Стать пилотом: мои планы на год

60

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Старт

Ранее был занят изучением немецкого языка, обучением в автошколе для получения прав на машину и мотоцикл. Сейчас со всем этим разобрался, появилось немного свободного времени, решил еще чему-нибудь научиться. Выбирал между управлением моторной яхтой по реке, парусной яхтой по морю, легким самолетом. Выбрал последнее, но это не значит, что отказался от остального.

Планы

Планирую получить лицензию пилота легкомоторного самолета и слетать на нем в отпуск.



  • Ell'Куда летите-то?2
  • BacalhauИнтересные планы. Напишите потом статью об этом на тж)1
  • Ell'Bacalhau, правда!. И много фото!1
  • Уроки_французскогомоя мечта! желаю достичь запланированного и тоже жду статью об этом)2
  • Boris KölnКатенька, "в меру упитанный мужчина, ну в полном расцвете сил"1
  • КатенькаBoris, очень порадовало, что у вас столько амбиций, видимо и правда самый расцвет сил1
  • Boris KölnОтчет по итогам января: не откладывая в долгий ящик, приступил в выполнению плана. По выходным учусь в лётной школе. 60 теоретических уроков стоят 500€. Изучаем правила воздушного движения, технику, навигацию, метеорологию, радиопереговоры, экстремальные ситуации, физиологию. Сложно, потому что незнакомая терминология, к тому же по-немецки. Фоток пока мало - только учебный класс. Планы на февраль-март: 1. Окончить теоретические курсы, всё выучить, сдать теоретические экзамены по каждому из вышеперечисленных предметов на немецком языке, по радиопереговорам BZF дополнительно по-английски. Возможно, еще языковой экзамен ICAO по-английски. 2. Пройти лётную комиссию, начать полеты с инструктором.6
  • BacalhauBoris, а есть какие-то требования к началу обучения? Типа мед комиссии?0
  • BacalhauBoris, круто! Удачи)1
  • Уроки_французскогоBoris, 👍👍 Много учеников вместе с вами учатся? Насколько сложный материал (если не считать терминологии)?0
  • Boris KölnУроки_французского, 8 учеников, включая меня. Сам материал не очень сложный, но в день по 10 уроков, суммарно информации много. Вот пример 10 лекций по метеорологии (фактически, наполовину из школьной географии и физики), которые мы прошли за 1 день - на Youtube поискать "NGFT Kurs - Meteorologie"0
  • Уроки_французскогоBoris, впечатляет... Буду ждать ваших новостей!1
  • Boris KölnОтчет за февраль:  Прошел лётную медкомиссию LAPL. Для частных пилотов это очень просто, не то что ВЛЭК. Надо видеть (можно в очках), слышать (можно со слуховым аппаратом), иметь ноги (можно костыли), иметь руки (можно протез). Сдал ЭКГ, анализы мочи, крови - результаты были готовы через 5 минут. Проверили остроту зрения, цветовое зрение, слух, координацию движений (с закрытыми глазами дотронуться пальцем до носа) и пр. Суммарно провел в клинике 1 час, заплатил 120€. Сразу же внесли меня в базу Министерства гражданской авиации (LBA). Вместо предъявления справки мне надо просто назвать свой номер в этой базе. Продолжаю учить теорию в авиашколе. Одногруппники всё усваивают легко, активно задают вопросы учителю и обсуждают непонятное. В целом несложно, но у меня от терминов голова кругом. Надо выучить по-немецки тысячи терминов типа "закрылки", "точка срыва", "точка росы", "угол атаки", "сваливание". Еще сложнее понять отличия Bodensicht (ground visibility), Flugsicht (visibility) и Erdsicht (ground in sight). Всё означает "видимость". Приходится долго выяснять, что Bodensicht - видимость по горизонтали на уровне земли, Flugsicht - по горизонтали в полете, Erdsicht - по вертикали. Пример задачи по аэродинамике: C42 80 PS, 4000 ft, +22° C, Grasbahn +3°, Regen. Startrollstrecke? Перевожу: Самолет C42 мощностью 80 л.с. взлетает на аэродроме, находящемся на высоте 4000 футов над уровнем моря. Температура на аэродроме +22° C, травяная ВПП, наклон 3°, дождь. Найти реальный разбег (до отрыва от земли). Решение: взять базовый разбег, умножить на все компенсации, получится реальный разбег. * Указанный самолет имеет разбег 100 m (надо знать) * Компенсация высоты 4000 ft: 10+13+13+18 (надо знать) = +54% * Стандартная температура на уровне моря 15° C. На уровне аэродрома: падение на 2° C / 1000 ft (надо знать), то есть 15 - 4*2 = 7° C. Реальная +22° C больше стандартной 7° C на 15° C. Компенсация температуры 1% / 1° C (надо знать), итого +15% * Компенсация наклона 3°: 10% / 1° (надо знать), то есть +30% * Компенсация сухой травы +20% (надо знать) * Компенсация мокрой травы (не забываем, что идет дождь) еще +10% (надо знать) * Компенсация мокрого крыла: +10% (надо знать) Ответ: 329 метров Пример задачи по навигации: EDFQ -> EDGT. VAR +2, DEV -2, Wind 50°/10 kt, TAS 70 km/h, 8 l/h. TC? DIST? WCA? TH? MH? CH? GS? Zeit? Verbrauch? Решение (по карте и розе ветров): EDFQ и EDGT - аэродромы. Надо найти их на карте, измерить направление: TC (True Course) 210° и расстояние: по карте - 4.3 см, с учетом масштаба DIST (Distance) - 210 км. Начертить на "розе ветров" направление 210°. Там же начертить ветер 10 kt = 18 км/ч с направлением 50+180 = 230°. Сложить вектора, отмерить TAS (True Air Speed) 70 км/ч. Рассчитать полученный вектор: GS (Ground Speed) - 86 km/h. TH (True Heading) - 204°. WCA (Wind Correction Angle) = TH - TC = -6°. MH (Magnit Heading) = TH + VAR = 206° CH (Compass Heading) = MH - DEV = 208° Zeit (время) = DIST / GS = 22 min Verbrauch (трата топлива) = расход * Zeit = 2.9 l5
  • Boris Köln1
  • Boris, ничего себе, сколько там надо знать, чтобы одни только эти задачи решать.. А полеты можно будет начать только после полной сдачи теории?1
  • Boris Kölnсиньорина, лично мне формулы и коэффициенты запомнить легко, а вот знаний немецкого языка сильно не хватает. Летать с инструктором можно до сдачи экзаменов, но у меня пока для этого нет времени. В будни днем работаю, вечером учусь по учебнику, в выходные - учусь в авиашколе.0
  • Уроки_французскогоBoris, 😨 иностранный язык, конечно, добавляет радости... А эти задачки потом используются на практике? Или все рассчитывается автоматом?1
  • Boris KölnУроки_французского, это всё практические задачи, которые при полете надо быстро решать в уме хотя бы примерно: какой длины нужна ВПП для безопасного взлета-посадки; в какую сторону лететь, чтобы при сносе ветром прилететь в нужное место; сколько топлива залить, чтобы долететь и т.д. Никакого компьютера на маленьких самолетах нет. Только хардкор: карбюраторный двигатель, несколько механических приборов (высотомер, спидометр и пр.). В реальности пилоты, конечно, пользуются своим планшетом и навигационными программами, но обязательно надо уметь прокладывать маршрут по карте.1
  • Уроки_французскогоBoris, выходит, пилоту маленького самолёта приходится сложнее Боинга?0
  • Boris KölnУроки_французского, корректнее сказать "управление по-другому". На маленьких - механически напрямую, на больших - через компьютер. Учиться на маленьких гораздо проще: учебная программа 60 часов, для больших - два года с утра до вечера. Посчитать в уме проще и быстрее, чем вводить данные в полетный компьютер. Также надо учитывать гораздо меньше параметров, погоду только на низких высотах и т.д.1
  • КатенькаBoris, я вами искренне восхищена, вы молодчина!1
  • Boris KölnОтчет за март: Обучение теории закончилось. На фото: одногруппники уже начали летать с инструкторами (это можно делать до сдачи экзаменов), но я пока не стал этого делать, чтобы было больше времени для подготовки к теоретическому экзамену. Как я уже говорил раньше, сами предметы не очень сложные, но для меня сложность в новых непонятных терминах. Купил приложение AviationExam за 50 €, разбираю в нем тестовые вопросы.3
  • Уроки_французскогоBoris, а какая дальность и высота у таких самолётов? Можно ли на них через Альпы, как вы хотели?0
  • Boris KölnУроки_французского, при крейсерской скорости 170 км/ч расход 12 литров/час, то есть 7 литров на 100 км. Бака емкостью 65 литров хватит примерно на 900 км. У других моделей - 80-100 литров, которых хватает до 1.5 тыс. км. Это из Германии по всей Европе, хотя так далеко без промежуточных посадок лететь некомфортно. Малая авиация - это не рекорды, а кайф от полета. Обычно летят 200-300 км., делают посадку, отдыхают, на следующий день летят дальше.1
  • Boris KölnУроки_французского, обычно летают на высоте до 2.5 тыс. футов (750 метров) над землей, потому что эта высота не контролируется диспетчерами, не нужно ни согласований, ни разрешений, ни даже уведомлений - взлетел и лети куда хочешь. Подчеркиваю: не над уровнем моря, а над уровнем земли, то есть через Альпы тоже можно. С разрешения диспетчера (по рации) можно до 10 тыс. футов (3 км) над землей. Выше уже нельзя, потому что там летают скоростные самолеты.0
  • Уроки_французскогоBoris, звучит умопомрачительно. А приземлиться на любом поле можно, или всё-таки в спецместах?0
  • Boris KölnУроки_французского, технически приземлиться можно на любой дороге или утрамбованном поле, но это только в случае поломки. По правилам приземляться надо только на аэродромах. Обычно на крошечных аэродромах с грунтовой ВПП, которых достаточно много - каждые 20 км.1
  • Boris KölnОтчет за апрель: успешно сдал теоретический экзамен. Он на немецком языке, длится 3.5 часа и состоит из 6 частей, в каждой по 40 вопросов. Для сдачи надо правильно ответить не менее чем на 75% вопросов по каждой части. 1. Luftrecht (законы и правила): воздушные зоны (C, D, E, G), в каждой свои правила (кому и как летать), чтение навигационных карт, юридические документы, план полета, световые сигналы, аэродромные знаки, правила захода на посадку и пр. 2. Navigation (навигация). Надо уметь читать навигационную карту, знать географию и математику. Занимает больше всего времени, потому что перед ответом на вопросы сначала надо провести вычисления. Примеры вопросов: "Вы летите из аэродрома ... в ... с промежуточной посадкой в ... Ветер ... Рассчитайте направление по компасу, необходимое топливо, время полета, выберите ориентиры". На карте надо найти нужные аэродромы, измерить расстояние и направление. С учетом ветра рассчитать направление полета (из-за сноса может отличаться от направления по карте) и скорость относительно земли (отличается из-за встречного или попутного ветра). Учесть поправку, что магнитный полюс не совпадает с географическим. Изучить карту вдоль маршрута. 3. Meteorologie (метеорология): атмосфера, ветер, термодинамика, орографические ветровые системы, адиабатические системы, облака и туман, воздушные массы и фронты, метеорологическая информация, измерение высоты. Надо очень хорошо знать географию и термодинамику: как меняется давление и температура от высоты, куда и почему дует ветер в горах и на побережье в зависимости от времени суток, типы облаков, силу Кориолиса, как меняется погода при теплом или холодном фронте и пр. Очень сложно. 4. Aerodynamik und Technik (аэродинамика и техника). Много новых терминов, для меня это самое сложное. Надо учить по-немецки слова "точка срыва", "сваливание", "пикирование", "угол атаки", "хорда", "кабрирование", "закрылки" и сотню других. Также надо понимать, из-за чего возникает центробежная и подъемная силы, что на них влияет, почему происходит сваливание, как его предотвратить, принцип работы приборов, как меняется точка отрыва потока в зависимости от угла атаки, чем отличается аэродинамическая и геометрическая стабилизации, зачем нужен подсос на карбюраторном двигателе и т.д. Нужны хорошие знания физики и автомеханики (устройство двигателя и карбюратора). Для подготовки надо прочитать и понять 110 страниц учебника. 5. Verhalten (поведение): безопасность, кислородное голодание, перепад давления, укачивание, потеря ориентации, поведение при аварийной посадке. И сюда же добавили Pyrotechnik (пиротехника): техника безопасности при обращении со взрывчатыми веществами - потому что в самолете установлены пиропатроны, которыми можно отстрелить верхнюю часть самолета и выпустить парашют. 6. Flugfunk (радиопереговоры): на какой частоте с кем и как общаться, специальная лексика. Выучить легко, но надо хорошо говорить по-немецки.2
  • Уроки_французскогоЧитаю ваши отчёты и понимаю, что пожалуй отложу эту мечту в конвертик «несбыточное»)) ну или на пенсию, когда будет ресурс изучить метеорологию и ко)1
  • Terra degli angeliBoris, а сколько примерно стоит весь путь к лицензии, которую вы решили получать?0
  • Boris KölnОтчет за май: Практика проводится всегда индивидуально 1-на-1 лётным учителем, я его буду называть инструктором. Оплата: * инструктору: 20-50 €/час. * аренда самолета, включая топливо: 100-150 € за каждый час работы двигателя. Первое занятие длилось 3 часа: Сначала инструктор 2 часа показывал техническое устройство самолета, все трубки, шланги, провода, тросы, зачем они нужны, как проверять техническое состояние и пр. На UL-самолетах 2 сиденья рядом, штурвал-джойстик на центральной консоли (для наклона влево-вправо и вверх-вниз), у обоих дублирующиеся педали для поворота влево-вправо без наклона и дублирующиеся рычаги газа между ног. Поэтому самолетом может управлять любой из сидящих в нем. Полчаса покатались на самолете по рулёжным полосам на земле, чтобы научиться поворачивать и газовать. Первый полет. Инструктор на земле объяснил подробно, как взлетать, но взлетал и садился он сам, потому что это наиболее опасный маневр, где надо всё делать быстро и четко, а я к этому еще не готов. Взлетели до 1000 футов (300 метров), выровнялись, инструктор убрал свои руки и говорит "а дальше сам поднимайся до 3 тыс. футов и одновременно поворачивай на курс такой-то". Э-э-э?! Мы так не договаривались! Судорожно наклоняю джойстик на себя (для подъема вверх) и влево (для поворота на нужный курс). Спереди вижу небо, слева землю. Инструктор спокойно: "уменьши угол атаки, выровняй поперечную устойчивость". Фух, вроде выровнял! Дальше манёвры быстрее-медленнее, выше-ниже, левее-правее, покрутить восьмерку. К счастью, не фигуру высшего пилотажа, в горизонтальной плоскости развернуться в одну сторону, потом развернуться в другую. Я уже немного освоился, спокойно всё выполнял.За это время мы уже улетели от Кёльна до границы с Бельгией и Нидерландами. Европейские границы пересекать можно, но надо заранее подать план полета. Мы в другой стране приземляться не собирались, поэтому развернулись и полетели обратно.Приземлялся инструктор сам По ощущениям летали часа 2, но оказалось, что лишь 20 минут. P.S. Во время полетов снимать фото-видео было некогда. На фото я выезжаю из гаража (ангара) на рулежную дорожку.5
  • Boris Köln1
  • Boris Köln1
  • Boris Köln0
  • Уроки_французскогоBoris, круто!0
  • Terra degli angeliBoris, колитесь, уже был первый полёт соло?0
  • Boris KölnTerra, я еще не готов к соло. Пока научился взлетать и управлять самолетом в воздухе. При посадке страхует инструктор0
  • Boris KölnОтчет за июнь: Летаю в основном "по кругу": взлететь, убрать закрылки, развернуться, выпустить закрылки, приземлиться. Уже это делаю полностью сам, инструктор не помогает. Только "мешает": то требует заходить на посадку по более крутой траектории, то более пологой, а то и вообще в воздухе выключит двигатель (вернее, поставит на холостые обороты, когда тяги почти нет), и приходится приземляться как планёр. Когда устаю - летим "отдыхать" по прямой до Нидерландов или Бельгии и обратно. В таком полете, действительно, можно расслабиться, лишь слегка придерживая джойстик. Чтобы я не сильно расслаблялся, инструктор иногда устраивает провокации, но хотя бы предупреждает заранее. Может "выключить" двигатель - продолжаю спокойно планировать. Может сделать сваливание в плоский штопор - надо вовремя выйти из него, пока не врезались в землю. Это не инструктор такой садист, а такая программа обучения, всё это будут проверять на практическом экзамене. Ну а умение так действовать в критических ситуациях всегда пригодится.5
  • Boris Köln1
  • Уроки_французскогоBoris, звучит и выглядит очень круто!0
  • РоманBoris, благодарю! Инструктор хорош.0
  • Terra degli angeliBoris, красотень! навыки планеризма очень важны.1
  • 0
  • Boris Kölnсиньорина, практический экзамен с течение 3х лет после теоретического, иначе надо заново сдавать теорию. До экзамена надо налетать не менее 30 часов. Инструктор должен допустить до экзамена, когда я буду готов. На аэродром приезжает специальная комиссия, поэтому обычно не ради одного экзаменующегося, а сразу нескольких - на небольших аэродромах приходится ждать пару месяцев. Но я и не тороплюсь.1
  • Boris KölnОтчет за июль: 2 недели я летал отпуск, но не на этом самолетике, а на обычном Боинге. В другие выходные был порывистый вечер - нелетная погода. 2 оставшихся выходных летал, тоже при ветре, но хотя бы не порывистом. Когда ветер вдоль ВПП, то взлетать и садиться надо всегда против ветра. Даже легче, чем без ветра. А вот когда ветер поперек - это сложно. Основной способ - делать поправку на ветер и лететь немного в другом направлении, при этом ветер меня снесет, куда надо. На теоретическом экзамене мы это высчитывали точно, а на практике проще корректировать визуально, при необходимости доворачивая влево или вправо. Получается полет полубоком, как краб: нос в одну сторону, но полет немного в другую. Очень необычные ощущения. Другой способ - скольжение на крыло, чтобы сделать крен. На автомобиле это аналог контролируемого заноса. Ветер толкает самолет в одну сторону, а крен - в другую. Плюс: нос самолета направлен вдоль ВПП. Минус: можно зацепить крылом за землю. Порывистый боковой ветер опасен, что при посадке может внезапно сдуть с ВПП на поле или, наоборот, может внезапно прекратиться, а я по инерции сам окажусь на поле  с другой стороны. Поэтому при порывистом ветре более 10 узлов маленькие самолеты не летают. Хотя для пешехода этот ветер ощущается лишь как "свежий ветерок". Немного про безопасность: если происходит авария при посадке - последствия могут быть очень серьезными, в том числе и смертельные. Если в воздухе - обычно не проблема. Как приземляться при выключении двигателя я уже рассказывал в прошлом месяце. Если вдруг внизу нет никакого поля или дороги, а лишь горы, лес или море, то есть парашют. Но не у пилота, а у самолета. Вот он на фото, находится в центре самолета сзади кресла. Трос активирует пиропатрон, который разрывает верхнюю стеклопластиковую обшивку самолета и выстреливает парашют. При строгом соблюдении техники безопасности летать гораздо безопаснее, чем, например, ходить пешком - ведь в теории можно поскользнуться или подвернуть ногу, упасть и разбить голову.1
  • Boris KölnА это "рычаг катапульты" - ручка с тросом для активации пиропатрона и парашюта. При парковке она должна быть с чекой-предохранителем, как на фото. При полете - без чеки.1
  • 0
  • Boris Kölnсиньорина, на высоте - это, наоборот, безопасно. Потому что есть время, чтобы выровняться, осмотреться, принять правильное решение и пр. Например, когда во время полета порывом ветра или восходящим потоком самолет резко бросает в сторону - мне тоже немного страшно. Но это безопасно.0
  • Boris KölnОтчет за зиму 2023/2024. Из-за сильного ветра часто была нелетная погода. Нелетная для легких самолетиков, а Боинги то летали норм. За всю зиму летал всего пару раз. С марта погода лучше, летаю почти каждые выходные. Ничего нового: все так же с инструктором взлет-круг-посадка в разных вариациях: посадка с закрылками / без, с двигателем / без, под разными углами, по ветру / против и т.д. Из нового: изредка по выходным работаю авиадиспетчером на своем аэродроме. Мне за это не платят, но зато и я не плачу за свои взлет-посадку.0
  • Terra degli angeliBoris, "изредка по выходным работаю авиадиспетчером на своем аэродроме" 🤩 а вы уже так хорошо владеете фразеологией и радиообменом?0