Как россияне относятся к школьному образованию

И как качество образования оценивает государство
29
Аватар автора

Тимур Хайрутдинов

окончил школу в Казани

Страница автора

По данным ВЦИОМа, почти половина россиян недовольны школьным образованием.

Например, в числе проблем, с которыми сталкиваются учителя, опрошенные называли маленькую зарплату, неуважение со стороны учеников и родителей и бюрократизацию.

Мы изучили статистику и узнали, как в стране обстоят дела со школьным образованием, что о нем думают граждане и власть.

Сколько вообще в России школ и школьников

По данным на сентябрь 2021 года, в России работало 39,9 тысячи школ. Большая часть из них — 98% — государственные и муниципальные учреждения. Остальные — частные. Чуть больше половины всех школ расположена в сельской местности.

За последние 20 лет школ в России стало меньше в полтора раза: в 2000 году их было около 69 тысяч. Но, возможно, на снижение в том числе повлияло укрупнение образовательных учреждений — когда, например, две школы юридически становятся одной, а по факту продолжают работать в разных зданиях.

При этом количество школьников снизилось всего на 16%: если в 2000 году в стране насчитывалось 20,5 млн учеников, то в 2021 году — 17,3 млн. Сегодня в типичном школьном классе учится 20 человек. Это средний показатель по Европе: примерно столько же школьников в одном классе насчитывается в Великобритании, Германии и Италии.

Сейчас примерно каждый третий выпускник покидает школу, проучившись только девять лет и получив на руки аттестат об общем среднем образовании. В 2021 году после девятого класса ушли 681 тысяча человек, а после одиннадцатого — 1,4 млн.

Источник: ВШЭ
Источник: ВШЭ

Как родители относятся к качеству образования

С 2015 года Росстат раз в два года проводит масштабное исследование, в котором изучает отношение россиян к качеству и доступности государственных услуг — в сфере медицины, помощи в занятости, соцзащиты. В числе прочего статистики изучают и отношение россиян к школам: спрашивают, как организован учебный процесс, воспитательная работа, удовлетворены ли граждане и что они думают о качестве обучения.

За последние годы такое исследование проводили 4 раза: в 2015, 2017, 2019 и 2021 годах. В целом ситуация не изменилась. Если восемь лет назад удовлетворены школой, в которой учатся их дети, были 86,1% опрошенных Росстатом, то к 2021 году — 87,3%.

Источник: Росстат
Источник: Росстат

Похожий опрос в 2021 году проводил ВЦИОМ. Правда, социологи интересовались у россиян, как те оценивают систему образования в стране в целом — не только школьного, но и профессионального. Довольны были всего около трети опрошенных: 27% оценили российское образование как «хорошее», а 4% — как «отличное».

При этом, если верить другому опросу ВЦИОМа, большинство россиян считают, что качество образования ребенка напрямую зависит от материального благополучия семьи: об этом говорят 53% респондентов. На втором месте — желание самого человека учиться: так считают 48% опрошенных. Кроме того, среди причин, которые влияют на успехи ученика, опрошенные называли способности ребенка, стремление родителей дать ему новые знания, а также их уровень образования.

Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ

Как государство оценивает уровень школьного образования

Свой рейтинг регионов по качеству школьного образования составляет и государство. Ежегодно Рособрнадзор смотрит, как ученики сдают ЕГЭ и ОГЭ, насколько активно используют лабораторное оборудование и компьютеры на уроках и экзаменах, на статистику поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также насколько эффективно работают профильные чиновники. После этого каждому региону присваивают итоговый балл.

В 2021 году первое место в рейтинге занял Санкт-Петербург с показателем 92,1 балла. На втором месте — Москва: 92 балла. На третьем — Ленинградская область: 77,1 балла.

На последних строчках списка расположились республики Северного Кавказа: Ингушетия — 7,8 балла, Дагестан — 10,6 балла, Чечня — 13,7 балла.

Кроме того, Россия уже более двадцати лет участвует в международных рейтингах образования. Как они устроены, мы рассказывали в одном из материалов. Так, в исследовании PISA 2018 года Россия заняла 30-е место из 80 по математике и чтению. Но, как правило, в естественно-научных предметах российские школьники показывают себя лучше, чем в математических. В рейтинге TIMSS россияне заняли пятое место по естествознанию и шестое — по математике. В исследовании уровня компьютерной грамотности ICILS наши школьники на втором месте.

Исследователи ВШЭ считают, что однозначно такие результаты трактовать нельзя. Например, ученики младших классов из России часто становятся лидерами по читательской грамотности, но школьникам трудно применять академические знания на практике.

Если же говорить о том, как на фоне других стран выглядит вся российская система образования, то отечественные учебные заведения далеко не в лидерах. Так, по оценке института статистики Юнеско, Россия в 2019 году занимала 52-е место из 193 в международном рейтинге Education Index — более свежих данных нет.


Тимур ХайрутдиновА чему вас научила школа?
  • AlexanderШкола научила меня учиться, и это, как мне кажется, самое важное из всей школьной программы.1
  • Boris Köln21
  • Евгений ЯровойBoris, наоборот ?? Какой сюрприз .... кто бы мог подумать .... )4
  • Тоскливая девахаШкола в старших классах (10,11) научила на автомате сдавать тесты ЕГЭ. На некоторых предметах класс делили на две группы - те, кто будет сдавать ЕГЭ по этому предмету, и те, кто весь урок будет пинать балду. Но это единичные случаи, было много хороших учителей, для кого это не просто способ заработка, а призвание0
  • Алёна2/3 недовольны, но, в целом, всех всё устраивает.10
  • Сергей КрашевичAlexander, а меня, например, научила выкручиваться14
  • Андрей РотаревПросто почитайте, как устроено школьное образование, например, в Финляндии, или Швеции. Понятно, что у нас так никогда не будет, но всё равно, для общего развития.7
  • Marina IlinaЯ училась в 2-х школах: первые 8 лет в школе на окраине Москвы, в основном дети рецидивистов, алкоголиков и подобного контингента. Там я научилась держать удар, драться одна против толпы, быть единственной отличницей в классе. Не все выдерживали там - один мальчик не вынес травли и издевательств в нашей замечательной школе и повесился. После такой школы любые скандальные сотрудники на всех работах, любые коллективы из змеиного клуба коллег не были для меня проблемой. Вторая школа (в центре Москвы) от академии педагогических наук (училась там 9 и 10 класс) научила как учиться на самом высоком уровне - в школе по вузовским учебникам, научила общению уже с детьми очень высокопоставленных родителей - как правильно поставить себя в таком коллективе и не быть при этом бедной Золушкой. В итоге я благодарна и первой и второй школам - закалили мой характер, дали хорошие знания! И я поняла, что школы бывают ооочень разные и своих детей я уже исходя из этого учила в хорошей школе, а не лишь бы куда пристроить.7
  • Кактус в иголкахРаботала пару лет назад с иностранцами и на вопрос о главной проблеме в их стране они отвечали - система образования. От Бразилии до Германии граждане уверены в неэффективности системы образования. Даже фины с их легендарной школой. Нет ответа на вопрос, что такое эффективное школьное образование, везде оно очень разное и имеет как свои недостатки, так и положительные стороны. Каждую неделю вижу новости о том, как российские школьники победили на очередной международной олимпиаде.5
  • WegeographАглая, когда разговор заходит об образовании в СССР, на ум приходят плоскоземельщики, антипрививочники, сжигатели вышек 5 Джи, боящиеся wifi, микроволновок, и ГМО, гомеопаты, любители теорий заговоров итд. Интересно, какими будут современные школьники, может образование тут ни при чем7
  • Аглая ВороноваWegeograph, среди молодых очень много антипрививочников. Вот лично из моей статистики Большая часть людей взрослого возраста ставили прививки.2
  • Тоскливая девахаAnna, вы,наверное, удивитесь, но несколько лет назад ЕГЭ состоял из трёх частей, первая из которых - тест с выбором варианта ответа. ЕГЭ в стране почти 20 лет, и за это время было множество изменений в правилах.1
  • Кактус в иголкахInna, я наверное, не удивлюсь, так как занимаюсь подготовкой к ЕГЭ около 10 лет. И вот тестовая часть там была как раз лет 10 назад. А входит ли представление о 10 годах в понятие «несколько лет» - это уже вопрос пространственно-временного восприятия. Тем не менее, легенда о «тестах для негров» - одна из самых живучих легенд в нашей стране.1
  • Тоскливая девахаAnna, какие ещё тесты для негров? Я написала, что в школе нас тренировали отвечать на тесты, а вы пишете, что нет. Вы в моей школе вели или что?0
  • Кактус в иголкахInna, в вашей школе были ЕГЭ, которые отличались от ЕГЭ в остальной стране? Я как раз и написала о том, что существует некая нелепая легенда о "натаскивании на ЕГЭ". И тот факт, что у вас в школе, якобы, был свой "тест ЕГЭ" только подтверждает нелепость данных утверждения.1
  • Кактус в иголкахInna, конечно допускаю. В одной конкретной школе натаскивали на что-то, а приходили вы на Единый Государственный экзамен, который един (неожиданно) для всего государства и не имел никакого отношения к вашему "натаскиванию".1
  • Ольга ЗавьяловаЗнания школа дала, конечно и в институт на бюджет поступила, но в школе всегда было морально невыносимо,,,, дедовщина эта ужасная в виде старшеклассников и в целом было очень некомфортно, поэтому для меня «школьные годы нечудесные» совсем2
  • Андрей РотаревАС, слово "почитайте" вам, видимо, незнакомо, это весьма прискорбно)2
  • Amily WЕрмек, якуты, татары и ненцы - это русские по-вашему?0