«Немая ярость»: эффектный боевик от автора «Без лица» и «Круто сваренных» — почти без диалогов
30 ноября 2023 года в российский прокат выходит фильм «Немая ярость». Это первый за 20 лет американский фильм Джона Ву.
А еще «Немая ярость» — рождественский боевик. Сюжет картины развивается в канун праздника, а оригинальное название — отсылка на одноименную рождественскую песню. У картины есть и другая необычная особенность: главный герой в ней не говорит ни слова, вся история рассказана исключительно визуально.
Рассказываем, стоит ли идти на «Немую ярость» в кино.
Что за «Немая ярость» (Silent Night)
Дата премьеры: 30 ноября 2023 года
Страна производства: США
Режиссер: Джон Ву
В ролях: Юэль Киннаман, Каталина Сандино Морено, Кид Кади, Арольд Торрес, Винни О’Брайэн, Еко Хамамура, Энтони Джульетти
Жанр: боевик
Фильмы, похожие на «Немую ярость»: «Джон Уик», «Тайлер Рейк: Операция по спасению», «Без лица»
Продолжительность: 1 час 44 минуты
👀 В фильме нестандартный главный герой
В канун Рождества главный герой по имени Годлок проводит время с сыном и женой Сайей. Внезапно рядом с их домом появляются машины двух враждующих банд. В ходе перестрелки сын Годлока погибает, а сам мужчина получает пулю в горло и теряет голос. После выхода из больницы он решает, что посвятит следующий год тренировкам. А 24 декабря убьет всех виновных в смерти его ребенка.
Типичный главный герой боевика 2020-х годов — почти неубиваемый профессионал своего дела. Оперативник Итан Хант из фильма «Миссия невыполнима» идеально выполняет любые трюки и предпочитает перемещаться снаружи поездов и самолетов, а не внутри. Мастер спасательных операций Тайлер Рейк уничтожает отряды солдат с помощью одних лишь пистолета и граблей. А Джон Уик и Хатч из «Никто» Найшуллера вызывают у врагов ужас одним своим появлением.
Протагонист «Немой ярости» не такой. Он никогда не был суперсолдатом или спецагентом, а в начале картины еще и долго восстанавливается от пулевого ранения. Известный по «Отряду самоубийц» актер Юэль Киннаман старательно делает вид, что не может сделать и одного подтягивания. Физическую форму и боевые навыки его герой набирает по ходу истории: с помощью перекладины, пары гирь и обучающих видео.
Это придает боевым сценам дополнительный драматизм. Годлок — не универсальный солдат. В бою он часто ошибается и поддается эмоциям. В одной ситуации герой застывает от волнения и упускает шанс убить цель. В другой — по глупости дает пленнику оружие и шанс сбежать. Зритель постоянно переживает, что у него что-то может не получиться. Из-за этого каждую экшен-сцену смотришь как последнюю: непонятно, убьет ли главный герой всех врагов или погибнет сам.
🔫 Вместо диалогов в картине — яркие перестрелки
Герой Киннамана неразговорчив. В этом он похож на Джона Уика — но тот хотя бы иногда разбавляет тяжелые вздохи односложными репликами или редким эмоциональным монологом. Годлок же из-за полученной травмы не разговаривает вовсе: сюжет и эмоции героя Джон Ву объясняет через экшен.
В интервью Vulture постановщик назвал концепцию фильма вызовом. Отсутствие диалогов побудило его рассказать историю только с помощью визуала и музыки. Ограниченный бюджет же заставил снимать огромные сцены одним кадром, а также отказаться от общих планов и пересъемок.
«Немая ярость» во многом похожа на первую «Операцию по спасению» с Крисом Хэмсвортом. В обоих фильмах герои стремительно перебираются от одной экшен-сцены к другой. А между боями кратко, но трогательно вспоминают погибших детей: Тайлер Рейк с болью представлял, как оставил умирающего ребенка в больнице, а Годлок же постоянно заводит музыкальную игрушку сына.
Вместе с тем фильм Джона Ву не страдает от главной проблемы сиквела «Операции по спасению» — потери ритма из-за обилия разговорных сцен. Его герои общаются только с помощью боевой хореографии и редких жестов. К концу фильма у Годлока появляется верный боевой товарищ — детектив в исполнении рэпера Кида Кади. Но вся история их отношений умещается буквально в три немые сцены.
В первой герои обмениваются взглядами. Во второй Годлок приносит к дверям детектива рождественский подарок — связанного преступника. В третьей они без единого слова прикрывают друг друга в перестрелке.
🎥 «Немая ярость» осовременивает режиссерский стиль Джона Ву
Фильмы Джона Ву в свое время сильно изменили подход к перестрелкам в кино. Те перестали быть статичными: герои «Наемного убийцы», «Пули в голове» и «Круто сваренных» все время передвигаются, стреляя на ходу или, скажем, скатываясь спиной по лестнице. А еще у выстрелов появились последствия: раненые враги в картинах Ву не просто падают, а красиво истекают кровью.
Сцены с огнестрельным оружием стали сильно напоминать сражения на мечах в азиатских фильмах — поэтому стиль режиссера часто называли «ган-фу». Камера в его фильмах часто показывает пистолеты и винтовки на крупных планах, а стрелки по ходу сцены могут демонстрировать чудеса акробатики.
30 лет спустя после выхода главных хитов Ву запросы аудитории немного изменились. Теперь от экшена ждут не только эффектности, но и реалистичности. В «Немой ярости» режиссер будто пытается осовременить свой стиль. Его герои все еще обладают бесконечным магазином и поразительной точностью стрельбы. Но действуют более прагматично: не стреляют в прыжках, как в «Без лица», и не идут на выстрелы нескольких врагов в одиночку, как в «Круто сваренных». Плюс пусть и редко, но все же перезаряжаются.
Авторы «Операции по спасению» могут делать сколько угодно продуманные однокадровые сцены. А «Джон Уик» — показывать реалистичные рукопашные бои с приемами из дзюдо и джиу-джитсу. Но даже в 2023 году никто не снимает перестрелки так же эффектно, как 75-летний Джон Ву.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult