Эксельки
38K

Как я сделал таблицу, чтобы вести учет рабочего времени

Пользоваться преимуществами гибкого графика и знать, когда можно расслабиться

9
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Аватар автора

Sergey Smetanin

автоматизирует рутинные процессы

Страница автора

У нас на работе гибкий график.

Приходить и уходить можно, когда вам удобно, но в месяц суммарно я должен отработать из расчета ежедневного стандартного восьмичасового рабочего дня. В отделе кадров время присутствия на рабочем месте рассчитывается, когда сотрудник проходит на территорию и прикладывает магнитный пропуск, но доступа к этой информации у работников нет.

Таблица помогает мне в полной мере пользоваться возможностями гибкого графика, давая представление о необходимости задержаться на работе или, наоборот, наличии возможности уйти пораньше.

С чего все начиналось

Начиналось все с простой таблицы в «Экселе», куда я каждый день руками вбивал время прихода и ухода. Я хотел понимать, сколько времени мне нужно переработать или, наоборот, насколько раньше я могу уйти с работы, чтобы заняться своими делами. Потом я решил, что будет гораздо удобнее хранить такую таблицу в облаке, чтобы можно было в любой момент узнать текущее состояние моего рабочего времени, что позволило бы более гибко планировать свои дела.

После был длительный период всяческого украшательства таблицы. Например, я сделал так, чтобы определенные ячейки окрашивались в спектре от красного цвета к зеленому в зависимости от величины недоработки/переработки, полученной по итогам дня. Во времена, когда в гугл-таблицах еще не было таких штатных инструментов, как условное форматирование ячеек с раскраской по градиенту, это было интересной задачей. Но с некоторых пор Гугл добавил такую функцию.

Так, таблица определяет, в какое время я оказался на рабочем месте, и окрашивает ячейки в разные цвета в зависимости от того, нужно ли мне поработать еще:

  • угрожающе-красный свидетельствует о том, что я недоработал более двух часов в месяц или одного часа в день;
  • медитативно-зеленый означает, что я потратил на работу больше положенного времени — более двух часов в месяц или одного часа в день.
Один из первых вариантов таблицы
Один из первых вариантов таблицы
И текущий облик таблицы
И текущий облик таблицы

Дальше облачное приложение перекочевало в смартфон, что позволило повысить точность записи времени прихода-ухода, так как территория предприятия достаточно большая и путь от проходной до рабочего места может занимать 5—10 минут. Не то чтобы такая точность была необходима, но, как перфекционисту, она мне очень грела душу.

Затем я начал пытаться автоматизировать систему. Приложение гугл-таблиц для смартфона оказалось не очень удобным, да и вбивать данные зимой было совсем «не айс». Первые попытки были связаны с применением встроенного приложения Айфона «Команды» — тогда я и решил использовать гугл-скрипт, который активировался при нажатии на ярлык, созданный в этом приложении, осуществлял запись текущего времени и отправлял его в необходимую ячейку таблицы.

Итоговое время рассчитывалось при помощи стандартных формул в гугл-таблице. На этом этапе, в общем-то, можно было и остановиться, но автоматизация не была доведена до совершенства, и зима все еще причиняла неудобства в виде необходимости нажимать этот несчастный ярлык любыми открытыми частями тела. Перчатки снимать дело не благородное, сами понимаете.

Дальше, на сабреддите, посвященном приложению «Команды», я наткнулся на пост одного разработчика, который предлагал протестировать его приложение — «прокачанную» версию приложения «Эпл». В нем-то я и нашел свое успокоение.

Приложение позволяло создавать триггеры на основе геолокации, которые выполнялись автоматически в фоновом режиме и не требовали подтверждения действий со стороны пользователя, чем очень грешили «Команды». То есть оно наполняет таблицу данными, когда входите на определенную территорию и покидаете ее, с учетом характерных временных периодов и задержкой на повторное срабатывание.

Список триггеров
Список триггеров
Условия срабатывания одного из триггеров
Условия срабатывания одного из триггеров
1/2
Список триггеров

Насколько я понимаю, данные по геолокации приложение брало при помощи штатных средств: то есть не создавало собственные операции, чтобы зафиксировать геолокацию, а довольствовалось теми командами, которые смартфон выполнял для своих собственных целей. Это позволило сохранить расход батареи практически на прежнем уровне. На всякий случай, чтобы исключить лишний расход, в триггер были введены дополнительные условия по рабочим дням недели и диапазону времени прихода и ухода.

