S.T.A.L.K.E.R. 2: стоила ли новая часть легендарной серии 15 лет ожидания
20 ноября второй «Сталкер» наконец вышел на ПК и Xbox Series.
Это прямое продолжение предыдущих частей — «Тени Чернобыля», «Чистого неба» и «Зова Припяти». Главный герой — бывший военный по прозвищу Скиф. Он проникает в Чернобыльскую зону отчуждения для перезарядки загадочного артефакта, уничтожившего его дом. Простая вылазка перерастает в нечто большее, когда артефакт похищают неизвестные. Скиф отправляется в долгое путешествие по Зоне, чтобы отомстить и вернуть украденное.
Второго «Сталкера» со всеми перезапусками разработки и переносами пришлось ждать целых 15 лет. Всего за два дня продажи шутера составили более миллиона копий, а в Steam его одновременно запустили более 119 тысяч игроков. При этом мнения журналистов и фанатов разделились: одни называют его одной из лучших игр года, а другие остались разочарованными.
Я давний фанат франшизы: играл в «Сталкера» с 2007 года, не раз перепрошел все части серии и прочел несколько десятков книг по мотивам. Впечатления от сиквела после 25 часов прохождения у меня неоднозначные. Расскажу, чем радует и расстраивает долгожданное «Сердце Чернобыля».
Что нужно знать
- Во втором «Сталкере» полноценный открытый мир
- Симуляция жизни сейчас не работает
- Сиквел объединяет лучшие элементы прошлых частей
- Это старомодная игра — в хорошем смысле
- Некоторые геймплейные изменения получились спорными
- Основной сюжет вышел сумбурным
- Квесты получились неплохими
- Перед вторым «Сталкером» желательно пройти предыдущие части
- Баги не позволяют наслаждаться игрой сполна
- Стоит ли проходить S.T.A.L.K.E.R. 2
Что за S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
Дата выхода: 20 ноября 2024 года
Жанр: шутер в открытом мире
Платформы: Steam и GOG на ПК, Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: GSC Game World
Разработчик: GSC Game World
Кому понравится: тем, кто скучал по несмешным анекдотам у костра и ждал возвращения в Зону
Игры, похожие на S.T.A.L.K.E.R. 2: Metro Exodus, Dying Light, Escape from Tarkov
Примерная продолжительность: 40 часов на сюжетную кампанию и 100 на весь контент
Перевод: субтитры на русском языке
Во втором «Сталкере» полноценный открытый мир
Это самое заметное и важное нововведение в сиквеле. В прошлых частях Зона состояла из нескольких отдельных локаций. Воспринимать ее как нечто цельное не получалось. Например, в «Тени Чернобыля» все фракции оставались на своих территориях и не выходили за ее пределы. А теперь представителей группировок можно встретить где угодно — какие-нибудь бандиты бродят уже по всей Зоне.
Здесь есть почти все локации из предыдущих «Сталкеров». На месте и Кордон с деревней новичков, и заполненная бандитами Свалка, и болотистый Затон, где много аномалий. Появились и новые места, которые раньше не фигурировали в играх, — скажем, Сгоревший лес и относительно безопасная Малая Зона с селом Залесье.
Открытый мир меняет восприятие привычного геймплея. Маршруты здесь гораздо длиннее, а до многих участков приходится пробираться по болотам. Вы чаще достаете карту, чтобы найти короткий путь до цели. И если раньше враги легко отставали от игрока, когда тот переходил в другую локацию, то сейчас уже приходится либо дать бой, либо бежать сломя голову.
S.T.A.L.K.E.R. 2 отлично погружает в сталкерский быт и заставляет ежиться от каждого визга мутантов — особенно ночью. Вы тщательно планируете каждую вылазку и берете с собой как можно больше патронов, еды и медикаментов. На случай если окажетесь в каком-нибудь пустом поле, где вам никто не поможет.
В серии и раньше были механики, связанные с выживанием. Герои лечились от радиации водкой и кидали болты перед собой, чтобы узнать расположение аномалии, перевязывали раны бинтами, восстанавливали силы едой и во сне. Но в предыдущих играх эти механики казались лишними, ведь путь от одного безопасного хаба до другого был весьма коротким и несложным.
Во втором «Сталкере» все это уже имеет смысл. Пешие путешествия здесь могут растянуться на целые внутриигровые сутки, а ресурсы нередко заканчиваются в самый неподходящий момент. Поэтому начинаешь ценить укромные схроны с припасами, которые могут спасти от верной смерти. А каждому возвращению в сталкерские лагеря искренне радуешься.
Улыбку вызывают и мужики, которые травят анекдоты у костра, и техники, предлагающие подлатать снаряжение. После очередной тяжелой вылазки хочется одного — выпить водки, закусить колбасой и лечь спать. И с первыми лучами солнца отправиться обратно, чтобы раскрыть очередную тайну Зоны.
Симуляция жизни сейчас не работает
Систему A-Life, которая постоянно дает NPC уникальные задачи и настраивает их поведение, обещали вернуть и доработать в сиквеле. Но в релизной версии она себя почти не проявляет. Группировки не патрулируют территории и не сражаются друг с другом, а мутанты не перемещаются из места в место, как это было в предыдущих частях. Игроки даже заподозрили, что A-Life вырезали. Но GSC уверяет, что система просто работает некорректно, и ее исправят в патчах.
A-Life — важный элемент серии S.T.A.L.K.E.R., который всегда выделял ее среди конкурентов. Например, в «Чистом небе» вы видели, как положение фракций меняется в реальном времени. А в «Зове Припяти» ни одна вылазка не обходилась без какого-нибудь яркого случайного события. Вы могли видеть атаку стаи слепых псов на кровососа или перестрелку солдат «Долга» и «Свободы». С помощью системы авторы умело создавали иллюзию живого мира, где люди и мутанты могли заниматься своими делами вне взора игрока.
Ничего этого в «Сердце Чернобыля» пока нет. Максимум, на что сейчас способна игра, — материализовать врагов за вашей спиной и заставить их тут же идти в атаку. Без A-Life теряется элемент случайности, за который так ценят предыдущие игры серии. Когда выйдет патч с исправлением системы, неизвестно.
Сиквел объединяет лучшие элементы прошлых частей
По этой причине «Сердце Чернобыля» легко может стать любимой игрой в серии для многих фанатов. Из «Тени Чернобыля» взяли общую концепцию и мрачную атмосферу. Скиф, как и Стрелок, своими действиями влияет на судьбу Зоны и встает между интересами сразу нескольких группировок. В сиквеле многие сюжетные задания разворачиваются в подземельях и темных лабораториях, а еще здесь немало пугающих моментов — прямо как в оригинальной игре.
В «Чистом небе» подсмотрели разнообразные локации и подход к раскрытию лора. Как и в приквеле, в «Сердце Чернобыля» полно непохожих друг на друга мест — скажем, мрачные Болота контрастируют с ярким Рыжим лесом. А важную роль в продолжении вновь играют ученые, которые изучают Зону и экспериментируют над ней.
Авторы также сделали упор на большое количество уникальных квестов, как в «Зове Припяти». Некоторые из них заметно меняют Зону и положение фракций. В «Сердце Чернобыля» продолжают квестовые ветки из предыдущей части — так, в Затоне вы определяете исход войны между предводителем сталкеров Бородой и бандитом Султаном.
Это старомодная игра — в хорошем смысле
Авторы никого не жалеют и намеренно делают прохождение сложным. Уже в коротком прологе вы столкнетесь с кровососом — одним из самых живучих и смертоносных мутантов в игре. А из оружия у вас будут только пистолет и автомат с небольшим количеством патронов. Дальше становится только сложнее. Мутанты нередко нападают стаями, а враги могут заметить вас за полкилометра в кромешной темноте. И будьте уверены — многие схватки закончатся поражением.
Как и в предыдущих частях, S.T.A.L.K.E.R. 2 приучает постоянно сохраняться — если случайно умрете, можете потерять десятки минут прогресса. Здесь нет регенерации, здоровье восстанавливается аптечками, бинтами или едой. Оружие и броня изнашиваются: если не чинить снаряжение у техника, оно приходит в негодность. Быстрое перемещение доступно только из хаб-локаций и с помощью проводника — а для этого придется раскошелиться.
«Сталкер» остался верным себе, не пошел по пути упрощения и не изменил общую геймплейную формулу в угоду современным трендам. Здесь нет прокачки способностей, ежедневных испытаний, строительства собственной базы, коллекционирования предметов и микротранзакций. «Сердце Чернобыля» напоминает, какими игры были 15 лет назад, и предлагает концентрированное сюжетное приключение на 100 часов без лишних элементов.
Некоторые геймплейные изменения получились спорными
Разработчики обновили стрельбу, и она вызывает двоякие чувства. С одной стороны, оружие теперь хорошо выглядит и звучит, а анимации перезарядки и возможность выглядывать из-за угла вызывают приятные ассоциации с модом Anomaly для «Зова Припяти». С другой, враги почти не реагируют на попадания и стоят на одном месте, как это было в предыдущих частях. В особенности это касается мутантов, которые стали крайне живучими и выдерживают несколько очередей из автомата. Из-за этого возникает диссонанс: более правдоподобные перестрелки теперь контрастируют с нереалистичным поведением врагов.
Вопросы вызывает и увеличение урона от падений. Раньше герои «Сталкера» могли падать с десяти метров и выживать, но Скиф умирает и от прыжка с маленькой высоты. Уже нельзя сигануть с какого-нибудь холма — придется перезагружаться. Как минимум 20 смертей в моем прохождении были связаны именно с падениями — и это раздражало.
Но самое спорное изменение — новый баланс местной экономики. За выполнение заданий платят неприлично мало — от тысячи до трех тысяч купонов. Этого хватает разве что на покупку энергетиков. Например, ремонт бронежилета может обойтись в девять тысяч купонов, а покупка 270 патронов для АК — в шесть тысяч. Не помогает даже продажа ценных артефактов, за них редко отдают выше семи тысяч. Приходится из кожи вон лезть, чтобы позволить себе хотя бы починку сражения. Возможно, экономику исправят в следующих патчах.
Основной сюжет вышел сумбурным
История о мести Скифа довольно быстро становится запутанной и переполненной большим количеством персонажей. Сначала в ней появляется военизированная группировка «Варта», а затем — ведущая с ней борьбу из подполья «Искра». Ближе к середине герой отчего-то становится интересен ученым, а позже его раскрывают как избранного, который может определить судьбу Зоны. Все в духе «Звездных войн» и «Матрицы» с их злодеями и повстанцами.
Сюжет не вызывает большого интереса. Очередные разговоры о важности Зоны для мира ввергают в скуку, а события эпических масштабов, как в финальном акте «Тени Чернобыля», не подходят серии. Куда больше «Сталкеру» идут маленькие обособленные истории в духе «Зова Припяти».
Вдобавок авторы постоянно пытаются играть на чувстве ностальгии: например, важную роль здесь играют главный герой «Чистого неба» Шрам и группировка «Полдень», состоящая из бывших «монолитовцев». Игра, подобно вспоминашкам из «Южного парка», будто задает один и тот же вопрос: «А ты помнишь вот это?». Но беда в том, что это лишь фан-сервис — замени того же Шрама на другого человека, и сюжет не поменяется.
Квесты получились неплохими
Как и прежде, «Сталкер» цепляет именно маленькими обособленными историями. Например, прогуливаясь по Свалке, вы наткнетесь на сталкера, который не может выбраться из аномального поля. Вы можете помочь ему и получить маленькое вознаграждение. А можете сознательно привести его прямиком в аномалию и забрать снаряжение с трупа. Все зависит от вашего стиля игры и отыгрыша.
В «Сердце Чернобыля» много запоминающихся дополнительных квестов. Это и спасение должника Гриши Валенка от бандитов, и складывание водки в схронах по заданию двух пьяниц в баре, и устранение конкурентов торговца Сидоровича на Кордоне. У многих дополнительных миссий есть два варианта завершения, и ваши решения могут даже повлиять на внешний вид локаций — например, «Скадовска» — и обстановку во фракциях.
У заданий во втором «Сталкере» есть лишь два недостатка — они слишком короткие и не вызывают такого же эмоционального отклика, как это было ранее в серии. За 25 часов я не нашел ни одного квеста, который мог бы сравниться со штурмом базы «Свободы» из «Тени Чернобыля» или вылазкой в логово кровососов из «Зова Припяти». Возможно, все дело в продолжительности игры — по количеству контента «Сердце Чернобыля» превосходит все предыдущие части вместе взятые.
Перед вторым «Сталкером» желательно пройти предыдущие части
Сценаристы не тратят время на разъяснение терминов и не пересказывают события серии перед началом. Без знания общего сюжета вы вряд ли поймете, кто такой Стрелок, почему все ненавидят «Монолит», чем таким важным занималось «Чистое небо» и почему сталкеры так восторженно отзываются о некоем майоре Дегтяреве и его подвигах в Затоне и Припяти.
А еще прохождение предыдущих частей значительно усиливает удовольствие от «Сердца Чернобыля». Только так вы узнаете, как сильно изменилась Зона за годы, и будете ценить то, что так и осталось стабильным, — например, музыкальную тему в главном меню и ставшие родными звуки КПК.
Баги не позволяют наслаждаться игрой сполна
Западные ютуберы уже успели назвать Heart of Chornobyl «худшей в техническом плане игрой со времен Cyberpunk 2077». Это не совсем так: второй «Сталкер» на релизе хотя бы играбелен и более-менее стабильно идет на консолях. Но проблем у шутера все же хоть отбавляй.
Трупы проваливаются сквозь стены, с экрана на несколько минут пропадают элементы интерфейса, игра не засчитывает выполнение квестов и самовольно добавляет в инвентарь лишнее оружие, которое вы нигде не подбирали. А еще персонаж расходует припасы, но не получает с них положительных эффектов. Ну и куда же без регулярных подтормаживаний, глюков и вылетов.
Но главная проблема нынешней версии Heart of Chornobyl — софтлоки . Я не смог продолжить прохождение из-за задания «Как в старые добрые», на баги с которым жалуются многие игроки. Единственное решение — ждать патчи с исправлениями.
Стоит ли проходить S.T.A.L.K.E.R. 2
Если вы ярый фанат. Да, точно стоит. Это тот самый «Сталкер», но с современной графикой и полноценным открытым миром. От основного сюжета многого ждать не стоит, но второстепенные задания хороши. Отсутствующая симуляция жизни и технические проблемы могут отпугнуть — но какой же «Сталкер» обходился без проблем на релизе?
Если серия вам нравится, но вы не так сильно ее любите. Сначала попробуйте новинку в подписочном сервисе Game Pass — там она доступна со дня релиза. Так сможете оценить, нравятся ли вам нововведения и хотите ли посвящать игре десятки часов своей жизни. Но, пожалуй, это лучше делать сильно позже — когда выйдет с десяток патчей.
Если вы новичок. Без знания предыдущих частей вам тут делать практически нечего. Лучше наверстайте упущенное и попробуйте поиграть в оригинальную трилогию. Если понравится, пройдите ее полностью и лишь затем приступайте к сиквелу. Возможно, к этому времени его как раз доработают как следует.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult