Как мужчина пропустил срок поверки счетчика на воду и оказался должен 363 000 ₽
В июле 2019 года предприниматель из Ростовской области решил узнать, почему ему не приходят квитанции на оплату водоснабжения магазина. Оказалось, в январе 2019 года ресурсоснабжающая организация сменилась — и у новой не было данных о магазине. С собственником помещения заново заключили договор абонентского обслуживания, а в августе сотрудники водоканала пришли лично — чтобы снять актуальные показания счетчика воды.
Здесь мужчину ждал еще один сюрприз. Выяснилось, что прибор не прошел очередную поверку еще год назад — в августе 2018 года . Значит, он считается вышедшим из строя, а все его показания и начисления по ним — недостоверными .
Водоканал распорядился, чтобы предприниматель немедленно заменил счетчик. И уже 4 сентября 2019 года принял в эксплуатацию новый прибор. А плату за потребление воды с 1 января по 3 сентября 2019 года пересчитал по методу учета пропускной способности труб . Получилось 4485 м³ — вместо 79 м³ по показаниям демонтированного счетчика.
Задолженность на сумму 363 072 ₽ включили мужчине в квитанцию. Но предприниматель не согласился и добровольно платить не стал.
Тогда сотрудники водоканала заочно взыскали долг через суд. Владелец магазина успел обжаловать судебный приказ, и стороны спора встретились в суде лично.
Аргументы сторон
Водоканал. Сотрудники пришли в магазин, чтобы снять актуальные показания счетчика. И обнаружили, что прибор давно неисправен: не прошел поверку еще год назад.
Мы выписали ответчику предписание о замене и пересчитали плату за водоснабжение по методу учета пропускной способности труб при круглосуточном пользовании водой — как и положено в случае выявления безучетного потребления .
За непрерывное пользование водой с 1 января 2019 года по день установки нового счетчика ответчик должен нам 363 072 ₽. Просим взыскать с него сумму задолженности за водоснабжение.
Предприниматель. Я шесть лет добросовестно платил за воду по показаниям счетчика — водоканал принимал их без замечаний. А об очередной поверке просто забыл.
Не снимаю с себя вины, но прошу суд пересчитать задолженность по объемам потребления, которые у меня были в течение года до выхода счетчика из строя .
Сумма, которую мне насчитал водоканал, не соответствует реальному потреблению, прошу суд отказать в иске.
Что сказали суды
Расчет верный.
Потребитель платит поставщику за воду по приборам учета или за объем, который определен расчетным способом. Второй способ применяют, когда счетчика воды нет, он неисправен или потребитель в течение шести месяцев подряд не передает показания .
В нежилом помещении ответчика был установлен счетчик расхода воды. Чтобы водоканал мог рассчитывать плату по его показаниям, в августе 2018 года прибор должен был пройти поверку или его надо было заменить на новый . Но ответчик поверку не организовал, а счетчик заменил только после предписания водоканала. Поэтому ему изменили порядок оплаты потребленной воды на безучетное потребление — по максимальной пропускной способности труб.
Перерасчету подлежит период с 61-го дня после даты истечения межповерочного интервала и до дня поверки либо допуска в эксплуатацию нового счетчика . В этом деле начислять по безучетному потреблению начали с даты принятия магазина к обслуживанию — с 1 января по 3 сентября 2019 года.
Алгоритм расчета объема ресурса при безучетном потреблении приведен в законе. Нельзя заменить его произвольным расчетом, который предложил ответчик.
Суд удовлетворяет иск полностью и взыскивает с ответчика задолженность за безучетное потребление воды — 363 072 ₽.
Если ответчик не согласен с решением суда, он вправе обжаловать его в апелляционной инстанции.
Предприниматель решил, что не станет отдавать такую сумму. И подал жалобу на решение в областной суд.
Согласны.
За своевременную поверку счетчиков отвечают собственники помещений . Водоканал выявил нарушение и пересчитал плату. Здесь все верно. Ответчик отказался добровольно выплачивать долг, в результате чего водоканал взыскал деньги через суд.
Решение районного суда оставляем в силе. Обжаловать отказ можно в кассационной инстанции.
Мужчина решил, что добьется перерасчета, так как не согласен платить за лишние 4406 м³ воды.
Все верно.
Ответчик не согласен с тем, что водоканал посчитал ему объем потребленной воды как при круглосуточной работе водопровода. Но именно так следует считать объем ресурса при его безучетном потреблении.
Жалобу ответчика оставляем без удовлетворения.
Если он не согласен — может обжаловать наше решение в коллегии по гражданским делам Верховного суда.
Предприниматель отправился искать справедливости в Верховный суд.
Все не так.
Потребитель, который подключен к системе централизованного водоснабжения, должен оплатить потребленную воду. Объем определяют показаниями счетчиков — при условии, что они исправны. Точность приборов подтверждается данными о своевременной поверке.
Если счетчик не поверили, а межповерочный интервал истек, прибор считается вышедшим из строя. Сотрудники водоканала больше не принимают его показания, а объем потребленной воды определяют расчетным способом.
Но даже в этом случае прибор может оставаться технически исправным все время после окончания срока поверки. Если счетчик стоит на месте, не имеет повреждений и опломбирован, то потребитель может не менять его, а провести поверку, пусть и с опозданием . Если по ее результатам показания прибора будут признаны достоверными, то потребитель заплатит за фактическое потребление, а не за максимально возможное.
В день визита в магазин сотрудники водоканала зафиксировали, что в узле учета стоит счетчик воды без следов повреждения и с пломбой. На шкале был указан объем потребления — 79 м³. Представители водоканала должны были предложить ответчику поверить счетчик. Но они посчитали, что его надо демонтировать.
Из-за того что водоканал не разъяснил потребителю его права, тот потратился на установку нового прибора. Кроме того, мужчина теперь не может получить перерасчет платы за воду, так как утилизировал старый счетчик.
Признаем поведение потребителя добросовестным, а водоканала — нет. Судам стоило внимательнее разобраться в вопросе злоупотребления ресурсоснабжающей организации своим положением. Именно это привело к задолженности и тратам потребителя.
Отменяем судебные акты нижестоящих судов. Направляем материалы дела в районный суд на пересмотр.
Отменяем взыскания.
С момента начала деятельности в январе 2019 года водоканал не контролировал показания счетчика воды в магазине предпринимателя. Тот сам пришел в офис компании, чтобы узнать, почему регулярно передает показания, но не получает счетов на оплату.
Как потребитель коммунальной услуги, предприниматель поступил добросовестно. Срок для очередной поверки его прибора учета воды действительно истек в 2018 году, но можно было его поверить и в августе 2019. Тогда плату за объем потребленной воды можно было бы пересчитать по разнице показаний — без переплаты на стороне ответчика и убытков на стороне истца.
Из-за распоряжения сотрудников водоканала о демонтаже такой возможности нет. Свои убытки от безучетного потребления воды истец доказать не может. А финансовые затраты ответчика очевидны.
Водоканал действовал недобросовестно. В иске отказываю.
Что в итоге
Почти два года предприниматель провел в судах. Но отменил взыскание задолженности за объем воды, который превысил реальное потребление в 57 раз.
Что делать, если истек срок поверки счетчика в квартире
В истории предпринимателя из Ростовской области речь шла о счетчике воды, который установлен в нежилом помещении. Объем безучетного потребления рассчитали по правилам коммерческого учета воды.
Собственники жилых помещений также должны следить за исправностью счетчиков и вовремя организовывать их поверку. Ее срок указан в личном кабинете пользователя на сайте организации, которая принимает показания прибора учета онлайн, и в квитанции на оплату коммунальных услуг. Поэтому не стоит заказывать поверку у недобросовестных фирм, которые раскладывают в почтовые ящики рекламу о необходимости провести ее срочно и по завышенной цене.
Поверка квартирного счетчика всегда платная, стоимость для одного счетчика в Москве — 750 ₽. Вы можете найти фирму с аккредитацией на право проведения поверки бытовых счетчиков воды самостоятельно или заказать услугу через сайт водоканала — если тот заключил договор о сотрудничестве со специализированными фирмами.
Результат поверки отобразится в информационной системе Росстандарта. Идти никуда не придется, сведения о новом межповерочном интервале обновятся в квитанциях и в личном кабинете на сайте, где потребитель передает показания счетчика.
Если потребитель забудет провести поверку счетчика в срок, объем потребления ему будут считать так:
- Первые три месяца после истечения межповерочного интервала — по средним показаниям потребления воды за последние полгода .
- Если период до очередной поверки или замены счетчика окажется менее трех месяцев, то объем затраченной воды пересчитают по нормативу потребления воды жителем региона , а если дольше, то по нормативу с применением повышающего коэффициента — 1,5 .
Нужно иметь в виду, что расчет по нормативу потребления проводится с учетом количества проживающих в квартире, что часто значительно дороже, чем платить по счетчикам.
Потребитель вправе провести поверку счетчика в любое время. Если прибор технически исправен, то его показания считаются верными на протяжении всего межповерочного интервала. Потребителю надо обратиться за перерасчетом платы по разнице показаний счетчика. Тогда плату пересчитают и образовавшуюся переплату зачтут в счет будущих платежей, а если есть долг — его аннулируют.
Поэтому, если счетчик не имеет повреждений, его не нужно демонтировать и менять: это лишние траты и хлопоты. Часто достаточно провести поверку, пусть не в срок, и тем самым продлить срок службы прибора.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga