Вы повесили баннер в центре города с рекламой своей фирмы, слоган кому-то не понравился, и вам выписали штраф в полмиллиона.
Я работаю юристом девять лет и знаю: такое часто бывает. Вот подборка историй о том, как штрафовали предпринимателей за обидные и безобидные шалости в рекламе.
Должна сразу предупредить: эта статья о людях, начисто лишенных чувства юмора.
Что такое реклама
Реклама — это любая информация, которая сподвигает человека что-то сделать: купить товар, куда-то сходить и так далее. При этом не важно, где эту рекламу разместили — в телевизоре, на двери подъезда, на сайте или в газете. Комментарий к посту в соцсети вроде «Приходите, у нас в магазине завтра скидки» — тоже реклама.
Государство жестко регулирует, какую рекламу размещать можно, а какую нельзя. За этим следит Федеральная антимонопольная служба. Обычно сначала нарушителя не штрафуют, а предупреждают и просят удалить запрещенную рекламу — убрать объявление с сайта или демонтировать щит.
Если же штрафуют, то сразу по-крупному: санкции достигают полумиллиона рублей. А еще бывает, что реклама просто кому-то не понравилась. Например, прохожий посчитал, что слоган на плакате причинил ему моральные страдания, — могут оштрафовать и за это.
Бывает, что на рекламу обижаются конкуренты и тоже идут в суд. В российской судебной практике полно случаев, которые показывают, что с рекламой надо быть осторожным — оказывается, много чего делать нельзя.
Призывы к насилию
Реклама не должна призывать к насилию и жестокости или оправдывать их.
В 2015 году сеть книжных магазинов в Самарской области запустила рекламу товаров для школы: учебников, тетрадей, канцтоваров, ранцев. Кроме всего прочего рекламировали и розги. В Самаре, Тольятти и Сызрани развесили плакаты с провокационным слоганом «Розги ученические 99,9 Р: внедряем знания!». А городские радиостанции транслировали аудиоролик книжного магазина, завершающийся звуком удара розгами.
Хотя реклама носила шуточный характер и даже заняла второе место в номинации «Лучшее решение в наружной и печатной рекламе» премии «Волга-бренд-2016», антимонопольщики посчитали, что реклама «призывает к физическому насилию в отношении детей». Не зашел юморок.
Что грозило. Компании — штраф от 100 000 до 500 000 рублей, а ее директору — от 4000 до 20 000.
В итоге. Суд оштрафовал книжный магазин на 200 тысяч рублей, а директора — на 8 тысяч. Антимонопольная служба обжаловала решение, посчитав, что магазин должен заплатить больше, но вышестоящие инстанции оставили решение в силе.
Реклама сигарет
В 2013 году Россия присоединилась к Женевской конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Появился целый ряд законов о защите россиян от табачного дыма, в том числе запретили и рекламу сигарет.
В 2015 году один продуктовый магазин в Москве повесил около кассы листовку с рекламой сигарет. Покупатель сфотографировал ее и отправил снимок в антимонопольную службу.
Что грозило. Штраф от 150 000 до 600 000 рублей магазину и от 10 000 до 25 000 — директору.
В итоге. Антимонопольщики оштрафовали магазин на 150 000 рублей. Владельцы пытались оспорить штраф в суде, доказывая, что листовка была наклеена со стороны кассира и в ней была приписка «Только для служебного использования». Но владельцам отказали и в первой, и в апелляционной инстанции — листовка была видна и покупателям, а не только продавцам.
Некорректные сравнения
В рекламе нельзя употреблять слова «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и другие, в которых есть превосходная степень, если это нельзя доказать. Когда компания говорит, что она «самая лучшая», надо перечислить конкретные параметры и сослаться на исследования.
В 2017 году Московский государственный университет повесил на здании физического факультета плакат «МГУ — лучший вуз России».
Что грозило. Если бы кто-то пожаловался — штраф 100 000—500 000 рублей университету и 12 000—20 000 — ректору. А так пронесло.
В итоге. Так как жалоб не было, но нарушение было, антимонопольная служба обязала университет просто снять баннер. Вуз через суд отстаивал право вернуть плакат, ссылаясь на российские и международные рейтинги. Но доказать правоту не удалось ни в первой, ни во второй инстанции. Рейтинги, на которые ссылался университет, признавали вместе с МГУ ведущим классическим университетом еще и СПбГУ, а в области специальной подготовки — МИФИ. То есть Московский госуниверситет не был самым лучшим.
Обман потребителей
Информация в рекламе должна соответствовать действительности.
В 2016 году предпринимательница из Вологды организовала в Оренбурге ярмарку одежды и в рекламе пообещала продавать ее за копейки. В управление антимонопольной службы поступило несколько жалоб от местных жителей: в буквальном смысле за копейки они не смогли ничего купить.
Что грозило. Штраф от 2000 до 2500 рублей. Если бы ярмарку организовывал не индивидуальный предприниматель, а юридическое лицо, штраф составил бы уже 100 000—500 000 рублей.
В итоге. Антимонопольная служба посчитала, что реклама вводит покупателей в заблуждение — куртки, пальто и пуховики должны были стоить меньше рубля. Сама предпринимательница рассказала, что на рекламе хотела сэкономить, текст придумала сама, а при изготовлении растяжки просто потерялись кавычки у слова «копейки».
Полуправда
Нельзя упускать важную информацию, если из-за этого искажается общий смысл. Например, если какая-то акция действует только при определенных условиях, про них обязательно надо сказать.
В 2015 году в московских аэроэкспрессах появилась реклама «Яндекс-такси», где было написано, что клиент получит скидку 500 Р, если оплатит поездку картой и введет промокод. На деле же скидку получали не все пассажиры. Оказалось, что она действовала только при первом использовании сервиса и не работала даже в тех случаях, когда люди удаляли приложение и устанавливали его заново.
Что грозило. Отсутствие существенной информации об услуге и условиях ее получения — тоже нарушение закона «О рекламе», за это грозит штраф 100 000—500 000 рублей.
В итоге. «Яндекс-такси» оштрафовали на 200 тысяч рублей. При этом учли, что компанию уже дважды ловили на подобных нарушениях. Посчитали, что за все время, пока реклама висела в поездах, ее могли увидеть 650 тысяч человек — каждый потенциально обманутый пассажир обошелся сервису в 300 Р.
Непристойные изображения
Реклама не должна содержать информацию порнографического характера. Причем не важно, какая это реклама — видео, картинки или текст.
В 2017 году самарская кондиционерная компания разместила баннеры с изображением мужчины и женщины в откровенных позах и текстом, что с кондиционером секс комфортнее. Местные антимонопольщики вынесли предписание рекламу убрать.
Бизнесмены заменили баннеры: помимо целующейся парочки на них появилась надпись, что самарское УФАС рекламу не оценило. Если на первой партии плакатов установка кондиционера стоила 3000 Р, то на второй — уже 4000.
Что грозило. Штраф за каждый баннер от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для директора.
В итоге. По мнению антимонопольной службы, «размещение в общественных местах сексуальных образов неприемлемо и неэтично, это противоречит морально-нравственным устоям значимой доли общества и наносит непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних». Экспертный совет при областном УФАС посчитал, что «реклама имеет двусмысленный характер и предлагает купить одновременно и кондиционер, и женщину для секса, что оскорбляет последних».
Пока шло разбирательство, компания сама демонтировала несколько баннеров, но за каждый неснятый щит рекламодателей оштрафовали на 300 тысяч. Суммарно пришлось заплатить 2 млн рублей. Плюс на 12 тысяч оштрафовали директора.
Иностранные слова без перевода
В рекламе запрещены иностранные слова без перевода. Причем он должен быть написан так, чтобы клиент однозначно понимал, что это — значение иностранного слова. Например, придраться могут к мелкому шрифту.
В 2017 году саратовская мебельная компания объявила о сезонной распродаже, разместив у входа в свои выставочные салоны плакаты с надписью «STOP лучшая цена SALE только в марте! СМЕНА КОЛЛЕКЦИЙ! *Стоп. Распродажа». Федеральная антимонопольная служба сочла нарушением, что слово «SALE» было написано гораздо крупнее, чем русский перевод «распродажа». Причем из-за расположения слов в разных частях плаката не было понятно, что это именно перевод. Рили? Рили, гайз?
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей мебельной компании и от 4000 до 20 000 рублей — директору.
В итоге. Судья в решении указал, что «sale» может означать самые разные вещи: на итальянском — «соль» или «остроумие», на испанском — «солить» или «засаливать», а на французском это прилагательное «грязный» или «гнусный». Мебельную компанию оштрафовали на 200 тысяч рублей. Позже она оспорила штраф и снизила его до 100 тысяч.
Расизм
В рекламе нельзя говорить о неравенстве людей по полу, национальности, религии, возрасту и так далее.
В 2013 году на одной из улиц Челябинска появился рекламный баннер, на нем был изображен белокожий мужчина, жена которого — тоже белокожая — родила темнокожего ребенка. Федеральная антимонопольная служба посчитала, что реклама не уважает семейные ценности и унижает людей с темным цветом кожи.
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей центру стоматологии как юрлицу и от 4000 до 20 000 рублей — директору.
В итоге. Антимонопольная служба оштрафовала стоматологию на 100 тысяч рублей, но наказания удалось избежать, потому что челябинский арбитраж решил, что в нашей многонациональной стране следует аккуратнее говорить о стереотипах. Вот что написано в решении суда:
«Миграция населения растет, в России появляются лица иных национальностей, в том числе с темной кожей. Отношение к появлению детей иного цвета как нарушение общепринятой нормы может быть оскорбительным для данной расы и порождать воспитание у российских граждан нетерпимости к лицам иного пола, расы и национальности. Стереотип о супружеской неверности может быть оскорбительным для определенной категории лиц. Отец испытывает нормальный стресс, связанный с рождением ребенка, но ничего непристойного и оскорбительного здесь нет».
Добро пожаловать в постмодернизм. Пожалуйста, следуйте за мной. Штраф отменили, но спорную рекламу все равно сняли.
Оскорбление других людей
В рекламе запрещено оскорблять других людей, использовать бранные слова или осуждать тех, кто обращается к конкурентам.
В 2016 году на улицах Барнаула, Брянска, Дзержинска и Ульяновска разместили баннеры с рекламой квартир-студий. На щитах были изображены девушки с небольшой грудью, а ниже стояла подпись «Маленькая, зато своя». Чуть позже такая реклама появилась в Оренбурге. Одновременно с этим на улицах прохожие могли увидеть другие рекламные щиты — на них было фото женщины с большой грудью и слоган «Своя должна быть большой».
В этом же городе местный предприниматель аналогичным образом продвигал натяжные потолки. На плакатах был изображен мужчина, заглядывающий к себе в штаны. Ниже располагалась надпись «Маленький, зато свой. Натяжной потолок».
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для руководства, от 2000 до 2500 рублей — индивидуальному предпринимателю.
В итоге. Эксперты регионального управления антимонопольной службы вместе с филологами сочли рекламу оскорбительной и непристойной, компанию и предпринимателя обязали снять баннеры. И застройщики, и бизнесмен-потолочник предписание быстро исполнили, поэтому штраф назначать не стали.
Унижение конкурентов
Недовольными рекламой могут быть не только потребители или антимонопольщики, но и конкуренты.
Почти 40 лет по всему миру идет рекламная война американских брендов фастфуда «Макдональдс» и «Бургер-кинг». В России «Бургер-кинг» постоянно размещает свои баннеры рядом с рекламой конкурента, передразнивая ее.
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании — налицо некорректное сравнение товаров. Кроме того, «Макдональдс» имел право потребовать компенсировать упущенную выгоду, ведь «Бургер-кинг», не стесняясь, переманивал потенциальных клиентов.
