Как я съездил на горно­лыжный курорт «Шымбулак» в Казахстане

Как я съездил на горно­лыжный курорт «Шымбулак» в Казахстане

И разучивал новые трюки на высоте 3200 м
47
Аватар автора

Дмитрий Васин

побывал в горах Казахстана

Страница автора

В апреле 2024 года я катался на сноуборде в Шымбулаке — это курорт рядом с Алма-Атой.

Ранее я был в Архызе, Домбае, Красной Поляне, Приэльбрусье, Хибинах, Цее, Шерегеше. Катался в Грузии, на Украине и в Чехии. Мне было интересно сравнить Шымбулак с российскими курортами. Еще хотел протестировать, каково это — жить в мегаполисе и каждый день ездить в горы. Это было мое первое за пять лет путешествие за границу, и я столкнулся с множеством трудностей. Расскажу, как организовать поездку, про погоду, трассы, ски-пассы и насколько хорошо в Шымбулаке в конце горнолыжного сезона.

Выбор курорта

В Казахстан я летал не один. Мы отправились туда целой группой сноубордистов вместе с нашим тренером Виктором Теймуровым. Вот почему выбрали Шымбулак.

Между Россией и Европой нет прямого авиасообщения из-за санкций — летать туда неудобно. Поэтому мы рассматривали популярные курорты на постсоветском пространстве. Можно было бы поехать в Гудаури, но цены в Грузии нас совсем не радовали. Дальше на ум пришли Амирсой в Узбекистане, Каракол в Киргизии, Цахкадзор в Армении и Шымбулак. Туры продают на все эти курорты, но не у каждого лыжника или сноубордиста есть знакомые, которые там побывали. Шымбулак — исключение, про него мы часто слышали положительные отзывы от россиян, перебравшихся в Казахстан.

В пользу Шымбулака говорило и выгодное расположение — в 16 км от центра Алма-Аты. Если уж и тестировать незнакомые трассы, то поближе к мегаполису.

В моем случае сыграл роль личный интерес. Лет пятнадцать назад я с любопытством разглядывал фотографии с Митей Фесенко, легендой российского сноубординга, в журнале «Вертикальный мир» — на них он выполнял трюки в Шымбулаке. Это добавляло уверенности, что выбор правильный.

Еще для меня было важно, что Шымбулак — высокогорный курорт. Он находится на хребте Заилийский Алатау — это часть Тянь-Шаня. Высшая точка Тянь-Шаня — пик Победы, 7439 м. Ну а в Шымбулаке можно кататься на высоте 3180 м. Я предполагал, что там буду ощущать себя совсем иначе, чем, например, на трассах в Кировске.

Вид на ледник в Шымбулаке
Подъемник «Левый Талгар» в тумане. 3 апреля, на часах — 14:30

Правила въезда в Казахстан

Россиянам не нужна виза для поездки в Казахстан. Границу пересекают по внутреннему или загранпаспорту. Без вида на жительство или разрешения на временное пребывание в стране можно находиться до 90 дней в течение каждого 180-дневного периода. Подробнее о правилах въезда в Казахстан Т⁠—⁠Ж рассказал в другой статье.

Когда я вылетал из Шереметьева, серьезные пограничники спросили, есть ли у меня брат. Я ответил, что мне об этом неизвестно, но потом на всякий случай уточнил у родителей. В Казахстане паспортный контроль по прилете прошел быстро. Мне задали только стандартный вопрос о цели визита.

Страховка и советы по безопасности

Бесплатную медицинскую помощь российским путешественникам в Казахстане оказывают только в экстренных случаях. Рекомендую оформить страховку.

Стандартный полис для путешественника при поездке на горнолыжный курорт не подойдет. В нем должны быть опции, связанные со спортом и активным отдыхом. Например, это может быть катание на сноуборде по маркированным трассам, фрирайд  , фристайл  . Подобные риски обычно включают в программы страхования «Экстремальный отдых» или «Опасные виды спорта». Мне полис с опцией фристайла и покрытием 30 000 $⁣ (2 939 931 ₽)  обошелся в 2500 ₽ на восемь дней.

Всем, кто начинает кататься, советую изучить правила поведения на склоне, которые составила Международная федерация лыжного спорта и сноуборда. Например, обгонять нужно с запасом — то есть оставлять тем, кого обходите, достаточно места для маневра. Не стоит останавливаться или сидеть на трассе, особенно в узких местах. Если кто-то лежит на снегу и ему явно нехорошо, подъедьте и спросите, нужна ли помощь.

Еще, на мой взгляд, важно правильно распределять усилия в течение дня. Я научился этому в Шымбулаке — нужно быть осторожным на первом спуске, когда только раскатываетесь, и последнем: под вечер сил уже не остается.

Деньги

Валюта страны — казахстанский тенге, 100 KZT⁣ (20 ₽).

Выпущенные в России «Виза», «Мастеркард», «Американ-экспресс» и JCB не принимают за границей. По отзывам путешественников, в Казахстане ими можно расплатиться только в такси «Яндекс Go», Uber Russia и сервисе доставки «Яндекс Еда»  . Я тоже оплачивал «Яндекс Go» с привязанной российской карты «Виза».

Система «Мир» в Казахстане работает с ограничениями: например, можно снять наличные только в банкоматах ВТБ  . Карты «Мир» у меня не было.

Российские UnionPay в Казахстане работают. Но не все, а только те, что выпустили банки, не подпавшие под блокирующие санкции США. На конец 2024 года это Азиатско-Тихоокеанский банк и «Россельхозбанк» — РСХБ.

