Как я подрабатывала организатором совместных покупок
Я работала организатором совместных покупок почти пять лет, с 2015 по 2019 годы.
Совместные закупки есть и сейчас. Расскажу, можно ли на них заработать и действительно ли организатор получает легкие деньги, всего лишь нажимая кнопки на клавиатуре.
Я знаю три способа ведения совместной покупки: обычный форум, группа во «Вконтакте» и специализированный сайт СП. Я работала на сайте, поэтому рассказывать буду о нем.
Что такое совместные покупки
Совместная покупка — это способ купить товар в розницу по оптовым ценам с небольшой наценкой. В розничных магазинах обычная наценка на одежду или обувь — минимум 100% от оптовой цены. В совместных покупках — 12—20%, в зависимости от города.
Работает это так. Несколько покупателей объединяются и набирают товары на нужную сумму, чтобы закупиться по оптовым ценам. Чтобы сделка с оптовым продавцом состоялась, все покупатели за вознаграждение поручают посреднику ее совершить — выкупить и доставить их товар. Это и есть совместная покупка. Посредник называется организатором совместных покупок, а его вознаграждение — организационным сбором.
Подробнее о том, как устроены совместные покупки, Т—Ж уже писал в другой статье.
Участники и организаторы называют совместные покупки аббревиатурой СП. В статье я тоже буду ей пользоваться.
Как устроены совместные покупки через сайт
Сайт СП — это смесь форума и интернет-магазина. Темы закупок размещаются на форуме, там можно обсудить все интересующие вопросы по закупке. Покупатели — участники СП — делают заказы самостоятельно в каталогах, как в интернет-магазине, и отслеживают и корректируют их через корзину.
Сегодня таких сайтов много. Одни работают только в одном регионе, например spclub42.ru в Кемерове, другие — на несколько регионов, например rf-sp.ru или 100sp.ru.
Кто управляет сайтом СП. У сайта СП есть владелец, который нанимает администраторов, технических специалистов, модераторов, раздающих в пункты выдачи, водителей и приглашает к сотрудничеству организаторов. Организаторы — не наемные сотрудники, но если хотят сотрудничать с сайтом, должны следовать установленным на нем правилам.
Между собой организаторы не связаны, могут быть не знакомы и не общаться.
Администрация занимается развитием сайта, техническим обслуживанием, рекламой и привлечением клиентов, разрешает спорные ситуации между участниками и организаторами и контролирует работу организаторов. Администрация также отвечает за работу пунктов выдачи и доставку заказов в другие населенные пункты, если сайт работает не на один город.
Чем занимается организатор. Организатор занимается только закупкой. Он находит поставщика, готовит каталоги, ведет сбор заказов, отвечает на вопросы участников о товарах, общается с поставщиками, выкупает, разбирает и раздает заказы покупателям.
За свою работу организатор получает вознаграждение от участников СП — оргсбор. Величина оргсбора ограничена администрацией и прописана в правилах СП. На нашем сайте верхняя граница оргсбора сначала была 14%, теперь — 16%. Выше устанавливать оргсбор нельзя, ниже — на усмотрение организатора. Обычно оргсбор одинаковый на всех сайтах СП одного региона.
Не все деньги достаются организатору — об этом расскажу ниже.
Отличие СП от интернет-магазина. Совместные покупки — это не покупки в интернет-магазине. Это главное и принципиальное отличие, о которое спотыкаются новые участники СП. В интернет-магазине человек приобретает у продавца товар, который есть в наличии и который можно вернуть в течение 14 дней по закону «О защите прав потребителей», даже если это товар надлежащего качества и человек просто передумал его покупать. СП работают не так.
Организатор СП не продавец, а сайт СП не магазин. Товара у организатора нет. Он посредник, который помогает покупателю купить вещь по оптовой цене. Организатор покупает товар у поставщика от своего имени, но за счет участника закупки и в его интересах. Весь товар на момент заказа участниками находится на складах настоящих продавцов — оптовых поставщиков.
Участник СП должен помнить: неподошедшую или непонравившуюся вещь вернуть нельзя. Но ее можно «пристроить» — продать в специальном разделе сайта или сдать в магазин «пристроя» сайта, если такой есть.
Вторая особенность СП — штрафные санкции и блокировка аккаунта. Следить за ходом закупки — обязанность участника. Если участник не оплачивает вовремя свой заказ, то лишается возможности участвовать во всех закупках на сайте — его вносят в черный список. Если этот участник зарегистрирует новую учетную запись, она также будет заблокирована.
Черный список — это база недобросовестных участников. Участник попадает в черный список, если отказывается оплачивать свой заказ или регулярно задерживает оплату, безосновательно часто скандалит, срывает закупки — например, обращается к поставщику напрямую.
Вся терминология, механизмы, смысл и тонкости СП прописаны в правилах сайта. Найти их можно в информационном разделе, также ссылка на правила размещается в теме каждой закупки.
Как я решила стать организатором совместных покупок
В 2012 году на местном сайте, где я делала покупки, появилась вакансия организатора СП. Я тогда подумала, что это непыльная работа для хорошего дополнительного заработка, и подала заявку. Еще я считала, что это отличная возможность «бесплатно» одеваться: я собиралась покупать одежду в своих закупках и рассчитываться за нее вознаграждением от участников, не тратя деньги из зарплаты.
На деле все оказалось не так, как я ожидала.
Требования. Четко прописанных требований к организатору совместных покупок было всего два:
- Не быть в черном списке.
- Уверенно пользоваться компьютером: знать «Ворд» и «Эксель» на простом уровне и уметь искать информацию в интернете.
Необходимые качества: внимательность, аккуратность и скорость при разборе заказов, порядочность и вежливость в общении с клиентами.
Я откликнулась на вакансию организатора, отправила на почту администратора скан паспорта, немного рассказала о себе, и меня приняли на работу. Со мной заключили договор о сотрудничестве, дали права организатора — расширенные возможности учетной записи на сайте. У меня появился доступ к закрытым разделам форума, где обсуждались рабочие вопросы между организаторами, администрацией и техслужбой, а также доступ в технический раздел, в котором велась работа по подготовке и ведению закупок.
Ограничение. Работать организатором можно только на одном сайте СП. Если организатор сотрудничает с конкурентами, договор с ним расторгается. Переходить с сайта на сайт можно, одновременно работать на нескольких сайтах — нет.
Что должен делать организатор
Работу организатора по ведению закупки можно разбить на этапы:
- Найти поставщика, выяснить условия его работы, запросить оптовый прайс и проверить наличие товаров.
- Подготовить закупку к открытию: «залить» каталог или отредактировать имеющийся по актуальным ценам и наличию товаров.
- Открыть и вести закупку. После размещения закупки в открытый доступ организатор следит за темой и отвечает на вопросы участников.
- Закрыть закупку после набора минимальной суммы выкупа. Сформировать и отправить заявку на товар поставщику.
- Выставить счет участникам, назначить и проконтролировать оплату.
- Оплатить счет поставщику, проконтролировать отгрузку товара.
- Получить и разобрать товар.
- Развезти товары в пункты выдачи.
- Работать с претензиями, если они есть.
Расскажу, как ведется закупка от открытия до сдачи товара в пункт выдачи.
Поиск поставщика
Первый шаг организатора — определиться с закупкой, то есть найти поставщика, чью продукцию организатор будет предлагать купить участникам СП.
Все поставщики закрепляются за организаторами, которые с ними работают: другие организаторы уже не могут покупать товар у этих поставщиков, им нужно найти своих. Но одна и та же марка может встречаться в разных закупках у разных организаторов. Многие организаторы работают с оптовыми компаниями-перекупщиками, у которых огромный ассортимент товаров разных брендов, поэтому пересечение в закупках случается. Это не нарушает правила СП, так как поставщики разные.
Поставщиков организатор находит самостоятельно, но администратор может помочь новичку — посоветовать несколько вариантов. Выбор поставщика остается за организатором СП.
Закупки ограничены только законодательством РФ: разумеется, нельзя закупать никакое оружие, лекарства, алкоголь, сигареты, наркотики и так далее. Все остальное закупать можно. Это может быть одежда, обувь, продукты питания, бижутерия, книги, мебель, спортинвентарь, ткани — в общем, все, что организатор сможет доставить из транспортной компании в место, где будет это сортировать и хранить, а после привезет в пункт выдачи заказов.
В закупках продуктов есть ограничения. Закупать можно то, что не испортится, пока вы будете это доставлять, хранить и раздавать.
У каждого организатора на нашем сайте была своя специализация. У нас были организаторы, которые специализировались на дорогих вещах, обуви и украшениях. Были те, кто вел закупки только дешевых, простеньких вещей. У некоторых организаторов были свои магазины, и они открывали закупки с их ассортиментом.
Я начинала с женской одежды, она и в дальнейшем составляла большую часть моих закупок. Бывает, что какие-то закупки просто не идут. Например, у меня не шла мужская одежда: не собиралась — и всё. Я заказывала рекламу, искала отзывы по этой закупке на других сайтах СП и переносила в тему своих отзывов, снижала оргсбор — ничего не помогало. Минимальная сумма выкупа, чтобы партия считалась оптовой, не набиралась. Но стоило отдать закупку другому организатору, как «минималка» собиралась за считаные дни, и в дальнейшем закупка становилась регулярной и популярной.
Если сайт СП маленький, участники обычно не доверяют новому организатору. Мало того, что никто не знает вещей из новой закупки, так еще и человек незнакомый. Я заметила, что на протяжении нескольких лет в моих закупках участвовали практически одни и те же люди. На крупном сайте СП, где организаторов больше ста, личность организатора мало кого волнует.
Процесс поиска. У опытного организатора процесс поиска поставщика запущен в фоновом режиме и не отключается. Я помню, что автоматически сканировала одежду людей: «Может, закупку открыть?» Если мне нравилась вещь на ком-нибудь, я старалась узнать производителя. Глаз цеплялся за бирки, надписи на фурнитуре и нашивках. Если в соцсетях или по телевизору появлялся кто-то модный и яркий, я искала в интернете, в одежду какой марки он одет.
Иногда приходилось заниматься поиском целенаправленно. Я садилась за компьютер и смотрела, какие закупки ведутся на других сайтах СП, просматривала ассортимент крупных магазинов, заходила на сайты с базами оптовиков, забивала прямой запрос в поисковик.
Еще можно искать поставщиков на сайте программы для скачивания каталогов — о ней я расскажу ниже.
Как я выбирала поставщиков. У меня были свои правила при выборе поставщика.
Мне самой должны нравиться вещи, которые я предлагаю купить, — их внешний вид, стиль, качество. Если при получении товара качество вещей оказывалось плохим, с поставщиком я больше не сотрудничала.
Я проверяла поставщика по реквизитам на сайте налоговой, чтобы не нарваться на мошенников. Заключала с поставщиком договор, платила на расчетный счет, пусть даже с большой комиссией за перевод. Смену платежных реквизитов и почтовых адресов, с которых приходили счета, подтверждала звонком в компанию.
Еще я искала СП от интересующего поставщика в других городах и смотрела отзывы. Мне нравилось работать с производителями, а не перекупщиками.
Чтобы сократить время работы и трудозатраты с одной закупкой, я выбирала удобных поставщиков. У них были сайты с актуальным наличием и ценами, большие складские запасы, или они даже отшивали заказ под меня.
Подготовка закупки к открытию
После выбора поставщиков можно открывать закупку. Но сначала ее нужно подготовить.
У организатора в личном кабинете на сайте СП есть рабочий раздел — «Мои закупки». Это основной раздел, где ведется вся техническая работа по закупке.
«Заливка» каталогов. Подготовка закупки начинается с «заливки» каталогов. Каталоги товаров на сайте СП создает организатор. Все товары к продаже с названием, фотографиями, размерами, описанием и ценами он переносит с сайта поставщика на сайт СП.
Раньше все это делалось вручную: организаторы копировали с сайта поставщика на сайт СП названия, размеры и описания каждой позиции, все фотографии товара по одной. В среднем «заливка» каталогов одной закупки занимала до четырех-семи дней ежедневного труда по пять-шесть часов.
Сейчас появились платные ресурсы — парсеры. С ними «залить» каталоги можно за пару часов. Парсеры — это программы, которые автоматически выгружают с сайта поставщика всю необходимую информацию о товаре — наименование, фото, описание, цену — в нужном формате. Необходимо только подогнать ее под загрузочный шаблон сайта СП и поставить каталог на загрузку.
Кроме того, парсеры предлагают большие базы поставщиков, среди которых много бесплатных — за выгрузку их каталогов не придется платить.
Открытие закупки
После формирования каталогов открывается закупка.
Открытие закупки, обозначение ее этапов и размещение в нужном разделе — автоматическое. Организатор при размещении темы закупки выбирает стандартные условия и раздел из выпадающих полей. Сам придумывает только название закупки и приветственный текст. Обязательно прописывает особые условия, если есть.
- 50 ₽
Для объявления каждого этапа нужно нажать соответствующую кнопку — участникам уходит необходимая информация о ходе закупки.
Чтобы в закупку пришло больше участников, можно заказать рекламный баннер у администрации сайта. У нас на сайте изготовить новый баннер стоило 150 ₽, вывесить готовый — 50 ₽.
Ведение закупки
Теперь организатор ждет, когда соберется минимальная сумма выкупа, и заглядывает в тему, чтобы ответить на вопросы участников. Отвечать на вопросы он обязан: это прописано в правилах сайта СП, как и сроки ответа.
