договорились так: с нас сотрудники, которые продают и нашу, и их продукцию, а с них — бесплатное помещение. Так и переехали.
Расходы на открытие первого офлайн-магазина — 168 000 ₽
Ремонт | 50 000 ₽ |
Мебель | 35 000 ₽ |
Аренда | 30 000 ₽ |
Вывеска | 25 000 ₽ |
Сопутствующие товары: свечки, открытки, фигурки | 15 000 ₽ |
ПСН на розничную торговлю | 13 000 ₽ за год |
Расходы на открытие первого офлайн-магазина — 168 000 ₽
Ремонт | 50 000 ₽ |
Мебель | 35 000 ₽ |
Аренда | 30 000 ₽ |
Вывеска | 25 000 ₽ |
ПСН на розничную торговлю | 13 000 ₽ за год |
Сопутствующие товары: свечки, открытки, фигурки | 15 000 ₽ |
Как устроен бизнес
Когда мы с партнером открывались, не учли, что доставка и розничная торговля — разные сферы. Мы долго решали, что из этого нам подходит больше, и теряли деньги на гипотезах о том, что продается в рознице.
Попробую объяснить, что я имею в виду. Например, мы закупали красивые стаканы и тарелки для праздника. Розничная цена у них получалась в районе 300 ₽ за шесть стаканов.
Оказалось, что клиенты в нашем районе покупают стаканы в соседнем «Фикс-прайсе» по 55 ₽ за шесть штук.
Еще мы думали, что у нас хорошо будут продаваться модные черные гирлянды из букв. Но из всей закупки мы продали только две штуки, а цена за одну гирлянду начиналась от 500 ₽.
Мы не стали продолжать эксперимент с сопутствующими товарами, потому что мой вкус и выборка товара приводит нас к дорогим позициям, которые не продаются в нашем городе. В итоге мы продаем только шары и сфокусировались на доставке — она приносит 70% от всей выручки.
Мы продаем разные шарики, но упор делаем на тренды: прозрачные с наполнителем, матовые и металлизированные сферы, шары «браш» — они как будто закрашены краской. В Видном их продавать сложно, особенно модные сейчас сферы. Они очень популярны в Москве, но слишком дорогие для нашего города. Пять сфер у нас стоят 3000 ₽, а в Москве это будет точно от 5000 ₽. Но наши покупатели все равно говорят, что дорого.
Большим спросом пользуются шарики с надписями вроде «С днем рождения!», но мы такие не продаем. Мне они кажутся некрасивыми, и я не хочу заниматься этим. Еще по логике нашего бизнеса мы должны продавать оформление — фотозоны, гирлянды. Но мы этого не делаем, потому что я считаю, что это другая сфера.
Наша сила именно в новинках — наши клиенты становятся постоянными и заказывают по несколько лет. Им надо предлагать новое. Основной поток заказов — это связки из нескольких разных шаров и цифры — такие связки называются фонтанами.
В этом году мы решили добавить комплект, в котором есть шары с обычным воздухом вместо гелия. Шарики с гелием летают, с обычным воздухом — лежат на земле.
Это решение связано с подорожанием гелия: в 2018 году баллон гелия стоил 4500 ₽, и мы продавали шарик за 35 ₽, а теперь уже 11 000 ₽, и мы продаем его за 80 ₽. Поэтому мы искали способы, как сокращать расходы. Средний чек заказа у нас — 1990 ₽.
Как складывается цена на шарик с гелием
Наценка магазина | 50 ₽ |
Стоимость гелия | 23 ₽ |
Стоимость шарика | 5 ₽ |
Стоимость ленты и обработки | 2 ₽ |
Итого | 80 ₽ |
Как складывается цена на шарик с гелием
Наценка магазина | 50 ₽ |
Стоимость гелия | 23 ₽ |
Стоимость шарика | 5 ₽ |
Стоимость ленты и обработки | 2 ₽ |
Итого | 80 ₽ |
В наценку входят аренда, налоги и взносы, зарплата и наш доход. Как правило, наценка, которую мы можем себе позволить — 100%. Но в розничной торговле у других товаров наценка обычно 200—300%. На некоторые позиции мы наценку увеличиваем, например на шары-баблсы.
Подсчеты в таблице выше — приблизительные. Потому что цена на гелий, например, сейчас 27 ₽, а не 23 ₽. И эта цифра меняется почти каждую неделю. Плюс надо помнить про брак: если шар лопнет из-за микротрещины, надо надуть новый, а значит, денег магазин тратит больше. Процент брака большой: из 100 штук — 5—10 шаров бывают бракованными.
Самые сложные заказы — до 1000 ₽. Иногда они так достают, что перестаем принимать заказы до 1500 ₽. Вообще.
Принцип «чем больше платит человек, тем меньше у него претензий» работает во всех сферах. Например, клиентка заказывает пять шаров, это стоит 400 ₽. Она долго выбирает цвета и оттенок для каждого из пяти шаров, переписка может идти весь день. А на следующее утро она пишет: «я передумала, хочу выбрать другие цвета». И это не шутка, это почти каждый маленький заказ. Сделать с этим ничего нельзя — только быть терпеливым.
Бизнес окупался намного лучше, когда у меня не было сотрудников и аренды. К примеру, средний доход чистыми в месяц, если делаешь все сам — 130 000 ₽. Если открываешь магазин — 60 000 ₽. С другой стороны, без магазина мне пришлось бы делать все самой, а я переехала в другой город, и мне нужна была автономность.
Наша модель бизнеса работает за счет масштабирования. Сейчас мы запускаем точки в других городах. Открывать второе место в одном и том же городе нет смысла. У нас пока две точки — одна в Видном, вторая в Одинцове. Для второй я сняла офис на первом этаже своего дома, она работает только на доставку. Всю работу там мы делаем сами вместе с партнером.
Еще есть две точки в разных городах, которыми управляют мои друзья. Мы с партнером научили их надувать шары, составили список закупок, подобрали домен, скопировали свой сайт и дали базу наших фото. Это не франшиза — мы не берем с друзей денег. У нас нет плана открыть 100 точек или запустить франшизу. Это просто любимое дело, уютное и спокойное.
Какие проблемы бывают с новыми сотрудниками
Всего в проекте работают четыре человека: два аэродизайнера, я и мой партнер. Мы вместе с партнером делаем административную работу. Но иногда я приезжаю надуть шарики, если хочется — потому что очень люблю это делать.
Мой партнер принимает заказы и координирует курьеров. Все заказы добавляем в «Гугл-календарь». Учет ведем в гугл-таблицах, рабочий чат — в «Телеграме».
Пробовали разные системы для заказов, но большие CRM только усложняют жизнь.
Например, мы не пользуемся IP-телефонией, которая нужна для CRM, у нас некому передавать задачи и не нужен дополнительный инструмент для отслеживания рекламы. Хватает «Яндекс-метрики» и «Пикселя», встроенных в сайт.
Задача двух аэродизайнеров — надувать шары. Если в магазин приходит клиент, ему редко нужно что-то конкретное. Чаще всего его запрос — купить, например, шарики на день рождения ребенка. Наш сотрудник показывает варианты с сайта и «Инстаграма». И, конечно, показывает сами шарики, чтобы выбрать цвет. Потом он принимает заказ и либо надувает его сразу, либо принимает на доставку.
- 30 минут
Но основной поток — заказы через интернет. Их принимает по телефону мой партнер и добавляет в «Гугл-календарь» — общий с сотрудниками в магазине. Аэродизайнер собирает заказ, надувает его и присылает фото в рабочий чат.
При найме аэродизайнеров мы не ищем тех, кто уже умеет работать с шариками, а учим всему сами. На обучение уходит 2—3 дня, и еще нужна пара недель, чтобы набить руку. Обучение простое — более опытный сотрудник учит надувать шары, рассказывает детали.
Надуть шарик — это не просто взять его и наполнить гелием. Сначала нужно его обработать средством, которое продлевает полет, потом надуть и снова сдуть. И только потом наполнить гелием.
Новичок приходит на стажировки и учится надувать заказы. В первые дни его работы мы приезжаем проверить, как он научился, и даем какие-то советы. Для новых сотрудников у нас есть большой гайд со всеми деталями и правилами. Всегда можно его перечитать, если что-то забыл.
Часто к нам приходят без опыта работы, только после учебы. Или даже во время — это самое сложное. Когда человек не привык работать, у него нет ответственности.
У нас очень свободный и лояльный подход. Я не стою рядом, не придумываю 100 правил и не ругаюсь. Но из-за этого у сотрудников 18—19 лет часто складывается впечатление, что можно все. И начинаются косяки и проблемы. Поэтому мы стараемся брать аэродизайнеров хотя бы от 22—23 лет.
Мы обращаем внимание, сколько человек продержался на прошлых работах. Если 1—2 месяца — это плохо. Хорошо, если человек не очень стеснительный, ведь ему придется общаться с клиентами. У нас нет такого, что нужно обязательно быть крутым продавцом и продавать товар по максимуму. В основном надо отвечать на вопросы тех, кто забирает заказ или пришел купить конкретный шар. К этому конкретному шару можно предложить второй, мы этому учим, но получается не со всеми. Гайдов под продажи у нас тоже нет — в нашем масштабе нет смысла их писать, не та сфера. Ограничиваемся устными объяснениями.
У нас небольшая зарплата — мы платим 150 ₽ в час. К нам приходят, потому что работа несложная. График с 12:00 до 20:00, и не надо ехать на работу: наши сотрудники чаще всего живут в соседнем доме.
Я не знала, сколько платят продавцам, поэтому спросила у друга в соседней кофейне и поставила такую же ставку.
Подумала: работа в кофейне сложнее, значит, это будет точно нормально. Максимальная зарплата, которую у нас получал аэродизайнер, работая 2/2, — 36 000 ₽. Но в среднем выходит 23 000 ₽.
Чаще всего аэродизайнер совмещает работу у нас с другой удаленной, потому что есть много свободного времени. Заказы надуваем днем около часа и вечером, с 18:00 до 20:00. К такому варианту пришли не сразу: сначала сделали слишком большой график работы, и он оказался очень невыгодным.
Мы работали с 12:00 до 22:00 каждый день, и 70% из этого времени сотрудник ничего не делал. Потом мы пробовали работать в выходные, двигали график по времени. В итоге выбрали идеальный по времени заказов и по оплате работы. Правда, пока проводили эксперименты с графиком работы, несколько месяцев работали в ноль.
Доставлять шарики сложно. Они лопаются, им нельзя намокать, а еще они могут улететь. Чтобы снизить влияние погоды, их обязательно нужно везти на машине. Летом доставка становится еще более сложной: от жары шарики лопаются, поэтому в июле мы всегда убираем дневную доставку и возим заказы только вечером, когда садится солнце.
Заказы отвозят курьеры, работают сдельно — получают оплату сразу, как отвезли. Обычно у нас работает 2—3 постоянных человека, которые берут доставки, когда им удобно. Большинство доставок поздно вечером, так что можно подрабатывать после основной работы.
Курьеров мы ищем на «Авито», размещаем вакансию и отдаем первую доставку. Если все прошло хорошо — человек работает дальше. Это подработка, в месяц можно получить в районе 10 000 ₽. Если так вышло, что никто из наших курьеров не может взять заказ, везем на «Яндекс-доставке». Так бывает примерно один раз в месяц.
Вонючие китайские шарики: как выбирать поставщиков
С закупкой все просто. В России есть несколько оптовиков, которые продают шарики. Нужно только определиться, на какой марке работать, и от этого выбрать место для закупок. Мы покупаем там, где есть максимальное количество нужных позиций. Иногда заезжаем к другим поставщикам, чтобы купить мелочь. Для нас очень важна фирма-производитель: мы работаем с шариками из Малайзии и Бельгии.
Многие возят шарики из Китая, но мы с ними не работаем. У шариков из Китая неприятный запах и плохое качество.
Еще нужен поставщик гелия. Раньше это был какой-то мужчина с «Авито», но пару лет назад появились большие компании. Они сделали сайты и онлайн-формы заказа — стало удобно.
Самое неприятное — бракованные шарики. Например, бывают ситуации, когда у тебя заказан какой-то определенный шар. Он должен сейчас уехать с доставкой и в наличии есть только один — а на нем, выясняется, есть дырка по шву. Это всегда неожиданно и неприятно. Приходится просить шарик у коллег или звонить клиенту и заменять фигурку. Причем проверить на брак до того, как надуешь шарик, невозможно.
Мы создали чат из коллег-конкурентов в нашем городе и помогаем друг другу в этих ситуациях. Еще в чате ведут черный список клиентов по городу. В черный список попадают те, кто не оплатил шары и не забрал их, а еще те, кто отказался принимать доставку — такое тоже бывает. Самая частая история: «Я заказала в пяти местах, не помнила, где нужно отменить, приняла ту, что первую привезли».
Главная проблема с поставками — это то, что оптовые поставщики еще не совсем адаптировались к современному миру. Например, наш не доставляет товар, и нам приходится самим ездить за шарами 1—2 раза в месяц.
Реклама в группах для мам во «Вконтакте»
Первые клиенты приходили к нам из группы во «Вконтакте». Тогда это работало, мы покупали за 50 ₽ пост в местной группе для мам, и получали поток заказов. Ни сайта, ни «Инстаграма» у нас тогда не было.
Наша аудитория — мамы. И не просто мамы, а мамы в новых квартирах. В старые дома шары заказывают реже.
Людям хочется украшать красивую квартиру, делать фото. Сейчас наш самый эффективный рекламный канал — это таргет в «Инстаграме». Он увеличивает выручку за месяц в среднем на 50 000—60 000 ₽. За рекламу мы платим таргетологу, на это уходит 20 000 ₽ в месяц. Заметили интересную вещь: таргет в нашей сфере работает намного лучше, если менять макеты раз в 3—4 недели.
Недавно попробовали «Яндекс-бизнес». Это сервис для автоматического запуска рекламы на площадках «Яндекса» для малого и среднего бизнеса. Он отлично работает, настолько, что мы думаем отказаться от таргета. Стоит примерно 5000 ₽ в месяц.
Еще мы работаем по бартеру с местными блогерами. В нашей сфере работу по бартеру не любят: сложно найти блогера с аудиторией именно из твоего города. А если аудитория из другого города — в рекламе просто нет смысла.
Кроме того, сложно отследить эффективность: клиенты от бартера не приходят сразу. Они подписываются и заказывают через полгода или даже год. Это можно наблюдать по датам переписки: человек подписывается после рекламы, ставит реакции, например, и в итоге спустя пару месяцев заказывает. Мы «вручную» отслеживаем подписки за первые несколько часов после выхода рекламы у блогера. По-другому отследить эффективность, на мой взгляд, сложно.
Для нас бартер — это реклама на узнаваемость. Работает это так: мы делаем рекламные рассылки блогерам, например, к 1 июня. Мама, которая подписана на всех местных блогеров, встает утром, а у нее в ленте все отмечают нас. И когда ей будут нужны шарики, она вспомнит, где их заказывают.
Идеально, если у блогера до 10 000 подписчиков и он известен именно в нашем городе: у него должна быть городская аудитория, местные заведения и геотеги в ленте.
Курсы для предпринимателей и планы на будущее
Главное, что мы выяснили за годы работы: если вы не готовы масштабироваться, а хотите просто надувать шарики — лучше делать это дома или в небольшом офисе. Это принесет больше денег. У нас классная сфера: мы выбираем график, клиентов, даже цвет самих шаров. В этом много свободы и красоты.
Сейчас мы хотим довести вторую точку до оборотов первой и переделать самодельный сайт в профессиональный. О новых точках пока не думаем, если когда-нибудь переедем в другой город — откроем и там.
Еще иногда я думаю, как помочь другим с запуском такого бизнеса. Сфера хороша тем, что вложения на старте минимальные, идеально подходит для маленьких городов.
Я смотрю на то, какие курсы продают коллеги — и не вижу в них практической пользы. Они учат выкладывать сторис или закрывать чеки на 20 000 ₽. А это все немного не то, с чем столкнется начинающий бизнесмен в этой сфере.
Я думаю о том, чтобы сделать свои курсы, но пока это только расплывчатые мысли. Друзьям помогаю открывать точки бесплатно.
Расходы за сентябрь 2021 года
Первая точка | Вторая точка | |
---|---|---|
Гелий | 42 800 ₽ | 10 900 ₽ |
Зарплаты аэродизайнерам | 38 200 ₽ | 0 ₽ |
Шарики | 20 000 ₽ | 4500 ₽ |
Реклама | 19 000 ₽ | 6000 ₽ |
Плата курьерам | 13 426 ₽ | 1900 ₽ |
Налоги по ПСН | 4167 ₽ | — |
Аренда | 0 ₽ | 13 000 ₽ |
Итого | 137 593 ₽ | 36 300 ₽ |
Расходы за сентябрь 2021 года
Первая точка | |
Гелий | 42 800 ₽ |
Зарплаты аэродизайнерам | 38 200 ₽ |
Шарики | 20 000 ₽ |
Реклама | 19 000 ₽ |
Плата курьерам | 13 426 ₽ |
Налоги по ПСН | 4167 ₽ |
Итого | 137 593 ₽ |
Вторая точка | |
Аренда | 13 000 ₽ |
Гелий | 10 900 ₽ |
Реклама | 6000 ₽ |
Шарики | 4500 ₽ |
Плата курьерам | 1900 ₽ |
Зарплаты аэродизайнерам | 0 ₽ |
Итого | 36 300 ₽ |