Бизнес: швейный цех в Ярославле

Как друзья зарабатывают на пошиве одежды
33
Бизнес: швейный цех в Ярославле

Четверо предпринимателей из Ярославля вложили в старый швейный цех 2,5 миллиона рублей.

Аватар автора

Виктор Радов

поговорил с владельцами швейного цеха

Страница автора

Сейчас производство одежды приносит им 400 тысяч рублей в месяц.

Как пришли к идее бизнеса

Антон два года торговал спортивным питанием в Мурманской области, но магазин приносил мало. В 2016 году он добавил в ассортимент спортивную одежду, которую купил у поставщиков. Прибыль выросла, и Антон сосредоточился на одежде: это более маржинально, а сам бизнес легче масштабировать.

Его подруга Настя согласилась помочь с производством женской спортивной одежды. Антон продал магазин спортивного питания и перебрался из Мончегорска поближе к Москве, в Ярославль. Но разрабатывать и продвигать бренд с нуля без своего производства оказалось сложно, дорого и невыгодно.

Модели спортивной одежды Антон и Настя придумывали сами, а шили у подрядчиков, которых нашли в интернете
Модели спортивной одежды Антон и Настя придумывали сами, а шили у подрядчиков, которых нашли в интернете

Тогда предприниматели решили шить одежду для корпоративных заказчиков и быстро поняли, что на это есть спрос: бренды, спортивные клубы и федерации делали большие заказы на одежду с символикой.

Первыми клиентами стали те самые спортивные компании, с которыми Антон сотрудничал, когда продавал пищевые добавки. Они заказывали брендированные спортивные костюмы, футболки и кепки.

К делу подключился коллега Насти, Дмитрий. Ребята сосредоточились на поиске клиентов, а шитье по-прежнему заказывали у подрядчиков. Ежемесячный оборот дошел до 500 тысяч рублей, прибыль — до 75—100 тысяч.

Через полгода предприниматели поняли, что не хотят зависеть от других. В швейной отрасли России низкая культура производства: подрядчики срывают сроки, не следят за качеством, путают заказы и не дорожат клиентами.

Антон, Дмитрий и Настя решили открыть свое производство. Назвали Neith Group.

Брендированные футболка и бейсболка — пример заказов, которые выполняли ребята
Брендированные футболка и бейсболка — пример заказов, которые выполняли ребята

Поиск инвесторов

Для старта необходимо было найти 1—2 млн рублей. Потенциальные инвесторы в первую очередь просили показать бизнес-план. Чтобы получить финансирование, бизнес-план заказали у местной фирмы за 25 тысяч рублей. Поиск инвестиций начался в мае 2017 года.

Сначала предприниматели искали деньги у друзей, знакомых коммерсантов и их друзей. Большинство отказывали, мотивируя это тем, что ничего не понимают в швейном бизнесе и поэтому не хотят вкладываться. Некоторые сначала соглашались дать деньги, но потом что-то обязательно случалось: то счет заблокируют, то сорвется крупная сделка, то просто люди передумают.

Не найдя инвесторов среди знакомых, наши герои начали искать финансирование через фонды и клубы инвесторов. У ребят часто запрашивали бизнес-план и основные показатели по нему, но большинство инвесторов после этого пропадали. Лишь некоторые назначали встречи.

Антон и Дмитрий постоянно ездили в Москву на переговоры, но каждый раз они заканчивались ничем: никто не хотел вкладываться в производство и реальный сектор, тем более в швейную индустрию, в которой мало кто разбирается. Ребятам советовали запускать цифровой или криптовалютный бизнес: он более понятный, раскрученный и привлекательный. За полгода предприниматели получили больше двух сотен отказов.

Самый мотивированный отказ был от группы инвесторов, которые хотели вложиться именно в швейку. Ребятам отказали из-за слишком разного видения перспектив: инвесторы мечтали создать большую сеть ретейла, а наши герои думали о запуске среднетиражного производства, которое сможет оперативно выполнять мелкие и средние розничные заказы. О чем-то более крупном они тогда просто не думали. В результате им предложили вернуться за финансированием в будущем, когда подрастут и нацелятся на масштабное производство.

В итоге предприниматели смогли занять у друзей и родственников один миллион, еще один привлекли через нового партнера — общую подругу Екатерину. Она продала свой бизнес и была готова вложиться в новый проект. Теперь у них было 2 млн рублей, но все еще не было помещения.

Поиск помещения для цеха

В июле 2017 года на ребят вышел собственник швейного цеха в Ярославле и предложил арендовать помещение на 400 м² вместе с оборудованием и 20 сотрудниками. Он довел цех до грани банкротства и задолжал работникам зарплату за несколько месяцев.

Через неделю предприниматели подписали долгосрочный договор аренды на 5 лет и оплатили первый месяц. Сейчас на аренду уходит 90 000 рублей в месяц.

Перед запуском своего производства партнеры открыли ООО. На это ушло 15 тысяч рублей со всеми сопутствующими расходами.

Чтобы шить одежду в России, надо иметь декларацию Таможенного союза. В Ярославле ее получить нельзя: там нет сертификационных центров. Пришлось ехать в Иваново, где предприниматели сдали образцы готовой продукции в специальный центр и заплатили 20 тысяч рублей. Через 6 дней им выдали сертификат.

Цех занимает первый и третий этажи в здании. На втором и четвертом находятся какие-то архивы
Цех занимает первый и третий этажи в здании. На втором и четвертом находятся какие-то архивы

Ремонт цеха и покупка оборудования

Для начала решили отремонтировать цех: сделать новую проводку, купить мебель, обновить оборудование и оптимизировать производство. На ремонт требовалось 2,5 млн рублей. Два миллиона у ребят уже были, еще 500 тысяч предприниматели взяли из оборота.

До сдачи цеха в аренду владелец успел купить качественное дорогое оборудование, но так его и не настроил. Мастеру за настройку ребята заплатили 50 тысяч рублей.

2,5 млн ₽
заплатили за ремонт цеха

Еще предприниматели запустили новое направление — трикотаж. До этого цех шил только текстиль. Пришлось докупать технику. Специализированные машины для производства трикотажа взяли в лизинг за 400 тысяч рублей.

Часть мебели в цехе требовала замены, потому что старая уже истрепалась. Ребята закупили новые швейные столы, раскроечный стол и межстолье — это такой длинный стол-конвейер, по которому передают изделие для разных операций. На это ушло 200 тысяч рублей.

Еще поменяли два неработающих канализационных стояка и заменили электрику на двух этажах цеха. На всё ушло почти 400 тысяч.

Для перевозки небольших партий материалов и продукции купили новую Ладу-Ларгус за 450 тысяч рублей. Крупные партии перевозят транспортной компанией.

550 000 ₽
отложили на зарплату, закупку материалов и непредвиденные расходы

На зарплату, закупку материалов и непредвиденные расходы отложили 550 000 рублей.

Запуск цеха в 2017 году — 2,55 млн рублей

ТратаСтоимость
Новое оборудование800 000 ₽
Зарплата сотрудникам, оплата поставщикам550 000 ₽
Новая мебель200 000 ₽
Лада-Ларгус450 000 ₽
Ремонт410 000 ₽
Первый месяц аренды90 000 ₽
Отладка старого оборудования50 000 ₽

Запуск цеха в 2017 году — 2,55 млн рублей

Новое оборудование800 000 ₽
Новая мебель200 000 ₽
Зарплата сотрудникам, оплата поставщикам550 000 ₽
Лада-Ларгус450 000 ₽
Ремонт410 000 ₽
Первый месяц аренды90 000 ₽
Отладка старого оборудования50 000 ₽
Первый участок раскройного цеха: здесь ткань разрезается на детали, которые сшивают в швейном цехе
Первый участок раскройного цеха: здесь ткань разрезается на детали, которые сшивают в швейном цехе
Швейный участок: здесь сшивают одежду из отдельных частей, которые подготовили в раскройном цехе
Швейный участок: здесь сшивают одежду из отдельных частей, которые подготовили в раскройном цехе
Склад: здесь хранятся остатки ткани и рабочий запас
Склад: здесь хранятся остатки ткани и рабочий запас
Офис: у каждого партнера свой стол
Офис: у каждого партнера свой стол

Сотрудники

Вместе с помещением и оборудованием предприниматели получили коллектив из 20 человек: 13 швей и портных, 4 закройщиков, разнорабочего, мастера и технолога. Только спустя полгода за счет средств от аренды собственник выплатил им долги по зарплате.

Прежняя организация работы ребятам не понравилась. Они столкнулись с плохой дисциплиной, низкими квалификацией и производительностью. Люди могли опоздать на работу, заказы исполнялись медленно, было много брака и остатков ткани. Когда запускали новую линию производства, сотрудников пришлось переучивать, чтобы они смогли работать на современном оборудовании и выполнять сложные операции.

