Как в России устроена система высшего образования

И сколько в стране студентов

38

По опросам ВЦИОМа, 45% россиян считают, что значимость высшего образования часто преувеличена.

Для сравнения: в 2018 году так считали 56% опрошенных. Мы изучили статистику и узнали, какие профессии и какие вузы выбирают российские абитуриенты и помогает ли высшее образование найти работу.

Сколько в стране студентов

По данным мониторинга Российского технологического университета (МИРЭА), в 2022 году высшее образование в России получали 4 млн человек. При этом с каждым годом студентов становится меньше: по статистике ВШЭ, за последние 15 лет их количество снизилось на 59% — с 7 млн человек в 2006 году до 4 млн в 2022.

Всего же, по данным Высшей школы экономики, сегодня на 1000 россиян в возрасте от 25 до 64 лет приходится 304 человека с высшим образованием. Это чуть больше 26 млн человек.

Больше всего студентов учится в Москве: здесь высшее образование получают 759 тысяч человек. На втором месте — Санкт-Петербург: 316 тысяч человек. Третий по популярности регион для получения высшего образования — Татарстан: 141 тысяча студентов.

Если же посмотреть на относительные значения, то самым студенческим регионом окажется тоже Москва: 60 учащихся на 1000 человек. На втором месте Санкт-Петербург с показателем 59 студентов на 1000 жителей. На третьем — Томская область: 56 студентов.

Самое крупное учебное заведение в стране по новому приему — Высшая школа экономики, туда в 2022 году зачислено 6664 первокурсника. На втором месте — Российский технологический университет (МИРЭА): 6622 человек. На третьем — Уральский федеральный университет имени Ельцина: 6194 человек.

Источник: Министерство образования и науки

Как поступают и на кого учатся

Несмотря на то, что в Москве учится больше всего студентов, в столичные вузы поступить сложнее всего. По данным ВШЭ, самый труднодоступный университет — это Московский физико-технический институт: средний балл по ЕГЭ у абитуриентов 2022 года составлял 97,1. Другие вузы с высоким конкурсом — ВШЭ, МГИМО, ИТМО и РАНХиГС, где средний балл составляет от 93 до 95. Для сравнения: средний балл ЕГЭ, с которым россияне поступают в высшие учебные заведения страны, равен 68,6.

Все специальности Министерство образования и науки группирует в академические направления. Самое многочисленное по количеству учащихся направление — «инженерное дело, технологии и технические науки»: 868 тысяч человек, треть всех российских студентов. Следом идут науки об обществе — правоведение, социология, история, философия: по этому направлению получают образование 764 тысяч студентов. На третьем месте — медицинские науки: 322 тысячи человек.

Что касается конкретных специальностей, то, по данным Министерства образования и науки, популярнее всего «юриспруденция». Всего на юристов учатся 332 тысячи человек. На втором месте — «экономика»: 274 тысячи человек. Третья по популярности специальность — «менеджмент»: 179 тысяч человек.

Источник: Российский технологический университет

Сколько человек учится за счет бюджета

По данным мониторинга МИРЭА, почти половина всех российских студентов — 1,9 млн человек — учатся на бюджете. Около 1% из них поступили в вузы без конкурса, благодаря олимпиадам. Самый популярный университет у таких абитуриентов — Высшая школа экономики. Так, в 2022 году сюда поступили 1074 олимпиадников. Для сравнения: в МГУ без конкурса поступили 491 человек, в МФТИ — 471, а в СПбГУ — 333.

При этом больше всего бюджетных мест — на медицинских специальностях. Так, из полумиллиона абитуриентов, которые поступили в вузы в 2022 году, 31,6 тысячи человек стали студентами-медиками. На втором месте — направление «педагогическое образование»: 29,5 тысячи человек. На третьем — «информатика и вычислительная техника»: 27,1 тысячи человек. Для сравнения: гуманитарные направления «культурология», «теория искусств» и «издательское дело» приняли в 2022 году на бюджет всего от 85 до 213 человек.

По словам бывшего ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, государство выделяет слишком мало бюджетных мест на популярные и востребованные направления. В результате абитуриентам сложно поступить даже на платные места — из-за большого конкурса. Так, в 2022 году на направление «востоковедение и африканистика» на бюджет в вузы страны зачислили всего 591 человека. Также существуют специальности, платный набор на которые в три-четыре раза превышает бюджетный. К ним относятся «юриспруденция» и «экономика». Здесь, как правило, разрыв между платниками и бюджетниками составляет 15—20 баллов ЕГЭ.

Сколько студентов трудоустраивается после учебы

Если верить последней переписи, треть россиян, которые официально трудоустроены, имеют высшее образование. Большая часть занятых жителей России — выпускники техникумов и колледжей: 46% всех трудоустроенных россиян имеют дипломы средних специальных учебных заведений. Еще 14% работающих людей окончили 11 классов, а 5% — только 9 классов.

Тем не менее у человека с дипломом вуза шанс найти работу выше: из общего числа безработных только пятая часть — люди с высшим образованием. Более того, в большинстве случаев выпускники вузов устраиваются по профилю. По данным одного из исследований ВШЭ, 69% выпускников 2016—2018 годов на вопрос «Работаете ли вы по специальности?» ответили утвердительно.

Чаще всего работают по диплому выпускники-медики: в 2016—2018 годах таких было 96,6%. На втором месте — люди с педагогическим образованием: 80%. На третьем — специалисты в области искусства и культуры: 79,6%. Реже всего трудоустраиваются по специальности выпускники, которые получали образование в сфере сельского хозяйства: 44,3%.

Хуже всего дела с поиском работы обстоят у выпускников факультетов гуманитарных наук и сельского хозяйства. Уровень безработицы среди них достигает 12—13%. Следом за ними идут специалисты с дипломами по математическим наукам и инженерному делу: 10—11%.

Источник: ВШЭ по данным Росстата

Как российские вузы оценивают в мире

На международном уровне отечественная система образования — не только высшего — оценивается невысоко. Например, Россия заняла 52-е место из 139 в международном рейтинге Education Index, который составляется по данным Института статистики Юнеско.

В то же время в мировом рейтинге THE World University Rankings, который оценивает крупные высшие учебные заведения, МГУ занял в 2023 году 163-е место. В топ-350 рейтинга также вошли МФТИ и СПбГУ.

Выпускники российских вузов имеют возможность легализовать свои дипломы за рубежом, благодаря чему они могут искать там работу. Сделать это можно в странах, с которыми Россия заключила международные соглашения о взаимном признании документов. В их числе страны СНГ, Ближнего Востока, Азии и некоторые члены ЕС. Например, такие соглашения заключены с Беларусью, Ираном, Кипром, Китаем, Венгрией, Чехией.

Некоторые российские университеты также имеют образовательные программы двух дипломов, где студенты получают образование одновременно в российском и зарубежном вузе. Подобные программы, в частности, есть в МГУ, МФТИ, СПбГУ, РУДН, КФУ. А выпускникам ВШЭ выдают европейское приложение к диплому, фактически легализуя его для западных стран.


Тимур Хайрутдинов
Что вы можете рассказать про свои студенческие годы?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

07.12.21, 05:46

Отредактировано

Родители заставили поступать в универ. Сами выбрали мою будущую специальность - маркетинг. Потому что сын маминой подруги полгода назад устроился маркетологом в компанию по производству сухариков и купил себе Kia Rio. Я отчислился со 2 курса. Уехал в Москву. Самостоятельно изучил IT специализацию. Прошёл собес, испытательный и уже как 6 лет я, прости господи, айтишник.

26
0

Че то слабо верится в 69% выпускников, работающих по специальности. Да и про 80% выпускников педа тоже сомнительно звучит

20

просто это единственное мемное число между 0 и 100

4

Andre, есть ещё 42, а если с дробями, то можно приплести любое, как 22.8%

0

KuroFlake, подтверждаю, как выпускница педа. По пальцам пересчитать можно одногруппников, которые пошли в школу. Да и те немногие убежали оттуда, поработав несколько лет.

1
0

>59% россиян считают, что высшее образование стало менее доступным, чем в советское время
Странный опрос. Нынешние студенты советского времени вообще не застали и знают об образовании в советском союзе только понаслышке. А те, кто застал советский союз, вряд ли являются сейчас абитуриентами и студентами, и о поступлении в вуз могут знать только от детей
"В МГУ учатся 350 тысяч студентов" - как они все туда влезли? Даже если дистант/заочка

18

Алиса, возможно часть из 350к студентов - мертвые души. Ну или подсчет делали авторы 146%

2

Влад, большое спасибо за внимательность! Мы все поправили)

