«После кучи двоек мы достигли взаимоуважения»: за что ученики благодарны учителям
Какие воспоминания остаются о школе, во многом зависит от учителей.
Хорошие педагоги не только дают знания, но и умеют делать это интересно. Успевают подтянуть отстающих и поощряют успехи. А еще вдохновляют и окружают заботой. Читатели Т—Ж вспомнили своих любимых учителей и рассказали, за что им благодарны. Собрали самые сентиментальные признания в этом материале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
За то, что сложное становилось простым и понятным
Директор и по совместительству учитель истории Геннадий Васильевич Васюков умел рассказывать так, что даже самые отбитые сидели затаив дыхание. Любовь к истории осталась на всю жизнь. По первому образованию я историк.
Это было 45 лет назад, но помнится до сих пор. Наша школа № 32 считалась лучшей в городе Первоуральске. У нас были сильные учителя математики, русского и литературы, химии, географии, английского. Но любимцем многих был физик Валькер Владимир Эрнстович. У него был талант рассказывать просто о сложных вещах. Многие из нашего выпуска после школы выбрали технические специальности, я не исключение. Ни о чем не жалею.
Лет 10 назад приезжала в гости к друзьям в родной Первоуральск. Оказалось, их дочь тоже училась у Валькера. Рассказала про выпускной в школе. Мол, идут всякие речи с трибуны, поздравления, напутствия, и вот слово предоставляют Валькеру. Он идет по залу к сцене, а его сопровождает сдержанный восторженный гул. Когда он поднялся и повернулся к своим ученикам, зал взорвался аплодисментами. Он улыбнулся, медленно кивнул. Потом поднял руки — и зал мгновенно стих! Я за свою жизнь не видела подобного, правда. Люблю его всей душой. Всегда буду помнить.
За нестандартный подход к учебе
Мой учитель истории в старших классах был просто великолепен. Благодаря ему предмет не сводился к заучиванию дат и фактов. Педагог учил нас видеть связи между явлениями, анализировать, формировать собственное мнение относительно тех или иных исторических событий. Все контрольные работы по истории за 10—11 классы храню как память!
До девятого класса я училась в маленькой сельской школе в Рязанской области, именно там и познакомилась с лучшим учителем в моей жизни. Это Лидия Ивановна Князева. Преподавала географию, краеведение, изо, черчение, а также по совместительству была заведующей школьной библиотекой.
Она из тех, о ком говорят «учитель — это призвание». Именно она прививала нам любовь к родному краю, его истории, культуре. Мы часто ходили на интересные экскурсии по нашему селу или ездили в город, разучивали стихи поэтов Рязанщины, готовили проекты о знаменитых земляках и объектах культурного наследия.
Именно она научила с любовью наблюдать за окружающим миром, по крупицам изучать его, чтобы понимать, как все устроено. Раньше я никогда бы не подумала, что буду лететь с перемены на занятия по географии. А контурные карты — это отдельная любовная любовь.
Лидия Ивановна показала, как просто и красиво изображать свои идеи на бумаге. Наши занятия по изо не сводились к простому рисованию и раскрашиванию, это тоже были своего рода проекты с цельной идеей в основе. Из рисунков, собранных за годы учебы, получилась целая галерея. До сих пор бережно храню их дома в папочке.
В старших классах помню молодую учительницу истории, Лебединскую, очень старавшуюся нам привить интерес к истории. Мы делали доклады, обзоры исторических событий.
Еще помню учительницу биологии, Зою Алексеевну, очень увлеченную маленькую энергичную женщину. У нас были микроскопы, мы что-то выращивали, смотрели по телевизору школьные передачи по биологии. Тогда четвертый канал считался образовательным, программы так и назывались — «Биология для седьмого класса», например.
В девятом классе перешел в одну из лучших школ по профилю в стране, учителя были просто супер, даже по непрофильным предметам.
Учитель МХК за три года интересно провел нас от палеолита до современного искусства. Русичка с нуля растолковала орфографию и пунктуацию. Особенно на фоне прошлой школы, где нам объясняли, что запятые надо ставить на слух, а не правила учить. Она же вела у нас литературу, которую мы начали изучать с… Библии. И действительно, русскую литературу сложно понимать, не зная христианских сюжетов.
За воспитание любви к литературе
Моя любимая учительница Лидия Ивановна за руку привела меня в мир книг. До этого я не особенно любила читать, даже учебники открывала со скрипом. А потом стала завсегдатаем маленькой школьной библиотеки: до сих пор перед глазами огромный дубовый стол с зеленым сукном, формуляры под стеклом, горы книг и журналов, маленькая стремяночка, чтобы достать самые заветные экземпляры, и запах… Особый запах, который может быть только в библиотеке.
Думаю, не без влияния любимого педагога я начала писать стихи — не только лирику о юношеских думах-мечтаниях, но и патриотические произведения о доме, природе, родном крае, семье. До сих пор помню, как в восьмом классе принесла Лидии Ивановне свои стихи о России и увидела в ее глазах слезы после прочтения. Знаю, что она до сих пор хранит все мои сочинения.
Школу закрыли в 2011 году. Я уехала учиться в город, дальше — два университета, работа, на которой тоже продолжаю непрерывно учиться. Но таких учителей больше никогда не встречала. В ноябре этого года Лидии Ивановне 83. Пусть она всегда будет с нами.
За отличные знания, которые позволили поступить в вуз
У меня с пятого по девятый класс была прекрасная классная руководительница — Наталья Михайловна. Она вела русский и литературу, любила свои предметы и делилась любовью с учениками. Даже не самые умные сдавали экзамены как минимум на твердую четверку.
Когда я получила свои 97 баллов на ЕГЭ по русскому, принесла ей цветы, несмотря на то, что в старших классах училась у другого педагога и в другой школе.
У меня были отличные учителя. Любимая учительница — по русскому и литературе. Очень повезло, что она учила нас с пятого класса и до самого выпуска. Считаю, что я всем обязана ей: и поступлением в вуз, и работой. Она научила меня думать, анализировать, устно и письменно излагать свои мысли, отстаивать позицию в спорах. Ее главный принцип «три ошибки — два» мотивировал писать грамотно.
А сколько книг я прочла благодаря ей! Она встраивала в программу огромный массив зарубежной литературы и составляла списки внеклассного чтения на лето. Я окончила школу в 2006 году, но поддерживаю общение с ней до сих пор, поздравляю со всеми праздниками и присылаю открытки из путешествий.
За профессию, ставшую призванием
Моя учительница по литературе и русскому языку и классный руководитель Валентина Михайловна Горных ввела меня в профессию педагога. Более 40 лет я преподаю эти предметы, стала заслуженным учителем России. 5 сентября ей исполнилось 98 лет, мы дружим до сих пор. Пусть живет долго!
Уроки Елены Владимировны Калашниковой, учительницы истории, обществознания и экономики, — это большая память на всю жизнь и одна из причин, почему я сама пошла в учителя. Елена Владимировна, очень внимательная к предмету и строгая к детям, подарила мне и, надеюсь, всем ученикам моей школы № 2 города Дальнегорска знания о том, почему же манифест о незыблемости самодержавия Александра III называли ананасовым .
Моя любимая учительница — Нина Петровна Иванова, русский язык и литература. Я училась в Новосибирске в школе № 52 в 1980-е годы.
Дорогая Нина Петровна! Я вас вспоминаю с теплотой всю жизнь. Спасибо вам за доброту, за умение найти подход к своим ученикам, за чувство юмора. Я тоже учитель, и уже 30 лет не мыслю своей жизни без этой профессии. Низкий вам поклон.
За свободное владение иностранным языком
С теплотой и благодарностью вспоминаю учительницу немецкого языка Нину Борисовну Храпову. Очень строгую, но справедливую. Когда настала пора выбирать иностранный язык, почти все родители для своих детей выбрали немецкий как раз из-за этой сильной и неравнодушной учительницы.
Притирка моего класса к ней шла очень долго. Она не давала поблажек никому, всегда спрашивала по полной, требовала с нас огромные домашки и учить тексты наизусть. Но, черт возьми, каждый, даже самый отстающий ученик, выпустился с хорошим знанием языка, что уж говорить про остальных. В итоге, конечно, после пары разбитых в классе горшков и кучи за дело полученных двоек мы все достигли взаимоуважения и понимания.
Помню, как впервые поехали с тогдашним парнем — теперешним мужем — в Европу, а именно в Австрию. Он был в шоке от того, что я говорю с местными совершенно свободно и на равных. Да и в университете меня сразу определили в сильную «послегимназическую» группу с ребятами, у которых немецкий был вторым родным. Кого-то из одноклассников вообще освободили от изучения иностранного в университете, потому что «нам вас нечему учить».
К сожалению, Нина Борисовна очень рано ушла от нас: у нее была затяжная хроническая болезнь. Многие приехали на похороны из других городов. Но теперь каждый раз, когда я еду в немецкоговорящую страну и вижу достопримечательности, которые эта замечательная женщина показывала нам на картинках и которые не посетила сама, я думаю: «Нина Борисовна бы сейчас за меня порадовалась».
За полезные навыки, которые пригодились в жизни
Благодарю учителю ОБЖ Ивану Егоровичу Ушканову могу и повязку наложить, и автомат разобрать. Много раз пришлось воспользоваться. И ребенка откачивала — утонул в реке, и вены перетягивала.
Я учился в авторском лицее, директор которого собрал лучших учителей города. Жаль, что я не успел застать его самого: он ушел из жизни из-за болезни за полгода до моего перехода в лицей. Но те учителя, которые остались там со времен его директорства, были действительно как на подбор.
Особенно запомнился учитель физики. До начала педагогической карьеры он работал мастером по ремонту бытовой техники. У него были золотые руки, и он обладал необыкновенной изобретательностью, благодаря которой мог наглядно показать любое физическое явление, собрав лабораторный стенд из говна и палок. Многому научился у него, в том числе умению отремонтировать все, что сломалось.
За любовь и доброту
У меня была прекрасная учительница в младших классах, Раиса Закировна. Очень удачно сочетала почти материнское отношение к еще маленьким детям и нужную долю строгости, без которой обучение невозможно. До сих пор помню, как старательно вырисовывал буквы и как мы ходили на природоведение в парк: собирали листья и желуди.
Восхищаетесь педагогами своего ребенка? Расскажите об этом и станьте героем следующего материала