Предприниматели ввели новые стандарты работы, правила внутренней логистики, требования к эффективности. Некоторые сотрудники сопротивлялись — не хотели работать на новом оборудовании, перестраивать рабочие процессы, — с ними пришлось расстаться. Из первоначального коллектива осталась только половина.

Квалифицированных технологов и управленческих кадров, которые способны наладить весь процесс, мало, а стоят они дорого. Выращивать специалистов самому — долго и тоже дорого. Сейчас ребята ведут переговоры с начальником производства из Иванова о переходе на работу к ним.

Найти нормальных швей и портных не легче. Молодежь в профессию не идет, потому что надо много работать руками, а платят мало. В этой сфере трудятся люди среднего и предпенсионного возраста. Мотивировать и переучивать таких сотрудников сложно.

Средняя зарплата швеи до вычета налогов 25—30 тысяч рублей, у технолога и техника — 30—40 тысяч. Зарплата в разные месяцы отличается: состоит из окладной и сдельной части, которая зависит от количества заказов и загрузки.

Сотрудницы швейного участка № 2 за работой
Сотрудницы швейного участка № 2 за работой
Раскройщица разрезает ткань по готовым лекалам
Раскройщица разрезает ткань по готовым лекалам
Конструктор-технолог разрабатывает лекала и выкройки, отшивает образцы и составляет техническую документацию на продукцию
Конструктор-технолог разрабатывает лекала и выкройки, отшивает образцы и составляет техническую документацию на продукцию
Разнорабочий — это самый универсальный сотрудник цеха. На фото он нарезает окантовку для обработки воротников на футболках
Разнорабочий — это самый универсальный сотрудник цеха. На фото он нарезает окантовку для обработки воротников на футболках

Продукция

До прихода наших героев цех выпускал только текстиль — женскую одежду бюджетного масс-маркета, которую продают на рынках за 300—1000 рублей. Работать с таким сегментом невыгодно: денег мало, репутацию так не заработаешь и крупные клиенты за этим не придут.

Предприниматели решили сменить направление и запустили линию трикотажа, сделав ее единственной. Трикотаж растягивается, он эластичный и мягкий — из него шьют кофты, футболки, спортивные костюмы, свитеры или платья. Это простой сегмент для старта и узкой специализации: спрос на него больше, чем на текстиль. Трикотажные изделия любят заказывать крупные и корпоративные клиенты.

Производственная наценка зависит от объемов и технологического процесса. Обычно это 20—40% от себестоимости изделия без учета налогов.

Антон демонстрирует примеры продукции в каталоге Neith Group. Заказчик может выбрать типовое изделие и прислать свои логотипы, чтобы получилась фирменная одежда
Антон демонстрирует примеры продукции в каталоге Neith Group. Заказчик может выбрать типовое изделие и прислать свои логотипы, чтобы получилась фирменная одежда
Антон демонстрирует примеры продукции в каталоге Neith Group. Заказчик может выбрать типовое изделие и прислать свои логотипы, чтобы получилась фирменная одежда

Поставщики

Предприниматели сотрудничают с тремя поставщиками турецкого трикотажа — с ними же работает весь российский рынок. Выбирать больше не из кого, качество российских поставщиков ниже. Если у клиента есть собственное сырье, работают с ним.

Две главные проблемы при работе с поставщиками: качество ткани и ее наличие. В каждой партии ткани минимум 5% брака: разные тона, дыры, отсутствие нитей. Избежать этого нельзя — это особенности производства. Поэтому такие траты включают в себестоимость.

5%
столько бракованной ткани в каждой партии минимум. Эти траты включают в себестоимость

На складах дилеров в Москве ткани мало — надо привозить из Турции. Раньше чем за месяц ткань из Турции в Ярославль не доставят, поэтому заказывать приходится сильно заранее. Ребята выбрали одного поставщика, так как ткани разных производителей отличаются оттенками цветов, фактурой и качеством.

В зависимости от сезона и загруженности на ткани, нитки, фурнитуры и сырье уходит от 800 тысяч до 1,5 миллиона рублей в месяц.

Дмитрий загружает партию футболок, чтобы отвезти заказчику
Дмитрий загружает партию футболок, чтобы отвезти заказчику

Клиенты

С цехом постоянно сотрудничают 20 компаний. Они обеспечивают больше половины заказов.

Главные клиенты — средний и крупный бизнес из Москвы. Для них предприятие шьет сувенирную, рекламную и брендированную продукцию, например: футболки, свитшоты или спортивные костюмы.

