
За 10 лет посещаемость российских горнолыжных курортов выросла в три раза.
Мы изучили, сколько россиян выбирает местом отдыха заснеженные склоны, как выглядит типичный гость горнолыжных курортов, где вообще в России можно покататься и сколько это стоит.
Сколько россиян катается с гор
Учета сноубордистов и горнолыжников в России нет. По данным Минспорта, в кружках, секциях и спортклубах занимается 44 тысячи сноубордистов и 151 тысяча горнолыжников. Но многие люди катаются сами по себе.
Профессионалы горнолыжной индустрии активно пользуются данными из ежегодных отчетов швейцарской консалтинговой группы Laurent Vanat. Они выходят уже 15 лет подряд и содержат ключевые показатели горнолыжной отрасли. Швейцарцы систематизируют данные, которые публикуют горнолыжные курорты и национальные федерации разных стран, и проводят собственные исследования.
По этим данным, любителей горнолыжных курортов в России примерно 3% населения. Примерно такая же доля — в Грузии, Чили и Сербии.
Больше всего катаются в альпийских странах: в Австрии, Швейцарии, Люксембурге — больше 30% населения. Там же расположены самые популярные в мире горнолыжные курорты. Для сравнения: в Финляндии — 23% населения, во Франции — 13%, в Канаде — 12%, а в США — 8%. Из стран, где есть горнолыжные курорты, меньше всего доля катающихся в Китае, Турции и Иране: всего 1% населения.
3% россиян — это около 4,3 млн человек. Учредители премии «Горы России», которую впервые вручали в 2022 году, оценивают численность горнолыжников и сноубордистов в 4,5 млн — возможно, пользуясь оценкой того же отчета.
Исследователи отмечают устойчивый рост посещаемости гор в России: с 4 млн в сезоне 2011/12 до 12 млн в сезоне 2020/21 — то есть в три раза за десять лет.
Больше обычного интерес к склонам рос в 2014—2015, а также после пандемии. Первое связывают, с одной стороны, с проведением Олимпийских игр в Сочи, с другой — с обесцениванием рубля: российских туристов на заграничных горнолыжках в этот период стало на 30% меньше. А прирост посещаемости на 30% в 2022 году — с закрытием границ и стабильной работой отечественных курортов после локдауна.

Кто больше любит горный отдых
Мужчин на склонах больше, чем женщин. По данным «Мегафона», 58% российских райдеров — мужчины. Средний возраст любителей гор — 25—44 года. Если судить по тому, что почти все крупные горнолыжные курорты предлагают услуги для детей, например детские подъемники и школы катания, — можно сказать, что россияне часто ездят в горы всей семьей.
В среднем российские райдеры проводят на склоне 2,1 дня в году. Это с учетом тех любителей горнолыжки, что в конкретный год никуда не ездили. Россияне проводят в горах столько же времени, сколько американцы и японцы. Но намного меньше, чем австрийцы, французы, шведы и канадцы, которые катаются в среднем от 3,5 до 5 дней за сезон.
Абсолютные рекордсмены по количеству дней, проведенных на горнолыжных курортах, — жители столичного региона: по данным МТС, каждый третий посетитель склонов — из Москвы или области.
Если судить по частоте поисковых запросов в Яндексе, самый большой интерес к горнолыжной теме тоже проявляют жители Москвы. Много запросов в Алтайском крае, на Камчатке, Сахалине, в Мурманской, Пермской, Магаданской областях, в Хакасии, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Почти во всех этих регионах расположены крупные горнолыжные комплексы.
Получается, что наличие курорта стимулирует интерес жителей ближайших регионов к горным лыжам и сноуборду. На кемеровских курортах больше сибиряков, чем москвичей, на сахалинских — жителей Дальнего Востока, на Архызе — Краснодарского края и Ставрополья.
Сколько стоит покататься
Сколько стоит инвентарь. По данным «Озона», средняя цена доски для сноуборда — 19 000 ₽, горных лыж — 26 000 ₽. В магазине брендового снаряжения доски стоят от 40 000 ₽. Лыжи и доски категории премиум сейчас найти непросто: их не завозят из-за санкций. Но если смотреть на зарубежных сайтах, цены начинаются от 1000 € (105 954 ₽).
То же самое — с одеждой. Средняя цена горнолыжного костюма на «Вайлдберриз» — 10 000 ₽. Диапазон цены брендовых комбинезонов — от 15 000 до 70 000 ₽.
Снаряжение не обязательно покупать: все необходимое для катания можно взять в аренду прямо на курорте. Сколько это стоит — расскажем ниже.
Сколько стоит поездка на курорт. Мы решили прикинуть, сколько стоит покататься на горных лыжах в разных регионах страны. В сценарий катания включили:
- Ски-пасс, то есть пропуск на подъемник на пять будних дней подряд в феврале-марте 2024 года. Это высокий сезон, когда на курортах, как правило, больше всего людей.
- Проживание в однокомнатных апартаментах в пешей доступности от склона.
- Прокатное снаряжение — лыжи или сноуборд, ботинки, шлем.
Оказалось, что на крупных курортах стоимость ски-пасса может сильно варьироваться: от 6 тысяч на Алтае до 19 тысяч на курортах Красной Поляны в Сочи. Также большой разброс цен на прокат и — особенно — на жилье. Например, в районе Архыза много коттеджей и гостевых домов, а хостелов и апартаментов практически нет: нам удалось найти всего двое апартаментов за 8000—10 000 ₽ и одни за 53 000 ₽ в сутки.
В итоге покататься пять дней на крупном курорте может стоить от 26 до 72 тысяч рублей на человека.
Сколько стоит покататься на крупных курортах
Ски-пасс | Жилье | Прокат | Итого | |
---|---|---|---|---|
Красная поляна, Сочи | 19 000 ₽ | 35 000 ₽ | 13 000 ₽ | 67 000 ₽ |
Архыз, Карачаево-Черкесия | 9 100 ₽ | 40 000 ₽ | 13 000 ₽ | 62 100 ₽ |
Большой Вудъявр, Мурманская обл. | 8 400 ₽ | 21 000 ₽ | 9 500 ₽ | 38 900 ₽ |
Шерегеш, Кузбасс | 10 315 ₽ | 17 000 ₽ | 9 250 ₽ | 36 565 ₽ |
Завьялиха, Челябинская обл. | 8 500 ₽ | 8 000 ₽ | 20 000 ₽ | 36 500 ₽ |
Абзаково, Башкортостан | 9 600 ₽ | 14 100 ₽ | 10 000 ₽ | 33 700 ₽ |
Губаха, Пермь | 7 000 ₽ | 15 000 ₽ | 4 000 ₽ | 26 000 ₽ |
Манжерок, Алтай | 6 300 ₽ | 13 000 ₽ | 6 500 ₽ | 25 800 ₽ |
Сколько стоит покататься на крупных курортах
Красная поляна, Сочи | |
Ски-пасс | 19 000 ₽ |
Жилье | 35 000 ₽ |
Прокат | 13 000 ₽ |
Итого | 67 000 ₽ |
Архыз, Карачаево-Черкесия | |
Ски-пасс | 9 100 ₽ |
Жилье | 40 000 ₽ |
Прокат | 13 000 ₽ |
Итого | 62 100 ₽ |
Большой Вудъявр, Мурманская обл. | |
Ски-пасс | 8 400 ₽ |
Жилье | 21 000 ₽ |
Прокат | 9 500 ₽ |
Итого | 38 900 ₽ |
Шерегеш, Кузбасс | |
Ски-пасс | 10 315 ₽ |
Жилье | 17 000 ₽ |
Прокат | 9 250 ₽ |
Итого | 36 565 ₽ |
Завьялиха, Челябинская обл. | |
Ски-пасс | 8 500 ₽ |
Жилье | 8 000 ₽ |
Прокат | 20 000 ₽ |
Итого | 36 500 ₽ |
Абзаково, Башкортостан | |
Ски-пасс | 9 600 |
Жилье | 14 100 ₽ |
Прокат | 10 000 ₽ |
Итого | 33 700 ₽ |
Губаха, Пермь | |
Ски-пасс | 7 000 ₽ |
Жилье | 15 000 ₽ |
Прокат | 4 000 ₽ |
Итого | 26 000 ₽ |
Манжерок, Алтай | |
Ски-пасс | 6 300 ₽ |
Жилье | 13 000 ₽ |
Прокат | 6 500 ₽ |
Итого | 25 800 ₽ |
Еще в России есть множество маленьких курортов, расположенных не в горах. Мы ожидали, что отдых на них будет дешевле. Но оказалось, что около таких курортов скромный выбор жилья и найти поблизости бюджетные варианты сложно.
Неоднозначная ситуация и со стоимостью ски-пасса. Крупные курорты продают часовые и дневные билеты, а маленькие часто оперируют количеством подъемов. Психологически 1500 ₽ за день катания существенно отличается от 60 ₽ за подъем. Но на крупных курортах основные трассы длиной несколько километров. Соответственно, время спуска значительно больше, а количество подъемов меньше.
На маленьком курорте километровую трассу с перепадом высоты 200—300 м можно проехать за 10—15 минут при базовом уровне катания. Значит, подъемов потребуется много — мы брали в расчет 30 подъемов за день по трассе средней длины. В итоге стоимость ски-пасса на день получается примерно одинаковая.
Сколько стоит покататься на небольших курортах
Ски-пасс | Жилье | Прокат | Итого | |
---|---|---|---|---|
Игора, Ленинградская область | 6 300 ₽ | 42 500 ₽ | 18 670 ₽ | 67 470 ₽ |
Сорочаны, Дмитров | 8 000 ₽ | 20 000 ₽ | 15 650 ₽ | 43 650 ₽ |
Малиновка, Архангельская область | 7 500 ₽ | 25 000 ₽ | 10 000 ₽ | 42 500 ₽ |
Квань, Калуга | 8 250 ₽ | 15 750 ₽ | 13 750 ₽ | 37 750 ₽ |
Хабарское, Нижний Новгород | 7 500 ₽ | 14 375 ₽ | 10 000 ₽ | 31 875 ₽ |
Шакша, Ярославль | 5 000 ₽ | 10 000 ₽ | 3 000 ₽ | 18 000 ₽ |
Сколько стоит покататься на небольших курортах
Игора, Ленинградская область | |
Ски-пасс | 6 300 ₽ |
Жилье | 42 500 ₽ |
Прокат | 18 670 ₽ |
Итого | 67 470 ₽ |
Сорочаны, Дмитров | |
Ски-пасс | 8 000 ₽ |
Жилье | 20 000 ₽ |
Прокат | 15 650 ₽ |
Итого | 43 650 ₽ |
Малиновка, Архангельская область | |
Ски-пасс | 7 500 ₽ |
Жилье | 25 000 ₽ |
Прокат | 10 000 ₽ |
Итого | 42 500 ₽ |
Квань, Калуга | |
Ски-пасс | 8 250 ₽ |
Жилье | 15 750 ₽ |
Прокат | 13 750 ₽ |
Итого | 37 750 ₽ |
Хабарское, Нижний Новгород | |
Ски-пасс | 7 500 ₽ |
Жилье | 14 375 ₽ |
Прокат | 10 000 ₽ |
Итого | 31 875 ₽ |
Шакша, Ярославль | |
Ски-пасс | 5 000 ₽ |
Жилье | 10 000 ₽ |
Прокат | 3 000 ₽ |
Итого | 18 000 ₽ |
Как развивалась горнолыжная индустрия в России
В 1930—1950-е годы любители сами расчищали холмы и горы от кустарника и деревьев и прокладывали трассы.
В 1950—1960-е активисты на местах начали строить первые самодельные подъемники. Многие из этих мест со временем выросли в настоящие горнолыжные курорты: например, история горнолыжного комплекса «Завьялиха» началась с подъемника, который построили сами для себя рабочие завода в городе Трехгорном.
В 1963 году на горе Чегет в Ставрополье построили первую в СССР канатную дорогу. Это положило начало строительству горнолыжных комплексов по всей стране.