В итоге. На взаимные подколки компаний никто из клиентов не жаловался. Несмотря на то что в своей рекламе «Бургер-кинг» часто позволяет себе откровенно непристойные выпады в адрес конкурента, «Макдональдс» тоже ни разу не обращался ни в суд, ни в антимонопольную службу. Видимо, оба бренда считают скандалы дополнительной рекламой.
Запомнить
- Любое продвижение товара или услуги — это реклама. И комментарий в соцсети тоже.
- Пожаловаться на рекламный щит может даже случайный прохожий.
- В рекламе акций и скидок надо указать условия, на которых они предоставляются.
- Если в рекламе использованы иностранные слова, надо написать их перевод.
- В рекламе нельзя унижать клиентов и конкурентов.
Люди с громкоговорителями и магнитофонами на улицах. Неужели нет закона чтобы заставить их исчезнуть? Почему я должен каждый день слушать про из ярмарки ?
Бесит телефонная реклама. Очень хочется сунуть в морду автору идеи телефонных обзвонов из серии "Вы имеете право на бесплатные услуги", "Вам одобрен кредит" или "С вами говорит робот-диспетчер новой службы такси"... Чёрный список номеров распух уже до запредельных размеров!
sk555, здравствуйте! Я актёр Дмитрий Дюжев. Вам Анна Семенович, Анфиса Чехова и Валерий Меладзе не звонили?
Безумно раздражает реклама, орущая из динамиков на остановках общественного транспорта(( Также люди с громкоговорителями на улицах. Считаю,что у нас вообще не контролируют уровень шума, он везде повышен.. То ли глухие все стали...
Отличная статья! Особенно интересно про одежду за копейки потому что в нашем городе есть целый магазин "Шубы даром".
Мария, спасибо, мы старались.
Алиса, подскажите пожалуйста, у нас в сельском магазине презервативы с непристойными картинками расположены на стойке с шоколадными батончиками прямо внизу,на уровне лица ребёнка 3-5ти лет, дети подходят к прилавку и естественно все это разнлядывают. Я просила и продавца и заведующей поднять выше от детей, но мне отказали,сказав что "с поставщиком у них договоренность" Что можно сделать в этой ситуации?
Статья огонь!
Рекламная перебранка Макдака с Бургер Кингом хотя бы настроение поднимают.
Ещё стоит вспомнить, как Олег Тиньков пельмешки рекламировалХД
Niki, Еще "Евросеть" отжигала раньше.
Анна-Кристина, был ещё ад-баттл между BMW и Audi, самое смешное там - реакция ребят из Бентли (или Мерседеса, не помню уже).
Варвара, если Вы про палец, то это Бентли))
видела в прошлом году на НГ непристойную рекламу елок и сосен - Сосну каждому))) и естественно сексуальная девушка изображена)) все, теперь начну жаловаться. если увижу подобную рекламу))))))))))))
Инна, это называется "гражданская сознательность".
Прекрасная статья, спасибо огромное.
Меня беспокоит история с копейками. В одном рубле 100 копеек; следовательно, товар за 100 рублей может считаться товаром за 10 000 копеек. То есть, будет, формально, "продаваться за копейки", хоть мешок монет принеси; это вопрос выбора системы измерения, как с метрами и сантиметрами.
Можно было бы в ответ на это возразить, что "за копейки" - идиома, означающая просто низкую цену, но ФАС так не считает, как следует из вашей истории. Ему надо, чтобы копейки были копейками. Что-то тут неладно.
Миша, вот поэтому нужно было слово копейки в кавычки вставлять. Тогда был бы смысл как раз таки что очень дёшево. Всё это как бы и так понимают, просто есть всегда умники, кто на страже порядка)))
Алиса, а кто сказал, что если "продаю за копейки", то копеек должно быть меньше 100?
"Продаю куртку за 10 кг копеек" - это же и есть "продаю за копейки".
Миша, если бы копейки не потеряли кавычки, всё было бы хорошо.
Миша, действительно, не обратил внимания
Алексей, так сказала ФАС)))
Инесса, в частности один студент юракадемии решил прокачать скиллы и даже попал в местные теленовости))
ой, да у бургеркинг вообще отбитые маркетологи работают: окурительно, яйцебургер, еДал такое...
Makito, еще "Смотри не обострись"
Makito, а что не так в яйцебургере?
Makito, за ЕдАЛ их уже точно оштрафовали.
В Оренбурге на столбе рядом с остановками общественного транспорта висит колонка, из которой шарашит реклама. Вообще считаю, что это противоречит свободе выбор. На баннер можно не смотреть, но слух человек отключать не умеет (разве что в берушах там стоять)
Дмитрий, да, от колонок у нас никуда не деться. Я тоже из Оренбурга.
Выводит из себя реклама, выставляющая женщину как товар. "Даю всем! (кредит)", "Я бесплатная! (страховка)", "Я доступная! (ипотека)". Торговля людьми, кажется, международными конвенциями запрещена.
Меня раздражает реклама Тинькофф инвестиций, начинающиеся с фразы "What the fuck?". Считаю непристойным применять мат в рекламе.
Люди, хочу к вам обратиться. Если вы видите что кто-то раздаёт листовки - не берите! Жалуйтесь всюду куда можно!
Листовка - тот же спам, только бумажный, и почти всегда рядом с такими раздатчиками мусорные корзины переполнены, и мусор катается по улице. Никаких оправданий, что, мол, я работал так, и это тяжёлая работа, поэтому беру листовку - в мире миллион разных работ, даже слепые, глухие умудряются работать сборщиками, а слабоумные дегенераты - политиками. Поэтому нет никакого оправдания, что студенту\пенсионеру итак тяжело.
а помните рекламу пылесоса от Эльдорадо: сосу за копейки? очень яркий пример:)
У яндекса в листовке видно - на первую поездку. Я за всякую рекламу и если она мне не зашла - голосую рублем. Бесит громкая из колонок около магазинов. А с таким подходом, как диктует наш закон о рекламе - реклама будет плоской и непривлекательной. Ограничения на ровном месте с одной целью - пополнить бюджет штрафами.
Евгений, это всё равно что при дизайн-код городов говорить: будет всё однообразно, без пестроты. А по факту города выглядят гораздо опрятней и лучше. Закон на то и закон чтобы задавать рамки, потому что иначе будет балаган.
Вся та, что транслируется по телеку на протяжении 5-ти минут через каждые 10!
А ещё убивает, когда в одном рекламном блоке идёт реклама одной услуги или товара по несколько раз! Это в первую очередь относится к "триваго" и "теле2"! Тошнит уже от этого...
Din, в данном случае даже из мелкого шрифта нельзя сделать однозначный вывод, что речь идёт именно о НОВОМ пользователе, никогда ранее не вызывавшем Яндекс.Такси. "Первая" поездка с тем же успехом может означать "первую после ввода промокода". Формулировки некорректные.
Меня, как производителя рекламных роликов дико раздражает упорство юристов телекомпаний в требовании ставить титры "имеются противопоказания, необходима консультация специалиста" в рекламе аптек! Никто мозг включить не хочет. Хочу я посмотреть на гражданина, у которого есть противопоказания для посещения аптеки. (((
Наталья, в ваших рекламных роликах аптек наверняка звучит информация о том, что в аптеках продаются лекарственные препараты. А согласно закону "О рекламе" в рекламе лекарственных препаратов, медуслуг и т. п. такая пометка обязательна! А если БАДы, то: "БАД. Не является лекарственным средством". А если продукты питания для детей первого года жизни, то: "Грудное молоко - лучшее питание для младенца. Перед введением прикорма проконсультируйтесь со специалистом".
Вам бы не "дико раздражаться упорством юристов телекомпаний", а сказать им большое спасибо! Так как ответственность за нарушение этих статей закона "О рекламе" несёт не только рекламодатель и рекламораспространитель, но и рекламоПРОИЗВОДИТЕЛЬ! ;-)
Сергей, а туалет только для женщин вас не дискриминирует случайно?
Максим, я это уже много лет предлагаю. Если никто не будет жаловаться, всё станет ещё хуже и обиднее.
Din, основной и уточняющий шрифт должны быть примерно одинаковыми. Масса запретов и штрафов связана с защитой прав тех потребителей, зрение у которых не 100%.
Раздражает безграмотная, некачественная, пошлая реклама. Например, в Перми на заборе висела реклама: огромная женщина в позе "на гинекологическом кресле" и струя воды непонятно откуда. Внизу подпись: "чистая вода". Это что? Я так и не поняла, что именно рекламировалось, но когда я проезжала мимо, мне всегда было неловко. Бесят телефонные барышни с голосом "после двухнедельного запоя", а так же совершенно не умеющие разговаривать, могу, извините, и на... послать. Зато с приличными девчушками могу и 15 минут пощебетать)))))
Елена, на самом деле у почти всего из окружающего мира есть источник. Если вам что-то не нравится, есть виноватый и есть государство, которое обязано поддерживать порядок. Так что надо жаловаться и делать мир лучше.
Елена, а вы пожаловались? Например, на избитого Нагиева, секс под кондиционером, Яндекс-такси и шубы за копейки жаловались обычные прохожие и пассажиры, в результате бизнесменов наказали. На "Секс под кондиционером" были в том числе жалобы через интернет. Вы сами выбираете: испытывать неловкость или жаловаться, чтобы рекламщиков оштрафовали.
Денис, это именно тот плакат. Нет уточнения, является ли поездка первой вообще или первой после введения промокода. К тому же слова про первую поездку мелкие.
Rogozhkin, вряд ли. Большинство воспринимало бы рекламу как возможность за копейки купить шубу для человека. Надо было бы достаточно крупно на том же плакате написать, что акция действует только на кукольную одежду, а копейки должны быть определёнными.
Konstantin, чтобы не было рекламы нарушителям.
Наталья, во-первых, про первую поездку написано гораздо более мелким шрифтом. Во-вторых, если буквально читать рекламу, то там "введите промокод и получите скидку на первую поездку". Пассажиры вводили промокод, а скидку им не давали. Они пробовали переустановить приложение, тоже не помогало. Механизм получения скидки - введение промокода при первой установке приложения - стал известен только в суде.
Добрый день. Да есть реклама,по моему мнению эротического содержания, в городе Гулькевичи Краснодарского края. Их на самом деле в городе несколько,но именно одна расположена в центре города перед большим потоком машин и людей. и каждый раз видя ее содрогаешься от отвращения. изображена типо "Памелла Андерсон" т.е. женщина у который грудь больше чем она сама, в эротичной позе, это реклама магазина автомобильных запчастей и т д,кажется, на фоне этой бабы и рекламы не видно. я всегда возмущаюсь,что не только мужики имеют машины и едут в авто магазины. а реклама в Гулькевичи,такое ощущение,что только для слабых на передок мужиков. не знаю оскорбляет ли это женщин. но это мерзко,везде и повсюду видеть порноактрис,которые даже уже детские игрушки и одежду рекламируют,нужно запретить столь откровенные изображения вешать в общественных местах, и я бы запретила вешать "дам" с раздвинутыми ногами и на камазах,дальнобойщики не отличаются чистоплотностью,но не приятно ехать за ним или рядом и лицезреть на всю дверь самку себя удовлетворяющую,это его машина,да,но пусть вешает внутри!
отвратно,что реклама нацеленна на мужчин и только и в большей степени с порноподтекстом, как для животных,честное слово
Катя, книги кто-то написал, а фильмы кто-то снял, почему эти люди должны работать бесплатно?
Svetlana, такая реклама должна быть согласована с УК и жильцами. Если согласования нет - виновного можно привлечь к ответственности.
О том, как это сделать - у нас есть отдельная статья https://journal.tinkoff.ru/ask/izurodovali-steny/