Как я съездил на горнолыжный курорт «Шымбулак» в Казахстане
В апреле 2024 года я катался на сноуборде в Шымбулаке — это курорт рядом с Алма-Атой.
Ранее я был в Архызе, Домбае, Красной Поляне, Приэльбрусье, Хибинах, Цее, Шерегеше. Катался в Грузии, на Украине и в Чехии. Мне было интересно сравнить Шымбулак с российскими курортами. Еще хотел протестировать, каково это — жить в мегаполисе и каждый день ездить в горы. Это было мое первое за пять лет путешествие за границу, и я столкнулся с множеством трудностей. Расскажу, как организовать поездку, про погоду, трассы, ски-пассы и насколько хорошо в Шымбулаке в конце горнолыжного сезона.
О чем расскажу
Выбор курорта
В Казахстан я летал не один. Мы отправились туда целой группой сноубордистов вместе с нашим тренером Виктором Теймуровым. Вот почему выбрали Шымбулак.
Между Россией и Европой нет прямого авиасообщения из-за санкций — летать туда неудобно. Поэтому мы рассматривали популярные курорты на постсоветском пространстве. Можно было бы поехать в Гудаури, но цены в Грузии нас совсем не радовали. Дальше на ум пришли Амирсой в Узбекистане, Каракол в Киргизии, Цахкадзор в Армении и Шымбулак. Туры продают на все эти курорты, но не у каждого лыжника или сноубордиста есть знакомые, которые там побывали. Шымбулак — исключение, про него мы часто слышали положительные отзывы от россиян, перебравшихся в Казахстан.
В пользу Шымбулака говорило и выгодное расположение — в 16 км от центра Алма-Аты. Если уж и тестировать незнакомые трассы, то поближе к мегаполису.
В моем случае сыграл роль личный интерес. Лет пятнадцать назад я с любопытством разглядывал фотографии с Митей Фесенко, легендой российского сноубординга, в журнале «Вертикальный мир» — на них он выполнял трюки в Шымбулаке. Это добавляло уверенности, что выбор правильный.
Еще для меня было важно, что Шымбулак — высокогорный курорт. Он находится на хребте Заилийский Алатау — это часть Тянь-Шаня. Высшая точка Тянь-Шаня — пик Победы, 7439 м. Ну а в Шымбулаке можно кататься на высоте 3180 м. Я предполагал, что там буду ощущать себя совсем иначе, чем, например, на трассах в Кировске.
Правила въезда в Казахстан
Россиянам не нужна виза для поездки в Казахстан. Границу пересекают по внутреннему или загранпаспорту. Без вида на жительство или разрешения на временное пребывание в стране можно находиться до 90 дней в течение каждого 180-дневного периода. Подробнее о правилах въезда в Казахстан Т—Ж рассказал в другой статье.
Когда я вылетал из Шереметьева, серьезные пограничники спросили, есть ли у меня брат. Я ответил, что мне об этом неизвестно, но потом на всякий случай уточнил у родителей. В Казахстане паспортный контроль по прилете прошел быстро. Мне задали только стандартный вопрос о цели визита.
Страховка и советы по безопасности
Бесплатную медицинскую помощь российским путешественникам в Казахстане оказывают только в экстренных случаях. Рекомендую оформить страховку.
Стандартный полис для путешественника при поездке на горнолыжный курорт не подойдет. В нем должны быть опции, связанные со спортом и активным отдыхом. Например, это может быть катание на сноуборде по маркированным трассам, фрирайд , фристайл . Подобные риски обычно включают в программы страхования «Экстремальный отдых» или «Опасные виды спорта». Мне полис с опцией фристайла и покрытием 30 000 $ (2 939 931 ₽) обошелся в 2500 ₽ на восемь дней.
Всем, кто начинает кататься, советую изучить правила поведения на склоне, которые составила Международная федерация лыжного спорта и сноуборда. Например, обгонять нужно с запасом — то есть оставлять тем, кого обходите, достаточно места для маневра. Не стоит останавливаться или сидеть на трассе, особенно в узких местах. Если кто-то лежит на снегу и ему явно нехорошо, подъедьте и спросите, нужна ли помощь.