Я перед поездкой оформил пластик РСХБ. Снимал с карты наличные и оплачивал покупки — ее принимали примерно в половине мест в Алма-Ате, которые я посетил. Как правило, на кассе используют два-три платежных терминала разных банков. В красных терминалах банка «Каспи» моя РСХБ не проходила, а вот в зеленых терминалах «Халыкбанка» срабатывала. Например, я рассчитывался картой в сети ресторанов I’m.

Оплата картой в Казахстане широко распространена, но наличные все равно пригодились — например, когда ловил такси без приложения. Еще при покупке сим-карты в аэропорту не приняли UnionPay — пришлось идти в обменник и брать тенге за рубли. Насколько помню, комиссии при обмене не было.

Ски-пасс в кассе Шымбулака удалось оплатить при помощи UnionPay
Ски-пасс в кассе Шымбулака удалось оплатить при помощи UnionPay

Погода

Горнолыжный сезон в Шымбулаке обычно продолжается с середины ноября по середину апреля, а иногда — до мая. Пиковая загрузка — конец декабря и первая половина января. Температура зимой составляет −5…−10 °С, но может опускаться и до −25 °С ночью. В марте и апреле температура уже плюсовая. На сайте курорта можно уточнить погоду и оценить ситуацию по трансляции с веб-камер.

По словам Георгия Кузнецова, инструктора по горным лыжам категории С, который провел два сезона в Шымбулаке, лучший месяц на курорте — январь. В это время на склоне больше всего снега. Изредка в январе можно попасть на экстремальный холод до −20 °С днем. В декабре и апреле, бывает, снега в Шымбулаке вовсе нет.

Моя поездка в Казахстан пришлась на 1—10 апреля. В основном я проводил время в сноупарке  на высоте 3180 м. Со снегом там был полный порядок. Но по мере спуска к базовой станции на уровне 2260 м он становился все более подтаявшим — на таком неудобно поворачивать.

Солнечный апрельский день в Шымбулаке
Солнечный апрельский день в Шымбулаке

Я не столкнулся с морозом в Шымбулаке, даже когда его накрыл по-зимнему сильный снегопад. В сноупарке было достаточно тепло: я катался во флисовой кофте и только на отдыхе накидывал зимнюю куртку.

Летом, а также в конце весны и сентябре-октябре Шымбулак не простаивает. Канатные дороги работают, туристы исследуют пешеходные маршруты в горах.

Дорога до Алма-Аты

Алма-Ата — самый крупный по численности населения город и бывшая столица Казахстана. Она находится на юго-востоке страны, у подножия Заилийского Алатау. Неподалеку проходит граница Казахстана и Киргизии.

Из Москвы в Алма-Ату летают «Аэрофлот» и Scat. Время в пути — 4,5 часа. Также есть прямые рейсы из Красноярска, Санкт-Петербурга и других городов России. На поезде без пересадок в Алма-Ату можно попасть из Казани, Новосибирска и Саратова. Путь по суше занимает два-три дня.




Я добирался с «Аэрофлотом». Билеты Москва — Алма-Ата — Москва приобрел за 12 дней до вылета. Они обошлись в 40 000 ₽. В тариф был включен багаж 23 кг. Я летел с ручной кладью, чемоданом и чехлом со сноубордом. У «Аэрофлота» отдельные категории нестандартного багажа  входят в норму бесплатного провоза по тарифу, в том числе сноуборд. Также ежегодно «Аэрофлот» бесплатно предоставляет пассажирам дополнительное место багажа для провоза спортивного снаряжения — актуальная акция действует до 15 мая 2025.

За свой чехол со сноубордом я ничего не доплачивал. В момент оформления билета на сайте авиакомпании поставил галочку напротив поля «Услуга перевозки спортивного снаряжения (лыжи, доска для серфинга, сноуборд)». В тот же день получил подтверждение на почту, что «Аэрофлот» перевезет мой сноуборд. Перевозку нестандартного багажа можно согласовать и по контактам, указанным на сайте авиакомпании. Главное — сделать это хотя бы за 36 часов до вылета.

В Алма-Ате один аэропорт. Он расположен в 13 км от центра. Из аэропорта в город добираются на такси. Я вызвал машину через «Яндекс Go». Она приехала быстро, но пришлось ее поискать: я был на втором этаже терминала, а нужно было спуститься на первый — именно там ждал водитель. Чехол со сноубордом его совсем не удивил. Дорога до съемного жилья в центре заняла 40 минут. Поездка стоила около 4500 KZT⁣ (888 ₽).

Статуя верблюда на выходе со второго этажа аэропорта. Таксисты ожидают пассажиров на первом
Статуя верблюда на выходе со второго этажа аэропорта. Таксисты ожидают пассажиров на первом

Транспорт до Шымбулака

Шымбулак расположен в 16 км от Алма-Аты. Чтобы попасть на горнолыжный курорт, нужно доехать до ущелья Медео на окраине города и там воспользоваться канатной дорогой «Медеу — Шымбулак» с восьмиместными кабинками  . Верхняя станция, «Шымбулак», находится на высоте 2260 м, рядом с ней есть рестораны, камеры хранения, прокат снаряжения и другие объекты инфраструктуры. Проезд на канатке «Медеу — Шымбулак» включен в ски-пасс. Про ски-пассы расскажу дальше в статье.

Добраться из центра города до нижней станции, «Медеу», можно на автобусе или такси. В Алма-Ате есть метро, но до Шымбулака оно не идет. В прогулках по городу подземка нам тоже не пригодилась.

