«Субстанция»: жуткий фильм о погоне за моло­достью и главный хоррор года
Поп-культура
117K
Кадры — Вольга

«Субстанция»: жуткий фильм о погоне за моло­достью и главный хоррор года

63
Аватар автора

Карина Назарова

потратит гонорар на ботокс

Страница автора

19 сентября в российский прокат выходит «Субстанция» с Деми Мур и Маргарет Куолли в главных ролях.

Фильм французской постановщицы Корали Фаржа этой весной показали на Каннском кинофестивале, где он получил награду за лучший сценарий.

«Быть женщиной — это боди-хоррор», — писали кинокритики в рецензиях. Эта формулировка точно отражает смысл «Субстанции». По сюжету женщина проходит процедуру радикального омоложения, но так и не может полюбить себя и свое тело.

Рассказываем, почему это кино обязательно стоит посмотреть.

Что за «Субстанция» (The Substance)

Дата премьеры: 19 сентября 2024 года
Страна производства: Великобритания
Режиссер: Корали Фаржа
В ролях: Деми Мур, Маргарет Куолли, Деннис Куэйд, Оскар Лесаж, Уго Диего Гарсия, Гор Абрамс, Александра Бартон, Пепе Балдеррама, Тиффани Хофстеттер, Винсент Колумб
Жанры: ужасы, триллер
Фильмы, похожие на «Субстанцию»: «Экзистенция», «Муха», «Шоугелз», «Выводок», «В чужой шкуре», «Извне» 1986 года, «Капля», «Титан»
Продолжительность: 2 часа 20 минут
Где смотреть: в российском прокате

💉 Боди-хоррор о стремлении к совершенству

Оскароносная актриса Элизабет Спаркл много лет ведет популярную фитнес-передачу. В одночасье пара новых морщин на лице лишают ее успешной карьеры и востребованности в индустрии. Актрисе исполняется 50 лет, и мерзкий телевизионный продюсер Харви отправляет ее на пенсию. И без того неуверенная в себе женщина не может смириться с тем, что вместе с красотой увядает и ее слава.

Пока Харви ищет молоденькую новую ведущую телешоу, Элизабет заказывает экспериментальное средство для омоложения — «Субстанцию». Проникая в кровь, зеленое вещество меняет ДНК и запускает деление клеток, создавая из одного тела два. Так на свет появляется «улучшенная» версия героини — 20-летняя Сью.

Фаржа придерживается ретроэстетики. «Субстанция» — это оммаж культовому шоу аэробики из 1980-х, которое вела оскароносная Джейн Фонда. А также фильм полон отсылок к «Сиянию» Стэнли Кубрика
Фаржа придерживается ретроэстетики. «Субстанция» — это оммаж культовому шоу аэробики из 1980-х, которое вела оскароносная Джейн Фонда. А также фильм полон отсылок к «Сиянию» Стэнли Кубрика

У Сью есть все для успеха на телевидении: изящные формы, кукольное личико и бьющая через экран харизма. Быть в молодом и еще не знающем боли теле для Элизабет — большое удовольствие. Но недолгое. Для сохранения жизнеспособности Сью и Элизабет должны меняться местами каждую неделю и помнить, что они — одно целое. Как можно догадаться, правила эти совершенно невыполнимые. Ведь соблазн оставаться вечно молодой слишком велик.

В «Субстанции» Корали Фаржа в деталях показывает жуткие телесные метаморфозы. А заодно препарирует парадоксальную современность. С одной стороны, нас поддерживает движение бодипозитива, пропагандирующее безусловную любовь к себе и своему телу. С другой — общество возвращает моду на худобу и идеально ухоженную внешность. А голливудские звезды подтягивают лица и сбрасывают вес с помощью инъекций «Оземпика» — препарата, изначально разработанного для лечения диабета. Образ тела в отражении зеркала остается неисчерпаемым источником тревоги и страхов.

В 2017 году Корали Фаржа выпустила дебютный rape-revenge-триллер «Выжившая» с элементами боди-хоррора. Часть его эстетики перекочевала в «Субстанцию»: широкоугольные планы, жестокость и отвратительные мужские образы
В 2017 году Корали Фаржа выпустила дебютный rape-revenge-триллер «Выжившая» с элементами боди-хоррора. Часть его эстетики перекочевала в «Субстанцию»: широкоугольные планы, жестокость и отвратительные мужские образы

Социальный комментарий в фильме вскрыть легко, но делать это необязательно. Фаржа лишь адресует зрителю вопрос: насколько мы в действительности продвинулись в принятии других? Увы, ответ разочаровывает: мы все еще проявляем неоправданную требовательность даже к себе.

Эта мысль становится двигателем сюжета «Субстанции». А ее топливом оказывается женская деструктивность и ненависть к себе, воспитанные социумом и недостижимыми стандартами красоты.

👭 Это кино о раздвоении личности и саморазрушении

За душевные терзания в фильме отвечает Деми Мур. Актриса понимает чувства своей героини. Слава настигла Мур к концу 1980-х. К 2010-м она начала терять востребованность, ей почти не доставались главные роли. «Субстанция» — первый фильм, который привел актрису на Каннский кинофестиваль.

Для Мур, как и для 49-летней Корали Фаржа, «Субстанция» стала личным манифестом против объективации женщин, сексизма, эйджизма и признанных в киноиндустрии критериев свежести. И своеобразной терапией, опасным столкновением со страхом старения и борьбой с ним. Саморефлексия Фаржа наделяет фильм ироничным тоном — смотреть «Субстанцию» не только физически некомфортно, но и весело.

Для Голливуда подобная тема женского самоуничижения и потери смысла жизни с приходом старости не нова. Взять хотя бы популярные нуары «Сансет бульвар» и «Все о Еве» или комедию «Смерть ей к лицу», где героини-актрисы живут воспоминаниями об ушедших юности, признании и популярности. Карьера завершилась, срок их годности истек.

Но реализация этой идеи у Фаржа намного более ужасающая. Сеттинг телевизионного закулисья и героиня-актриса — лишь удобные детали для описания разрушительных внутренних процессов, которые переживали многие женщины в индустрии.

Маргарет Куолли было психологически тяжело сниматься в «Субстанции». Актриса рассказала, что так и не смогла почувствовать полное раскрепощение. Большинство сцен доводили ее до панических атак
Маргарет Куолли было психологически тяжело сниматься в «Субстанции». Актриса рассказала, что так и не смогла почувствовать полное раскрепощение. Большинство сцен доводили ее до панических атак

Содержательно фильм Фаржа использует классический троп о раздвоении личности на добрую и злую — как, например, в «Докторе Джекилле и мистере Хайде»  . Но если в популярных хоррорах про мужское расщепление поднимаются вопросы социальных запретов, законов и этики, то в провокативной «Субстанции» для подобной дискуссии нет места.

Злые порывы женщин направлены не на исследование границы дозволенного и запретного, а исключительно на уничтожение себя. Деструктивное раздвоение происходит уже не на уровне сознания, а на уровне тела. Сью наслаждается юностью, сексуальностью и не может остановиться. Ее накаченные мышцы, гладкая кожа, идеальная внешность определяют ее поступки — ей постоянно хочется быть еще лучше. В это время Элизабет начинает страдать дисморфофобией  . Она чахнет в одиночестве и боится выйти из дома.

Чем дальше заходит эксперимент с «Субстанцией», тем сильнее становится разрыв между двумя воплощениями одной личности. Сью не может спокойно жить, пока жива Элизабет, но и друг без друга им не обойтись. Эта зависимость пробуждает в героинях еще большую ненависть и безжалостность, части целого терзают друг друга. Звучит чересчур знакомо.

Куолли сожалеет, что предыдущему поколению актрис приходилось воплощать образы «горячих женщин». По ее словам, сейчас у артисток гораздо больше выбора. «Я обычно играю сумасшедших, мне повезло», — поделилась она
Куолли сожалеет, что предыдущему поколению актрис приходилось воплощать образы «горячих женщин». По ее словам, сейчас у артисток гораздо больше выбора. «Я обычно играю сумасшедших, мне повезло», — поделилась она

🩸 Здесь много крови и жестоких сцен

Фаржа выбирает гротескную и по-хорошему вульгарную форму, чтобы вынести свой приговор развлекательной индустрии и обществу. Мораль тут тонет в изобилии ярких, физически неприятных образов, садистском веселье и визуальной вседозволенности.

В фильме мало разговоров. Лишь бормотание героинь, ведущих монолог с самими собой. Зато очень много действия. Корали Фаржа вместе с оператором Бенджамином Кракуном смело выводят на крупный план омерзительные образы видоизмененной плоти. Кожу героинь растягивают в разные стороны, им вырывают зубы и выворачивают их внутренности.

В интервью Фаржа объяснила, что для нее фильм стал личной терапией и попыткой избавиться от страха старения. Вместе с Мур они заявили, что ненависть к себе не зависит от возраста. Она остается с тобой на протяжении всей жизни — и в 20 лет, и в 50
В интервью Фаржа объяснила, что для нее фильм стал личной терапией и попыткой избавиться от страха старения. Вместе с Мур они заявили, что ненависть к себе не зависит от возраста. Она остается с тобой на протяжении всей жизни — и в 20 лет, и в 50

Жанр боди-хоррора хорошо работает для выбранной Фаржа темы. Картина напоминает фильмы ужасов Дэвида Кроненберга и Стюарта Гордона. Но в руках женщины жанр видоизменяется.

Расщепление в «Субстанции» и медицинская технология преображения — не совсем научно-фантастические гипотезы. Раздвоение личности показано как распространенный и даже естественный опыт любой женщины, которой сложно смириться со своим отражением.

На месте одного тела всегда возникают два: настоящее и то, что мы видим в зеркале. И им, к сожалению, никогда не синхронизироваться. Голос в голове критикует внешний вид, пальцы чувствуют неровности и шероховатости кожи. Реальность не соответствует желаемой картинке, которую тиражируют соцсети, глянцевые журналы, кино и билборды.

Работа над фильмом длилась пять лет
Работа над фильмом длилась пять лет

Физиологичность и откровенность боди-хоррора позволяет исследовать страхи, связанные с уязвимостью тела и конечностью жизни. Но этим жанр не ограничивается. Боди-хорроры освобождают скрытые влечения и обнажают психические процессы. Внутренние переживания в них обретают видимую оболочку. Желания, страхи и тревоги воплощаются в кровоточащие раны и язвы, гноящиеся наросты и другие физические метаморфозы.

Фаржа превращает тела своих героинь в экраны, транслирующие их беспощадную реальность, где нет места ни этике, ни добру, ни любви. Все пространство занято вечной агонией и борьбой с самими собой.

Из бесцеремонных и жестоких образов, гротеска, юмора и насилия Фаржа создала поразительное и проницательное кино. Радикальный фильм ужасов или абсурдистский манифест, дающий инструкцию по борьбе с ненавистью к себе. И совет очень простой: ваши мысли и тело — одно целое, а значит, не дайте им друг друга уничтожить.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Карина НазароваА на что бы ​вы пошли ради сохранения молодости?
  • Miss BurpleТолько на йогу 😅😅 а вообще каждый возраст прекрасен, надо учиться принимать возраст таким, какой он есть27
  • Денис ШтабСпасибо за рекомендацию! Я очень редко смотрю хоррор фильмы, потому что весьма чувствителен к этому жанру, именно если дело касается кино. В играх, как правило, чувствую себя получше, хоть и все равно напряжён. Думаю посмотреть данный фильм, «пощекотать» нервишки.6
  • Slava Millerэто мы смотрим8
  • user5857501Филипп, В инсте и глянцевых журналах с кучей фотошопа.))8
  • ПвклКак бы самим не расщепиться после просмотра. Или впору уже не беспокоиться и по возможности вынести что-нибудь ценное из фильма.2
  • Аскар ГанеевЯ запутался хоррор года "Длинноногий" " Чужой - Ромул" или "Субстанция"4
  • Ok ladnoАскар, ужасающий 3 - вот реальный хоррор года, остальное - так, слабая хрень.0
  • Жду веснуНаверное, пошла бы на все, но только без риска ответственности любого рода. Вот это вот, что в фильме, мне не подходит - мобильности мало, не будешь же таскать за собой по стране и миру второе тело :)2
  • Алексей ХромовФилипп, кажется, ваш комментарий — часть проблемы16
  • Филипп КругликовАлексей, я вообще не вижу никакой проблемы. На улице слишком много людей явно вообще ничего не знающих о "модных трендах"(на худобу и идеально ухоженную внешность) - и я не вижу чтобы они как-то переживали по этому поводу. Поэтому мне и непонятно о какой проблеме тут вещают0
  • Алёна ИгоревнаЭто мы смотрим! Долго не могла понять, почему лицо второй актрисы такое знакомое. Потом поняла — это ж Молинген/Локни из Death Stranding. +1 причина посмотреть.3
  • IrisЕсть отличная субстанция" - 💘 - прекрасно омолаживает 😀 Рекомендую) Душевные болезни неизбежно ведут к раздвоению...расщеплению.0
  • Анна ГолубеваКайф буду смотреть1
  • Александр ВинНаверное, самый лучший хоррор, за последние десятилетия.5
  • Барада3 дня назад посмотрел этот трэш. Тема писек и сисек почти раскрыта. Мур о*уенна для такого возраста. Смело, но есть нюансы, предсказуемость преобладает. Ретро стиль и цветовые палитры подобраны хорошо, но всё равно чего не хватает, атмосфера выдержана, хотя местами хромает операторская работа. Короче кино на 5.70
  • MФилипп, эээ ну например из-за проблем с балансированием работы и времени на себя, нехватки денег, необходимости заниматься домом и детьми... У кого есть ресурс - те следуют.4
  • Евгений ТенНе было такого0
  • Евгений ТенБыло вот так!)😄0
  • Егор ВяхиревОни там уверены, что Деми Мур стала менее востребованной из-за возраста? Джуди Денч бы удивилась.2
  • ElenaФилипп, потому что худоба это генетика. Большинство женщин полнеют просто от того, что подышали рядом с едой, и даже если им и удается похудеть, то временно до следующего срыва. Они вечно мечтают похудеть и все равно жирные. От природы худой девушке, как мне (вес 45 кг), ничего не нужно делать, чтобы быть в этом весе) фастфуд, чипсы и тд, и все равно такой вес)0
  • ss7290465продлить молодость невозможно, она конечна, как и сама жизнь. Но , как минимум, нужно следить за здоровьем, чтобы продлить жизненную активность. Не осуждаю людей, которые занимаются улучшайзингом, тем более, есть достаточно безобидные процедуры, и путем операций можно убрать многие дефекты- торчащие уши, заячью губу, или нарастить волосы. Нужно знать, когда остановиться.3
  • НатальяУ фильма много параллельных философских идей и смыслов. Это кино не настолько плоское, как его пытаются представить. Тут подняты вопросы не только эйджизма, сексуализации, объективации, вынужденной оформиться ради самозащиты в духовную пустоту, патриархальных скреп, но и вопросы зависимости людей от принятия другими, экзистенциальная тоска по любви к себе и утешению внутреннего ребенка, и, конечно, аллегория разложения и распада личности на пути добычи стандартизированных атрибутов успеха, а также неумение остановиться в моменты проблеска сознания и образа, как несет в разнос, когда черта пройдена, следствие неумения слушать и слышать себя. Фильм - потрясение! Фильм - аллегория, возведенная во множественную степень! Фильм - антигимн ненависти к себе, как следствие социального конструкта!11
