Как пандемия повлияла на продажи алкоголя в России
В 2020 году в России продали 9,6 млрд литров алкогольных напитков — это примерно 67 литров пива, водки, вина и другого спиртного на каждого жителя страны.
По данным Росалкогольрегулирования, по сравнению с 2019 годом объемы продаж выросли на 2% — с 9,4 млрд литров. Но покупать стали больше только слабоалкогольных напитков — пива, сидра и медовухи. Водки, вина, коньяка, виски и ликера, наоборот, употреблять стали меньше, хотя до этого несколько лет подряд продажи росли и здесь.
Все дело в коронавирусе: из-за режима изоляции рестораны и кафе массово приостанавливали работу, а на их долю в России приходится почти 12% рынка алкоголя.
С течением пандемии россияне покупали все меньше алкоголя и в розницу. Например, в четвертом квартале 2020 года продажи всех видов спиртного снизились примерно на 1% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В первом квартале 2021 года пива продали на 5% меньше, чем за год до этого, а вина, водки, коньяка и других напитков — на 4%.
В 2021 году продажи алкоголя выросли всего в двух десятках регионов. Например, почти в полтора раза больше алкоголя стали пить в Чечне, Карачаево-Черкесии, Ненецком автономном округе и Калининградской области. Несмотря на рост продаж в некоторых кавказских республиках, абсолютные показатели здесь все равно остаются очень низкими. Например, в Чечне жители стали пить на 57% больше по сравнению с 2020 годом: продажи выросли с 0,23 л алкоголя на человека до 0,37 л. Тогда как, скажем, в Республике Коми продажи алкоголя упали на 28% — с 28,4 л на человека до 20,58 л.
Сильно меньше спиртного начали потреблять жители Кабардино-Балкарии и Карелии: здесь продажи упали в два раза.