На автобусе ехать 50—60 минут. Вам понадобится маршрут № 12. Я пару раз им пользовался. На мой взгляд, водят лихо, да и с чехлом в автобусе неудобно. Я платил наличными — 200 KZT⁣ (39 ₽) за поездку. С августа 2024 года в автобусах Алма-Аты доступна только безналичная оплата.

На такси можно добраться быстрее — за 30—40 минут. Мы в основном так и ездили. Заказывали через «Яндекс Go» — машина обходилась в среднем в 3000 KZT⁣ (592 ₽).

По модели авто можно заранее определить, поместится ли в нее сноуборд. Например, у современного Хендая Аксент и Элантра откидывается спинка заднего сиденья — доски можно протянуть из багажника в салон. В случае сомнений советую в сообщениях уточнить у водителя, влезут ли доски в машину. Если нет, отмените заказ и, например, выберите тариф «Комфорт» или «Комфорт-плюс» — приедет просторный автомобиль.

По моему опыту, таксисты в Алма-Ате привыкли к пассажирам со снаряжением. Чаще всего они сами сразу откидывали заднее сиденье и помогали просунуть сноуборды в салон через багажник.

Иногда в конце дня, когда мы уезжали от нижней станции канатки «Медеу — Шымбулак», нам не удавалось вызвать такси через «Яндекс Go». Тогда мы обращались к бомбилам, обговаривали стоимость и ехали за наличные. Однажды мы втроем со сноубордами залезли в потрепанный Лексус, а уже в пути водитель попытался подсадить четвертого пассажира. Не получилось: места было мало. Но он поднял цену на 500 KZT⁣ (100 ₽) — мы согласились.

Трассы и подъемники

Шымбулак расположен на склоне Заилийского Алатау. На «Яндекс Картах» видно, что склон спускается в направлении северо-запада. На нем оборудовано множество трасс общей протяженностью 25 км  .

Зеленые. В нижней части склона есть две зеленые трассы — учебные «Змейка» и «Белый мишка». Они короткие, к ним доставляют траволаторы — ленточные подъемники.

Синие. Там же, в нижней части склона, находятся две синие трассы — «Профессор» и безымянная. Они предназначены для тех, кто освоил зеленые. Трассу «Профессор» обслуживает бугельный подъемник  . Скорость передвижения на синих трассах ниже, чем на красных — сложных. Опытный райдер может на них расслабиться. Но поглядывать по сторонам все равно нужно, чтобы избежать столкновения с другими людьми.

Схема курорта «Шымбулак». Источник: shymbulak.com
Схема курорта «Шымбулак». Источник: shymbulak.com

Красные. Основная трасса в Шымбулаке — красная. Она начинается на самом верху, 3180 м, и ветвится. На схеме это изображено как несколько красных трасс, расходящихся и переходящих друг в друга: «Талгар», «Азиада», «Поле чудес» и другие. Чуть в стороне — еще одна красная трасса, «Терраса». Все они широкие и предполагают серьезный уровень подготовки. Я быстро на них разгонялся, а вот тормозить было непросто — из-за бугров. Всю дорогу приходилось держать ноги в напряжении. Вероятно, кому-то это поможет отрабатывать повороты.

Чтобы подняться на самый верх от станции «Шымбулак», с отметки 2260 до 3180 м, используют две канатки: «Комби-1» и «Комби-2». Пересадка с первой на вторую происходит на Средней станции, 2840 м  . Обе канатки смешанного типа — гондольно-кресельные: чередуются гондолы — кабины на восемь человек — и кресла для четверых. Это удобно: внизу люди, которые несут снаряжение в руках, выбирают кабину, а наверху те, кто спускается, могут упасть в кресло и не выстегиваться — не снимать сноуборд или лыжи. Ранее я видел такие подъемники на курорте «Большой Вудъявр» и в Шерегеше.

На Верхнюю станцию поднималось много туристов вовсе без снаряжения: они приезжали полюбоваться видами. Среди них было много индийцев — целые семьи. Они возбужденно фотографировались на фоне гор.

Верхняя станция подъемника «Комби-2». Вдали — Алма-Ата
Верхняя станция подъемника «Комби-2». Вдали — Алма-Ата

Черные. На другой версии схемы некоторые красные трассы обозначены как черные: «Елки-палки», «Гребень» и «Сухой лог». Они проходят через небольшой лес с опасными участками. К ним ведет кресельная канатная дорога ККД-4. Верхняя станция, «Конус», расположена на высоте 2845 м  . Я не поднимался по ККД-4, но в лес заезжал и, вероятно, спускался по «Гребню». Это было похоже на неподготовленную трассу со свежим снегом, по которой надо уметь кататься.

Сноупарк, трасса для фристайла, находится на самом верху, 3180 м. С утра мы попадали туда так: садились на «Комби-1», следом — на «Комби-2», потом пешком преодолевали небольшой подъем — Талгарский перевал — и спускались в сноупарк.

Мне он понравился. Я впервые катался в сноупарке на такой высоте. После каждого проезда брал паузу, чтобы отдышаться. Из-за акклиматизации не всегда мог выполнять новые трюки на трамплинах. Легче стало примерно на третий день, хотя акклиматизация еще не завершилась. С погодой повезло: было солнечно, тепло, только один раз прошел снегопад — он продолжался меньше дня и принес свежий снег.

Сноупарк после снегопада
Сноупарк после снегопада

За несколько дней до нашего вылета обратно в Москву сноупарк закрыли из-за того, что проводили соревнования по фристайлу в другом месте курорта. Персонала не было, и кататься нам никто не запрещал  . После снегопада группа энтузиастов откопала трамплины и трубы. Лопаты сложили рядом. После каждого недолгого проезда приходилось шагать в гору метров пятьдесят: бугель, обслуживавший сноупарк, не работал  . Это нелегко на высоте почти 3200 м, но я воспринимал это как своеобразное приключение.

