Как россияне относятся к школьному образованию
По данным ВЦИОМа, почти половина россиян недовольны школьным образованием.
Например, в числе проблем, с которыми сталкиваются учителя, опрошенные называли маленькую зарплату, неуважение со стороны учеников и родителей и бюрократизацию.
Мы изучили статистику и узнали, как в стране обстоят дела со школьным образованием, что о нем думают граждане и власть.
Сколько вообще в России школ и школьников
По данным на сентябрь 2021 года, в России работало 39,9 тысячи школ. Большая часть из них — 98% — государственные и муниципальные учреждения. Остальные — частные. Чуть больше половины всех школ расположена в сельской местности.
За последние 20 лет школ в России стало меньше в полтора раза: в 2000 году их было около 69 тысяч. Но, возможно, на снижение в том числе повлияло укрупнение образовательных учреждений — когда, например, две школы юридически становятся одной, а по факту продолжают работать в разных зданиях.
При этом количество школьников снизилось всего на 16%: если в 2000 году в стране насчитывалось 20,5 млн учеников, то в 2021 году — 17,3 млн. Сегодня в типичном школьном классе учится 20 человек. Это средний показатель по Европе: примерно столько же школьников в одном классе насчитывается в Великобритании, Германии и Италии.
Сейчас примерно каждый третий выпускник покидает школу, проучившись только девять лет и получив на руки аттестат об общем среднем образовании. В 2021 году после девятого класса ушли 681 тысяча человек, а после одиннадцатого — 1,4 млн.
Как родители относятся к качеству образования
С 2015 года Росстат раз в два года проводит масштабное исследование, в котором изучает отношение россиян к качеству и доступности государственных услуг — в сфере медицины, помощи в занятости, соцзащиты. В числе прочего статистики изучают и отношение россиян к школам: спрашивают, как организован учебный процесс, воспитательная работа, удовлетворены ли граждане и что они думают о качестве обучения.
За последние годы такое исследование проводили 4 раза: в 2015, 2017, 2019 и 2021 годах. В целом ситуация не изменилась. Если восемь лет назад удовлетворены школой, в которой учатся их дети, были 86,1% опрошенных Росстатом, то к 2021 году — 87,3%.
Похожий опрос в 2021 году проводил ВЦИОМ. Правда, социологи интересовались у россиян, как те оценивают систему образования в стране в целом — не только школьного, но и профессионального. Довольны были всего около трети опрошенных: 27% оценили российское образование как «хорошее», а 4% — как «отличное».
При этом, если верить другому опросу ВЦИОМа, большинство россиян считают, что качество образования ребенка напрямую зависит от материального благополучия семьи: об этом говорят 53% респондентов. На втором месте — желание самого человека учиться: так считают 48% опрошенных. Кроме того, среди причин, которые влияют на успехи ученика, опрошенные называли способности ребенка, стремление родителей дать ему новые знания, а также их уровень образования.
Как государство оценивает уровень школьного образования
Свой рейтинг регионов по качеству школьного образования составляет и государство. Ежегодно Рособрнадзор смотрит, как ученики сдают ЕГЭ и ОГЭ, насколько активно используют лабораторное оборудование и компьютеры на уроках и экзаменах, на статистику поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также насколько эффективно работают профильные чиновники. После этого каждому региону присваивают итоговый балл.
В 2021 году первое место в рейтинге занял Санкт-Петербург с показателем 92,1 балла. На втором месте — Москва: 92 балла. На третьем — Ленинградская область: 77,1 балла.
На последних строчках списка расположились республики Северного Кавказа: Ингушетия — 7,8 балла, Дагестан — 10,6 балла, Чечня — 13,7 балла.
Кроме того, Россия уже более двадцати лет участвует в международных рейтингах образования. Как они устроены, мы рассказывали в одном из материалов. Так, в исследовании PISA 2018 года Россия заняла 30-е место из 80 по математике и чтению. Но, как правило, в естественно-научных предметах российские школьники показывают себя лучше, чем в математических. В рейтинге TIMSS россияне заняли пятое место по естествознанию и шестое — по математике. В исследовании уровня компьютерной грамотности ICILS наши школьники на втором месте.
Исследователи ВШЭ считают, что однозначно такие результаты трактовать нельзя. Например, ученики младших классов из России часто становятся лидерами по читательской грамотности, но школьникам трудно применять академические знания на практике.
Если же говорить о том, как на фоне других стран выглядит вся российская система образования, то отечественные учебные заведения далеко не в лидерах. Так, по оценке института статистики Юнеско, Россия в 2019 году занимала 52-е место из 193 в международном рейтинге Education Index — более свежих данных нет.