2
0

На счёт доступности высшего образования в СССР - это сказка.
Это такой же миф, как про бесплатные квартиры в СССР, а так же дешевизну продуктов или одежды.
Разве что сейчас вышка более недоступна, чем 10 лет назад - и дело исключительно в демографии, которая в 2000-ых годах стала «вставать с колен».
Моя кузина поступала в 2006 году. При чем не по конкурсу - просто сдала ЕГЭ по русскому выше чем на 8 баллов из 15.
Семестр в ее ВУЗ-е стоил 30 тысяч рублей.
То есть любой мог поступить в ее государственный ВУЗ.
Да, конкурс был на бюджет, но тоже преодолимый. (Я не была отличницей, но в 2014-ом году поступила.) Платное стоило 80 тысяч.
Сейчас тот же факультет того же ВУЗ-а стоит 220 тысяч.
Так что...

17

Аглая, ну около 20 лет стояли на очерели за "бесплатной" квартирой и в это время жили во флигеле, готовили на керосинке, воду таскали с колонки. Ну и магичесуие манипуляции про договорится с правильным человеком, чтоьы быстрее очередь шла.
Не то, что сейчас! Ужас, кабала!

4

Аглая, ну так и прошло 15 лет, это где то 7 процентов повышения в год, обычное обесценивание денег в кармане, учеба не подорожала

2

V, учеба подорожала в смысле доступности.
В 2007 году выделить 30 тысяч в Мск могла даже секретарь и оператор колл-центра.
Как и в ВУЗ этот могла поступить даже троечница.
В 2021 году оператор колл-центра в Мск получает максимум 35 тысяч, а секретарь 40-50 тысяч. То есть своему сыну оплатить этот же ВУЗ не сможет.
Инфляция есть, а зарплаты индексирует далеко не всем.

5

V, год в вшэ сейчас стоит 650 тыс. На некоторые специальности немного меньше, на некоторые больше. Причем на моём факультете дизайна, учеба стабильно дорожает на 50к в год.

0

какой бред насчет доступности-недоступности высш.обр в СССР. Явно ты не жила еще тогда:)))

1

Аглая, если сказка тогда нужны цифры что бы как то сравнить.

0
0

Интересный миф кочует из из пересказа в пересказ про "легализацию" дипломов за рубежом и вот эти вот "европейские приложения", которые дескать сразу делают наш никому не нужный диплом "нужным". По факту, если вы хотите, скажем, продолжать обучение в Европе, ваш российский диплом будет точно так же признаваться как диплом бакалавра, без всякой легализации, "европейских приложений" и прочего скама (если не брать в расчет упоротые страны вроде Италии, где по части бюрократии и количества бумажек дадут фору нашим, но опять же — там будут насиловать мозг даже с "европейским" приложением или с полноценным дипломом одной из стран ЕС, просто потому что). Речь идет не о "защищенных" профессиях, вроде врача, бухгалтера, юриста или учителя, а о любых обычных. Российский диплом = любому другому. При этом, зная Россию, обратная ситуация совсем не верна: если западный вуз не содержится в этих волшебных списках "о международном признании" — ваш европейский диплом в России признаваться не будет. А как мы помним, диплом о высшем образовании в России очень любят спрашивать при устройстве на работу даже продавцом.

14

Карина, если спрашивают диплом, то это уже плохой звоночек

0
0
Герой

06.12.21, 15:43

Отредактировано

Мои студенческие годы были просто топчик!

Я шла в универ за знаниями, а не за документом. Знаний получила выше крыши. Странно было ожидать, что я придут 1 сентября, открою мозг и начну ощущать, как туда что-то складывают. Учеба — это работа, ее за вас никто не сделает. От универа она практически не зависит, так же как ваше качество как специалиста не зависит от вашего работодателя.

Вот видишь ты, что лекции фигня, так найди в интернете хорошие, попроси заменить преподавателя, переведись в другой поток. Если это невозможно, ищи другой универ, а не сиди на попе ровно и понимай, что 4-6 лет твоей жизни ты тратишь на фигню.
Обычно быстро понимаешь, что актуальное, а что нет. Какие лекции стоит посещать, а какие можно профилонить без потери качества. Обычно при универах есть клубы по интересам, всякие стажировки на кафедрах и т.п. Можно уйму времени провести с пользой. Я ещё успевала на курсере что-то учить, ходить на лекции Computer Science клуба при ПОМИ, вписывалась почти во все проекты.

И да, я училась не на изи-бризи специальности, а на одной из самых жестких кафедр Матмеха СПбГУ. Это было очень нелегко, так как я не гений от природы. Но у меня язык не повернется сказать, что что-то в универе было зря, будь-то функциональный анализ или даже лекции по философии. Из всего можно извлечь пользу для себя как человека или специалиста.

10

Калина, согласен что получение знаний прежде всего зависит от студента. Но и преподавательский состав должен быть не "я 40 лет уже преподаю это и не хочу узнавать что в мире за это время случилось". Иначе проще книгу почитать, чем с таким человеком общаться.

12
0

Пошел в универ на заочку чтобы просто была бумажка.
Знаний почти никаких не получил, задания бредовые и оторваны от реальности, любыми способами пытались стричь бабло со студентов.
Работал ещё до поступления в универ по специальности (заканчивал колледж).
Как итог, просто впустую потратил 5 лет своей жизни непонятно на что.
Все мои нормальные работодатели даже не спрашивали об универе. На последнее место работы я вообще в резюме забыл указать про высшее образование. Меня после тестового задания и собеседования спокойно взяли.

7

Влад, так вы шли за бумажкой и получили бумажку. Тот, кто идёт за знаниями, их обычно и получает.

17

Калина, Не факт, далеко не факт.

7

Калина, интересный взгляд

2
0

Честно, не понимаю какие выводы должны сделать люди из этой статьи?
Я очень рада конечно, что просто использовали данные из банка статистической информации ВШЭ, но
1. Если хотели показать стало ли образование доступнее можно показать как увеличилось число бюджетных мест, как изменилась доля абитуриентов/студентов от общей массы населения. Все данные для подобных выводов в открытом доступе.
2. Про баллы для поступления тоже можно было бы хотя бы обозначить это проходной на бюджет или на контракт или средний?) средний проходной балл кстати часто зависит от университета: массовое обучение или узкопрофильный вуз, например у МФТИ будет высокий проходной балл как на бюджет, так и на контракт. В тоже время у отраслевых региональных вузов высокий вступительный впринципе невозможен)
3. Про рейтинги. Вообще стало безумно грустно. Можно было рассказать как за последние 10 лет изменилось вхождение российских вузов в международные рейтинги и как считается балл в этих рейтингах. Например, раньше был только МГУ и СПбГУ на слуху, а сейчас все вузы 5-100 на какие то место вошли. Да и по мимо публикационной активности, и репутационная составляющая рейтингов наших университетов выросла.
4. Кстати о федеральных программах, если говорить про устройстве высшего образования можно было бы о них рассказать. А то есть замечательная плашка про реформы в образовании, а то что на самом деле оно структурно меняется не написано.
5. Если статья называется «как устроено высшее образование в России», можно было бы актуальные facts&figures назвать, рассказать про уровни ВО. Рассказать в чем на самом деле разница бакалавриат-магистратура, зачем идти в аспирантуру и что это такое. Как участвовать в конференциях, какие межвузовские программы интересные есть. Как будучи студентом участвовать в НИОКР, зачем, как и зачем писать научные статьи и почему наши университеты наконец то начали стремиться в сторону науки а не просто массового обучения студентов. В общем очень много чего интересного есть(

7

Полина, поддерживаю, в статье очень много нехватает.
Как изменилась доступность ВО в зависимости от стоимости, как сокращаются бюдженые места и куда у нас девается столько экономистов и юристов.

1
0

В 2010 году в МГУ училось 38 тысяч студентов. Вряд ли за 11 лет их число выросло в 10 раз, до 350 тысяч.

https://www.msu.ru/science/2010/sci-study.html

5
0

Ощущение, что высшее образование становится менее доступным, вполне обоснованно. Даже из статьи следует, что количество студентов уменьшается. Я уже не говорю о повсеместной идее, что для поступления в хороший вуз нужны деньги на репетиторов. Сейчас у родителей 11 класс называется "вторым декретом", нервы, затраты, вложения сил точно выросли. Естественно, люди формулируют это как "поступить стало сложнее".

5
0

Государство выделяет слишком мало бюджетных мест на популярные и востребованные направления. В результате абитуриентам сложно поступить даже на платные места — из-за большого конкурса. Так, в 2020 году на направление «востоковедение и африканистика» на бюджет в вузы страны зачислили всего 541 человека.
Очень востребованное направление "востоковедение и африканистика")))
Для справки, есть методика расчёта кцп, запросы на специалистов подают регионы.

5
0
Герой

07.12.21, 15:02

Отредактировано

Я думал тренд на экономистов и юристов давно в прошлом, это было актуально в 90е начало 00х, когда их реально нехватало.
Сейчас куда все эти люди устраиваются?

Считаю что большинству студентов вышка реально не нужна, они впустую тратят 2-3 года из 5 лет своей жизни и деньги родителей. Им вполне хватит колледжа.

Куча менеджеров с гуманитарным образованием.

4
0

Взаимное признание дипломов что даёт? Ну я признала свой диплом в Западной Европе, и что? Всё равно надо переучиваться, и минимум 2 года. Специалитет пятилетний они приравняли к BAC+4, и чтобы здесь работать надо идти учиться на master 2 года, и это не бесплатно, а 15-16 тысяч евро за год. На второй год учёбы можно конечно финансирование получить ,но мест мало. Тоже самое у друзей, если ты врач, то возьмут только в медсёстры, и тоже надо учиться,и практиковаться минимум несколько лет здесь, прежде чем тебя до пациента допустят, как врача. Никому наши дипломы тут не впёрлись. А самое главное, то что для учёбы в ВУЗе здесь нужен уровень языка С1,то есть ,как свой родной. Редкий ВУЗ принимает с уровнем В2.

1
0
Герой

07.12.21, 07:21

Отредактировано

Не увидел данных сколько зарабатывают люди которые обучают студентов? В каких вузах какие зарплаты у преподавателей? Это важные параметры, по которым можно понять, наши высшие учебные заведения будут расцветать или чахнуть. :)

В прошлом с этим была беда, и на кафедрах оставались не амбициозные студенты, которые вырастали в преподавателей - институт медленно варился в своем соку, не развиваясь, и раз за разом давая устаревшие знания. Судя по числу платников и по суммам, преподаватели в ВУЗЕ зарабатывают от 200 тысяч?

1
0

Роза, а я и мои знакомые до сих пор живём в квартирах, которые получили бесплатно. И за музыкальную школу мы не платили, а цены на продукты ни в какое сравнение не входят с нынешними. ВУЗы тоже бесплатно закончили. Неправда ваша

1
0

Хочу расскать не про студенческие годы, просто хочется отметить, что сейчас Министерство образования и науки разделено на 2 министерства - Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. Поэтому просьба уточнить, про какое именно министерство в вашей статье идёт речь.

0
0

Я закончила совершенно невнятный институт в 2000 году. Получила степень бакалавра вместо специалиста по экономическому направлению. Работала по специальности и для получения нормального, полноценного образования и хорошего диплома, поступила на второе высшее образование в очень хороший ВУЗ, в котором проучилась еще три года и получила диплом. И возможность работать аудитором заодно. С тех пор прошло двадцать лет, диплом мой лежит на полке и, насколько я помню, ни разу никому не был предъявлен. У меня свое бухгалтерское агентство, где никого не интересует, какое у меня образование. Всем важен только опыт моей работы, отзывы и качество оказываемых мной услуг. Но своего сына я отправлю скорее в институт, нежели в колледж.

0

Юлия, диплом важен первые лет пять после учебы, потом смотрят опыт, а диплом что бы был.

0
0

Немного подушню, история гуманитарная наука, а не об обществе

0
0

Закончила технический ВУЗ, стала инженером, работала по специальности, выгорела, все соки выжали, ушла во фриланс. З/п не соответствует уровню вложения сил и ответственности.
В современном мире стало очень обидно, зп айтишникам взвинчивают до небес, а инженеру, который также работает своими мозгами никто повышать не планирует на госуровне, а с инженерами беда сейчас и дефицит.

Сейчас пошла в аспирантуру спустя много лет, потянуло.
И до чего грустно.
Нагрузка у преподавателей жесткая, зарплаты не соответствуют, куча проверок, плюс требования заниматься наукой, куча бюрократии и бумажек в процессе работы. За что хвататься преподавателю не понятно, а еще не выгореть и самозабвенно нести знания студентам.
В общем какие-то "веселые" реформы происходят с образованием, и доступность его становится все меньше с такими ценами.
А главное, очень сильно искажены программы обучения, начиная со школы. Кажется студенты в общей массе своей думать разучились и не понятно зачем им эта корочка.
Хотя, есть по-прежнему очень умные дети с огромным желанием учиться.
Посмотрим куда мы все же придем со всеми текущими новыми Постановлениями Правительства об изменении высшего образования

0

Сообщество