В результате после небольшого периода отладки и выбора оптимального радиуса зоны-триггера вся эта схема работает без погрешностей уже больше года.

Как сделать такую же таблицу

Для того чтобы сделать аналогичную чудо-таблицу, можно использовать мой шаблон. Но для того чтобы ее автоматизировать, придется приложить немного усилий:

  1. Создать гугл-скрипт, который при активации будет вызывать действия, чтобы записать время прихода или ухода в определенных ячейках.
  2. Привязать его к триггеру, который будет автоматически запускать скрипт при выполнении определенных условий.

Триггер можно создать в различных приложениях автоматизации для смартфона, например IFTTT, Tasker, Automate для Андроида или Pushcut для Ай-ос. Требования к триггеру:

  1. Он должен надежно фиксировать момент нахождения на работе.
  2. Никаких ложных срабатываний.
  3. Минимальное влияние на расход батареи телефона, в котором он реализован.

Поэтому, если хотите, чтобы все инструменты работали совместно, — просто скачать шаблон таблицы не получится. Потребуется отладка скрипта и установка соответствующего триггера, который с ним сообщается.

Фрагмент гугл-скрипта для записи времени прихода/ухода
Фрагмент гугл-скрипта для записи времени прихода/ухода

Результат

Эта таблица определенно не является жизненно необходимой, но, как совестливому и гиперответственному человеку, мне важно, чтобы все было как надо. Или хотя бы плюс-минус в пределах допустимого разумного. Таблица помогает ориентироваться в моих возможностях — позволяет уйти, когда нужно освободиться пораньше, и не страдать потом от угрызений совести. Даже несмотря на то, что у нас на работе весьма демократичный порядок и на первом месте стоит результат, а не «отсидка», с такими угрызениями я все равно сталкиваюсь.

При этом можно вспомнить отдельные моменты, когда таблица действительно выручала. У всех демократичных порядков есть свой предел, и если у вас скапливается больше 5—10 часов недоработки, то на такое не обратить внимание достаточно сложно. Особенно в условиях, когда эти цифры приходят руководству в конце месяца без каких-то специальных запросов. В этих случаях таблица помогала мне понять, в какие дни произошла «утечка» рабочего времени, определить, чем она была вызвана, и объясниться перед начальством.

После завершения работы над таблицей я нахожусь в катарсисе, как человек, которому необходимо автоматизировать все рутинные действия или максимально оптимизировать их. Ну и конечно, с удовольствием возглавил бы крестовый поход автоматизации на борьбу с рутиной на заказ, но пока еще не придумал, как организовать себе такую подработку.


РедакцияСледите за количеством времени, которое проводите на работе? Какие инструменты вам помогают?
  • Sol InvictusЗачем изобретать велосипед, если на рынке есть огромное количество сервисов, выполняющих эту задачу?3
  • Пончик АнончикSol, в моём случае накидать табличку под свои задачи (отслеживать дебит/кредит по часам на парттайме со свободным графиком) банально было быстрее чем искать приложение и пытаться под себя настроить)8
  • Andre MacarenoА можно просто делать дело безо всяких трекеров1
  • IrziА у меня совсем простенькая таблица: дата/начало работы/конец работы/продолжительность. Но может быть отсюда и стоит что-то взять на вооружение, спасибо)1
  • DariaКогда же в России перестанут смотреть не на попочасы, а на факт выполненной работы. Можно 8 часов в день сидеть и ничего не делать, пить кофе, общаться с коллегами. Или выполнить работу и быть свободным.22
  • Evgeny PrigornevРабота в айти, которая меряется задочасами? Ну такое.2
  • ZOMG DEVDaria, ответ на ваш вопрос - цитата из песни: "Когда вырастут розы по всюду, голубые как яйца дрозда". А по существу, вы правы. Работать надо не 8 часов, а головой.2
  • Андрей КоноваловМы решаем эту задачу путем использования интеграции 1С с системой учет рабочего времени Bitcop. Пробовали разные варианты, но этот на наш взгляд является оптимальным, так как исключается человеческий фактор и система автоматически собирает достоверные данные.0
  • Александр ЕпишкинЕсли работать в субботу и воскресенье, то Ваша таблица не работает от слова совсем!0

Сообщество