Мнения
276

Мнение: актеру, как и любому человеку, важно изучать тело

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Слава придёт к тебе

Страница автора

В своем прошлом тексте про то, как я стал актером после шести лет медицинского университета, я поделился тем, что сценическое движение стало моим любимым предметом во время обучения. И для меня это было, мягко говоря, странно. Я никогда не занимался спортом или танцами, ничего не знал про соматические практики, хореография для меня заканчивалась на балете и хип-хопе. Скорее уж сценическая речь должна была стать моим оплотом в этом потоке новых знаний, поскольку ей я занимался и до профессионального обучения (настолько, насколько мог, конечно).

Однако уже в первом семестре обучения я понял, что именно в этой дисциплине сойдутся две мои главные страсти — медицина (анатомия и физиология человека) и актерское мастерство. Наверное, это звучит странно, но я попробую объяснить.

Движение — известный признак живого. С помощью движения любой организм взаимодействует с окружающей средой: перемещается по ней, добывает еду или занимается сексом. Растения двигаются вслед за солнцем, а бактерии — туда, где им лучше живется. Хотя эволюцию животных сложно представить в виде прямой линии с началом и концом, условно можно сказать, что движения животных становились все более сложными по мере эволюционного развития нервной системы. Обезьяны спокойно карабкаются по деревьям, хотя у их далеких предков рыб вариативность движений крайне ограничена. Две вещи сделало человека способным к самым сложным движениям: подвижные суставы и развитая нервная система.

Причем суставы тут, по-видимому, играют даже меньшую роль: у тех же обезьян плечи и бедра в разы подвижнее человеческих, однако нитку в иголку они не проденут (стоит отдать должное, что обезьяны намного сильнее человека — как в относительном, так и, порой, в абсолютном выражении). Следовательно, благодаря высокоразвитому головному мозгу человек стал способен так контролировать свои движения, что это помогло ему пройти естественный отбор. Но как связаны мозг и движение?

У животных (в зависимости от эволюционного развития) предусмотрено две системы реагирования на изменяющиеся условия внешней среды: гуморальная и нервная. Гуморальная система сигнализирует о внешнем воздействии с помощью биологически активных молекул (таких, как гормоны), которые поступают в кровь и разносятся по всему организму. Так клетки в тканях и органах «узнают» о воздействии и отвечают на это выработкой своих биологически активных веществ, которые могут защищать организм или, наоборот, наносить вред внешнему раздражителю.

Нервная регуляция, в отличие от гуморальной, работает в разы быстрее. Самая простая схема такой регуляции выглядит так: чувствительная клетка почувствовала раздражение, возбудилась и передала волну этого возбуждения эффекторной клетке — эффекторная клетка передала это возбуждение к органу, который ответственен за реакцию на этот раздражитель. Где-то здесь должна быть наглядная картинка-визуализация.

Это называется рефлекторная дуга, она состоит из нейронов. Однако у развитых животных между двумя нейронами обычно есть еще один, третий нейрон. Он в простом приближении обрабатывает поступающую от чувствительного нейрона информацию и «решает» что с ней делать. В некотором роде головной мозг у животных — это огромная система таких вставочных нейронов. Эта система усложнялась в процессе эволюции, и по сути головной мозг со всеми его психическими функциями, сознанием, эмоциями и интеллектом — это место, где информация об окружающем мире здесь и сейчас перерабатывается, чтобы выдать на соответствующий раздражитель релевантный ответ — реакцию. А проявлением этой реакции в большинстве случаев будет мышечное сокращение, которое превращается в движение.

Конечно, это очень упрощенная схема, и в реальности она гораздо сложнее. Ответ на раздражитель может быть реализован и с помощью гормонов, но командовать этим все равно будет нервная система. Кроме того, немаловажным фактом стоит считать еще и тот факт, что у человека хорошо развита и обратная связь — не только головной мозг порождает движение, но и движение оказывает влияние на головной мозг. Поэтому даже простая схема взаимодействия мышц и тела выглядит так (где-то здесь должна быть схема).

Еще физиолог Сеченов в начале прошлого века говорил, что все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение. Движение — это один из первых способов передачи информации, который появился задолго до возникновения речи. Поэтому в современных исполнительских искусствах — театре, хореографии или перформативных практиках — движению тела, как специфическому языку общения уделяется так много внимания. Этот язык изучают, на нем пытаются разговаривать, его пытаются развивать.

Не удастся пересчитать количество научных исследований, в которых ученые находили связь между физической активностью и интеллектом, причем как у детей, так и у взрослых. Изучение новых паттернов движения заставляет головной мозг создавать новые нейронные связи в сложных нейронных контурах. Занятия танцем или соматическими практиками развивают координацию, потому что мозг фокусирует внимание на этом: насколько движение может быть большой реакцией организма на раздражитель, настолько же движение может модулировать деятельность мозга. Это непрерывный и неразрывный поток аналитической работы мозга и движения тела.

С этой точки зрения любая роль в конечном итоге будет проявляться именно в движении. Еще Станиславский говорил о действенном анализе роли и предлагал молодым актерам разбивать свою жизнь на сцене на простые действия — а точнее простые физические действия: обнять, поцеловать, отойти, встать. И то, как эти действия будут выполняться актером, как он будет использовать свой телесный аппарат для выполнения этих действий, определяет в конечном счете его выразительность и качество работы над ролью.

И когда я начал заниматься движением, осознанным движением, которое заставляет весь твой организм и, конечно, головной мозг работать и постоянно анализировать, что же с этим самым телом происходит, я узнал, какие удивительные открытия оно таит. Я испытал что-то, что не испытывал раньше: какое-то чувство комплексности себя, что я единый организм, который причудливым образом соединен сложными механизмами. Очень сложно передать эти переживания словами, но с кем бы я не общался из своих однокурсников, все описывали похожие ощущения — чувство цельности и целостности, когда все наконец заработало так, как надо.

И я искренне верю, что каждому человеку стоит пережить это ощущение. Я знаю, что люди, занимающиеся спортом, испытывают что-то похожее, однако в творческом процессе переживания актеру или любому творческому актору необходимо все время сверяться со своими внутренними ощущениями: что сейчас говорит мое тело? А что я думаю на этот счет? Рефлексия и постоянный поиск ответов на эти и десятки других вопросов вовсе не тяготят тебя, но позволяют увидеть свое тело и себя целиком с другой стороны — абсолютно красивой и прекрасной.