С большинством клиентов у предпринимателей договор о неразглашении: они не могут показывать выпускаемую продукцию, указывать заказчиков как клиентов и разглашать информацию о заказе. Так происходит потому, что некоторые из заказчиков — это посредники, которые заказывают продукцию сразу для десятка других компаний. Если их клиенты узнают, кто реальный производитель, они могут отказаться от услуг посредников. Но предпринимателям это будет невыгодно, потому что лучше работать с посредниками, которые обеспечивают их работой, чем потерять крупные заказы и работать только с одним клиентом напрямую.

Прямая реклама — в интернете, в прессе или на улицах — не имеет смысла для такого бизнеса. Основные каналы привлечения клиентов — это нетворкинг, выставки, ярмарки и семинары. Дима постоянно посещает отраслевые мероприятия, заводит знакомства и рассказывает, что из-за падения рубля, коротких сроков, дешевой логистики и возрастающего качества заказать пошив в Ярославле выгоднее, чем в Китае.

Весной 2018 года ребята выпустили цикл статей о построении бизнеса в швейной отрасли и опубликовали их на сайте, в соцсетях и Телеграме. Потратив на их продвижение 20 тысяч рублей, они получили обратную связь от десятка начинающих брендов, некоторые из которых позже стали их клиентами.

Антон с готовой продукцией. Это футболки для постоянного клиента — компании «Киносклад», которая поставляет оборудование для кинопроизводства
Антон с готовой продукцией. Это футболки для постоянного клиента — компании «Киносклад», которая поставляет оборудование для кинопроизводства

Сложности

Швейная индустрия в России развита слабо: ткани, красители и фурнитуру привозят из-за границы. В Ярославле с этим вообще плохо: нет дилеров ткани, все предприятия рассчитаны на выпуск дешевого масс-маркета.

Сначала предприниматели брали заказы у всех: мелких и крупных заказчиков, посредников. Закрывали глаза на сроки, цену, объем — лишь бы получить заказ и сделать его как можно быстрее. Такой подход дорого обошелся бизнесу: весной технолог не справилась с задачами и цех не выполнил договоренностей в срок. Ушли несколько клиентов, просела прибыль. На исправление ситуации потребовалось два месяца.

Пришлось изменить подход к работе: делать всё не торопясь, эффективнее и с более крупными заказчиками. Сейчас предприниматели стараются не работать с посредниками: когда клиент является конечным заказчиком, легче контролировать качество. Поэтому предприниматели сосредоточились на более дорогом и выгодном корпоративном сегменте, для которого они шьют фирменную одежду и сувениры.

Бизнес сезонный. Пик заказов на дешевый масс-маркет (текстиль, футболки, спортивную одежду) — это зима и лето, на сувенирку — в праздники. Брендированную одежду для корпоративных мероприятий заказывают круглый год. Важно настроить производственные мощности так, чтобы не пропустить периоды повышенной загрузки. Сейчас предприниматели работают только с корпоративным сегментом — это сглаживает сезонность. Первые месяцы на предприятии случались простои, но с осени 2017 года цех постоянно загружен.

Если технолог и раскройщики сделают свою работу грамотно и аккуратно, то остатков ткани будет мало
Если технолог и раскройщики сделают свою работу грамотно и аккуратно, то остатков ткани будет мало

Результаты и планы

Наши герои зашли в бизнес с готовой клиентской базой, но для цеха ее оказалось недостаточно. Работать в плюс стали через 4 месяца — помог предновогодний пик загрузки.

С начала 2018 года цех все время в плюсе, прибыль постепенно растет. Ежемесячный оборот — 2,5—4,5 млн рублей, средняя прибыль — 300—400 тысяч рублей в месяц на четверых. Еще 100—200 тысяч рублей из оборота предприниматели ежемесячно вкладывают в развитие: на ремонт цеха и новое оборудование.

400 000 ₽
средняя прибыль в месяц

Доли в проекте у ребят разные. На полной занятости в цехе работают Антон, Дима и Катя. Антон занимается оперативным управлением, ведет заказы и модернизирует производство. Дима ищет клиентов и партнеров. Катя ведет управленческий учет, отвечает за кадры и склад. Настя занимается финансами и бухгалтерией. Стратегические вопросы решают сообща.

Большую отдачу принес запуск нового направления — производства трикотажа. С доходов от его продажи бизнес получил оборотный капитал и средства на развитие.

Сейчас предприниматели оптимизируют рабочие процессы: вводят систему бережливого производства с минимумом остатков, снижают издержки, совершенствуют внутреннюю логистику.

Выводы

Тем, кто хочет зайти в швейку, стоит полгода-год поработать на аутсорсе посредником: искать клиентов, брать заказы и отшивать их в чужом цехе. Это поможет лучше понять технологию производства, управленческий и финансовый учет, сформировать базу заказчиков. Открывать свое производство можно, когда объем заказов будет достаточным для бесперебойной работы цеха.

В швейной индустрии многое строится на личных и деловых взаимоотношениях. Чтобы получать крупные заказы, надо заслужить доверие безупречной работой с небольшими партиями. Большое внимание стоит уделять нетворкингу.

Перед стартом надо создать подушку безопасности хотя бы на полгода операционной деятельности. В любой момент могут потребоваться незапланированные расходы.

Сколько стоит открыть швейный цех

Запуск в 2017 году — 2,55 млн ₽

Оборудование800 000 ₽
Зарплата сотрудникам, оплата поставщикам550 000 ₽
Лада-Ларгус450 000 ₽
Ремонт цеха410 000 ₽
Мебель200 000 ₽
Аренда цеха за первый месяц90 000 ₽
Отладка старого оборудования50 000 ₽

Запуск в 2017 году — 2,55 млн ₽

Оборудование800 000 ₽
Зарплата сотрудникам, оплата поставщикам550 000 ₽
Лада-Ларгус450 000 ₽
Ремонт цеха410 000 ₽
Мебель200 000 ₽
Аренда цеха за первый месяц90 000 ₽
Отладка старого оборудования50 000 ₽

Операционные расходы в месяц в 2018 году — 2,5 млн ₽

Материалы и сырье1 200 000 — 1 800 000 ₽
Зарплата производственного персонала490 000 — 540 000 ₽
Печать и вышивка300 000 — 350 000 ₽
Зарплата административного персонала110 000 ₽
Аренда90 000 ₽
Нитки, фурнитура50 000 — 70 000 ₽
Логистика и командировки50 000 ₽
Мелкие расходы40 000 ₽
Коммунальные платежи9000 — 20 000 ₽

Операционные расходы в месяц в 2018 году — 2,5 млн ₽

Материалы и сырье1 200 000 — 1 800 000 ₽
Зарплата производственного персонала490 000 — 540 000 ₽
Печать и вышивка300 000 — 350 000 ₽
Зарплата административного персонала110 000 ₽
Аренда90 000 ₽
Нитки, фурнитура50 000 — 70 000 ₽
Логистика и командировки50 000 ₽
Мелкие расходы40 000 ₽
Коммунальные платежи9000 — 20 000 ₽

