S.T.A.L.K.E.R. — в чем величие постапока­липтической серии о Чернобыльской зоне отчуждения
Поп-культура
937
Кадр — GSC Game World

S.T.A.L.K.E.R. — в чем величие постапока­липтической серии о Чернобыльской зоне отчуждения

10
Аватар автора

Егор Аргунов

лечит радиацию водкой

Страница автора

В 2024 году серии S.T.A.L.K.E.R. исполнилось 17 лет.

За это время она обрела легендарный статус не только на постсоветском пространстве, но и за его пределами. Второй «Сталкер» — одна из самых ожидаемых игр в Steam, а моды для этой серии входят в список самых популярных на сайте ModDB.

В честь грядущего релиза новой части вспоминаем, за что мы полюбили «Сталкера» и почему продолжим играть в него еще долгие годы.

Что за серия S.T.A.L.K.E.R.

Годы выхода: 2007—2009
Жанр: шутеры в открытом мире
Платформы: ПК, PlayStation 4 и 5, Xbox One и Series, Nintendo Switch
Режимы игры: одиночный, мультиплеер
Издатель: GSC Game World
Разработчик: GSC Game World
Кому понравится: всем, кому по душе жанр постапокалипсиса
Игры, похожие на S.T.A.L.K.E.R.: серия Metro, Darkwood, Chernobylite
Примерная продолжительность: 43 часа на прохождение всех частей
Перевод: есть русские субтитры и озвучка
Подробнее: на сайте игры

Краткая история серии

«Сталкера» разработала украинская студия GSC Game World. Долгое время ее знали по стратегиям в реальном времени — «Казакам», «Завоеванию Америки» и «Александру» по мотивам одноименного фильма Оливера Стоуна. В репертуаре компании были и шутеры — Venom. Codename Outbreak и FireStarter, но они не снискали славы среди фанатов жанра.

Идея амбициозной экшен-игры в открытом мире появилась у GSC еще в 1999 году. Проект назывался Oblivion Lost, и он сильно отличался от того, каким мы в итоге увидели «Сталкер». Действие разворачивалось не в Чернобыльской зоне отчуждения, а на других планетах в далеком будущем. Но в 2002 году концепцию и название сменили. Разработчики вдохновились повестью «Пикник на обочине» братьев Стругацких и фильмом «Сталкер» Андрея Тарковского. Сначала игру назвали S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Lost, а позже подзаголовок сменили на «Тень Чернобыля».

В сети есть разбор ранних билдов Oblivion Lost

Первая часть вышла в 2007 году примерно после пяти лет разработки. За это время создатели убрали или урезали несколько амбициозных геймплейных механик, о которых заявляли в 2002 году. Так, в ранней версии главный герой мог перемещаться по Зоне на машине, но в финальной управляемого транспорта нет. А систему симуляции жизни A-Life хотели сделать более масштабной: группировки должны были сражаться друг с другом и занимать разные локации. В итоге они конкурируют лишь за маленькие территории, а положение фракций вовсе остается неизменным.

Несмотря на это, шутер приняли благосклонно как критики, так и игроки. Особенно хвалили мрачную атмосферу и проработанный лор. В минусы записывали не самые увлекательные бои: враги не отличались интеллектом, а стрелять было не слишком приятно — оружие звучало нереалистично и у него почти не было отдачи.

Следующие игры вышли в течение всего двух лет. «Чистое небо» и «Зов Припяти» — самостоятельные аддоны, которые продавались отдельно от «Тени Чернобыля». По продолжительности они не уступали оригинальной игре, а по количеству и качеству контента даже превосходили ее.

Вторую часть пришлось ждать 15 лет. В 2010 году GSC объявила о старте разработки полноценной второй части. В отличие от «Тени Чернобыля», новую игру планировали выпустить и на консолях Xbox 360 и PlayStation 3. Но уже спустя год разработку отменили. По слухам, после этого права на «Сталкера» хотела купить Bethesda Softworks, известная по сериям The Elder Scrolls и Fallout. Но информация не подтвердилась.

