ПРОМО
Это кредитка с лимитом до 700 000 ₽
Изучить карту

Стать пилотом: мои планы на год

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Старт

Ранее был занят изучением немецкого языка, обучением в автошколе для получения прав на машину и мотоцикл. Сейчас со всем этим разобрался, появилось немного свободного времени, решил еще чему-нибудь научиться. Выбирал между управлением моторной яхтой по реке, парусной яхтой по морю, легким самолетом. Выбрал последнее, но это не значит, что отказался от остального.

Планы

Планирую получить лицензию пилота легкомоторного самолета и слетать на нем в отпуск.



Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Boris Köln
Автор поста

Отчет по итогам января: не откладывая в долгий ящик, приступил в выполнению плана.
По выходным учусь в лётной школе. 60 теоретических уроков стоят 500€. Изучаем правила воздушного движения, технику, навигацию, метеорологию, радиопереговоры, экстремальные ситуации, физиологию. Сложно, потому что незнакомая терминология, к тому же по-немецки.
Фоток пока мало - только учебный класс.

Планы на февраль-март:
1. Окончить теоретические курсы, всё выучить, сдать теоретические экзамены по каждому из вышеперечисленных предметов на немецком языке, по радиопереговорам BZF дополнительно по-английски. Возможно, еще языковой экзамен ICAO по-английски.
2. Пройти лётную комиссию, начать полеты с инструктором.

Изображение пользователя Boris Köln
6
Уроки_французского

Boris, 👍👍
Много учеников вместе с вами учатся? Насколько сложный материал (если не считать терминологии)?

0
Boris Köln
Автор поста

Уроки_французского, 8 учеников, включая меня. Сам материал не очень сложный, но в день по 10 уроков, суммарно информации много. Вот пример 10 лекций по метеорологии (фактически, наполовину из школьной географии и физики), которые мы прошли за 1 день - на Youtube поискать "NGFT Kurs - Meteorologie"

2
Уроки_французского

Boris, впечатляет... Буду ждать ваших новостей!

1
Bacalhau
Герой 💎

Boris, а есть какие-то требования к началу обучения? Типа мед комиссии?

0
Boris Köln
Автор поста

Bacalhau, для начала обучения теории ничего не надо. Для начала полетов надо "пройти лётную комиссию" - это и есть медкомиссия, но для легких самолетов она гораздо проще ВЛЭК.

0
Bacalhau
Герой 💎

Boris, круто! Удачи)

1
Boris Köln
Автор поста

Отчет за февраль: 

Прошел лётную медкомиссию LAPL. Для частных пилотов это очень просто, не то что ВЛЭК. Надо видеть (можно в очках), слышать (можно со слуховым аппаратом), иметь ноги (можно костыли), иметь руки (можно протез). Сдал ЭКГ, анализы мочи, крови - результаты были готовы через 5 минут. Проверили остроту зрения, цветовое зрение, слух, координацию движений (с закрытыми глазами дотронуться пальцем до носа) и пр. Суммарно провел в клинике 1 час, заплатил 120€. Сразу же внесли меня в базу Министерства гражданской авиации (LBA). Вместо предъявления справки мне надо просто назвать свой номер в этой базе.

Продолжаю учить теорию в авиашколе. Одногруппники всё усваивают легко, активно задают вопросы учителю и обсуждают непонятное. В целом несложно, но у меня от терминов голова кругом. Надо выучить по-немецки тысячи терминов типа "закрылки", "точка срыва", "точка росы", "угол атаки", "сваливание".

Еще сложнее понять отличия Bodensicht (ground visibility), Flugsicht (visibility) и Erdsicht (ground in sight). Всё означает "видимость". Приходится долго выяснять, что Bodensicht - видимость по горизонтали на уровне земли, Flugsicht - по горизонтали в полете, Erdsicht - по вертикали.

Пример задачи по аэродинамике:
C42 80 PS, 4000 ft, +22° C, Grasbahn +3°, Regen. Startrollstrecke?
Перевожу: Самолет C42 мощностью 80 л.с. взлетает на аэродроме, находящемся на высоте 4000 футов над уровнем моря. Температура на аэродроме +22° C, травяная ВПП, наклон 3°, дождь. Найти реальный разбег (до отрыва от земли).
Решение: взять базовый разбег, умножить на все компенсации, получится реальный разбег.
* Указанный самолет имеет разбег 100 m (надо знать)
* Компенсация высоты 4000 ft: 10+13+13+18 (надо знать) = +54%
* Стандартная температура на уровне моря 15° C. На уровне аэродрома: падение на 2° C / 1000 ft (надо знать), то есть 15 - 4*2 = 7° C. Реальная +22° C больше стандартной 7° C на 15° C. Компенсация температуры 1% / 1° C (надо знать), итого +15%
* Компенсация наклона 3°: 10% / 1° (надо знать), то есть +30%
* Компенсация сухой травы +20% (надо знать)
* Компенсация мокрой травы (не забываем, что идет дождь) еще +10% (надо знать)
* Компенсация мокрого крыла: +10% (надо знать)
Ответ: 329 метров

Пример задачи по навигации:
EDFQ -> EDGT. VAR +2, DEV -2, Wind 50°/10 kt, TAS 70 km/h, 8 l/h. TC? DIST? WCA? TH? MH? CH? GS? Zeit? Verbrauch?
Решение (по карте и розе ветров):
EDFQ и EDGT - аэродромы. Надо найти их на карте, измерить направление: TC (True Course) 210° и расстояние: по карте - 4.3 см, с учетом масштаба DIST (Distance) - 210 км.
Начертить на "розе ветров" направление 210°. Там же начертить ветер 10 kt = 18 км/ч с направлением 50+180 = 230°.
Сложить вектора, отмерить TAS (True Air Speed) 70 км/ч.
Рассчитать полученный вектор: GS (Ground Speed) - 86 km/h. TH (True Heading) - 204°.
WCA (Wind Correction Angle) = TH - TC = -6°.
MH (Magnit Heading) = TH + VAR = 206°
CH (Compass Heading) = MH - DEV = 208°
Zeit (время) = DIST / GS = 22 min
Verbrauch (трата топлива) = расход * Zeit = 2.9 l

Изображение пользователя Boris Köln
4
Уроки_французского

Boris, 😨 иностранный язык, конечно, добавляет радости...

А эти задачки потом используются на практике? Или все рассчитывается автоматом?

1
Boris Köln
Автор поста

Уроки_французского, это всё практические задачи, которые при полете надо быстро решать в уме хотя бы примерно: какой длины нужна ВПП для безопасного взлета-посадки; в какую сторону лететь, чтобы при сносе ветром прилететь в нужное место; сколько топлива залить, чтобы долететь и т.д.
Никакого компьютера на маленьких самолетах нет. Только хардкор: карбюраторный двигатель, несколько механических приборов (высотомер, спидометр и пр.).
В реальности пилоты, конечно, пользуются своим планшетом и навигационными программами, но обязательно надо уметь прокладывать маршрут по карте.

1
Уроки_французского

Boris, выходит, пилоту маленького самолёта приходится сложнее Боинга?

0
Boris Köln
Автор поста

Уроки_французского, корректнее сказать "управление по-другому". На маленьких - механически напрямую, на больших - через компьютер.

Учиться на маленьких гораздо проще: учебная программа 60 часов, для больших - два года с утра до вечера. Посчитать в уме проще и быстрее, чем вводить данные в полетный компьютер. Также надо учитывать гораздо меньше параметров, погоду только на низких высотах и т.д.

1
синьорина Болла

Boris, ничего себе, сколько там надо знать, чтобы одни только эти задачи решать..
А полеты можно будет начать только после полной сдачи теории?

1
Boris Köln
Автор поста

синьорина, лично мне формулы и коэффициенты запомнить легко, а вот знаний немецкого языка сильно не хватает.
Летать с инструктором можно до сдачи экзаменов, но у меня пока для этого нет времени. В будни днем работаю, вечером учусь по учебнику, в выходные - учусь в авиашколе.

1
Boris Köln
Автор поста

Отчет за май:
Практика проводится всегда индивидуально 1-на-1 лётным учителем, я его буду называть инструктором. Оплата:
* инструктору: 20-50 €/час.
* аренда самолета, включая топливо: 100-150 € за каждый час работы двигателя.

Первое занятие длилось 3 часа:
Сначала инструктор 2 часа показывал техническое устройство самолета, все трубки, шланги, провода, тросы, зачем они нужны, как проверять техническое состояние и пр.
На UL-самолетах 2 сиденья рядом, штурвал-джойстик на центральной консоли (для наклона влево-вправо и вверх-вниз), у обоих дублирующиеся педали для поворота влево-вправо без наклона и дублирующиеся рычаги газа между ног. Поэтому самолетом может управлять любой из сидящих в нем.
Полчаса покатались на самолете по рулёжным полосам на земле, чтобы научиться поворачивать и газовать.
Первый полет. Инструктор на земле объяснил подробно, как взлетать, но взлетал и садился он сам, потому что это наиболее опасный маневр, где надо всё делать быстро и четко, а я к этому еще не готов. Взлетели до 1000 футов (300 метров), выровнялись, инструктор убрал свои руки и говорит "а дальше сам поднимайся до 3 тыс. футов и одновременно поворачивай на курс такой-то". Э-э-э?! Мы так не договаривались! Судорожно наклоняю джойстик на себя (для подъема вверх) и влево (для поворота на нужный курс). Спереди вижу небо, слева землю. Инструктор спокойно: "уменьши угол атаки, выровняй поперечную устойчивость". Фух, вроде выровнял!
Дальше манёвры быстрее-медленнее, выше-ниже, левее-правее, покрутить восьмерку. К счастью, не фигуру высшего пилотажа, в горизонтальной плоскости развернуться в одну сторону, потом развернуться в другую. Я уже немного освоился, спокойно всё выполнял.За это время мы уже улетели от Кёльна до границы с Бельгией и Нидерландами. Европейские границы пересекать можно, но надо заранее подать план полета. Мы в другой стране приземляться не собирались, поэтому развернулись и полетели обратно.Приземлялся инструктор сам
По ощущениям летали часа 2, но оказалось, что лишь 20 минут.

P.S. Во время полетов снимать фото-видео было некогда. На фото я выезжаю из гаража (ангара) на рулежную дорожку.

Изображение пользователя Boris Köln
4
Terra degli angeli

Boris, колитесь, уже был первый полёт соло?

0
Boris Köln
Автор поста

Terra, я еще не готов к соло. Пока научился взлетать и управлять самолетом в воздухе. При посадке страхует инструктор

1
Уроки_французского

Boris, круто!

0
Ell'

Куда летите-то?

2
Boris Köln
Автор поста

Ell', хотелось бы через Альпы: Германия-Швейцария-Италия и обратно.

2
Уроки_французского

моя мечта! желаю достичь запланированного и тоже жду статью об этом)

2
Boris Köln
Автор поста

Отчет за март: Обучение теории закончилось.
На фото: одногруппники уже начали летать с инструкторами (это можно делать до сдачи экзаменов), но я пока не стал этого делать, чтобы было больше времени для подготовки к теоретическому экзамену. Как я уже говорил раньше, сами предметы не очень сложные, но для меня сложность в новых непонятных терминах. Купил приложение AviationExam за 50 €, разбираю в нем тестовые вопросы.

Изображение пользователя Boris Köln
2
Уроки_французского

Boris, а какая дальность и высота у таких самолётов? Можно ли на них через Альпы, как вы хотели?

0
Boris Köln
Автор поста
28.03, 08:35
Отредактировано

Уроки_французского, обычно летают на высоте до 2.5 тыс. футов (750 метров) над землей, потому что эта высота не контролируется диспетчерами, не нужно ни согласований, ни разрешений, ни даже уведомлений - взлетел и лети куда хочешь.
Подчеркиваю: не над уровнем моря, а над уровнем земли, то есть через Альпы тоже можно.

С разрешения диспетчера (по рации) можно до 10 тыс. футов (3 км) над землей.

Выше уже нельзя, потому что там летают скоростные самолеты.

1
Boris Köln
Автор поста

Уроки_французского, при крейсерской скорости 170 км/ч расход 12 литров/час, то есть 7 литров на 100 км. Бака емкостью 65 литров хватит примерно на 900 км. У других моделей - 80-100 литров, которых хватает до 1.5 тыс. км. Это из Германии по всей Европе, хотя так далеко без промежуточных посадок лететь некомфортно. Малая авиация - это не рекорды, а кайф от полета. Обычно летят 200-300 км., делают посадку, отдыхают, на следующий день летят дальше.

1
Уроки_французского

Boris, звучит умопомрачительно. А приземлиться на любом поле можно, или всё-таки в спецместах?

0
Boris Köln
Автор поста

Уроки_французского, технически приземлиться можно на любой дороге или утрамбованном поле, но это только в случае поломки. По правилам приземляться надо только на аэродромах. Обычно на крошечных аэродромах с грунтовой ВПП, которых достаточно много - каждые 20 км.

1
Boris Köln
Автор поста

Отчет за апрель: успешно сдал теоретический экзамен.
Он на немецком языке, длится 3.5 часа и состоит из 6 частей, в каждой по 40 вопросов. Для сдачи надо правильно ответить не менее чем на 75% вопросов по каждой части.

1. Luftrecht (законы и правила): воздушные зоны (C, D, E, G), в каждой свои правила (кому и как летать), чтение навигационных карт, юридические документы, план полета, световые сигналы, аэродромные знаки, правила захода на посадку и пр.

2. Navigation (навигация). Надо уметь читать навигационную карту, знать географию и математику. Занимает больше всего времени, потому что перед ответом на вопросы сначала надо провести вычисления. Примеры вопросов: "Вы летите из аэродрома ... в ... с промежуточной посадкой в ... Ветер ... Рассчитайте направление по компасу, необходимое топливо, время полета, выберите ориентиры". На карте надо найти нужные аэродромы, измерить расстояние и направление. С учетом ветра рассчитать направление полета (из-за сноса может отличаться от направления по карте) и скорость относительно земли (отличается из-за встречного или попутного ветра). Учесть поправку, что магнитный полюс не совпадает с географическим. Изучить карту вдоль маршрута.

3. Meteorologie (метеорология): атмосфера, ветер, термодинамика, орографические ветровые системы, адиабатические системы, облака и туман, воздушные массы и фронты, метеорологическая информация, измерение высоты. Надо очень хорошо знать географию и термодинамику: как меняется давление и температура от высоты, куда и почему дует ветер в горах и на побережье в зависимости от времени суток, типы облаков, силу Кориолиса, как меняется погода при теплом или холодном фронте и пр. Очень сложно.

4. Aerodynamik und Technik (аэродинамика и техника). Много новых терминов, для меня это самое сложное. Надо учить по-немецки слова "точка срыва", "сваливание", "пикирование", "угол атаки", "хорда", "кабрирование", "закрылки" и сотню других. Также надо понимать, из-за чего возникает центробежная и подъемная силы, что на них влияет, почему происходит сваливание, как его предотвратить, принцип работы приборов, как меняется точка отрыва потока в зависимости от угла атаки, чем отличается аэродинамическая и геометрическая стабилизации, зачем нужен подсос на карбюраторном двигателе и т.д. Нужны хорошие знания физики и автомеханики (устройство двигателя и карбюратора). Для подготовки надо прочитать и понять 110 страниц учебника.

5. Verhalten (поведение): безопасность, кислородное голодание, перепад давления, укачивание, потеря ориентации, поведение при аварийной посадке. И сюда же добавили Pyrotechnik (пиротехника): техника безопасности при обращении со взрывчатыми веществами - потому что в самолете установлены пиропатроны, которыми можно отстрелить верхнюю часть самолета и выпустить парашют.

6. Flugfunk (радиопереговоры): на какой частоте с кем и как общаться, специальная лексика. Выучить легко, но надо хорошо говорить по-немецки.

Изображение пользователя Boris Köln
2
Terra degli angeli

Boris, а сколько примерно стоит весь путь к лицензии, которую вы решили получать?

0
Boris Köln
Автор поста

Terra,
Медицинское обследование: 120 €
60 уроков теории: 500-800 €.
Теоретический экзамен: 90 €
30 часов практики: аренда самолета, включая топливо 150-200 €/час + инструктор 20-60 €/час в зависимости от конкретной лётной школы.
Прочие расходы.

Суммарно 6-8 тыс. €.

1

Комментарий удален пользователем

Terra degli angeli

Boris, отлично спасибо. Побежала читать.

0
Уроки_французского

Boris, ура, поздравляю! 🥳🥳

0
Уроки_французского

Читаю ваши отчёты и понимаю, что пожалуй отложу эту мечту в конвертик «несбыточное»)) ну или на пенсию, когда будет ресурс изучить метеорологию и ко)

1
Bacalhau
Герой 💎

Интересные планы. Напишите потом статью об этом на тж)

1
Ell'

Bacalhau, правда!.
И много фото!

1
Boris Köln
Автор поста
0
синьорина Болла

Круто 🔥

1
Катенька

А сколько Вам лет?

0
Boris Köln
Автор поста

Катенька, "в меру упитанный мужчина, ну в полном расцвете сил"

Изображение пользователя Boris Köln
2
Катенька

Boris, очень порадовало, что у вас столько амбиций, видимо и правда самый расцвет сил

1

Комментарий удален пользователем

Катенька

Boris, я вами искренне восхищена, вы молодчина!

1

Комментарий удален пользователем

Катенька

Boris, спасибо, энергии вам и возможностей! браво!

0
Роман

PPL в России планируете получать или нет?

0
Boris Köln
Автор поста
14.01, 12:24
Отредактировано

Роман, в Германии.
И, наверное, не PPL (Private Pilot License), а SPL (Sport Pilot Licence) или LAPL (Light Aircraft Pilot Licence), потому что проще.

1

Комментарий удален пользователем

Роман

Boris, благодарю, изучаю.

0

Сообщество

Популярное за неделю