Кто в России зарабатывает на торговле: 14 крупнейших ретейлеров в 2024 году

6
Аватар автора

Александр Левкин

ходит по магазинам

Страница автора

Оборот розничной торговли в России в 2023 году составил 47,4 трлн рублей. Из них порядка 25 трлн приходится на 100 крупнейших розничных компаний страны. Рассказываем о ретейлерах — лидерах по объему продаж в первой половине 2024 года.

логотип X5 Group

X5 Group

Около 80% всей выручки X5 Group приходится на сеть магазинов у дома «Пятерочка». Еще компании принадлежат супермаркеты «Перекресток», дискаунтеры «Чижик», а с октября 2023 она развивает мелкомаркеты «Около» по франшизе

Оборот, по данным компании: 1,84 трлн рублей

логотип Wildberries

Wildberries

Появился в 2004 году как интернет-магазин одежды. Сейчас это маркетплейс, где можно купить почти что угодно: от пачки чипсов до игрового компьютера. В отличие от X5 Group не строит большие магазины, а доставляет покупки до пунктов выдачи — в том числе в Беларуси, Казахстане и еще нескольких странах

Оборот, по оценке Infoline: 1,48 трлн рублей

логотип Магнит

Магнит

Управляет одноименной сетью продуктовых магазинов, супермаркетами «Дикси» и маркетплейсом «Магнит Маркет». До 2016 года компания была крупнейшим ретейлером России, но сначала уступила лидерство X5 Group, а теперь и Wildberries

Оборот, по данным компании: 1,44 трлн рублей

логотип Ozon

Ozon

Один из первых российских интернет-магазинов появился в 1998 году и занимался торговлей книгами. Теперь у него огромный ассортимент товаров — как и у его главного конкурента Wildberries, обогнать которого пока не получается

Оборот, по данным компании: 1,2 трлн рублей

логотип Mercury Retail Group

Mercury Retail Group

Объединяет торговые сети «Красное и Белое» и «Бристоль». Многие россияне считают их алкомаркетами, но сама компания позиционирует их как «магазины у дома». Там действительно продается не только алкоголь, но и разнообразные продукты питания — хоть ассортимента и не хватает для того, чтобы собрать полноценную потребительскую корзину

Оборот, по оценке Infoline: 600 млрд рублей

логотип Лента

Лента

Крупнейший в России оператор гипермаркетов. Магазины такого типа были особенно популярны в конце нулевых и начале десятых, но со временем разонравились покупателям. Чтобы оставаться на плаву, «Лента» пытается трансформировать гипермаркеты и развивать другие форматы розничной торговли — для этого компания купила сеть «Монетка»

Оборот, по данным компании: 413,6 млрд рублей

логотип DNS

DNS

Специализируется на продаже компьютеров, электроники и бытовой техники. Появилась в 1998 году во Владивостоке, в нулевых стала активно открывать магазины в небольших российских городах, а потом и в Москве с Санкт-Петербургом. Сейчас DNS можно встретить даже в Казахстане и Кыргызстане

Оборот, по оценке Infoline: 350 млрд рублей

логотип Лемана Про

Лемана Про

До июня 2024 — «Леруа Мерлен». Смена названия не изменила сути: магазин по-прежнему специализируется на продаже товаров для строительства и обустройства дома

Оборот, по оценке Infoline: 310 млрд рублей

логотип Мегамаркет

Мегамаркет

Этот маркетплейс переименовывали несколько раз. Началось все в 2017: компания «М.Видео» запустила его под названием goods.ru. Потом онлайн-площадку купил Сбер и переименовал в «Сбермегамаркет», а позже — в «Мегамаркет». Как и другие маркетплейсы, он стремится к максимально широкому ассортименту товаров

Оборот, по оценке Infoline: 295 млрд рублей

логотип Яндекс Маркет

Яндекс Маркет

Пожалуй, от остальных маркетплейсов его отличает ставка на собственные торговые марки. Там можно найти даже велосипеды и мебель от «Яндекса», а скоро к ним могут добавиться и товары для взрослых

Оборот, по оценке Infoline: 250 млрд рублей

логотип М.Видео — Эльдорадо

М.Видео — Эльдорадо

Компания объединяет специализирующиеся на электронике и бытовой технике сети «М.Видео» и «Эльдорадо». В 2022 году ретейлер столкнулся с проблемой: из России ушли многие крупные вендоры — и ему пришлось самому заниматься параллельным импортом техники

Оборот, по данным компании: 247 млрд рублей

логотип Светофор

Светофор

Оператор жестких дискаунтеров со штаб-квартирой в Красноярске. В магазинах сети практически нет оформления, товар стоит прямо в транспортных коробках, а в ассортименте преимущественно недорогие продукты. Так компания пытается привлечь покупателей, которые стремятся к максимальной экономии

Оборот, по оценке Infoline: 210 млрд рублей

логотип ВкусВилл

ВкусВилл

Уникальная для России сеть розничных магазинов: около 98% ассортимента — продукция собственных торговых марок, то есть ее нельзя купить больше нигде. Если вам нравится колбаса или мороженое из «ВкусВилла», вы будете возвращаться туда снова и снова: это единственное место, где они продаются

Оборот, по данным компании: 183 млрд рублей

логотип Fix Price

Fix Price

Сеть магазинов фиксированных цен продает как продукты питания, так и всякие необходимые мелочи: батарейки, канцтовары, кухонную утварь. Многие товары компания не приобретает у поставщиков, а самостоятельно импортирует из Китая — цена может быть немного ниже, чем в других магазинах

Оборот, по данным компании: 132,7 млрд рублей

👛 Больше про экономику и деньги

В нашей рассылке. Раз в неделю отправляем лучшие статьи об экономике, финансах и инвестициях

Рейтинг составлен на основе презентации Infoline и данных самих компаний о выручке. Учитывается только выручка, которую принесли розничные продажи, — без оптовых продаж и прямой франшизы

Что еще почитать про российскую розничную торговлю:

Александр ЛевкинКакие из этих ретейлеров вам больше всего нравятся?
  • Забаненый за правдуУхахаха а почему в список "зарабатывающих" включили Озон, ни одного года с прибылью не отработавшего?)))1
  • Юрий Бондаренко"Уникальная для России сеть розничных магазинов: около 98% ассортимента — продукция собственных торговых марок, то есть ее нельзя купить больше нигде. " Некоторые виды молочки точно такие же, как в самокате или яндекс.лавке. Некоторые виды продуктов делаются на тех же заводах, что и обычный массмаркет. Пруфов не будет8
  • Освальд КобблпотЮрий, работал на сыр заводе, на одном из крупнейших в России. Берется головка сыра 14-15 кг (российский, ореховый и т.д) и режется на слайсы, головки, фасовку, и идёт на "светаево" "вкуссвил" "Фудлэнд". Различие только откуда режут, в середине или с края)) Всегда смеюсь с этих "Вкусвильщиков, которым выпаривают"эксклюзивную продукцию. Они слишком высоко ценят себя, чтобы ходить в пяторочку))))4
  • Забаненый за правдуОсвальд, особенно "эксклюзивны" там овощи и фрукты) По цене в 1.5-2 раза дороже2
  • Юрий БондаренкоЗабаненый, о да, они еще и гниют в 2 раза быстрее. Хорошо хоть, что тропические фрукты там бывают хоть иногда вкусные0
  • СтаниславПятерочка, Чижик и Впрок от Перекрестка и Озон, это стабильно. Иногда Лента и Фикс-прайс. Остальное почти никогда)0
Вот что еще мы писали по этой теме