Большинство разработчиков «Сталкера» к тому времени ушли в другие компании. Среди них — 4A Games, известная по серии постапокалиптических шутеров Metro, и Vostok Games, разрабатывавшая онлайн-шутер Survarium. В 2014 году генеральный директор GSC Сергей Григорович объявил, что студия вернулась к разработке игр. В 2016 году компания выпустила стратегию «Казаки 3», а в 2018 анонсировала долгожданную S.T.A.L.K.E.R. 2. Игра получила подзаголовок Heart of Chornobyl.

О чем игры серии S.T.A.L.K.E.R.

Действие разворачивается в альтернативной реальности. Там в 1986 году тоже происходит катастрофа на ЧАЭС, вот только 20 лет спустя за ней следует второй взрыв. В Зоне отчуждения появляются аномалии — необъяснимые природные явления, которые не подчиняются законам физики.

Аномалии порождают артефакты — радиоактивные предметы, дающие полезные свойства вроде повышенной защиты от пуль. Люди и животные в Зоне тоже мутировали и стали смертельно опасными монстрами. Периодически местность сотрясают выбросы — мощные волны, меняющие расположение аномалий и убивающие всех, кто не спрятался в безопасном месте.

Спустя некоторое время в Зону втянулись авантюристы, назвавшие себя сталкерами. Они стали добывать артефакты из аномалий и продавать их во внешнем мире. Затем в Чернобыль начали прибывать наемники, военные и разведчики из разных стран. Из-за наплыва чужаков многие сталкеры объединились в группировки с разными идеологиями — например, «Долг» хочет обуздать и уничтожить Зону.

«Тень Чернобыля». Главный герой, сталкер по кличке Меченый, ничего не помнит о своем прошлом. Единственная зацепка — запись в КПК  о том, что нужно убить некого Стрелка. Меченый отправляется в путь, чтобы выяснить, кто это такой.

В «Тени Чернобыля» игрок начинает прохождение в деревне новичков на Кордоне. Это локация, в которой проходит обучение сталкерским навыкам выживания. Кадр: GSC Game World
В «Тени Чернобыля» игрок начинает прохождение в деревне новичков на Кордоне. Это локация, в которой проходит обучение сталкерским навыкам выживания. Кадр: GSC Game World

«Чистое небо». Приквел серии, действие которого разворачивается примерно за полгода до «Тени Чернобыля». Проводник сталкеров по кличке Шрам не успевает спрятаться от выброса на болотах, но каким-то чудом выживает. Его находит организация «Чистое небо», состоящая преимущественно из ученых. Глава группировки Лебедев рассказывает, что выбросы участились, поскольку кто-то проник в самый центр Зоны. Шрам должен выяснить, кто стоит за всем этим.

«Зов Припяти». Прямое продолжение «Тени Чернобыля». На территории Зоны пропадает несколько военных вертолетов. На их поиски отправляется майор разведки Дегтярев, бывший сталкер. Основное действие происходит в локациях, которые ранее не фигурировали в предыдущих частях, — на болотистой местности Затоне и в окрестностях завода «Юпитер». В конце концов поиски приводят Дегтярева в Припять.

В «Чистом небе» значительно улучшили освещение и качество текстур. Из-за этого игра тормозила на многих компьютерах, поэтому графику в «Зове Припяти» намеренно ухудшили. Кадр: GSC Game World
В «Чистом небе» значительно улучшили освещение и качество текстур. Из-за этого игра тормозила на многих компьютерах, поэтому графику в «Зове Припяти» намеренно ухудшили. Кадр: GSC Game World

Как связаны игры серии и в каком порядке их проходить

У всех частей общая история. Например, финал «Тени Чернобыля» приводит к завязке «Зова Припяти». А в «Чистом небе» можно увидеть, как выглядела Зона до событий оригинальной игры. С каждой частью вы будете узнавать все больше о Чернобыле и его обитателях, лучше понимать принципы работы аномалий и правила группировок.

В разных играх появляются одни и те же персонажи. Например, торговец Сидорович на Кордоне засветился в «Тени Чернобыля» и «Чистом небе». А во всех частях есть сталкер Шустрый. Он был и проводником, и подручным Сидоровича, и добытчиком редкого снаряжения. Также в разных играх сталкеры рассказывают друг другу анекдоты и байки, в которых фигурируют персонажи Зоны. Среди них — легендарный Болотный доктор, помогающий всем попавшим в беду людям.

Игры франшизы нужно проходить в релизном порядке. Без «Тени Чернобыля» вы вряд ли поймете суть сюжета «Чистого неба», где рассказывают предысторию Стрелка. А если вы не проходили оригинальную игру, то не поймете, что же такого важного показывают в приквеле. Действие же «Зова Припяти» разворачивается на отдаленных локациях Зоны, а сталкеры постоянно рассказывают о местах, которые есть в «Тени Чернобыля».

Припять была и в «Тени Чернобыля», но детально исследовать город можно только в игре про майора Дегтярева. Кадр: GSC Game World
Припять была и в «Тени Чернобыля», но детально исследовать город можно только в игре про майора Дегтярева. Кадр: GSC Game World

Почему «Сталкер» стал таким популярным

У серии крайне интересная вселенная. Время тут словно застыло: сталкеры бродят по типичным советским заброшкам, носят помятые армейские комбинезоны и питаются консервами «Завтрак туриста». Но этот мир отличается от нашего: скажем, здесь можно найти футуристическую пушку Гаусса, стреляющую энергетическими зарядами. А в центре Чернобыльской АЭС, как уверяют сталкеры, есть Исполнитель желаний — гигантский артефакт, способный воплотить любую мечту в реальность.

Лор «Сталкера» можно изучать годами — и это не преувеличение. Фанаты и по сей день выпускают видео о сюжете, отдельных персонажах и локациях. Они спорят об истинном происхождении Зоны и о том, какая концовка «Зова Припяти» каноничная. И пытаются выяснить, о чем же все-таки будет вторая часть.

Пожалуй, важнейший фактор такого интереса к вселенной — любопытное смешение жанров. В «Сталкере» есть и научно-фантастические элементы, и мистика, но поверить в происходящее все равно очень легко. Ведь этот мир кажется приземленным, правдоподобным и, как ни странно, уютным.

Здесь любопытные фракции. Многие пытаются выживать в одиночку, но сделать это очень трудно. Поэтому часть сталкеров рано или поздно присоединяется к группировкам с разными идеологиями. Бандиты из Свалки грабят одиноких путников, а наемники выполняют заказы всех, кто им заплатит. «Свобода» ценит Зону за возможность устанавливать свои правила и не зависеть от государственной машины. «Монолит» объединился в религиозный культ, почитающий Зону, и защищает ЧАЭС от посторонних.

Зона притягивает людей с самыми разными взглядами на жизнь. И сценаристы не дают однозначного ответа, какие группировки хорошие, а какие плохие. В «Тени Чернобыля» и «Зове Припяти» главные герои выступают скорее сторонними наблюдателями, которые время от времени помогают почти всем фракциям. И лишь в «Чистом небе» есть механика войны группировок: Шрам может вступить почти в любую фракцию и воевать с другими на ее стороне.

Не все придуманные разработчиками группировки попали в финальные версии. Блогер ZanZax собрал все существующие и удаленные фракции в одном видео

У серии аддиктивный геймплейный цикл. Типичная вылазка в «Сталкере» выглядит так. Вы выходите за пределы безопасного лагеря в поисках какого-нибудь задания. Натыкаетесь на аномалию, достаете детектор, ищете артефакт и подбираете его. По пути подвергаетесь нападению мутантов, но избавляетесь от них несколькими меткими выстрелами.

Затем находите пустую с виду локацию, обыскиваете ее ради предметов и находите что-нибудь интересное. Это может быть ведущая к схрону записка, секретный документ или оружие. Затем возвращаетесь в лагерь, продаете торговцу артефакты и ненужное снаряжение, покупаете на вырученные деньги аптечки и еду. Повторяете.

Мир в «Сталкере» хочется исследовать вдоль и поперек. Ведь никогда не знаешь, что поджидает в очередной заброшке или подземной лаборатории. Скажем, в «Зове Припяти» есть пещера, на входе в которую вас встречает пугающий голос. От неожиданности вы можете испугаться и не зайти — или же узнать, кто все-таки там прячется.

Одни из самых противных мутантов в Зоне — снорки. Эти изуродованные люди в противогазах умеют прыгать на большие расстояния. Кадр: GSC Game World
Одни из самых противных мутантов в Зоне — снорки. Эти изуродованные люди в противогазах умеют прыгать на большие расстояния. Кадр: GSC Game World

У «Сталкера» нет сопоставимых аналогов. Даже серия Metro, созданная выходцами из GSC, сильно отличается от игр про Зону. А американская Fallout показывает постапокалипсис в другом ключе: в первых частях это безрадостная радиоактивная пустыня, в современных — яркий и веселый мир с однозначной моралью. Только в «Сталкере» вы можете сесть у костра и послушать свежие анекдоты, съесть куриную колбасу и запить ее водкой, а затем отправиться на очередную вылазку, чтобы раскрыть еще одну тайну Зоны.

Для серии постоянно выходят качественные моды. Это могут быть как простые графические сборки, так и полноценные игры на базе «Сталкера». Допустим, модификация Anomaly меняет привычный геймплей: перестрелки становятся более напряженными и реалистичными, а группировки постоянно устраивают сражения в разных локациях. А Intruders превращает «Сталкера» в полноценную стелс-игру — с прятками в тенях, подслушиванием разговоров и поиском разных путей к цели.

Многие фанаты считают, что с Anomaly в «Сталкера» можно играть бесконечно. Кадр: Anomaly Developers
Многие фанаты считают, что с Anomaly в «Сталкера» можно играть бесконечно. Кадр: Anomaly Developers

На каких платформах доступны игры серии

ПК. Оригинальные издания всех трех частей «Сталкера» доступны в Steam и GOG. В России они больше не продаются, но ключи активации можно купить на сайтах вроде Steambuy за 399 ₽.

Сейчас ПК-версии отлично оптимизированы даже для слабых систем, а все баги уже исправлены в модах. Steam-версии также неплохо играются на Steam Deck и других портативных консолях на Windows.

Xbox и PlayStation. В марте 2024 года вышел сборник Legends of the Zone Trilogy для PlayStation 4 и Xbox One. В этих версиях исправили многочисленные баги оригинальных игр и слегка изменили интерфейс, но убрали русскую озвучку.

На PS4 и Xbox One игры запускаются в 1080p и 30 кадрах в секунду. На PS5 и Xbox Series X сборник идет по обратной совместимости в 4K и 60 FPS, а на Series S — в 1080p с тем же количеством кадров. В России сборник не продается. О том, как покупать игры на PlayStation и Xbox, мы рассказывали в отдельных материалах.

У Legends of the Zone Trilogy есть официальная поддержка модов, но их можно установить только с сайта mod.io. О том, как это сделать, рассказал англоязычный блогер SV Entertainment.

Nintendo Switch. На гибридной консоли вышла та же Legends of the Zone Trilogy, но с урезанной графикой и производительностью. Игра запускается в 720p и 30 FPS, а моды не поддерживает. О покупке игр на Switch мы рассказывали в отдельном материале.

Обладатели Switch-версии могут посмотреть на курицу Сидоровича хоть на парах в университете, хоть сидя в ванной при свечах. Кадр: reddit.com
Обладатели Switch-версии могут посмотреть на курицу Сидоровича хоть на парах в университете, хоть сидя в ванной при свечах. Кадр: reddit.com

Игры и фильмы для фанатов S.T.A.L.K.E.R.

Серия шутеров Metro. Еще одна постапокалиптическая франшиза о постсоветском пространстве. В отличие от «Сталкера», Metro — линейный шутер без элементов RPG, открытого мира и второстепенных заданий. В остальном это идеальный аналог серии GSC: с хоррор-сегментами, мутантами, разнообразными группировками и захватывающим сюжетом.

События первых двух игр разворачиваются в московском метрополитене, а в Exodus действие перенесли за пределы столицы. Триквел сильнее остальных частей похож на «Сталкера»: тесные тоннели сменились широкими просторами, которые можно исследовать в свое удовольствие.

Онлайн-«выживач» DayZ. Игра, выросшая из мода для военного симулятора Arma 2. Ваш персонаж исследует открытый мир, где ему угрожают зомби, дикие животные и другие люди. А еще вам нужно постоянно находить припасы, чтобы не умереть от голода или болезни. По сути, это «Сталкер» без радиации — действие DayZ тоже разворачивается в постсоветском пространстве.