Прибыль в месяц

Чистая прибыль300 000 — 400 000 ₽

Прибыль в месяц

Чистая прибыль300 000 — 400 000 ₽
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Виктор РадовКак вам такой бизнес?
  • Ksenia Kleynerс перспективой на будущее, успехов им! а еще хорошо бы наше производство трикотажа4
  • Ivan MorozovСаша, вы тут неправы. Убыточное производство может быть только при убыточных заказах. Нужно считать внимательно, и не продавать футболку за 100 рублей, если её можно продать за 300.2
  • Ivan MorozovСаша, к сожалению, это всё устойчивые мифы. На самом деле, 1. В Иваново швеи на вес золота. Хорошие, опытные, работящие швеи без вредных привычек и слишком сложных семейных условий зарабатывают очень неплохо. 2. Закройщик - вообще ценная профессия. Были бы заказы, хороший закройщик накроит на зарплату 80+ вполне. Но надо быть действительно хорошим специалистом. 3. Сбыт трудно? Покупатель есть на футболки и за 100, и за 300, и за 1000. 4. На прошлой неделе видел шорты в ГУМе за 25000 руб. Такого покупателя найти намного сложнее, чем на футболку за 300.4
  • Кис--Кис МяуРабота эта интересная, творческая. Но прибыли очень мало получается. А так в целом кто влюблен в швейное дело - зеленый свет.2
  • Ksenia KleynerIvan, согласна с вами полностью! В Москве трудно тоже найти хороших швей и даже в простую мастерскую по ремонту одежды. А УЖ ЗАКРОЙЩИКА И ТЕХНОЛОГА ТЕМ БОЛЕЕ!!!! А ЖАЛЬ! От китайской иногда сильно пахнуей одежды народ тоже устал. Думаю у ребят хорошая перспектива! я очень рада за наше производство!2
  • Ksenia KleynerСаша, а я покупаю футболки и подороже 1000р., если нравится! конечно, обращаю внимание на качество и ткани и пошива!1
  • Ivan MorozovKsenia, у вас производство? У нас трикотажный цех в Иваново, печатный цех и изготовление этикеток. Обращайтесь, если что )0
  • Ksenia KleynerIvan, адресок пожалуйста)?0
  • 1
  • Ivan MorozovKsenia, ivmz@yandex.ru0
  • Ksenia KleynerСаша, мне 44))) шью)))дома))) доход от 100т.р. и очень люблю свою работу) но у меня много подруг, которые открыли свои ателье, и реально проблема с портными и закройщиками хорошими. И мне интересно сколько для вас не копейки?1
  • Ksenia KleynerСаша, сами и сидят мои подруги, а клиентов то много и поэтому набирают персонал.0
  • Yaroslav ShevchenkoБизнес отличный. Меня удивляет, что ткань покупают у турков, а не в России. Все-таки насколько развалили нашу страну.4
  • Yaroslav ShevchenkoИ еще вопрос, разве ивановская текстильная фабрика не продает ткани?1
  • Елена ТимофееваYaroslav, они производят не те ткани, из которых шьют одежду.1
  • Анастасия Ткаченкомолодцы ребята, работать в нашей стране люди давно отвыкли, и ресурсов как трудовых так и производственных очень мало, еще меньше поддержки от государства... всех вам благ и успехов!!!!2
  • Яна ИвановаХорошая статья, до сих пор в голове витает желание открыть швейный цех в РФ. Минусов много: работать некому, швей нет, закройщиков нет, модельеров-конструкторов тоже (хотя у одного бренда встречала одежду с отличными лекалами, но он закрылся). Плюс один - низкая оплата труда.2
  • Olga AfanasievaIvan, как и пишут в статье,зп швеи 25-30 к начислению. Это за 8 часов работы,и привет правая нога варикоз и спина на неудобном стуле. Работала,знаем. Я технолог швейного производства с вышкой. Все хотят иметь технолог-конструктор-закройщик-заодно мастер цеха,тогда как по плану это должны быть 3 разных человека!но все хотят платить одну зарплату за всё это!Поэтому никто и не идёт работать по этой специальности.А нас между прочим выпускается по 30 чел в год в институте текстиля! и плюс посчитайте училище.. Работаю бухгалтером,за нормальную зп.У меня всё.5
  • 2
  • Ivan MorozovСаша, а почему я должен это делать? У нас были на практике выпускницы техникума по специальности "швея". У всех из них был не сдан ЕГЭ в базовом уровне. Зато они швеи. У меня 2 высших образования престижных ВУЗов, 20 лет управления предприятием - это совершенно другая профессия, требующая иных умений и знаний. Поверьте, это гораздо сложнее, чем "сидеть на моторе".0
  • Мария СмирноваКлассная статья, побольше бы таких. Сразу видно, кто, что и за сколько. Удачи ребятам. Надеюсь, их не поглотят непрофессионалы.0
  • Юрген КYaroslav, что вам мешает производить качественную и дешевую ткань, продавать её дешево швейникам что б те богатели?0
  • Юрген КСаша, да, быть директором много проще - директор может всегда тупо кинуть (оштрафовать по надуманным предлогам) на зарплату швей (вернее кинуть на премию, если платит зарплату по широко известной в Раше схеме МРОТ+премия...). А чо, кинув 20 сотрудников на премии (на 10-15 тыщ каждого) директор запросто сможет иметь "свои" 200-300 тыс премиальных на кабаки, любовниц, понты, пафос...2
  • Ярослав МартышинУгу, мне, наверное, еще нужно отечественный автопром подтянуть. Все просто, не хочу я этим заниматься. А к чему это любопытство, есть предложения?3
  • 🅰️лла 💗Я модельер-конструктор, получила образование в далёком 1996 и ни разу не работала по специальности, только мечтаю о своей швейной лаборатории1
  • Наталья АгееваХороший бизнес. Я тоже хочу стать швеёй.0
  • Ирина АфросинаМолодцы ребята, желаю им успехов!!! С мужем ведём производство мебели с 2005 года, тоже через многое прошли. Дорогу осилит идущий 👍👍👍0
  • Серега лешуковна дворе осень 2023 года, как чувствует себя бизнес?0
  • Денис Краснокутскийтолько вот интересно проходишь по ссылкам, видишь брошенную группу ВК, неработающий сайт и так далее0