В 1970-е годы прокладывали трассы, строили канатные дороги и подъемники. В это время было построено большинство курортов Советского Союза, многие из них функционируют до сих пор.
В начале 1990-х произошел отток посетителей горнолыжки, который связывают с недостатком денег у одной части населения и возможностью выехать за рубеж и сравнить уровень сервиса — у другой.
В 2000-х начался рост посещений. Тогда в Россию начали поставлять подъемники западных производителей. По данным Laurent Vanat, с 2001 по 2011 год поставили больше 150 штук: началась масштабная реконструкция устаревших советских комплексов и строительство новых, в том числе в районах, где нет гор. В Ленинградской области в 2006 году открылся курорт «Игора», в Подмосковье в 2008 году начал работу всесезонный горнолыжный комплекс «Снеж-ком», в Нижегородской области к 2010 году построили сноу-комплекс «Печерский каньон».
В 2010 году на Камчатке поставили первый кресельный подъемник на горе Морозная, а в Горном Алтае открылся курорт «Манжерок». В 2011—2012 на самарском курорте «СОК Красная Глинка» провели масштабную реконструкцию: проложили новые трассы, установили подъемник и поставили первую снежную пушку. В 2013 открылись курорт «Архыз» в Карачаево-Черкесии, горнолыжный комплекс «Роза Хутор» в Сочи и центр «Спасская губа» в Карелии.
К сочинской Олимпиаде 2014 года открыли 170 горнолыжных комплексов. Подготовка к главному зимнему старту дала мощный толчок развитию горнолыжной индустрии в стране.
Новая эпоха началась не только в Сочи. В конце 2014 года в Хибинах гондольно-кресельный подъемник многократно увеличил пропускные возможности курорта. В 2015 открылся курорт «Любогорье» в Новгородской области.
Какие курорты сейчас самые развитые и популярные
Сегодня Laurent Vanat насчитывает в России 354 горнолыжных курорта. По данным учредителей премии «Горы России» их 220, в каталоге Skiresort перечислено 174 курорта, а в каталоге ski.ru — 159.
Все зависит от того, что считать курортом. Например, из 300 с лишним курортов, перечисленных на портале Rider Skill, треть — с протяженностью трасс меньше километра или всего одним подъемником. Такие места для катания расположены, как правило, на небольших холмах. В государственном реестре горнолыжных трасс перечислено 445 трасс, расположенных всего на 58 курортах. Только на них можно проводить официальные горнолыжные соревнования.
Достоверной статистики посещаемости курортов тоже нет. В концепции развития туризма 2019 года есть задача продвигать этот вид отдыха, но на сегодняшний день каких-либо данных не публиковали. Коммерческие компании — например, сервисы бронирования гостиниц и билетов, а также сотовые операторы — оценивают посещаемость по своей клиентской базе, но их результаты противоречивы: скажем, Красную Поляну посещает одновременно 40, 58 и 77% общероссийского объема туристов.
К сообщениям о посещаемости курортов в нашей стране пока лучше относиться с осторожностью. Учредители премии «Горы России» утверждают, что общая посещаемость российской горнолыжки — 20 млн человек за сезон, Laurent Vanat пишет о 9,6 млн. Курорт «Шерегеш» отчитывается о рекордных 2,3 млн человек за сезон 2022/23, а два топовых сочинских курорта — «Роза Хутор» и «Красная поляна» — сообщают о 1 млн и 850 тысячах посетителей соответственно за первую половину 2023 года.