Экшен Death Stranding. Медитативная игра Хидео Кодзимы о постапокалиптических США, где и крупные поселения, и одиночные бункеры отрезаны от внешнего мира. Единственный способ коммуникации — отправка посылок и писем через курьеров. Среди них — главный герой, Сэм Бриджес.

Геймплейно у Death Stranding мало общего с серией S.T.A.L.K.E.R. Здесь не нужно ни стрелять, ни следить за радиационным фоном, ни участвовать в борьбе группировок. Но у игр похожая меланхоличная атмосфера. Главные герои «Сталкера» и Death Stranding отправляются в рискованные вылазки, исследуют причудливый мир и находят в постоянной опасности чувство умиротворения.

Действие Death Stranding происходит на территории Северной Америки, но локации напоминают пейзажи Исландии. Кадр: Sony Interactive Entertainment
Действие Death Stranding происходит на территории Северной Америки, но локации напоминают пейзажи Исландии. Кадр: Sony Interactive Entertainment

Научно-фантастическая драма «Аннигиляция». Фильм Алекса Гарленда в духе «Пикника на обочине» братьев Стругацких. На территории США появляется аномальная зона «Мерцание» и постепенно начинает расширяться. Туда отправляется научная экспедиция во главе с биологом Линой. Герои хотят разобраться, откуда взялась зона и в чем ее секрет.

«Аннигиляция» — во многом хоррор о страхе перед неизвестным. Гарленд не вдается в подробности и позволяет зрителям самим решать, что же творится в «Мерцании» на самом деле. А фанаты «Сталкера» найдут в фильме знакомые элементы — аномалии, мутантов и аналог Исполнителя желаний.

Постапокалиптическая драма «Дорога». Экранизация мрачного романа Кормака МакКарти. Из-за катаклизмов в мире погибли почти все животные и растения. Территории патрулируют каннибалы, нормальных людей почти не осталось. В этих непростых условиях пытаются выжить отец с сыном.

Если в «Сталкере» вас прежде всего привлекает атмосфера безысходности, этот фильм — для вас. Здесь нет научно-фантастических элементов и мистики, зато раскрывается, каково это — быть и оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Что подарить фанату «Сталкера»

Противогаз. Подойдет любой вариант — хоть гражданский ГП-5 за 210 ₽, хоть современные модели из поликарбоната за 11 200 ₽. Большинство противогазов налезут на любую голову, но проверьте, чтобы они не давили на лицо.

Нашивку и жетон любимой группировки. Поинтересуйтесь, какая фракция нравится вашему близкому больше всего. В маркетплейсах полно нашивок на любой вкус: есть, например, «Монолит», «Свобода» и «Чистое небо». Жетоны тоже продаются разные — допустим, с логотипом игры или фразой «Долга».

Официальную книгу во вселенной «Сталкера». Их выпускают с 2007 года. Лучшие вышли в первые несколько лет, а дальше качество литературы по серии стало заметно ухудшаться. На маркетплейсах и в книжных магазинах в основном продают новые романы, а старые можно достать только на «Авито» и других подобных сервисах по продаже. Советую в первую очередь книги Алексея Калугина — «Дом на болоте» и «Пустые земли».

Это лишь малая часть опубликованных книг по вселенной «Сталкера». Под них можно выделить целую библиотеку. Источник: pikabu.ru
Это лишь малая часть опубликованных книг по вселенной «Сталкера». Под них можно выделить целую библиотеку. Источник: pikabu.ru

Лучшие мемы по «Сталкеру»

Фразы бандитов. Всех преступников в «Сталкере» озвучил один актер — Григорий Герман. Получилось забавно: игроки раз за разом сталкивались с бандитами с одним и тем же голосом. Особенно запомнились такие фразы, как «чики-брики и в дамки», «а-а-а-а-а, маслину поймал», «берем его тепленького» и «лови пилюлю, фраер».

Со временем бандиты стали неотъемлемой частью «Сталкера». Даже спустя 17 лет один лишь голос Германа вызывает улыбку.

Во всех частях «Сталкера» набралось более девяти минут фраз бандитов
Фанатам нравятся не только фразы, но и смех бандитов
Бандитские анекдоты тоже пришлись им по душе
Иногда не нужны никакие слова. Бандитское радио в «Сталкере» общепризнанно считается лучшим

Вова Вист. В 2018 году известный блогер Мэддисон проходил на стриме «Чистое небо». Все шло своим чередом, пока он не дошел до Кордона. Солдаты на местном блокпосту стреляют в любого, кто попытается зайти на их территорию.

Мэддисон решил не искать легких путей и попытался пройти этот сегмент, хотя мог пропустить его.

Запись того самого стрима

Спустя два нелегких часа блогер все же смог победить военных. Особую сложность представил пулеметчик, который убивал героя Мэддисона всего одним выстрелом.

Выяснилось, что этого военного зовут Вова Вист. Фанаты блогера сделали из Виста мем, а прохождение нарезали на цитаты.

Противостояние Мэддисона и Вовы Виста нарисовали в стиле аниме «Невероятные приключения ДжоДжо»
Вове Висту посвятили целую песню
В моде True Stalker есть отсылка к Мэддисону и Вове Висту

Сидорович. Торговец из Кордона, спасающий Меченого в самом начале «Тени Чернобыля», — один из самых узнаваемых персонажей «Сталкера». Он ворчливый скряга, который покупает предметы задешево и продает с большой наценкой.

В следующих частях Сидорович превратился в героя анекдотов и легенду Зоны. Неизвестно, покидает ли он свой бункер и какое у него настоящее имя. Фанаты увидели в торговце мемный потенциал и стали использовать его в юмористических видео.

Сидорович сошел с ума и косплеит Джона Крамера из «Пилы»
Фанаты приписывают Сидоровичу дружбу с Барменом из «100 рентген»
Сидорович выполнит все голосовые запросы, но в благородство играть не будет

Анекдоты о Черном сталкере. Серия «Сталкер» подарила нам целых полтора часа отборных шуток.

Но по какой-то причине фанатам полюбились именно анекдоты о Черном сталкере — легенде Зоны, который якобы убивает одиночек.

Тот самый анекдот
Анекдот о Черном сталкере наизусть знают даже коты
Роботы не могут написать симфонию, зато хорошо пересказывают анекдоты

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Егор АргуновНравится «Сталкер»? Расскажите, за что полюбили эту серию больше всего:
  • IrziНу это классика, это знать надо!6
  • Сергей СпицынПомню, как Навигатор игрового мира долго вел тему с разработкой Stalker'а. Куча превью, интервью, скриншотов, несколько лет точно. И вот наконец игра вышла и было то самое ощущение - дождались. Не, даже так - ДОЖДАЛИСЬ! Соответственно, игре прощались многочисленные баги, нестыковки в сюжете, коридорность происходящего. Потому что ожидание и атмосфера.4
  • Денис ШтабКак бы не обременяли игру с учётом всей политической ситуации, невозможно отрицать тот факт, что эта франшиза произвела большое влияние на игроков в странах СНГ. Недавно был в военкомате, у одного человека был паспорт с логотипом S.T.A.L.K.E.R, а ещё недавно видел человека с футболкой. Даже в такое непростое время, люди все равно покупают мерч, хоть и не официальный, чтобы показать своё отношение к игре.9
  • беспонтовый пирожоклюбимая игра детства0
  • беспонтовый пирожокIrzi, этому должны начать обучать в школе4
  • Системный инженерСначала играл в Сталкера один. Через 14 лет играл с сыном) Не факт, что больше не буду, тем более, что "Чистое небо" только начали проходить. За что люблю - атмосфера. Неповторимая, заставляющая покрыться мурашками... и родная.0
  • Alexander Schnurrbartк игре были шикарные моды: Тайные тропы - 2, в которой любители рассказали историю Стрелка и Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф., в которой любители рассказали историю Юрия Семецкого0
  • Амбассадор ХорусаИгра мимо меня прошла, но жаль Владимира Ежова0
  • Сёмка ДруковIrzi, сталкер в детстве ,это как один из основных этапов становления мужчиной в снг1
  • DmitryОбладаю, видимо, уникальным артефактом - в 2002м году отец с какого-то рынка принес диск с надписью stalker - на нем по сути были какие-то первые рендеры на уровне концептов. На диске было написано, что игра скоро выйдет и т.д. По сути там было несколько маленьких локаций, где можно было просто походить посмотреть на модельки. Ни оружия, ни противников, ни, естественно, сюжета, там не было.0