Между Верхней станцией и сноупарком есть еще несколько трасс разной сложности. Спортсмены там ездят на канатке «Левый Талгар» с сиденьями, рассчитанными на четверых. Мы использовали ее, чтобы в конце дня выбираться из сноупарка.

Мне показалось, все подъемники в Шымбулаке довольно новые и в хорошем состоянии. С очередями я не сталкивался: все-таки был конец сезона. Меньше всего людей на трассах оставалось после 16:00. Часы работы подъемников уточняют на сайте Шымбулака.

Фрирайд, езда вне трасс, в Шымбулаке возможен. Я заметил много интересных маршрутов для ски-тура  выше маркированных участков — там круто вверх уходили зигзаги чужих следов. А свежий снег вдоль трасс быстро раскатывали любители целины.

Ски-пассы

Стоимость ски-пассов  в Шымбулаке, как и на других курортах, зависит от сезона. На продолжительность сезонов влияют погода и количество праздничных дней. Вот сколько они длились в 2023/24:

  1. Высокий — с 1 по 7 января 2024.
  2. Основной — с 16 по 31 декабря 2023 и с 8 января по 23 марта 2024.
  3. Низкий — все остальные дни.

Цены публикуют на сайте курорта и в телеграм-канале. Ски-пассы бывают утренние, послеобеденные, на целый день и ночные  . Так, в основной сезон в 2024/25 абонемент на полный день в будни для взрослого обойдется в 9000 KZT⁣ (1514 ₽), а в выходные и праздники — 12 000 KZT⁣ (2271 ₽).

Еще есть специальные ски-пассы, например для сноупарка: я, как правило, покупал именно его за 3500 KZT⁣ (697 ₽) на целый день. Если правильно помню, он включал подъем на канатках «Медеу — Шымбулак», «Комби-1», «Комби-2» и использование «Левого Талгара» и бугеля в сноупарке. Сама пластиковая карта обошлась в 2000 KZT⁣ (399 ₽). Вернуть ее и получить эти деньги назад нельзя.

Приобретают ски-пасс в кассах на курорте и в приложении Шымбулака  . В Т⁠—⁠Ж есть отдельная статья о том, как оплачивать покупки в Google Play.

Аренда и покупка снаряжения

Аренда. В Алма-Ате есть много спортивных магазинов, предоставляющих снаряжение в прокат: «Экстремал», Elite Sport, Skadi и другие. Приведу стоимость за сутки. Можно арендовать комплект  за 4000⁠—⁠5500 KZT⁣ (797⁠—⁠1096 ₽) или оборудование по отдельности, например маску за 1000⁠—⁠2000 KZT⁣ (199⁠—⁠398 ₽) или шлем за 1500⁠—⁠2500 KZT⁣ (299⁠—⁠498 ₽).

На курорте тоже доступны пункты проката, но цены там могут быть выше. Так, аренда сноуборда с ботинками стоит от 6000 KZT⁣ (1195 ₽). Снаряжение выдают по паспорту. Еще иностранцы должны оставить денежный депозит, какой — не уточняют.

Я не обращался в прокаты, так как приехал со своим снаряжением.

Покупка. Новое снаряжение продают в тех же магазинах, где предлагают прокат. Например, в ноябре 2024 года в Elite Sport доски стоят от 99 900 KZT⁣ (19 905 ₽), а маски — от 9900 KZT⁣ (1973 ₽).

Подержанное снаряжение я нашел в секонд-хенде Jalan Jalan Japan. Откопал там раритетную доску — профессиональную модель Forum за 5000 KZT⁣ (996 ₽). При покупке подержанных сноубордов советую быть внимательным: попадаются расслоенные. Их придется ремонтировать за свой счет: если расслоение пойдет дальше, кататься будет невозможно.

Подержанные доски в Jalan Jalan Japan
Моя находка — сноуборд Forum
1/2
Подержанные доски в Jalan Jalan Japan

Уроки с инструктором

На курорте работает несколько десятков инструкторов по лыжам и сноуборду. Обучают и взрослых, и детей. Есть индивидуальные и групповые занятия. Инструкторы помогают впервые встать на лыжи или сноуборд и отточить навыки.

Приведу примеры цен. Часовое индивидуальное занятие в будни для взрослых и детей старше 11 лет обойдется в 15 000 KZT⁣ (2989 ₽), двухчасовое — в 20 000 KZT⁣ (3985 ₽). Вдвоем можно заказать двухчасовое занятие за 22 000 KZT⁣ (4383 ₽) — это дешевле, но инструктор уделит каждому меньше времени.

Мне не понадобился инструктор в Шымбулаке. Я отметил, что в нижней части курорта, у учебных трасс, мало людей. Впрочем, их и в целом под занавес сезона было меньше чем обычно.

Лыжная школа у нижней станции канатной дороги «Комби-1»
Лыжная школа у нижней станции канатной дороги «Комби-1»

Достопримечательности Алма-Аты

Мы приехали в Алма-Ату с целью покататься, поэтому успели посмотреть мало достопримечательностей. Мне запомнились советские жилые дома в центре, мемориал в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, деревянный Вознесенский собор и Музей народных музыкальных инструментов в стиле древнерусского зодчества.

Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев — это большая зеленая зона, которая появилась в Алма-Ате еще в 19 веке. В парке установлен мемориал в честь панфиловцев, погибших при обороне Москвы в 1941 году. Перед ним горит Вечный огонь. Памятник состоит из нескольких частей, причем одна посвящена красноармейцам — участникам Гражданской войны в России. Меня мемориал впечатлил.