  • Елена КузнецоваДенис, полная хрень. Слабый сценарий, который получил приз0
  • Алёна Игоревнаkudrifon, почему?1
  • Slava Millerkudrifon, а любители трукрайма вместо того что бы слушать подкасты могут просто начать убивать?) Боди-хоррор он обычно про отвратительные сцены, я такое не очень люблю, но мне интересна история про стандарты, которое общество навязывает людям, о стремлении соответствовать этим стандартам, о страхе перед старостью, понятно что люди на многое готовы пойти что бы сохранить или приобрести все это, но судя по описанию фильма некоторые готовы зайти чуть дальше. Короче я себе нафантазировал хороший фильм, раз вы уже посмотрели, значит где то оно лежит, пошел искать)5
  • Алиса Розанчуговая: хочу фильм «муха» и изабель аджани мама: у нас есть фильм «муха» и изабель аджани дома «муха» и изабель аджани дома:0
  • kudrifonSlava, смотрел в кино. Не думаю что есть в хорошем качестве на просторах Рунета. Не употребляет пищу перед просмотром . Любители трукрайма в таком случае будет невероятно интересно оказаться на реальном месте преступления , или посмотреть документы реальных дел. Трукрайм больше за детективный клубок людям нравится ( хотя люди разные бывают).2
  • Александр ШихановСъел, бы тебя )) т;)0
  • Марина Y"Субстанция" - осторосоциальная женская драма с омерзительным визуальным рядом))). У нас в городе в кинотеатрах идёт в прокате по одному сеансу в день в маленьких залах. Субботним вечером на сеансе было трое))).5
  • Дмитрий МахтеевИнетовский, тем не менее, это её лучшая роль, имхо. Именно этим фильмом она останется в истории кино, а не проходняком типа «Солдат Джейн».2
  • Оксана Фрасинюкss7290465, как раз ошибка многих думать, что с молодостью заканчивается жизнь. у многих она начинается двигаться, хоть и в другом русле, но точно не заканчивается. Опять же это про самоощущения, приоритеты и любовь к себе. Но совершенно согласна, что нужно знать, где сказать "стоп-слово" в лабиринте стандартов красоты. Стала замечать по себе, сколько денег уходит на поддержание своего внешнего вида ежемесячно, только этот факт должен стать звоночком к тому, что возможно нужно деприоретизировать некоторые процедуры. Понравилось слово "улучшайзинг" :)0
  • МишкаИлТакая нудная рецензия должна отвратить от просмотра данного шедевра, но я все же попробую.0
  • Ольга ГорячеваНаталья, спасибо за коммент. Можно, утащу, со ссылкой на вас?1
  • НатальяОльга, можно))0
  • НатальяИлья, да, фильм не для всех. Некоторые люди мыслят конкретно-буквально и потому воспринимают фильм буквально, для его понимания нужно уметь мыслить абстрактно, иметь культурную и философскую подготовку.6
  • Евгений ЕвгениовElena, согласен на 100% . худоба без операций и всяких манипуляций это генетика0
  • Евгений ЕвгениовM, не завидую тем кто даже при наличии бабла вынуждены жрать только "здоровую" дорогую еду и изнурять себя тренировками в зале. Проще людям с генетикой не предрасположенной к полноте- ешь обычную пищу и не парься0
  • Евгений Евгениовuser5857501, кому не приятно смотреть на красивых стройных девушек? есть такие извращенцы?0
  • MЕвгений, но здоровая дорогая еда это правда вкусно. Суши, авокадо с омлетом, овощной салат со страчателлой - это здорово и приятно. Мы же не говорим об угаре уровня "гречка с паровой куриной грудью".0
  • user5946016уже припоминаю,такой же не страшный,а скорее "отвратительный" фильм. Будто заново посмотрела "Многоножку из людей".1
  • МатильдаНа многое0
  • МатильдаSlava, как найдёшь дай наводку, не могу найти0
  • МатильдаМарина, не для всех фильм, так и задумано видимо автором1
  • Julia StepanovaЭстетичный сблёв на тему «красота- страшная сила». Напомнил Неоновый демон. Ничё так.0
  • CryptowifeЕсли отбросить литры крови и смотреть фильм, как метафору современному стремлению к вечной молодости, то выглядит все вполне реалистично. Современные женщины идут на реальные жертвы своим здоровьем только ради того, чтобы «соответствовать». Кому и чему-это уже другой вопрос. Кстати, я бы сказала, тема очень актуальная для отдельных стран, потому что в Европе, например, нет такого культа пластических инъекций.0
  • ЮрийА что же это, никто и не заметил, что монстр говорит на русском языке??? Это что, такая повесточка очередная русофобская?0
  • Виктория НиканороваЮрий, чего?)1
  • Сахарная свинкаБарада, причём ей 61 на тот момент, а играет она 50-тилетнюю2
  • ЛасточкаРождение из пупка и путешествие куриной ножки по восхитительному бедру Маргарет Куэлли! Это ли не ода средствам от целлюлита?0
Вот что еще мы писали по этой теме