Еще, на мой взгляд, важно правильно распределять усилия в течение дня. Я научился этому в Шымбулаке — нужно быть осторожным на первом спуске, когда только раскатываетесь, и последнем: под вечер сил уже не остается.
Деньги
Валюта страны — казахстанский тенге, 100 KZT (20 ₽).
Выпущенные в России «Виза», «Мастеркард», «Американ-экспресс» и JCB не принимают за границей. По отзывам путешественников, в Казахстане ими можно расплатиться только в такси «Яндекс Go», Uber Russia и сервисе доставки «Яндекс Еда» . Я тоже оплачивал «Яндекс Go» с привязанной российской карты «Виза».
Система «Мир» в Казахстане работает с ограничениями: например, можно снять наличные только в банкоматах ВТБ . Карты «Мир» у меня не было.
Российские UnionPay в Казахстане работают. Но не все, а только те, что выпустили банки, не подпавшие под блокирующие санкции США. На конец 2024 года это Азиатско-Тихоокеанский банк, «Газпромбанк», «Примсоцбанк» и «Россельхозбанк» — РСХБ.
Я перед поездкой оформил пластик РСХБ. Снимал с карты наличные и оплачивал покупки — ее принимали примерно в половине мест в Алма-Ате, которые я посетил. Как правило, на кассе используют два-три платежных терминала разных банков. В красных терминалах банка «Каспи» моя РСХБ не проходила, а вот в зеленых терминалах «Халыкбанка» срабатывала. Например, я рассчитывался картой в сети ресторанов I’m.
Оплата картой в Казахстане широко распространена, но наличные все равно пригодились — например, когда ловил такси без приложения. Еще при покупке сим-карты в аэропорту не приняли UnionPay — пришлось идти в обменник и брать тенге за рубли. Насколько помню, комиссии при обмене не было.
Погода
Горнолыжный сезон в Шымбулаке обычно продолжается с середины ноября по середину апреля, а иногда — до мая. Пиковая загрузка — конец декабря и первая половина января. Температура зимой составляет −5…−10 °С, но может опускаться и до −25 °С ночью. В марте и апреле температура уже плюсовая. На сайте курорта можно уточнить погоду и оценить ситуацию по трансляции с веб-камер.
По словам Георгия Кузнецова, инструктора по горным лыжам категории С, который провел два сезона в Шымбулаке, лучший месяц на курорте — январь. В это время на склоне больше всего снега. Изредка в январе можно попасть на экстремальный холод до −20 °С днем. В декабре и апреле, бывает, снега в Шымбулаке вовсе нет.
Моя поездка в Казахстан пришлась на 1—10 апреля. В основном я проводил время в сноупарке на высоте 3180 м. Со снегом там был полный порядок. Но по мере спуска к базовой станции на уровне 2260 м он становился все более подтаявшим — на таком неудобно поворачивать.
Я не столкнулся с морозом в Шымбулаке, даже когда его накрыл по-зимнему сильный снегопад. В сноупарке было достаточно тепло: я катался во флисовой кофте и только на отдыхе накидывал зимнюю куртку.
Летом, а также в конце весны и сентябре-октябре Шымбулак не простаивает. Канатные дороги работают, туристы исследуют пешеходные маршруты в горах.
Дорога до Алма-Аты
Алма-Ата — самый крупный по численности населения город и бывшая столица Казахстана. Она находится на юго-востоке страны, у подножия Заилийского Алатау. Неподалеку проходит граница Казахстана и Киргизии.
Из Москвы в Алма-Ату летают «Аэрофлот» и Scat. Время в пути — 4,5 часа. Также есть прямые рейсы из Красноярска, Санкт-Петербурга и других городов России. На поезде без пересадок в Алма-Ату можно попасть из Казани, Новосибирска и Саратова. Путь по суше занимает два-три дня.
Я добирался с «Аэрофлотом». Билеты Москва — Алма-Ата — Москва приобрел за 12 дней до вылета. Они обошлись в 40 000 ₽. В тариф был включен багаж 23 кг. Я летел с ручной кладью, чемоданом и чехлом со сноубордом. У «Аэрофлота» отдельные категории нестандартного багажа входят в норму бесплатного провоза по тарифу, в том числе сноуборд. Также ежегодно «Аэрофлот» бесплатно предоставляет пассажирам дополнительное место багажа для провоза спортивного снаряжения — актуальная акция действует до 15 мая 2025.
За свой чехол со сноубордом я ничего не доплачивал. В момент оформления билета на сайте авиакомпании поставил галочку напротив поля «Услуга перевозки спортивного снаряжения (лыжи, доска для серфинга, сноуборд)». В тот же день получил подтверждение на почту, что «Аэрофлот» перевезет мой сноуборд. Перевозку нестандартного багажа можно согласовать и по контактам, указанным на сайте авиакомпании. Главное — сделать это хотя бы за 36 часов до вылета.
В Алма-Ате один аэропорт. Он расположен в 13 км от центра. Из аэропорта в город добираются на такси. Я вызвал машину через «Яндекс Go». Она приехала быстро, но пришлось ее поискать: я был на втором этаже терминала, а нужно было спуститься на первый — именно там ждал водитель. Чехол со сноубордом его совсем не удивил. Дорога до съемного жилья в центре заняла 40 минут. Поездка стоила около 4500 KZT (888 ₽).
Транспорт до Шымбулака
Шымбулак расположен в 16 км от Алма-Аты. Чтобы попасть на горнолыжный курорт, нужно доехать до ущелья Медео на окраине города и там воспользоваться канатной дорогой «Медеу — Шымбулак» с восьмиместными кабинками . Верхняя станция, «Шымбулак», находится на высоте 2260 м, рядом с ней есть рестораны, камеры хранения, прокат снаряжения и другие объекты инфраструктуры. Проезд на канатке «Медеу — Шымбулак» включен в ски-пасс. Про ски-пассы расскажу дальше в статье.
Добраться из центра города до нижней станции, «Медеу», можно на автобусе или такси. В Алма-Ате есть метро, но до Шымбулака оно не идет. В прогулках по городу подземка нам тоже не пригодилась.
На автобусе ехать 50—60 минут. Вам понадобится маршрут № 12. Я пару раз им пользовался. На мой взгляд, водят лихо, да и с чехлом в автобусе неудобно. Я платил наличными — 200 KZT (39 ₽) за поездку. С августа 2024 года в автобусах Алма-Аты доступна только безналичная оплата.
На такси можно добраться быстрее — за 30—40 минут. Мы в основном так и ездили. Заказывали через «Яндекс Go» — машина обходилась в среднем в 3000 KZT (592 ₽).
По модели авто можно заранее определить, поместится ли в нее сноуборд. Например, у современного Хендая Аксент и Элантра откидывается спинка заднего сиденья — доски можно протянуть из багажника в салон. В случае сомнений советую в сообщениях уточнить у водителя, влезут ли доски в машину. Если нет, отмените заказ и, например, выберите тариф «Комфорт» или «Комфорт-плюс» — приедет просторный автомобиль.
По моему опыту, таксисты в Алма-Ате привыкли к пассажирам со снаряжением. Чаще всего они сами сразу откидывали заднее сиденье и помогали просунуть сноуборды в салон через багажник.
Иногда в конце дня, когда мы уезжали от нижней станции канатки «Медеу — Шымбулак», нам не удавалось вызвать такси через «Яндекс Go». Тогда мы обращались к бомбилам, обговаривали стоимость и ехали за наличные. Однажды мы втроем со сноубордами залезли в потрепанный Лексус, а уже в пути водитель попытался подсадить четвертого пассажира. Не получилось: места было мало. Но он поднял цену на 500 KZT (100 ₽) — мы согласились.