Вознесенский кафедральный собор — одно из немногих уцелевших зданий эпохи Российской империи в Алма-Ате. Его построили из дерева и покрыли штукатуркой — из-за этого кажется, что церковь каменная или кирпичная. Конструкция прочная: еще ни одно землетрясение не разрушило храм. Службы там проходят ежедневно в 08:00 и 16:00.

Музей народных музыкальных инструментов содержит экспонаты из тюркоязычных стран, например Казахстана, и других. Можно увидеть такие необычные инструменты, как тюйдук — туркменская флейта — и дудыга, это казахская ударно-шумовая погремушка вроде маракасов. Я не посещал музей — только осмотрел снаружи. Мне показалось занятным, что здание похоже на древнерусский терем.

Жилье

В самом Шымбулаке есть несколько вариантов размещения. Приведу примеры цен в декабре. Shymbulak Resort Hotel предлагает номера разных категорий, в том числе вроде хостела — ночь обойдется в 15 000 KZT⁣ (2991 ₽) с человека. Base Camp Yurta — глэмпинг на высоте 3180 м. Юрта с теплым полом, рассчитанная на четверых человек, стоит 20 000 KZT⁣ (3988 ₽) за сутки. А в состав отеля Tenir входят десять номеров-домиков на двоих, каждый со своей финской сауной, за ночь придется отдать от 169 800 KZT⁣ (33 854 ₽).

Можно снимать жилье не на курорте, а в Алма-Ате. Там широкий выбор гостиниц и квартир. Номер на двоих в трехзвездочном отеле с хорошим рейтингом стоит от 25 000 KZT⁣ (4984 ₽) за ночь.

Мы решили остановиться в квартире. Большая часть нашей группы заехала в ЖК «Молодежный» в центре города. Бронировали на «Суточно-ру» — 12 дней в двухкомнатной квартире обошлись в 58 000 ₽ на пятерых. На фото она выглядела вместительной. После заезда мы поняли, что там хватает места максимум на троих. Мне с еще одним участником группы пришлось переехать в студию в этом же ЖК. Нашли ее быстро — через консьержа. Девять ночей в студии стоили мне 75 000 KZT⁣ (14 953 ₽).

Кроме низкой цены в плюсы запишу быстрый вайфай. Иногда мы пользовались кухней. Еще в ЖК было тихо. Но впечатления от него все равно остались ниже среднего. Например, в обеих квартирах двери ванной были со сломанными замками. Другое неудобство — нам не дали запасных комплектов ключей от жилья.

Наш ЖК: вид снаружи. Источник: molodezhny.kz
Наш ЖК: вид снаружи. Источник: molodezhny.kz

Еда

На сайте курорта перечислены несколько ресторанов. Большинство расположено у станции канатки «Шымбулак», 2260 м, — там же, где основная инфраструктура  . Некоторые выглядят стильно, например Marrone Rosso. Я в них не обедал, но посмотрел примеры цен: телятина с овощами в Assorti — 2990 KZT⁣ (596 ₽), сэндвич с курицей в Paul — 2400 KZT⁣ (479 ₽), шурпа из баранины в Dadli — 3600 KZT⁣ (718 ₽).

Я завтракал бургерами с картошкой в I’m, в течение дня перекусывал снеками на курорте, а вечером основательно ужинал в городе. Одним из открытий стал бешбармак, он же ет, — отварное мясо с лапшой. Больше всего это блюдо мне понравилось в сети Navat. Стоило примерно 4000 KZT⁣ (798 ₽). Еще в общепите в Алма-Ате можно заказать, например, пирожки баурсаки, разные салаты, казы — колбасу из вяленой конины, — лагман  и кумыс — напиток из кобыльего молока.

Связь

Бесплатный вайфай есть в аэропорту Алма-Аты. В городе в общепите я им тоже постоянно пользовался. Да и за быстрый вайфай в съемном жилье доплачивать не пришлось. Так что казахстанской сим-карты «Билайна» с 4 или 5 Гб интернета, которую я приобрел по прилете, мне хватило на всю поездку  . Связь и интернет не работали только за Талгарским перевалом, в сноупарке.

Стоимость симки я не запомнил. В ноябре 2024 года «Билайн» предлагает тариф с 10 Гб за 5399 KZT⁣ (1076 ₽) в месяц.

Один из участников нашей группы пользовался сим-картой МТС в роуминге. Он платил 350 ₽ в день и, по его словам, получал на этот период небольшой пакет интернета. В ноябре такая опция обойдется дороже — 550 ₽ в день за 500 Мб трафика.

Язык и люди

Язык. В Казахстане кроме государственного казахского языка широко распространен русский. В Алма-Ате я встретил много русскоговорящих, никаких проблем при общении не возникало. Таксисты излагали политические взгляды одинаково свободно на обоих языках, а на рекламных вывесках казахский текст продублирован русским.

Люди попадались разные, но было ощущение полной безопасности. Могу вспомнить только пару несерьезных конфликтов: с продавцом сим-карт в аэропорту, когда не удавалось рассчитаться картой и пришлось идти менять рубли на тенге, и с таксистами-бомбилами. А однажды алмаатинец предложил подвезти меня до города после короткого разговора на подъемнике в Шымбулаке. В целом сложилось впечатление, что с большей теплотой ко мне относились люди старше 60 лет, а молодежь — скорее нейтрально.

Итоги

В Шымбулаке мне больше всего понравился высокогорный сноупарк с широкими возможностями для выполнения трюков. А вот трасс для спокойного катания на курорте, на мой взгляд, немного. Просто так среди зимы я бы туда повторно не поехал. Когда летишь на полторы недели, хочется большего разнообразия в катании, чем предлагает Шымбулак.

То же могу сказать о некоторых российских курортах, например об Архызе и Цее. Это не значит, что они плохие, но я определенно не вхожу в целевую аудиторию компактных горнолыжных центров. Тем не менее о времени в Шымбулаке нисколько не жалею: я считаю, что каждая поездка в новые горы расширяет опыт райдера.

Траты в Алма-Ате и Шымбулаке за 10 дней на одного в 2024 году  — 127 500 ₽ и 75 000 KZT⁣ (14 814 ₽)

Перелет из Москвы в Алма-Ату и обратно40 000 ₽
Тренировки по фристайлу40 000 ₽
Еда15 000 ₽
Жилье75 000 KZT⁣ (14 814 ₽)
Подарки и сувениры10 000 ₽
Ски-пасс8 000 ₽
Транспорт в Алма-Ате6 000 ₽
Такси до Шереметьева в Москве и обратно5 000 ₽
Страховка2 500 ₽
Подержанный сноуборд1 000 ₽

Траты в Алма-Ате и Шымбулаке за 10 дней на одного в 2024 году  — 127 500 ₽ и 75 000 KZT⁣ (14 814 ₽)

Перелет из Москвы в Алма-Ату и обратно40 000 ₽
Тренировки по фристайлу40 000 ₽
Еда15 000 ₽
Жилье75 000 KZT⁣ (14 814 ₽)
Подарки и сувениры10 000 ₽
Ски-пасс8 000 ₽
Транспорт в Алма-Ате6 000 ₽
Такси до Шереметьева в Москве и обратно5 000 ₽
Страховка2 500 ₽
Подержанный сноуборд1 000 ₽

Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan

Дмитрий ВасинКатались в Шымбулаке? Расскажите, что понравилось:
  • cherry lieКатались... Все понравилось, особенно когда узнала что сломала ребро 😂4
  • Растревоженный кефирcherry, а я руку 😂😂😂4
  • Растревоженный кефирСпасибо за подробный рассказ! Тоже там каталась, в марте 2023. Трасса была во льду, особенно наверху. Не очень удачно упала, сломала руку, точнее, часть запястья и большой палец) но ничего. Вот правда тот случай, когда все, кроме трасс, на курорте прекрасно!6
  • Евсей ИвановРезюме - курорт выходного дня для жителей Алма-Аты ) Платить 30 тыр за перелет и 4.5 часа лететь ради 2-4 дней каталки жалко.0
  • Евсей ИвановРастревоженный, позитифф0
  • РассэлНадо было ещё попробовать скататься в ак-булак, час езды от города, там тоже трассы интересные. Черные трассы там лучше да и среди деревьев можно кататься. Мне больше там нравится чем чимбулак2
  • Дмитрий ВасинРассэл, круто, не знал о нем. Нас интересовал в основном парк, а это Шымбулак.0
  • MaraЕвсей, а на что не жалко? Неделя Шерегеша на двоих по моим подсчетам примерно 150к.2
  • MaraСпасибо за обзор. Планирую как-то посетить этот курорт.3
  • Fedor BМечтаю там побывать, а лучше - провести сезон!2
  • Roma SerovИскусственный снег и на трассах куча камней только скользяк вырывать объехать не получится их очень много. Извините но нет. Хоть и жили в шале прям на горнолыжке. Единственный плюс дешёвый скипас и еда в рестиках на склоне. По мне на порядок лучше Шахдаг в Азербайджане. В этом году на две недели туда летали. В январе на три полетим ну очень зашло2
  • pantrationя на доску с моим везением точно не встану )0
  • Marapantration, дело не в везении. Нужно уметь падать. И конечно, совершенствовать технику.1
  • Александр ФишПро индийцев улыбнуло, почему-то(возможно что-то в их культуре к этому сподвигает) их много вот так в горах, в Гудаури встречал, на Красной поляне, вот в Шерегеше не помню(но давно там был, уже стёрлось все).1
  • Кобиджон ИсмаиловУ местного населения понятия нет о культуре катания и безопасности. При мне одного увезли в черном мешке, а подростка на зелёной трассе сбил один урод и данне остановился. У пацана позоду повоеджение позвоночника2
  • Евсей ИвановMara, не жалко на 3 долины. 25 км - несколько склонов. Неделю надоест там катадзе. О чем автори честно пишет1
  • MaraЕвсей, ну я тоже голосую за 3 долины, Доломиты и Ишгль. Тут про реальное в нынешних условиях. Сильно напоминает Эльбрус -по высокогорью, перепаду высот и параллельным трассам. Мне на 3 день уже скучно.0
  • Alex MayersКобиджон, да они и на дороге себя так же ведут2
  • cherry lieКобиджон, 😨😨😨0
  • Кира ДагаеваMara, на Эльбрус не жалко. И на общем фоне он не дорогой получается.1
  • MaraКира, те же яйца, только в профиль. Эльбрус тоже не дешев. Плюс дорога, плюс еда.0
  • Кира ДагаеваMara, ну Геш только самолёт вставал в 48 тысяч. Эльбрус - перелет 17 тысяч, гостиница у подъемника на двоих 31 тысяча. Уже дешевле, как ни крути.1
  • Евсей ИвановMara, если ужаться, то неделю во Франции можно в 150к утоптать. Вальминье или Вал Сени в январе по 350 евро неделя со скипасом на snowtrex. 500 евро билеты до Милана. Машина от 100 евро. Виза 100е Если вдвоем, вчетвером ехать, то в 150 можно съездить от порога до порога. За 250 club med Сент Морис. Все включено -скипас, инструктор, обед на склоне, ужины с устрицами и фуагра ) Сейчас едем на 2 недели на НГ во Францию. Серр Шевалье, Вал Сени. В 250 на человека впишемся, думаю. Может и дешевле будет. Анивей лучше Шерегеша и Казахстана2
  • MaraКира, если не учитывать перелет, то же самое. Когда у меня возникает желание покататься на Шерегеше, я вспоминаю, что от Новосибирска это 510 км. После этого мой энтузиазм пропадает.0
  • MaraЕвсей, хорошей каталки!0
  • Кира ДагаеваMara, хотелось бы мне "не учитывать перелёт". Но он как-то больше 2/3 стоимости поездки получается. Ну и Эльбрус мне нравится больше, чем Геш, Домбай и Поляна с окрестностями. Катать сложнее. Но интереснее.1
  • Евсей ИвановMara, спасибо! Главное, чтобы визы всем дали.1
  • MaraКира, все зависи от вашей географии катания. Домбай и Эльбрус сравнивать некорректно. Эльбрус-высокогорье, как и Шимбулак. Больше Эльбруса мне нравится Церматт и Валь Д'Изер. Но могу пока только на Эльбрус, чем и воспользуюсь в марте.0
  • Светлана ЖдановичКобиджон, по моему вы сочиняете немного, мягко говоря.0
  • Светлана ЖдановичЕвсей, в 150 во Францию и раньше не уложились бы а сейчас тем более, если только на человека и то сомнительно, с курсом 100 р.0
  • Светлана ЖдановичЕвсей, да и с визами вопрос, и перелета прямого нет, а с пересадками все не удобные совершенно.0
  • MaraСветлана, раньше и дешевле бы уложились. Зависит от цены жилья и еды, готовить ужин в аппартаментах дешевле кафе.0
  • MaraАлександр, тоже в Гудаури встретились, и еще в Кортине Д'Ампеццо.0
  • Евсей ИвановСветлана, на человека имел ввиду. Раньше 800 евро неделя ездили.1
  • Евсей ИвановСветлана, спасибо Путину, что начал в 22 году, а не в 12, например. Дал поездить по Европам. Смотрел цены на НГ в Розе - скипас дороже Франции в 1.5 раза, жилье в 2-4 раза. Толпы, очереди, низкие горы. Готов переплатить за перелет, в итоге, все равно выйдет дешевле во Франции.1
  • MaraЕвсей, толпы и очереди это одна сторона медали. На Поляне может быть мокрый снег, когда кататься невозможно. И вы живете там за бешеные деньги, а кататься-то нельзя. Вот где попа! Там г климат, влажный.0
  • pantrationMara, Да, но это просто не для меня1
  • Евсей ИвановMara, да. Низкие горы - это как раз про это. Роза заканчивается там, где Тинь только начинается ) Мы попадали в поляне даже в конце января в прошлом году. Просто не было снега месяц, а дуть они жабились, да и пушек недостаточно. Было закрыто все, кроме зеленого явора. И вся толпа по этой лесовозной дорожке с камнями ехала.1
  • MaraЕвсей, дело не только в высотах. Вы приводите пример высокогорья, это не корректно. К олимпиаде понаделали тоннелей и напрочь испортили микроклимат. Ухудшили донельзя. На мой взгляд, Поляна это когда есть дня три, многаденег и понты. Полетел и покатался. Пофоткался и выложил в соцсети.0
  • aРассэл, в апреле там уже точно не было снега0
  • Евсей ИвановАлександр, гойда! Раньше за 200 евро Женева или Цюрих и ты в Хопре. Спасибо Владимир Владимирычу, что начал в 2022, а не в 2002. Дал на Альпы посмотреть.0
  • FredМы с семьёй в этом смысле Алматы и освоили и полюбили. Летим туда уже третий раз - рассказываю почему (надеюсь будет полезно) 1) во-первых Алматы - это не только Шымбулак, это 3!!! Отличных каталки (горнолыжных курорта в одном месте - в России это разве что Сочи) - Шымбулак (1), ОйКарагай (или Лесная сказка) (2) и АК Булак (3) Все три - полноценные "курорты" с достаточным количеством трасс разного уровня и ВСЕГО 30-40 мин на машине от Алматы 2) обилие ОЧЕНЬ разных трасс (если работают все) - разнообразия на КАЖДОМ из трёх хватает как минимум на полноценный день (мы обычно чередуем курорты 1-2-3-день в отдыха-1-2-3) 3) очень хорошая инфраструктура и подъемники (на АК Булаке инфраструктура похуже) - всё по большей части новое и гораздо ближе к Европе и Сочи, чем к остальным каталкам России Из минусов - смотрите погоду и онлайн. На любой курорт можно написать по ВатсАпу. Зачем? Часто даже через месяц после открытия работают НЕ ВСЕ трассы (чаще всего тупо ленятся готовить). В пиковый сезон (28.12-07.01) народу очень много трассы "закатываются" уже к обеду. В праздники и выходные ОЧЕНЬ много местных - значительных очередей на подъемники нет (мин 7-12 это прям максимум когда всё битком). НО вот сами местные - это НЕЧТО (хотя и у нас в Домбае и Архызе, и в Китае таких представителей хватает с избытком). Первое - большинство (не все) кататься не умеют вообще, но лезут на красные и даже черные склоны - как результат лежат посреди склона и не могут спуститься, падают на спуске с подъемника и его иногда останавливают... Второе - те кто научился не падать - едут тупо прямо "на скорость", поворачивать и тормозить не умеют, летают как бешеные, периодически влетая в кого-нибудь... Но в целом Алматы с её 3 каталкам (на деле их 4, но четвертая ни о чём) до которых на машине максимум минут 30-40 - это просто здорово!!!1
  • FredТеперь собственно о самом Шымбулаке (ну раз статья была изначально про него) 1) это очень красивый и современный курорт! Там много иностранцев и из Европы и из Азии - и поверьте мне, это тоже показатель качества и привлекательности 2) ЕСЛИ снега много то трасс с избытком хватит на 2-4 дня даже для опытного лыжника (за исключением "гурманов" распробовавших Альпы) Могу что-то напутать, но вроде: 1) 2 для обучения (белые) 2) 1 зелёная и одна "типа синяя" для начинающих 3) 4 синих и 2 красных для продолжающих и прогрессивных 4) ещё 3 красных и 2-3 чёрных для уверенных в себе на 110% 5) ски-парк, 2-3 фри райда и одна чёрная - для "безбашенных" Инфраструктура - супер. Одни только электро-такси чего стоят. Большой ресепшн, отлично работающий сайт с мессенджерами и возможностью покупки/брони ски-пассов, прекрасные раздевалки, приличный прокат (кому надо), кафе и рестораны, подъемники - всё на очень хорошем уровне и по состоянию свежее и довольно новое (что для меня очень даже важно). Минусы - праздники и выходные, когда много местных (читайте мой другой пост, если коротко - проблема в их уровне и культуре катания, а точнее, к сожалению в большинстве случаев, в их полном отсутствии...) Основные 2-3 трассы закатываются в буквальном смысле до камней, поскольку "выскребаются" бордистами и неопытными лыжниками, боящимися скорости и срезающими снег кантами. А более интересные и хорошие трассы требуют хорошего уровня катания. Кому НЕ стоит ехать - тем кто только начинает кататься, или начал недавно и хочет подучиться или мягко покататься на белых, жёлтых или зелёных трассах... В Шымбулаке их НЕТ, то что есть - это скорее для детей... Для такого катания есть другие курорты (в том числе в Алмате, в России или в Бишкеке), где будет лучше и комфортнее начинать и осваивать технику. Те кто стоит устойчиво и катается не первый сезон - оценит и курорт, и трассы, и виды. Надеюсь мой отзыв, будет полезен другим. Хорошего вам всем катания!1
  • FredFred, Кому интересно по ценам: Ездим семьёй - я жена, ребёнок. Из Москвы. Обычно ездим на 12-14 дней (день прилёта, день отлёта, 9-11 дней чистого катания, 1-2 дня на отдых между катаниями) 1) перелёт - 37-45 тыс руб на человека (110-135 тр на троих) уже с багажом и своим оборудованием 2) проживание в Алматы - снимаем хорошие апартаменты (сайты вам в помощь) 80-130 тр на троих на 12-14 дней (зависит от дат и самих апартов, можно и дешевле, но нам не нравится определенный уровень, можно дороже, если вам надо прям люкс) 3) такси - примерно по 2500р до склонов (1100 туда и 1400 обратно, если брать минивэн для семьи и оборудования) + аэропорты + иногда в городе - итого примерно 35-40 тр 4) еда - если по большей части кафе/рестораны и доставка готового то 50-70 тр (если что-то готовить то намного дешевле, если прям оттусить, то побольше) 5) ски-пассы - примерно 1500-2000 на весь день (зависит от дня и курорта). У нас на троих с ребёнком на 10-12 дней выходит примерно 35-55 тр Итого: 380-450тр на троих на 2 недели и чистых полных 9-11 дней катания "до одури"... Три!!! (3) Курорта на одном споте, для нас примерно 20-25 различных трасс от интересных синих, до чёрных (в основном катаем красные, ребёнок чёрные пока не вывозит) Нормальных трасс протяженностью 1500-4000 метров разнообразных и интересных (лесных, скоростных, длинных, могульных). А не куцых 200-500 метров "минута вниз 5-10 минут наверх" Дешевле Сочи и Европы (в настоящее время), и других российских курортов в праздники. Больше разнообразия и трасс - с Россией, кроме Сочи, вообще не сравнимо - ближе к Европе (но всё-таки ещё не Европа). Нет таких очередей на подъемники, как в России. Трассы и инфраструктура (по сумме того, что тут 3 Курорта в одном месте) намного лучше ЛЮБОГО курорта в России, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ Сочи (Сочи, конечно, круче, но и намного дороже сравнивая по уровню).0
  • FredЕвсей, Ну если знать, то там 3 Курорта (есть и 4-й но он прям ни о чём) Шымбулак, Ой Карагай и АК Булак Моё полное описание ниже. Это: 1) конечно не Европа, но однозначно лучше любого российского курорта (за исключением разве что Сочи) 2) в 2-3 раза дешевле Европы (сейчас) или Сочи, и сравнимо с Шерегешем, Хибинами, Эльбрусом, Домбаем по стоимости, но лучше по инфраструктуре 3) примерно 60-80 км трасс (суммарно на трёх курортах, а они расположены как европейские "гора слева, гора справа, гора посередине") из которых половина по интересу, крутости, протяженности и высотности сравнимы только с Европой и Эльбрусом, но точно не с другими спотами в России 4) да и сервис в Казахстане стал больше напоминать Сочи и Европу, а не наши региональные курорты (которые цены вкрутили, а про сервис и инфраструктуру забыли). И пока в Казахстане он хотя бы по ценам доступный.0
  • Дмитрий ВасинFred, ваш отзыв — как целый текст в разделе о путешествиях читателей0