20 горнолыжных курортов с наибольшей протяженностью трасс
Курорт | Ближайший аэропорт | Протяженность трасс, км | Число подъемников | Сертифицированых трасс |
---|---|---|---|---|
Роза Хутор | Сочи | 102 | 19 | 52 |
Газпром Поляна | Сочи | 60 | 15 | 36 |
Шерегеш | Новокузнецк | 37 | 18 | 13 |
Красная Поляна | Сочи | 32 | 14 | 35 |
Большой Вудъявр | Апатиты | 27 | 7 | 25 |
Холдоми | К.-на-Амуре | 26 | 3 | 12 |
Домбай | Мин. Воды | 25 | 12 | 9 |
Архыз | Мин. Воды | 25 | 3 | — |
Эльбрус | Мин. Воды | 23 | 6 | 9 |
Аджигардак | Уфа | 22 | 6 | — |
Чегет | Мин. Воды | 20 | 8 | — |
Горный воздух | Южно-Сахалинск | 20 | 4 | 19 |
Губаха | Пермь | 20 | 3 | 7 |
Телецкий | Горно-Алтайск | 17 | 4 | — |
Абзаково | Магнитогорск | 16 | 7 | 11 |
Гора Соболиная | Иркутск | 15 | 5 | 9 |
Амут Сноу Лейк | К.-на-Амуре | 15 | 2 | — |
Завьялиха | Уфа | 15 | 5 | — |
Кувандык | Оренбург | 14 | 6 | — |
Чиндирчеро | Махачкала | 14 | 8 | — |
20 горнолыжных курортов с наибольшей протяженностью трасс
Роза Хутор | |
Ближайший аэропорт | Сочи |
Протяженность трасс, км | 102 |
Число подъемников | 19 |
Сертифицированых трасс | 52 |
Газпром Поляна | |
Ближайший аэропорт | Сочи |
Протяженность трасс, км | 60 |
Число подъемников | 15 |
Сертифицированых трасс | 36 |
Шерегеш | |
Ближайший аэропорт | Новокузнецк |
Протяженность трасс, км | 37 |
Число подъемников | 18 |
Сертифицированых трасс | 13 |
Красная Поляна | |
Ближайший аэропорт | Сочи |
Протяженность трасс, км | 32 |
Число подъемников | 14 |
Сертифицированых трасс | 35 |
Большой Вудъявр | |
Ближайший аэропорт | Апатиты |
Протяженность трасс, км | 27 |
Число подъемников | 7 |
Сертифицированых трасс | 25 |
Холдоми | |
Ближайший аэропорт | К.-на-Амуре |
Протяженность трасс, км | 26 |
Число подъемников | 3 |
Сертифицированых трасс | 12 |
Домбай | |
Ближайший аэропорт | Мин. Воды |
Протяженность трасс, км | 25 |
Число подъемников | 12 |
Сертифицированых трасс | 9 |
Архыз | |
Ближайший аэропорт | Мин. Воды |
Протяженность трасс, км | 25 |
Число подъемников | 3 |
Сертифицированых трасс | — |
Эльбрус | |
Ближайший аэропорт | Мин. Воды |
Протяженность трасс, км | 23 |
Число подъемников | 6 |
Сертифицированых трасс | 9 |
Аджигардак | |
Ближайший аэропорт | Уфа |
Протяженность трасс, км | 22 |
Число подъемников | 6 |
Сертифицированых трасс | — |
Чегет | |
Ближайший аэропорт | Мин. Воды |
Протяженность трасс, км | 20 |
Число подъемников | 8 |
Сертифицированых трасс | — |
Горный воздух | |
Ближайший аэропорт | Южно-Сахалинск |
Протяженность трасс, км | 20 |
Число подъемников | 4 |
Сертифицированых трасс | 19 |
Губаха | |
Ближайший аэропорт | Пермь |
Протяженность трасс, км | 20 |
Число подъемников | 3 |
Сертифицированых трасс | 7 |
Телецкий | |
Ближайший аэропорт | Горно-Алтайск |
Протяженность трасс, км | 17 |
Число подъемников | 4 |
Сертифицированых трасс | — |
Абзаково | |
Ближайший аэропорт | Магнитогорск |
Протяженность трасс, км | 16 |
Число подъемников | 7 |
Сертифицированых трасс | 11 |
Гора Соболиная | |
Ближайший аэропорт | Иркутск |
Протяженность трасс, км | 15 |
Число подъемников | 5 |
Сертифицированых трасс | 9 |
Амут Сноу Лейк | |
Ближайший аэропорт | К.-на-Амуре |
Протяженность трасс, км | 15 |
Число подъемников | 2 |
Сертифицированых трасс | — |
Завьялиха | |
Ближайший аэропорт | Уфа |
Протяженность трасс, км | 15 |
Число подъемников | 5 |
Сертифицированых трасс | — |
Кувандык | |
Ближайший аэропорт | Оренбург |
Протяженность трасс, км | 14 |
Число подъемников | 6 |
Сертифицированых трасс | — |
Чиндирчеро | |
Ближайший аэропорт | Махачкала |
Протяженность трасс, км | 14 |
Число подъемников | 8 |
Сертифицированых трасс | — |
Что дальше
Рост популярности топовых курортов, по всей видимости, замедляется. По данным «Мегафона», в сезоне 2022/23 курорты Красной Поляны прибавили в посещаемости только 5%. Для сравнения: посещаемость Эльбруса выросла в 15 раз, Домбая — в два раза, Большого Вудъявра в Мурманской области и курортов Камчатского края — примерно в 1,5 раза, «Горного воздуха» в Сахалинской области — на 37%. Значит, индустрия продолжает развиваться.
Например, в Кузбассе выделили деньги на строительство аэропорта возле курорта «Шерегеш». В Архызе с 2019 года число трасс увеличилось с 8 до 16, на Эльбрусе к следующему сезону подготовили 8 новых трасс. В декабре 2022 года в Пермском крае открылся новый курорт «Белогорье».
На Алтае к 2025 году планируется построить 12 горнолыжных трасс в особой экономической зоне «Бирюзовая Катунь». На Камчатке в 2027 году собираются открыть ГК «Три вулкана» с горнолыжными трассами протяженностью 30 км и пятью подъемниками. А курорт «Мамисон» в Северной Осетии станет вторым по протяженности трасс в России, если построят все запланированные 96 км трасс.
Вот еще статьи, которые рассказывают о спортивной жизни россиян с точки зрения статистики:
16.10, 07:52
В каждую таблицу добавьте перепад высот.
"Шакша, Ярославль перепад" - 43 метра .... это детская горка.
На мой взгляд протяженность трассы значения не имеет , у нее есть 1 показатель перепад.
Имхо нужно разделить горы и "холмы катания".
Это совсем разные ниши. Холмы - это для местных, не поедут условные Москвичи в новое "Белогорье" кататься на 130м
"Рост популярности топовых курортов, по всей видимости, замедляется. "
Банально, так как они уже и так забиты.
Более того , климат не очень хорошо влияет на кавказские курорты, в прошлом году со снегом в Сочах было не ахти.
"аэропорта возле курорта «Шерегеш»" - это не про горнолыжный спорт, а про "попил-шоу", на Шерегеше прежде всего нужны отели и турбазы ..... их дикий нехваток.
В те же Альпы мы массово ездили из Мюнхена , никаких проблем .
Архыз - тоже большие проблемы с жильем. Аренда уже дороже Красной Поляны, при этом сервис очень своеобразный, с национальным колоритом.
Сам же курорт вполне интересен, имхо.
16.10, 09:07
Дмитрий, на Эльбрусе тоже колорит в виде отелей со стенами из осб, кроватями в завитушках и воды льющейся из батарей:)) ну и джигиты на летней резине, упорно буксующие у подьемника.
16.10, 12:10
Благоустройство, могу рассказать свое мнение про Эльбрус.
Отель был отличным. Трехэтажный особняк, со всеми коммуникациями и вкусным завтраком.
Просто на Эльбрус ездят кататься и небогатые ребята .. и да там есть и дешево-плохо. Я же за нормальные деньги купил хорошо.
Лично я в Архызе снял место хуже и дороже .
Вот что мне ОЧЕНЬ не понравилось на Эльбрусе, так это крошка каменная на трассе. Ее было море, спускался и плакал.
16.10, 12:31
Дмитрий, наверно там можно найти нормальный отель, но я предпочитаю за отель платить столько же сколько и в альпах, и надеюсь получить похожие условия. А выходит что бы получить в архызе/эльбрусе ровное качество, надо платить как за лухари. А сейчас когда нет альтернативы российским курортам, соотношение цена/качество просто слезы.
16.10, 13:00
Благоустройство, хмм вот ни разу в Альпах в отеле не жил... дорого.
Почти всегда в аппартах.
Просто отзывы надо смотреть. у того отеля были хорошие отзывы и он меня не разочаровал.
Мне не очень понравилось отсутствие инфраструктуры в поселке Эльбруса....
16.10, 08:37
"На мой взгляд протяженность трассы значения не имеет , у нее есть 1 показатель перепад"
Дмитрий, тогда вам понравится барнаульский Авальман)))
16.10, 12:14
Eka, ну перепад в 75 метров явно делает эту горку "только для местных".
По мне граница в районе 300+ метров перепада.
точнее
"холмик" до 70
"пупырка" 70- 140
"горочка" 140-300
"небольшая гора" 300-500
Гора это 800 и более.
16.10, 10:13
В России только курорты Красной Поляны похожи на "курорты". Остальные пока что можно назвать "горой с какой-то инфраструктурой". Хотя настоящим райдерам это не мешает, конечно )))
Большинство курортов в России представляют собой курорты одного дня и актуальны они только для жителей окрестных городов. Ехать через всю страну ради курорта с перепадом 200 метров мало кто отважится. Хотя бы 500, как Шерегеш или Кировск.
В табличке порадовала протяженность трасс на Чегете (как таковых трасс там нет), как и количество подъемников (там всего 2 подъемника) . на Эльбрусе тоже интересно, где они нашли 6 подъемников. Так что информации из таблицы я бы доверял с осторожностью.
16.10, 12:32
Jspb, наверно на эльбрусе присчитали боковую старую сидячую канатку, где бумажный билетик покупаешь отдельный:)
16.10, 12:16
Jspb, ну а чем Архыз плох, если жить в "дорогой зоне, на курорте".. ?
Кировск - отличный дополнительный курорт. Уже 2 года езжу туда на "ночных автобусах".
16.10, 13:44
Дмитрий, ок, Архыз еще как-то можно притянуть. В Кировске каталка норм, но критически не хватает отелей и апре ски, да и вообще духа горнолыжного курорта. Ряды хрущевок убивают весь дух )
16.10, 14:27
А вот мне пофиг на хрущевки.
Вот второй подъемник бы...
Ресторанчиков в этом году видел уже массу.
Отели есть тоже , да и самолет туда не так дорого уже летает.
Еще ЮжноСахалинск - был летом, но профиль горы понравился.
Лететь , конечно, долго .... но в те же новогодние ценник на перелет с проживанием сравним с другими курортами.
16.10, 14:40
Дмитрий, вторую креселку на Юге анонсировали к новому году.
16.10, 20:00
Ольга, слышал - вопрос построят ли в срок.
Просто на Кировск сильно (и хорошо) влияет Фосагро.
И , похоже, видно что наличие склонов - это то, что может ,вместе с сырьем, сделать город успешным.
16.10, 07:50
Прекрасную беголыжную Малиновку с дивными бесконечными рельефными трассами причислить к горнолыжным курортам - это сильно!
Нет, склон там есть. И подъемник. Но любим мы ее не за это :-)
16.10, 08:00
cat, к сожалению единых требований для причисления комплекса к курортам нет. А в известные исследования включили все комплексы, у которых есть подъемники.
16.10, 08:16
Ольга, раз нет единых требований - может быть, просто руководствоваться здравым смыслом? :-)
Малиновка, повторю, - прекрасное место для лыж. Но - для беговых.
Ранний снег, рельеф, жилье прямо у трасс, удобный транспорт (прямой поезд из Москвы до Костылево, а там 20 минут на такси) - все прекрасно.
Но горнолыжникам и бордерам туда переться совершенно незачем.
16.10, 08:25
cat, возможно вы правы. Но я думаю, есть опытные лыжники, которым совсем нечего делать на маленьких горнолыжках, а есть множество людей, которые только хотят/пытаются встать на доску или лыжи, и им нужно где-то попробовать это сделать. Такие комплексы для них, и здорово, что они есть. Иначе начинающими будут забиты выкаты горных трасс.
17.10, 07:10
Манжерок да
18.10, 16:07
Архыз, Роза хутор точно стоит.
16.10, 16:02
Аджигардак ближе к Уфе, а не к Челябинску)
18.10, 11:25
Darth, спасибо, что заметили. Исправили в таблице, чтобы увидеть изменения, нужно обновить кэш.
16.10, 16:34
Статистика, конечно, вещь интересная, но как житель Пермского края расскажу про Губаху.
Скипасс 7 т.р. на 5 дней? С этого сезона в выходные дни 2 тысячи ски-пасс, то есть тут уже не сходится сумма
Жилье за 3 т.р./ночь вполне реально, но не на горе, а в городе.
Протяженность трасс там в реальности много ниже. 70% это фрирайд маршруты, на которых нечего было делать прошлый сезон из-за аномального малого количества снега. В реальности там 3 км трасс, т.е для любителей езды по подготовленным склонам это курорт на 1 день.
17.10, 11:11
Seraf1no, скипасс в будни дешевле:) Спасибо за уточнения, думаю, тем, кто едет в Пермский край, они будут полезны.
17.10, 10:07
Александр, будьте повежливей. Правила: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/
17.10, 16:35
Полиция, это максимальная вежливость, с которой можно к таким публикациям подходить)
17.10, 11:07
Александр, везде указаны источники информации. Если официальные расчеты поменяются, мы их опубликуем.
17.10, 16:34
Ольга, если вы перепостили чей то бред, это не значит, что он стал правдой.
Пишите о том, в чем разбираетесь.
Дайте ссылку на 16км новых трасс архыза и откуда на чегете 20км трасс и 7 подъемников. Хотя бы, у вас вся статья из чуши
17.10, 18:52
Ольга, хотите дальше разбирать ваш бред? Поехали разбирать фразу:
На маленьком курорте километровую трассу с перепадом высоты 200—300 м можно проехать за 10—15 минут при базовом уровне катания.
Так как, увы, вы не знакомы с математикой и с горнолыжным спортом, для средних углов трасс для начинающих (сине-зеленых), характерен перепад 1км длины на 100-150 метров перепада.
Немного умножить, вы выше пишите, что если ехать 200м перепада или пару км в течении 10 минут. Это 12кмч. У меня дочь в 4 года на горных лыжах быстрее ездила.
17.10, 18:55
Ольга, ещё хотите? Пишите, что на эльбрусе к след сезону подготовят 8 новых трасс.
Провались ты сама по своей ссылке, там же блин, написано, что не 8, а 2 новые:
https://www.interfax-russia.ru/south-and-north-caucasus/main/dve-kanatnye-dorogi-planiruyut-zapustit-na-kurorte-elbrus-v-kbr-etoy-zimoy
17.10, 19:00
Да ещё жесть, я начал проваливаться по ссылкам. Автор, да ты хоть сама в них залезла?
Пишешь, что по данным ски.ру в России 141 глк. Проваливаюсь, а там их 159.
Что, ещё 18глк построили, с момента публикации?
17.10, 19:06
А ещё мне интересно, тут Админ есть? Можно ли удалять статьи за вранье? А автор себя ещё журналистом считает, ссылки на которые ссылается автор и текст автора не соответствуют друг другу, что вводит других пользователей в заблуждение.
А в принципе огромная часть тцт приведенной статистической информации без всяких ссылок и является некорректной. Если вы дорожите качеством вашего контента, надо эту статью просто удалить
18.10, 20:40
Малиновка нереальная помойка, в марте был там, работает всё только в субботу и воскресенье, администратор местная чиновница, которой всё пофиг, хамит не переставая, местный Роспотребнадзор и Министерство туризма и спорта с ней тоже не совладают. развлечений ноль, место только для соревнований лыжников за счёт государства.
01.11, 09:11
Для начинающих все маленькие горки вроде Шакшы и Малиновки. Кировск — широкие пологие склоны, можно учиться и хорошо карвить. Для фрирайда — Шерегеш.