Выбрать дело по душе и понять, чем хочется заниматься в жизни, бывает непросто в любом возрасте. Собрали частые ошибки, которые делают люди при выборе профессии.
ШКОЛЬНИКИ
🚃 Тянут с выбором
Нередко школьники задумываются о будущей профессии уже после экзаменов
Как быть. Самое сложное в выборе карьеры — проанализировать себя, вузы и рынок труда. На это стоит заложить хотя бы пару лет до окончания школы
Как быть. Самое сложное в выборе карьеры — проанализировать себя, вузы и рынок труда. На это стоит заложить хотя бы пару лет до окончания школы
ШКОЛЬНИКИ
🪞 Повторяют за друзьями
В школе складывается круг общения, который не хочется разрывать с поступлением в университет. Здорово, если среди однокурсников окажутся старые друзья, но это не критерий для выбора будущей профессии
Как быть. Остановиться на самом интересном для себя варианте. На первом месте должны быть личные интересы и планы на будущее, а не привычная компания
Как быть. Остановиться на самом интересном для себя варианте. На первом месте должны быть личные интересы и планы на будущее, а не привычная компания
ШКОЛЬНИКИ
🧭 Ориентируются на ЕГЭ
Абитуриенты иногда отметают интересующие специальности, потому что боятся сдавать сложные предметы. Например, не идут на психологию, чтобы не сдавать профильную математику
Как быть. Выбирать предметы под профессию, а не наоборот. Для этого нужно заранее определить свои интересы и заложить время на подготовку к экзаменам
Как быть. Выбирать предметы под профессию, а не наоборот. Для этого нужно заранее определить свои интересы и заложить время на подготовку к экзаменам
ШКОЛЬНИКИ
🆓 Выбирают только бюджет
Учиться бесплатно все сложнее, поэтому абитуриенты часто рассматривают факультеты с большим количеством бюджетных мест и низким проходным баллом
Как быть. Если есть возможность учиться платно, не игнорируйте свои интересы. Образование по принципу «лишь бы поступить» вряд ли принесет практическую пользу
Как быть. Если есть возможность учиться платно, не игнорируйте свои интересы. Образование по принципу «лишь бы поступить» вряд ли принесет практическую пользу
ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ
🛤️ Верят стереотипам
Иногда книги, фильмы и рассказы родителей формируют ложные представления о профессии. Стоит от них избавиться: может быть, за стереотипами скрывается работа мечты — или наоборот
Как быть. Надежный способ узнать о будущей работе — пообщаться с опытным специалистом
Как быть. Надежный способ узнать о будущей работе — пообщаться с опытным специалистом
СТУДЕНТЫ И ВЗРОСЛЫЕ
🏃♂️ Боятся конкуренции
Недавно многие шли учиться на экономистов и юристов, сейчас на пике ИТ‑специальности с высокой конкуренцией
Как быть. Если профессия вам интересна, не избегайте ее, даже если кажется, что ниша переполнена. Хороший специалист всегда будет востребован
Как быть. Если профессия вам интересна, не избегайте ее, даже если кажется, что ниша переполнена. Хороший специалист всегда будет востребован
СТУДЕНТЫ И ВЗРОСЛЫЕ
💰 Идут только за деньгами
Считается, что айтишники получают много, а условные педагоги — мало. Но это не всегда так
Как быть. Прислушаться к себе. Если выбирать профессию только ради денег, есть риск в будущем столкнуться с выгоранием и депрессией
Как быть. Прислушаться к себе. Если выбирать профессию только ради денег, есть риск в будущем столкнуться с выгоранием и депрессией
ВЗРОСЛЫЕ
➖ Уходят в «антипрофессию»
В зрелом возрасте иногда хочется радикально сменить деятельность: например, из бухгалтеров перейти в творческую специальность. Но лучше не уходить в крайности, а найти баланс
Как быть. Для удачного перехода выберите смежную сферу, где ваши знания не обесценятся, а пойдут на пользу: в креативных индустриях тоже есть профессии, связанные с финансами
Как быть. Для удачного перехода выберите смежную сферу, где ваши знания не обесценятся, а пойдут на пользу: в креативных индустриях тоже есть профессии, связанные с финансами
Больше про карьерное развитие:
1. Как сменить профессию после вуза.
2. Как выстроить образовательную траекторию с 9 класса.
3. Как переучиться на программиста и через два года стать разработчиком в «Тесле».
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie.
Мне наоборот кажется, что в юном возрасте довольно сложно найти профессию по душе. Ты еще толком не знаешь чего хочешь от жизни и в какой сфере развиваться, а тебя торопят с поступлением, пугают ЕГЭ и говорят, что если не решишь пойдешь дворы подметать
Мирослава, была тут статья как-то не так давно, там на голубом глазу к ЕГЭ призывали готовиться чуть ли не с 11 лет. Какие-то хитрые пути поступления, крысиные тропы, по которым родителям предстояло детку провести, чтобы, значит, всё удалось конечном итоге. Это ужасно, конечно. Да и само образование в вузах — настолько оторвано от рынка труда и потребностей развития, что закономерно возникает вопрос: почему бы этому человеку не подождать 2-5 лет, посмотреть что к чему, спокойно выбрать себе путь и обдуманно и осознанно по нему идти 🤷🏻♂️
Карина, ну "ЯГА" то по той же математике и русскому все равно вас встретит
(*в РФ )
Поэтому эти советы возможно и разумны.
"подождать 2-5 лет " - Обычно тогда уже у человека семья, он привык к зарплате и уйти от всего этого в дневное обучение очень тяжело.
Дмитрий, зачем тогда уходить в это самое дневное обучение, если у человека все хорошо в жизни? 🤷🏻♂️ Что за самоцель в этом "высшем" образовании, полученном в России?
А если не все хорошо?
По мне идеально бакалавра получать после школы сразу.
А вот магистратуру - уже через 2-3 года опыта.
В этом то и смысл " 2 уровней", чтобы на втором уровне знания накладывались на опыт.
Слово "в России" мне вообще не понятно, тут нет ничего специфичного для РФ.
Карина, вспоминать через 4-5 лет то, чему тебя учили в школе гораздо сложнее, к тому же через 5 лет нежно пересдавать ЕГЭ.
Светлана, ну раз у вас всё на ЕГЭ завязано, то возьмите 4 года на размышления 🤷🏻♂️ Не говоря уж о том, что никого в вузе не интересует, что там учили в школе. Большая часть школьной программы (говорю за гуманитарку) — обычная индоктринация малолетних в нужном текущему режиму русле. В любой стране, не только в России.
Да это не у меня на ЕГЭ всё завязано. Поступление в ВУЗ идёт по результатам ЕГЭ. А насчёт перерыва, то считаю, что всё надо делать вовремя. Учиться после школы, а потом работа, семья, дети. Заочное обучение воспринимаю как образование, если человек работает по данной специальности, если нет, то это бумажка, а не диплом. Надо возвращать вечернее отделение. И насчёт школы я с вами не согласна, это не передержка. Это годы формирования личности.
Мирослава, с высоты лет могу сказать, что лучше уж для начала полы подметать, чем бросаться на то, что тебе не нужно или идти по указке родителей. Нет в подметании ничего страшного. Страшнее потерянные годы на не ту профессию.
user1417552, а у меня "с высоты лет" другие примеры.
Большинство тех кто сказали "вот потом" так никакого диплома и не получили...
Дмитрий, что лишний раз доказывает, что диплом — это всего лишь фетиш в современных реалиях. Возможно, раньше это был чуть ли не единственный социальный лифт, позволявших от сохи, так сказать, подняться в какую-никакую, но "элиту" общества. Получить вот эти все распределитлели, квартиры-машины-дачи, если успешно работать в области точных и естественных наук, потому что оборонка. Сейчас лифтов и так хватает, пусть они не всем по душе, но они есть. Что даст сейчас диплом в области "реклама и пиар" или "культурология"? 🤷🏻♂️
Карина, а в жизни - дает.
"реклама и пиар" + способности дает огромный нетворкинг.
Возможности познакомиться и постажироваться в разных областях. Послушать специалистов-практиков.
В целом, к примеру, инженер без диплома ( сам 2 года был таким, занесло меня в стройку ) не совсем инженер, медик, архитектор... масса профессий.
В "ИТ" тоже двойственно -таланту диплом может и не нужен, но у среднего сотрудника он повышает карьерные возможности.
Дмитрий, вам бы, фантазерам, в приемных комиссиях этих вузов заседать, чесслово. "Нетворкинг и возможности постажироваться" 😂🤣
Что самое интересное, когда про необходимость вышки говорят — всегда архитекторов да инженеров приплетают, а по факту идет молодежь в бизнес-менеджмент местного заборостроительного да в инстаграм-нетворкинг соседнего филиала московского как бы вуза. "За корочками".
Карина, ну мое личное отношение к "бизнес образованию" что скорее это должна быть магистратура только.
Но , возможно, я не прав.
Дмитрий, он им и не нужен был значит. У них другие приоритеты в жизни.
user1417552, с таким подходом можно на всю жизнь остаться полы подметать. Со мной санитаркой работает женщина. Ей за 70. Очень ответственная и добросовестная. Не глупая хорошая женщина. Из многодетной семьи. В 18 выскочила замуж. Школу заканчивала вечернюю, т. К. хотелось зарабатывать деньги. Из всей семьи не получила образование только она одна. Не слушала никого. Уговаривали её пойти учиться, даже по знакомству , надо было только документы отнести. Хотела работать. А потом семья, дети, внуки. До сих пор при мысли, что не выучилась, плачет.
Я думаю, что ситуация сложнее, чем Вы описали.
Я часто слышу: «Дикая нехватка айтишников, почему же я без опыта и учась в универе не могу найти работу?»
А искать работу - это отдельный квест. При чем самое прикольное то, что квест, который проходила я в году 2014-ом очень отличается от квеста в 2018 и не имеет никакого отношения к квесту в 2023…
а как угадать, что будет востребовано через 5-7 лет обучения? Моей специальности в помине не было 5 лет назад. И это новая реальность. Нужно понимать зачем получать высшее образование или даже специальность. Что кроме фактических навыков для работы ты получаешь еще окружение, софт склилы, просто умение обучаться быстро
Зоя, а предсказать востребованность практически не реально.
Лично мое мнение, что нужно получать универсальное образование. И обязательно- диплом.
Ну и начинать работать не в 22 года, а раньше.
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, тут есть проблема, что работу по твоей специальности необходимо будет совмещать с учёбой, при этом, желательно, ей не во вред. Да, зачастую это не самое сложное действие, но иногда, например, в твоём регионе просто нет ни одной нормальной вакансии или даже индустрии по твоему направлению, поэтому, например, для меня (23 года) та работа, на которую я поеду через пару недель, будет вообще первой официальной и полноценной.
Так что я бы скзазал, что всё очень зависит от желаемой професии или профессии, которая наиболее сочетается и с твоими увлечениями в жизни, и с знаниями, полученными в университете.
Даже не особо важно, поступил ли ты туда осознанно, или просто вот так получилось. Если тебе не будет скучно с твоими желаниями и этими знаниями в данной профессии, это уже очень даже неплохо.
Уже:) Ушла в антипрофессию в зрелом (ну как зрелом, 37 лет) возрасте. После 17 лет в финансах, в трех очень крупных и классных компаниях, практически одним днем ушла с должности финансового директора в творческий фриланс (3D сфера). Ни накоплений, ни помощи ни от кого не было, на руках только сын-подросток, котик-обжора, новостройка в голом бетоне, требующая ремонта и кредиты всякие.
Но так задолбала сфера финансов и такой энтузиазм был от смены деятельности, что со всем справилась, и вот уже семь лет абсолютно счастлива на фрилансе. Никаких больше выбешивающих собраний, финансовых отчетов, никакого офиса с 9 до 18, никаких кредитов, начальников, подчиненных, всей этой корпоративной религии, etc.
С заказчиками, конечно, всякое бывает, но возможность выбирать их самостоятельно, с опытом еще на подлете отсеивать проблемных и отказываться от сотрудничества без объяснения причин - бесценна. А жажда постоянно учиться в любимой уже сфере, а не той, куда пошла, потому что проще было поступить - бесценна вдвойне. Так что все возможно, если сильно захотеть:)
SkySatin, а что такой 3d фриланс? И как вы это нашли?
Сергей, архитектурная 3d визуализация и дизайн.
Как мило выбор профессии подменен проблемой выбора российского вуза с большинстве случаев 🤔
Карина, к сожалению, сейчас такая связка у большинства школьников и их родителей: выбор профессии и поступление в ВУЗ 🙌🏼
Алина, наверное, эту "связку" стоило бы в список ошибок при выборе профессии первым делом и включить тогда 🤷🏻♂️
Алина, а обязательно идти в вуз? Других учебных заведений сейчас нет?
Алина, ну а как иначе?
Я не говорю, что это хорошо, но какие еще варианты?
Аглая-Ляля-Милена-Фекла, никак) и я согласна с Вашим комментарием выше. Рынок труда, система образования, личная картина мира и еще много факторов влияют на выбор профессии, поэтому он действительно может быть сложен. Но важно, что правильного варианта нет. Конечно, в идеале - это вести людей с самого детства, изучая его, отрабатывая навыки анализа, выбора и принятия решений, смотреть динамику развития, давать возможность стажировки и пробы профессии еще до окончания школы, давать возможность получить базовое образование с возможностью нарастить доп скилы. Но… это слишком комфортные условия и будет ли при этом развитие? Тоже вопрос, но глубоко философский))
Алина, интересно, что дальше будет))))
Я мечтала о командировках в необычные места, о встречах с интересными людьми.. и пошла в журналисты. А надо было идти в инженеры!
Кира, эта романтика внутреннего (и не только) туризма за счет работодателя сравнительно быстро пропадает. Когда ты, по дороге на очередной объект, проезжаешь на не самых удобных и безопасных транспортах мимо все достопримечательности и оказываешься в жутких и опасных местах, где почему то у тебя начинают сыпаться зубы а до ближайшего стоматолога 500 км по зимнику. Работа ответственная, нервная и, на мой взгляд, недооцененная(( здоровье быстро начинает подкашиваться. К тому же с такой работой тяжело поддерживать семейные отношения. Не исключаю, что есть и комфортные инженерные профессии, но на просторах нашей Родины таких не встречал, в основном все суровые и рано почедевшие((
Я с самого детства любила рисовать, поэтому я просто знала, что моя жизнь будет связана с творчеством, визуалом и рисованием. А когда пришло время сдавать ЕГЭ и поступать, моя подруга на год старше поступила на графический дизайн. У меня получилось поступить на платное туда же, но я дико благодарна, что родители оплатили и не ругали за небюджет. Мне нравилось обучение, но это было фактически то же самое образование, что мы получали в худ.школе в моем родном городе, по цене в 30 раз больше 🤣 ну, хорошо, там были некоторые моменты, которым нас не учили, в частности ценный опыт общения с дизайнерами-практиками.
Конечно, у меня были мысли попробоватт поступить во ВГИК в Москву на анимацию и мультфильмы, но мама была против, потому что это «больно далеко» и все такое (для меня многое было под запретом, пока я росла с родителями). Я сейчас не расстраиваюсь, что не пошла во ВГИК - картера моушн-дизайнера меня не сильно прельщает сейчас. Но, возможно, было бы тоже интересно.
Тесты по профориентации все-таки неплохая штука. Они могут ответить на вопрос какая сфера вам интересна. Может быть работа с людьми, а может вас тянет к технике или природе. И уже отсюда надо строить планы на перспективу.
Светлана, помогут и даже весьма точно, но 95 процентов уходит в отрицание и останется при своем мнение. Это о родителях
Надо ещё один фактор не забывать - родители, которые заранее решают за ребёнка "Зачем ему на хореографа/художника/визажиста?! Пусть идёт врачём, учителем, на завод". Конечно, это всегда востребованные профессии, но если человек не любит свое дело, он много может и не заработать. Вряд ли бы Жанна Бадоева получала как строитель столько, сколько в роли телеведущей, или Летучая бухгалтером.
Согласна, что творческие профессии это не стабильный заработок, но если с умом подойти, то меньше чем учитель точно получать не будешь. Зато без всяких отчётов, проверок, комиссий и т.п.
Сравнения потрясающие, выключайте телевизор)
Sin, я его и не смотрю. И не стоит указывать что людям делать. Хотят и смотрят. А пример с Ж. Бадоевой привела, потому что её все знают. Но вы зациклилась на примере, а фактор то тоже присутствует - родители часто настаивают на своем. Хотя я согласна, что это один из факторов, а не основной.
Майя, некорректно.
Вы сравниваете "звезду" в одной профессии с "медианой" в другой.
Скажем звезды финансовые директора могут зарабатывать и больше Жанны.
А телеведущая на рязанском ТВ зарабатываем меньше инженера-проектировщика.
Дмитрий, я согласна про ваш аргумент про телеведущую из провинции. Но, мой главный посыл был, что один из факторов это выбор родителей, но да, он не основной, но как элемент.
Привела в пример Ж. Бадоеву, поскольку ее все знают, и в интервью она не раз, как и Летучая, да как и многие звёзды говорила, что вот, родители хотели понадежнее профессию, и они получили образование в другой сфере. И я к тому, что они все равно потом сделали посвоему - выбрали то, что нравиться, и не прогадали.
Да, есть те, кто больше них получает, и да, век на ТВ у женщин короток, но главное, работая там, где им нравиться как я могу предположить, вряд ли они жалеют, что не пошли строителями, бухгалтерами, ну и в деньгах все же не обижены, хотя ещё раз подчеркну, я уверена, что можно получать и больше. И в пример привела только ПЧ мои знакомые вряд ли будут доказательством, поскольку их никто не знает.
Майя, c этим полностью согласен.
(только почему "век женщин на тв короток". Не большой фанат тв, но вижу там женщин разных возрастов. Тем более аудитория ТВ немолодая и стареет ... потому совсем молоденьких на тв вообще немного)
Дмитрий, я назвала как один из факторов-рискрв. Все же есть и те, у кого картера вначале пошла в гору, а потом что-то случилось, и все. После развала СССР многие телеведущие и артисты остались не у дел, пч стали не форматом. Но, рада, что все меняется.
Философ
Я не так давно поняла, что я хороший преподаватель, и что мне нравится это дело, НО быть учителем в современной системе образования - это пытка. Поэтому решила что-то менять, и ушла в смежную достаточно свежую сферу. Сначала казалось, что ничего в этом не шарю, и что будет ппц сложно, но потом на практике поняла, что мой опыт пригождается.
Однако ещё я поняла, что заниматься одним делом мне скучно, как и моему мужу. Поэтому мы обдумываем доп источники дохода от тех занятий, которые нам чисто по кайфу))
Мне 33, а не знаю кем хочу быть когда вырасту.
Но с другой стороны сознательно в школе решил идти в инженеры-гидравлики (в институте моего города эта специальность имела минимальный проходной балл), а денег на обучение в другом городе не было. Так вот спустя 12 лет после окончания института я всё время работаю на одном месте в местном заводе инженером по гидравлике. В целом не вижу ничего плохого в этом. Работу захотел сменить спустя месяц, но до сих пор ищу (уже 12 лет) интересный вариант. В серьёз хотел устроится в армию либо другие органы - благо есть военная кафедра, но там требовали взятку, а я взятку за устройство давать не хотел принципиально (может пришлось бы потом увольняться, а взятку назад не вернут). В текущих реалиях идти в органы нет желания. Много лет работаю на полставки в качестве менеджера по снабжению в нескольких конторах - работа интересная, но не настолько чтоб полностью в нее уйти
...композитора (но играть не умею и нот не знаю)
Знаю много людей кто именно в зрелом возрасте сменил радикально поофессию. В том числе и я. Какой смысл держаться за то, что тебе неинтересно?? А получать профессию в 16 лет вообще непонятно как и на что ориентироваться... Я задумалась только об этом в 23 года. А к 40ка точно поняла кем бы хотела стать.
Карина, а в чем тогда "важность" и разница ?
Дмитрий, магистратура дает (должна давать, по крайней мере) узкоспециализированные знания в выбранной области. Если брать в пример историю, то бакалавриат — это от Древнего Египта до "СВО", а магистратура — это походы Наполеона в 1796-1815 годах. Если идете дальше на PhD, то будете, условно, изучать что Наполеон ел на завтрак 18 брюмера. Втискивание сюда 2-3 лет "опыта", который для бакалавра будет в любом случае далек от академического и заключаться в "принеси-подай", приводит к забыванию учебной программы и потере навыков исследовательской работы, после которых крайне трудно снова влиться в магистратуру.
Если же вести речь о том, что вот бакалавр закончил что-нибудь лесотехническое и теперь ему нужен опыт работы — так в таком случае и магистратура как правило не нужна.
Карина, так было много лет назад.
Вообще декларируемая цель магистратуры - междисциплинарный подход.
Когда условный математик идет в магистратуру по экономике, историк - по биологии....
Там много ограничений и нюансов но идея была именно в этом.
На западе phd часто доступен после бакалавриата....