По любой закупке формируется отчет в виде таблицы на сайте, его можно выгрузить в «Эксель».
В отчете организатору видна вся необходимая информация об участниках и их заказах по закупке: что и когда участник заказал, сколько и когда оплатил. Также там видно, когда участник зарегистрировался на сайте, сколько всего сделал заказов и на какую сумму.
Информацию из отчета организатор анализирует и может перестраховаться: попросить частичную предоплату до «стопа» у подозрительного, с его точки зрения, участника, чтобы не пришлось потом пристраивать вещь. Правилами это не запрещено. Я так делала довольно часто.
Закрытие закупки, оплата счета и контроль отгрузки
После объявления «стопа» по закупке и фиксации заказов, когда участники уже не могут их изменить, организатор отправляет заявку поставщику. Поставщик выставляет счет, организатор сверяет его с отчетом по закупке и выставляет счет участникам СП. Для удобства сверки отчет организатора на сайте можно отсортировать по артикулу.
Оплата счета. Сначала организатор собирает деньги с участников за заказы, а потом оплачивает счет поставщику. Почти в каждой закупке было от двух до пяти участников, которые задерживали оплату. Поэтому я иногда оплачивала заказы, не дожидаясь таких участников: так меньше шансов забыть оплатить счет, и поставщик быстрее отгрузит мой заказ.
Когда участник не оплачивает вовремя свой заказ, организатор становится «коллектором». Он звонит участнику, пишет личные сообщения или смс с просьбой оплатить свой заказ. Если участник отказывается оплачивать заказ, получается, что организатор покупает товар себе.
Кто-то не понимает разницу с интернет-магазином и думает, что нет ничего страшного в том, чтобы сразу не оплатить свой заказ. Как показывает практика, если поговорить с людьми и объяснить процедуру, многие сразу все оплачивают. Обычно при нормальном разговоре организатор идет навстречу и ждет оплату, не повышая оргсбор, и не вносит участника в черный список, а участник не отказывается от оплаты.
Отгрузка товаров. У меня были поставщики, отгрузку товаров которых не приходилось контролировать: все отправляли четко в срок. Для себя я вела «грузовой листок», в который записывала даты отгрузки и ориентировочного прибытия по каждому грузу.
Это был просто лист А4, который лежал на столе перед компьютером. По нему я ориентировалась, сразу ли забрать приехавший груз из транспортной компании или лучше подождать другие, чтобы не ездить несколько раз. В следующем месяце лист заменяла на новый.
Получение и разбор груза. Чтобы не мотаться по пробкам в транспортную компанию на окраину города, я подгоняла даты «стопа» так, чтобы мне одновременно приходило несколько закупок. И заказывала объединенную доставку нескольких грузов из транспортной компании до своего дома.
Полученный от поставщика товар нужно разложить по отдельным пакетам с заказами каждого участника.
Я разбирала грузы дома. Весь коридор был в грязи, пыли, мусоре от коробок и мешков — после сортировки требовалась тщательная уборка. В квартире стояли коробки с разобранными заказами — они занимали много места.
Сортировала я обычно ночью. Включала музыку, фильм или интересную лекцию, заваривала чай и начинала шуршать пакетами и трещать скотчем.
Сдача заказов в пункт выдачи. Когда организатор разобрал грузы, упаковал все заказы и рассортировал их по пунктам выдачи, остается их развезти. Я развозила по субботам из-за основной работы, хотя организаторы могут делать это в любое удобное время в часы работы пунктов.
Из-за большого количества заказов муж сначала ездил в качестве грузчика со мной, а потом и вовсе один.
Общение с участниками
Мне гадости не писали, но коллеги делились такими сообщениями в закрытой ветке — читать неприятно. Там были и прямые оскорбления, и негативные пожелания, и обвинения в подмене товара и воровстве.
Мне кажется, большую роль в отсутствии конфликтов с участниками у меня играл ассортимент: у участников было меньше поводов для претензий в закупках с качественными вещами.
Конфликты. В спорных вопросах я старалась говорить только по делу, подкрепляла свои слова скринами текста правил СП, особых условий закупки, переписки с участником. Я писала без эмоций, чтобы не скатываться на уровень базарных бабок.
Если у меня не было доказательств своей правоты или я была в ней не уверена, то не спорила с участниками. Из-за отсутствия доказательств администрация встанет на сторону участника, а я потрачусь на конфликт.
Например, участник пишет, что я положила ему не тот размер или не тот артикул, а я точно не уверена, что это не так, потому что упаковала ему вещь не глядя, сориентировавшись на внешний вид, а не на бирку. Тогда я возвращала товар и сохраняла себе нервы, а участника — клиентом. Вещь потом пристраивала.
Если участник практикует такой вид мошенничества, он все равно скоро попадется и будет забанен. Смысла конфликтовать нет.
Мы с коллегами заметили, что больше всего возмущаются участники закупок с дешевыми товарами. Возможно, потому, что эти участники пришли на сайт с одной целью — сэкономить. Они сильно расстраиваются, когда полученная вещь не подходит, оказывается не той расцветки или плохого качества. Но факт: из-за футболки за 100 ₽ попортят гораздо больше крови, чем из-за джемпера за 2000 ₽. К счастью, скандалистов в целом мало, просто они хорошо запоминаются.
Вопросы. Обычно общение с участниками сводится к обсуждению товара. Они спрашивают, большемерят вещи или маломерят, узнают замеры: длину, ширину, объемы рукавов.
Совершенно серьезно участники спрашивают мнение организатора о том, пойдет ли им вещь. Некоторые просят подобрать размер вещи, к примеру, семилетнему ребенку. Нервничать и возмущаться в ответ на такие вопросы нет смысла: участники СП просто хотят максимально оградить себя от покупки вещи, которая им не подойдет.
Раздражение. Меня раздражали участники, задерживающие оплату. Я расценивала это как бессовестный заем без моего согласия.
Таких «заемщиков» иногда было больше половины всех участников в закупке. А так как закупок в стадии оплаты у меня было одновременно несколько, большое количество должников выливалось в нехватку денег для оплаты счетов поставщиков.
Мифы про организаторов. Многие участники думают, что организатор много и легко зарабатывает, но это не так. Еще думают, что организаторы во время разбора устраивают примерку вещей. Не могу отвечать за всех организаторов, но у меня не было на это ни времени, ни желания, ни сил.
Когда у тебя в квартире завал, стоит куча грязных коробок, а на сайте изнывают от ожидания участники с вопросами вроде «Когда, ну когда же будет раздача? Вы что, за пять дней не можете разобрать наши заказы?», как-то не до примерки чужих вещей. И, на мой взгляд, это неэтично. В магазине мы покупаем вещи, которые висели в торговом зале — их примеряли, трогали, роняли на пол, — и не возмущаемся. Но в СП каждая вещь в грузе не бесхозная, как в магазине: уже есть хозяин, который планирует получить ее новой.
До сих пор я возмущенно хмыкаю, если в сети попадается обсуждение, как «прижучить» организатора, какими законодательными актами на него воздействовать, чтобы приобретать товары по оптовым ценам на условиях розницы. Комфорт покупателя обеспечивает розничная наценка в 200% и выше — странно требовать его за 16%.
Расходы организатора
Когда я была участником и считала доходы организатора, я не думала о его тратах. Ведь если девочки работают организаторами по несколько лет, значит, это выгодно. Даже когда администрация озвучила условия, я подумала, что работа стоит тех денег.
Оргсбор и плата сайту. Условия могут быть разными, поэтому расскажу про сайт СП, с которым я сотрудничала. За размещение своей закупки на сайте СП организатор платил владельцу сайта 4% от своего оборота, но не менее 5000 ₽ в месяц. Оборот — это все деньги, собранные с участников, то есть стоимость самих вещей плюс оргсбор.
Например, если организатор за месяц собрал закупок на сумму 125 000 ₽, администрации он заплатил:
- (125 000 ₽ + 16%) × 4% = 5800 ₽
Неважно, провел организатор закупок на общую сумму 50 000 ₽ или 25 000 ₽, администрации все равно нужно заплатить 5000 ₽ — это минимальная ежемесячная сумма.
- 5000 ₽
Чтобы не платить администрации деньги впустую и не работать в убыток, нужно было в месяц собирать закупки на общую сумму не менее 108 000 ₽. Оборот в таком случае был 125 280 ₽ с учетом оргсбора 16%, а платеж сайту СП от этой суммы почти равен минимальному — 5011 ₽. У меня за все время работы не было месяцев, когда приходилось платить администрации впустую: всегда процент с моего оборота был больше 5000 ₽.
Это только на первый взгляд платеж администрации небольшой. 4% от оборота — это 29% от оргсбора, дохода организатора.
Кроме процента сайту у организатора есть и другие расходы: транспортные — на доставку товара от поставщика до организатора, — комиссии за перевод денег и траты на расходные материалы.
Транспорт организатор оплачивает самостоятельно из своих 16% оргсбора. Если транспортные расходы организатора больше 4% от суммы закупки, то все, что свыше 4%, оплачивают участники.
- Например, в закупке на 10 000 ₽ организатор заплатил за доставку груза 600 ₽. Это больше 4% от 10 000 ₽. Поэтому 200 ₽ организатор вправе собрать с участников.
Каждый организатор у нас на сайте сам решал, дособирать ему деньги или нет. Могло выйти и по рублю доплаты с каждого участника — в таком случае проще не связываться, чем ждать, когда люди переведут этот несчастный рубль. О такой сумме участникам легко забыть, и товар будет лежать у организатора дома в ожидании погашения долга. Еще участник может начать ругаться на затянутые сроки разбора груза, а после напоминания о просрочке в рубль возмутиться мелочностью.
Комиссия банка и обслуживание счета. Учитывая небольшую наценку за товар, даже эта статья расходов важна.
Сначала оплату с участников я принимала, как и большинство организаторов, на карту «Моментум» Сбербанка — она бесплатная. Деньги поставщикам переводила через ВТБ — комиссия за перевод у него всего 0,3% против 1% в Сбербанке. Я снимала деньги со Сбербанка, клала на карту ВТБ и через личный кабинет делала перевод. Годовое обслуживание карты ВТБ стоило 750 ₽.
В 2017 году я открыла расчетный счет и стала принимать оплату с участников СП на него. Счет открыла в Т-Банке: по стоимости обслуживания условия были самыми выгодными. Я выбрала тариф «Простой»:
- 490 ₽ за месяц, первые два месяца бесплатно.
- Платежка стоит 49 ₽ независимо от суммы.
- Длинный платежный день с 01:00 до 20:00 по московскому времени. Учитывая, что организатор работает в основном по вечерам и ночам, это плюс. Я оплачиваю счет вечером, а поставщик утром получает деньги на свой счет и уже днем может отгрузить товар.
- Бесплатное снятие наличных через карту.
Расходные материалы. Скотч, фасовочные пакеты, бумага для принтера — все это тоже расходы организатора. Мне они доставались бесплатно — снабжали знакомые.
Затраты на электроэнергию и интернет я не считаю, потому что свет в квартире все равно жжется, а домашний интернет безлимитный. Расходы на бензин для доставки груза от дома до пунктов выдачи тоже не считала, как и амортизацию авто.
Расходы ИП. Я зарегистрировала ИП, поэтому платила налоги и отчисления в страховые фонды.
Что по деньгам
Когда я начала работать, открывала закупки у поставщиков дешевых вещей с минимальной суммой выкупа в 5000 ₽. Минимальный оргсбор с такой закупки — 700 ₽, 14% от 5000 ₽. Из оргсбора я должна была выплатить процент администрации за возможность работать на сайте СП — на тот момент это было 3% от оборота по проведенной закупке.
Сначала у меня не набиралось больше 5000 ₽. Собрать закупку с минимальной суммой выкупа в 10 000 ₽ для меня было классно, в 20 000 ₽ — предел мечтаний. В течение месяца закупок было несколько, но итоговый доход был мизерным. За первый месяц работы я заработала 1174 ₽. Это уже мои деньги после оплаты процента сайту.
Поначалу я удивлялась, что опытные организаторы не открывали закупку с «минималкой» в 15 000 ₽. Но потом мне самой не хотелось тратить время за такие маленькие деньги. Я не закрывала закупки менее 25 000—30 000 ₽, чтобы работа не получалась невыгодной: усилий много, а прибыль небольшая.
Самую маленькую прибыль я получила в свой первый месяц работы — 1174 ₽. Самый большой месячный доход — 58 000 ₽. В тот месяц я провела 21 закупку, и они собирались на хорошие суммы. С дохода в 58 000 ₽ я заплатила налог 15% — 8716 ₽, так что моя самая большая чистая прибыль была 45 453 ₽.
- 45 453 ₽
Год на год не приходится: в 2015 году среднемесячный чистый доход после уплаты всех налогов был 27 652 ₽, в 2016 году — 11 091 ₽. Возможно, у меня были небольшие доходы, потому что организаторская деятельность не была моей основной работой и я не загоняла себя ею.
Юридические формальности
Семь лет назад, когда я начинала работать, почти все организаторы работали без регистрации ИП и не платили налоги. Это был большой риск.
В этом случае деятельность могут признать предпринимательской, так как она регулярна и систематически приносит прибыль. Поэтому надежнее все-таки открыть ИП. Работать как самозанятый и использовать налоговый режим «Налог на профессиональный доход» не получится — НПД недоступен для посредников.
Налоговая в курсе деятельности СП и еще в 2013 году опубликовала письмо, где разъяснила необходимость уплаты налогов и определила меры по выявлению организаторов, которые занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. ФНС, видимо, не стала вникать в суть СП, поэтому в этом письме назвала СП перепродажей — это неверно.
Если какой-нибудь разгневанный участник закупки решит пожаловаться на организатора в налоговую за незаконную предпринимательскую деятельность по статье 14.1 кодекса об административных правонарушениях, организатора оштрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽. Если докажут доход, то по статье 122 налогового кодекса штраф составит от 20 до 40% от неуплаченной суммы налога плюс сам налог и пени за просрочку. И еще один штраф положен по статье 116 налогового кодекса за то, что человек ведет коммерческую деятельность без постановки на учет, — 10% от полученного дохода, но не менее 40 000 ₽.
Среди моих знакомых организаторов нет попавших на штрафы. Но истории о таких «счастливчиках» гуляют из уст в уста.
Кроме того, без ИП вряд ли получится сотрудничать с серьезными брендами. Большинство поставщиков сегодня ориентированы на СП и с удовольствием с ними работают. СП делают хорошую выручку поставщикам и отлично избавляют их от остатков коллекций прошлых лет. Но известные марки и крупные сети не будут работать с физлицами. Без ИП или юрлица не открыть закупку, например, Finn Flare, PlayTodаy или Estel.
Регистрация в качестве ИП. Я зарегистрировала ИП на УСН «Доходы минус расходы» со ставкой 15%, расчетный счет открыла в Т-Банке.
ИП кроме открытия расчетного счета нужно приобрести онлайн-кассу. Простая касса, ее регистрация, фискальный накопитель, подключение к ОФД обойдется в 25 000—30 000 ₽.
Фиксированные платежи ИП за 2019 год составили 36 238 ₽: в пенсионный фонд — 29 354 ₽, в фонд медицинского страхования — 6884 ₽. Дополнительно до 1 апреля года, следующего за отчетным, нужно было заплатить 1% от доходов свыше 300 000 ₽.
Внутренний учет. Я вела таблицу в «Экселе» — просто и незамысловато.
На год заводила книгу, на каждый месяц — отдельный лист. В столбик я записывала наименования закупок, далее по графам сумму, на которую собралась закупка, сумму с оргсбором, сам оргсбор, поступления и расходы по закупке.
В графу «Прибыль» я забила формулу, которая учитывала все денежные поступления и расходы. С этой графы считался налог. По результатам таких ежемесячных таблиц я заполняла налоговую декларацию.
Налоговая запрашивала книгу учета за все время моей работы всего два раза. Чтобы ее сделать, я выгружала информацию с сайта СП и брала выписку по счету, с которого платила поставщикам. Книгу в «Экселе» отправляла инспектору по электронной почте — предварительно созвонилась с ним и узнала адрес.
Где я налажала
Налоги. Мой выбор системы налогообложения только в 2016 году стоил мне 75 000 ₽. Это разница между моей реальной прибылью за год и расчетной при другом способе подсчета налоговых обязательств — при УСН, когда доходом бы считался именно оргсбор.
Организатор, по сути, — посредник, агент, который помогает участнику купить товар за вознаграждение. При такой деятельности выгодно применять УСН «Доходы» со ставкой 6% и ОКВЭД 46.1 «Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе» или 7.99.1 «Деятельность по осуществлению прямых продаж или продаж торговыми агентами с доставкой».
На сайте, на котором я работала, организатор действовал на основании договора публичной оферты. Никаких агентских договоров с участниками не было. Я не знала, как приложить договор оферты и доказать налоговой, что мой доход — это всего лишь 16% оргсбора, а не все деньги, полученные от участников. Поэтому выбрала упрощенную систему налогообложения «Доходы минус расходы» со ставкой 15% и до закрытия ИП ее не меняла. Основной вид деятельности — 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет».
Налоги считала с разницы между тем, что мне перевели участники, и моими тратами: стоимостью товара, транспортными расходами, выплатой процента сайту. Все эти расходы были подтверждены документально: накладными от поставщика и транспортной компании, договором с сайтом СП.
«Пристрой». Из-за своей лени и оптимизма я скопила себе «пристрой» на 40 000 ₽. Когда у меня намечался «пристрой», я ленилась связываться с поставщиком и просить его убрать неоплаченные позиции из заказа. В основном это были дешевые вещи, поэтому я надеялась их быстро продать, но это не всегда получалось.
К счастью, к завершению работы организатором мне все же удалось продать большую часть «пристроя». Маленький остаток я раздала знакомым.
Продажа «пристроя» под агентскую деятельность не попадает, поэтому при системе налогообложения УСН «Доходы» налоги придется платить со всей стоимости не оплаченного участником товара. В моем случае — УСН «Доходы минус расходы» — я платила 15% от наценки на «пристрой».
Лишние траты. Денег, заработанных и подсчитанных в расчетной таблице, я не видела ни когда зарабатывала 10 000 ₽ в месяц, ни когда 50 000 ₽. В расчетах они были, у меня в руках — нет. Мне, далеко не шмотнице, оказалось трудно удержаться от соблазна что-нибудь купить. Каждый день просматривать кучу красивых, интересных вещей по низким ценам, регулярно открывать распродажи и ничего себе не покупать оказалось непосильно. Я заказывала вещи в своих же закупках себе, мужу, родителям и свекрам.
Когда я была участницей закупок, работа организатора виделась легкой, а главное — прибыльной. Как видно из моего рассказа, это муторный труд за очень маленькие деньги с риском потерять больше, чем заработать.
Плюсы и минусы работы организатора совместных покупок
У работы организатором СП есть свои плюсы и минусы. Это мое мнение: мои плюсы для кого-то будут неоспоримыми минусами, и наоборот.
Минусы. Работа организатора СП — это чисто механический, бездумный труд по заполнению каталогов, сортировке и доставке заказов и редкое общение с клиентами. От такой деятельности быстро можно устать и заскучать.
У организатора СП нет никакого развития и карьерного роста. Единственное развитие, если это можно так назвать, — увеличение прибыли. Причем прибыль ограничена самим организатором, его временем. Человек физически не может проводить за компьютером больше какого-то количества часов, и на сортировку и доставку заказов тоже нужно время.
Организатор СП как предприниматель сам за себя отвечает и несет все риски, связанные со своей деятельностью. У него нет стабильного дохода, оплачиваемых больничных, отпусков, декретных, медицинской страховки, абонемента в фитнес и других социальных бонусов от работодателя.
Плюсы. Организатор СП работает из дома, отвечать на сообщения участников можно откуда угодно с телефона. Я, например, общалась с участниками в транспорте по дороге домой с основной работы и в обеденный перерыв.
График работы организатор может подстроить под себя — многие работают по ночам.
На свой доход можно влиять. Если организатор может вести много закупок, договорится сотрудничать с интересной маркой и раскрутит закупку, его доход будет высоким.
Я до сих пор не могу четко сформулировать свое отношение к этой работе. Понимаю, что экономически невыгодно, хлопотно, но все равно работа мне нравилась: есть какой-то азарт в поиске нового поставщика. Это такая охота — найти что-то интересное, красивое, качественное, что понравится людям и будет востребовано.
Что нужно знать о работе организатора совместных покупок
- Сайт СП не интернет-магазин, а организатор не продавец. Организатор обязан доставить участнику СП заказанную вещь, но не несет ответственности за несоответствие размерной сетке, неподошедший размер, цвет или фасон.
- Организатор СП — это менеджер по работе с клиентами с обязанностями комплектовщика и грузчика.
- Выбрать работу организатора совместных покупок в качестве основной можно. Как показывает мой 2015 год, доход сопоставим с обычной российской зарплатой.
- Прибыльные и трудоемкие месяцы — предновогодние ноябрь и декабрь, недели перед 23 февраля и 8 марта и, конечно, июль-август — перед школой.
- Чтобы заработок был более-менее ровным в течение года, закупки лучше подбирать с разным ассортиментом. Желательно, чтобы были поставщики сезонной одежды, товаров к праздникам, детских товаров, которые могут пользоваться спросом круглый год.
- Вся материальная ответственность за деньги участников и товар до момента его сдачи в пункт выдачи лежит на организаторе.
- Если обманет поставщик или товар потеряется или испортится в пути — это проблемы организатора. Участник должен получить товар или деньги, уплаченные за него. Если поставщик обманул, организатор возвращает участникам свои деньги.
- Если участник обманет и не оплатит заказанную вещь, ее у поставщика выкупает организатор, если не сможет договориться исключить ее из счета.
- Работать лучше на крупных сайтах, где есть каталоги товаров и корзины участников СП, а заказы выдаются в пунктах выдачи. Так удобнее, проще и прибыльнее. Хотя еще остались форумы, где заказы принимаются вручную или в «Гугл-документах», а товары выдаются либо у организатора дома, либо где-то на улице или в метро.
- Работать без личного авто и помещения для разбора груза можно, но это лишние траты на такси и большое неудобство.