Трассы и подъемники
Шымбулак расположен на склоне Заилийского Алатау. На «Яндекс Картах» видно, что склон спускается в направлении северо-запада. На нем оборудовано множество трасс общей протяженностью 25 км .
Зеленые. В нижней части склона есть две зеленые трассы — учебные «Змейка» и «Белый мишка». Они короткие, к ним доставляют траволаторы — ленточные подъемники.
Синие. Там же, в нижней части склона, находятся две синие трассы — «Профессор» и безымянная. Они предназначены для тех, кто освоил зеленые. Трассу «Профессор» обслуживает бугельный подъемник . Скорость передвижения на синих трассах ниже, чем на красных — сложных. Опытный райдер может на них расслабиться. Но поглядывать по сторонам все равно нужно, чтобы избежать столкновения с другими людьми.
Красные. Основная трасса в Шымбулаке — красная. Она начинается на самом верху, 3180 м, и ветвится. На схеме это изображено как несколько красных трасс, расходящихся и переходящих друг в друга: «Талгар», «Азиада», «Поле чудес» и другие. Чуть в стороне — еще одна красная трасса, «Терраса». Все они широкие и предполагают серьезный уровень подготовки. Я быстро на них разгонялся, а вот тормозить было непросто — из-за бугров. Всю дорогу приходилось держать ноги в напряжении. Вероятно, кому-то это поможет отрабатывать повороты.
Чтобы подняться на самый верх от станции «Шымбулак», с отметки 2260 до 3180 м, используют две канатки: «Комби-1» и «Комби-2». Пересадка с первой на вторую происходит на Средней станции, 2840 м . Обе канатки смешанного типа — гондольно-кресельные: чередуются гондолы — кабины на восемь человек — и кресла для четверых. Это удобно: внизу люди, которые несут снаряжение в руках, выбирают кабину, а наверху те, кто спускается, могут упасть в кресло и не выстегиваться — не снимать сноуборд или лыжи. Ранее я видел такие подъемники на курорте «Большой Вудъявр» и в Шерегеше.
На Верхнюю станцию поднималось много туристов вовсе без снаряжения: они приезжали полюбоваться видами. Среди них было много индийцев — целые семьи. Они возбужденно фотографировались на фоне гор.
Черные. На другой версии схемы некоторые красные трассы обозначены как черные: «Елки-палки», «Гребень» и «Сухой лог». Они проходят через небольшой лес с опасными участками. К ним ведет кресельная канатная дорога ККД-4. Верхняя станция, «Конус», расположена на высоте 2845 м . Я не поднимался по ККД-4, но в лес заезжал и, вероятно, спускался по «Гребню». Это было похоже на неподготовленную трассу со свежим снегом, по которой надо уметь кататься.
Сноупарк, трасса для фристайла, находится на самом верху, 3180 м. С утра мы попадали туда так: садились на «Комби-1», следом — на «Комби-2», потом пешком преодолевали небольшой подъем — Талгарский перевал — и спускались в сноупарк.
Мне он понравился. Я впервые катался в сноупарке на такой высоте. После каждого проезда брал паузу, чтобы отдышаться. Из-за акклиматизации не всегда мог выполнять новые трюки на трамплинах. Легче стало примерно на третий день, хотя акклиматизация еще не завершилась. С погодой повезло: было солнечно, тепло, только один раз прошел снегопад — он продолжался меньше дня и принес свежий снег.
За несколько дней до нашего вылета обратно в Москву сноупарк закрыли из-за того, что проводили соревнования по фристайлу в другом месте курорта. Персонала не было, и кататься нам никто не запрещал . После снегопада группа энтузиастов откопала трамплины и трубы. Лопаты сложили рядом. После каждого недолгого проезда приходилось шагать в гору метров пятьдесят: бугель, обслуживавший сноупарк, не работал . Это нелегко на высоте почти 3200 м, но я воспринимал это как своеобразное приключение.
Между Верхней станцией и сноупарком есть еще несколько трасс разной сложности. Спортсмены там ездят на канатке «Левый Талгар» с сиденьями, рассчитанными на четверых. Мы использовали ее, чтобы в конце дня выбираться из сноупарка.
Мне показалось, все подъемники в Шымбулаке довольно новые и в хорошем состоянии. С очередями я не сталкивался: все-таки был конец сезона. Меньше всего людей на трассах оставалось после 16:00. Часы работы подъемников уточняют на сайте Шымбулака.
Фрирайд, езда вне трасс, в Шымбулаке возможен. Я заметил много интересных маршрутов для ски-тура выше маркированных участков — там круто вверх уходили зигзаги чужих следов. А свежий снег вдоль трасс быстро раскатывали любители целины.
Ски-пассы
Стоимость ски-пассов в Шымбулаке, как и на других курортах, зависит от сезона. На продолжительность сезонов влияют погода и количество праздничных дней. Вот сколько они длились в 2023/24:
- Высокий — с 1 по 7 января 2024.
- Основной — с 16 по 31 декабря 2023 и с 8 января по 23 марта 2024.
- Низкий — все остальные дни.
Цены публикуют на сайте курорта и в телеграм-канале. Ски-пассы бывают утренние, послеобеденные, на целый день и ночные . Так, в основной сезон абонемент на полный день в будни для взрослого стоил 7600 KZT (1514 ₽), а в выходные и праздники — 11 400 KZT (2271 ₽).
Еще есть специальные ски-пассы, например для сноупарка: я, как правило, покупал именно его за 3500 KZT (697 ₽) на целый день. Если правильно помню, он включал подъем на канатках «Медеу — Шымбулак», «Комби-1», «Комби-2» и использование «Левого Талгара» и бугеля в сноупарке. Сама пластиковая карта обошлась в 2000 KZT (399 ₽). Вернуть ее и получить эти деньги назад нельзя.
Приобретают ски-пасс в кассах на курорте и в приложении Шымбулака . В Т—Ж есть отдельная статья о том, как оплачивать покупки в Google Play.
Аренда и покупка снаряжения
Аренда. В Алма-Ате есть много спортивных магазинов, предоставляющих снаряжение в прокат: «Экстремал», Elite Sport, Skadi и другие. Приведу стоимость за сутки. Можно арендовать комплект за 4000—5500 KZT (797—1096 ₽) или оборудование по отдельности, например маску за 1000—2000 KZT (199—398 ₽) или шлем за 1500—2500 KZT (299—498 ₽).
На курорте тоже доступны пункты проката, но цены там могут быть выше. Так, аренда сноуборда с ботинками стоит от 6000 KZT (1195 ₽). Снаряжение выдают по паспорту. Еще иностранцы должны оставить денежный депозит, какой — не уточняют.
Я не обращался в прокаты, так как приехал со своим снаряжением.
Покупка. Новое снаряжение продают в тех же магазинах, где предлагают прокат. Например, в ноябре 2024 года в Elite Sport доски стоят от 99 900 KZT (19 905 ₽), а маски — от 9900 KZT (1973 ₽).
Подержанное снаряжение я нашел в секонд-хенде Jalan Jalan Japan. Откопал там раритетную доску — профессиональную модель Forum за 5000 KZT (996 ₽). При покупке подержанных сноубордов советую быть внимательным: попадаются расслоенные. Их придется ремонтировать за свой счет: если расслоение пойдет дальше, кататься будет невозможно.
Уроки с инструктором
На курорте работает несколько десятков инструкторов по лыжам и сноуборду. Обучают и взрослых, и детей. Есть индивидуальные и групповые занятия. Инструкторы помогают впервые встать на лыжи или сноуборд и отточить навыки.
Приведу примеры цен. Часовое индивидуальное занятие в будни для взрослых и детей старше 11 лет обойдется в 15 000 KZT (2989 ₽), двухчасовое — в 20 000 KZT (3985 ₽). Вдвоем можно заказать двухчасовое занятие за 22 000 KZT (4383 ₽) — это дешевле, но инструктор уделит каждому меньше времени.
Мне не понадобился инструктор в Шымбулаке. Я отметил, что в нижней части курорта, у учебных трасс, мало людей. Впрочем, их и в целом под занавес сезона было меньше чем обычно.
Достопримечательности Алма-Аты
Мы приехали в Алма-Ату с целью покататься, поэтому успели посмотреть мало достопримечательностей. Мне запомнились советские жилые дома в центре, мемориал в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, деревянный Вознесенский собор и Музей народных музыкальных инструментов в стиле древнерусского зодчества.
Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев — это большая зеленая зона, которая появилась в Алма-Ате еще в 19 веке. В парке установлен мемориал в честь панфиловцев, погибших при обороне Москвы в 1941 году. Перед ним горит Вечный огонь. Памятник состоит из нескольких частей, причем одна посвящена красноармейцам — участникам Гражданской войны в России. Меня мемориал впечатлил.
Вознесенский кафедральный собор — одно из немногих уцелевших зданий эпохи Российской империи в Алма-Ате. Его построили из дерева и покрыли штукатуркой — из-за этого кажется, что церковь каменная или кирпичная. Конструкция прочная: еще ни одно землетрясение не разрушило храм. Службы там проходят ежедневно в 08:00 и 16:00.
Музей народных музыкальных инструментов содержит экспонаты из тюркоязычных стран, например Казахстана, и других. Можно увидеть такие необычные инструменты, как тюйдук — туркменская флейта — и дудыга, это казахская ударно-шумовая погремушка вроде маракасов. Я не посещал музей — только осмотрел снаружи. Мне показалось занятным, что здание похоже на древнерусский терем.
Жилье
В самом Шымбулаке есть несколько вариантов размещения. Приведу примеры цен в декабре. Shymbulak Resort Hotel предлагает номера разных категорий, в том числе вроде хостела — ночь обойдется в 15 000 KZT (2991 ₽) с человека. Base Camp Yurta — глэмпинг на высоте 3180 м. Юрта с теплым полом, рассчитанная на четверых человек, стоит 20 000 KZT (3988 ₽) за сутки. А в состав отеля Tenir входят десять номеров-домиков на двоих, каждый со своей финской сауной, за ночь придется отдать от 169 800 KZT (33 854 ₽).
Можно снимать жилье не на курорте, а в Алма-Ате. Там широкий выбор гостиниц и квартир. Номер на двоих в трехзвездочном отеле с хорошим рейтингом стоит от 25 000 KZT (4984 ₽) за ночь.
Мы решили остановиться в квартире. Большая часть нашей группы заехала в ЖК «Молодежный» в центре города. Бронировали на «Суточно-ру» — 12 дней в двухкомнатной квартире обошлись в 58 000 ₽ на пятерых. На фото она выглядела вместительной. После заезда мы поняли, что там хватает места максимум на троих. Мне с еще одним участником группы пришлось переехать в студию в этом же ЖК. Нашли ее быстро — через консьержа. Девять ночей в студии стоили мне 75 000 KZT (14 953 ₽).
Кроме низкой цены в плюсы запишу быстрый вайфай. Иногда мы пользовались кухней. Еще в ЖК было тихо. Но впечатления от него все равно остались ниже среднего. Например, в обеих квартирах двери ванной были со сломанными замками. Другое неудобство — нам не дали запасных комплектов ключей от жилья.
Еда
На сайте курорта перечислены несколько ресторанов. Большинство расположено у станции канатки «Шымбулак», 2260 м, — там же, где основная инфраструктура . Некоторые выглядят стильно, например Marrone Rosso. Я в них не обедал, но посмотрел примеры цен: телятина с овощами в Assorti — 2990 KZT (596 ₽), сэндвич с курицей в Paul — 2400 KZT (479 ₽), шурпа из баранины в Dadli — 3600 KZT (718 ₽).
Я завтракал бургерами с картошкой в I’m, в течение дня перекусывал снеками на курорте, а вечером основательно ужинал в городе. Одним из открытий стал бешбармак, он же ет, — отварное мясо с лапшой. Больше всего это блюдо мне понравилось в сети Navat. Стоило примерно 4000 KZT (798 ₽). Еще в общепите в Алма-Ате можно заказать, например, пирожки баурсаки, разные салаты, казы — колбасу из вяленой конины, — лагман и кумыс — напиток из кобыльего молока.
Связь
Бесплатный вайфай есть в аэропорту Алма-Аты. В городе в общепите я им тоже постоянно пользовался. Да и за быстрый вайфай в съемном жилье доплачивать не пришлось. Так что казахстанской сим-карты «Билайна» с 4 или 5 Гб интернета, которую я приобрел по прилете, мне хватило на всю поездку . Связь и интернет не работали только за Талгарским перевалом, в сноупарке.
Стоимость симки я не запомнил. В ноябре 2024 года «Билайн» предлагает тариф с 10 Гб за 5399 KZT (1076 ₽) в месяц.
Один из участников нашей группы пользовался сим-картой МТС в роуминге. Он платил 350 ₽ в день и, по его словам, получал на этот период небольшой пакет интернета. В ноябре такая опция обойдется дороже — 550 ₽ в день за 500 Мб трафика.
Язык и люди
Язык. В Казахстане кроме государственного казахского языка широко распространен русский. В Алма-Ате я встретил много русскоговорящих, никаких проблем при общении не возникало. Таксисты излагали политические взгляды одинаково свободно на обоих языках, а на рекламных вывесках казахский текст продублирован русским.
Люди попадались разные, но было ощущение полной безопасности. Могу вспомнить только пару несерьезных конфликтов: с продавцом сим-карт в аэропорту, когда не удавалось рассчитаться картой и пришлось идти менять рубли на тенге, и с таксистами-бомбилами. А однажды алмаатинец предложил подвезти меня до города после короткого разговора на подъемнике в Шымбулаке. В целом сложилось впечатление, что с большей теплотой ко мне относились люди старше 60 лет, а молодежь — скорее нейтрально.
Итоги
В Шымбулаке мне больше всего понравился высокогорный сноупарк с широкими возможностями для выполнения трюков. А вот трасс для спокойного катания на курорте, на мой взгляд, немного. Просто так среди зимы я бы туда повторно не поехал. Когда летишь на полторы недели, хочется большего разнообразия в катании, чем предлагает Шымбулак.
То же могу сказать о некоторых российских курортах, например об Архызе и Цее. Это не значит, что они плохие, но я определенно не вхожу в целевую аудиторию компактных горнолыжных центров. Тем не менее о времени в Шымбулаке нисколько не жалею: я считаю, что каждая поездка в новые горы расширяет опыт райдера.
Траты в Алма-Ате и Шымбулаке за 10 дней на одного в 2024 году — 127 500 ₽ и 75 000 KZT (14 814 ₽)
Перелет из Москвы в Алма-Ату и обратно | 40 000 ₽ |
Тренировки по фристайлу | 40 000 ₽ |
Еда | 15 000 ₽ |
Жилье | 75 000 KZT (14 814 ₽) |
Подарки и сувениры | 10 000 ₽ |
Ски-пасс | 8 000 ₽ |
Транспорт в Алма-Ате | 6 000 ₽ |
Такси до Шереметьева в Москве и обратно | 5 000 ₽ |
Страховка | 2 500 ₽ |
Подержанный сноуборд | 1 000 ₽ |
Траты в Алма-Ате и Шымбулаке за 10 дней на одного в 2024 году — 127 500 ₽ и 75 000 KZT (14 814 ₽)
Перелет из Москвы в Алма-Ату и обратно | 40 000 ₽ |
Тренировки по фристайлу | 40 000 ₽ |
Еда | 15 000 ₽ |
Жилье | 75 000 KZT (14 814 ₽) |
Подарки и сувениры | 10 000 ₽ |
Ски-пасс | 8 000 ₽ |
Транспорт в Алма-Ате | 6 000 ₽ |
Такси до Шереметьева в Москве и обратно | 5 000 ₽ |
Страховка | 2 500 ₽ |
Подержанный сноуборд | 1 000 ₽ |
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan