Бессонные ночи и поломка двигателя: как купить яхту в Швеции и пригнать ее в Россию
На яхте можно отправиться в сумасшедшее приключение или просто пить шампанское, любуясь закатом.
В России круизная яхта стоит как дорогой автомобиль — примерно 1 500 000 ₽. Наш герой Сергей Климентьев решил сэкономить и купил ее в Швеции за 384 000 ₽: там большой выбор и невысокие цены.
Чтобы доставить яхту в свой родной Нижний Новгород, Сергей с друзьями прошли из Швеции через Финляндию и несколько регионов России. Путешествие длилось месяц.
Мы расспросили Сергея о том, как купить и привезти яхту в Россию и зачем вообще это нужно.
Почему я решил купить яхту
Все началось девять лет назад. Я испытал какой-то внутренний зуд: мне хотелось новых ощущений и приключений. Например, отправиться в поход за тридевять земель, увидеть Арктику и Антарктику. Внезапно совершенно незнакомый человек предложил мне пойти на регату. Я не знал, что это такое. Оказалось, регата — это гонка на яхтах: 30—50 судов соревнуются, кто быстрее. Меня позвали на судно простым матросом, и я согласился.
Регата — это не легкая прогулка. Иногда нужно преодолеть 100 миль, то есть 185 км, и ты идешь день и ночь без остановки. Дождь, ветер, волны — а ты работаешь с парусами. Капитан орет, я до конца не понимаю, чего он хочет, но все равно стараюсь выполнить все задачи.
В тот год я захотел свою яхту. Но мне было жалко денег, ведь яхта стоит как хорошая машина. Тогда я начал искать партнера, чтобы разделить стоимость покупки и обслуживания на двоих. Казалось, это идеальная формула: не буду же я один пользоваться яхтой каждый день с мая по сентябрь.
Когда мы с друзьями и знакомыми выпивали по рюмке коньяка, я находил потенциальных партнеров. «Давай, Серега, покупаем», — говорили они. Но как только дело доходило до того, чтобы вынуть деньги из кошелька, все сразу исчезали. Так продолжалось почти восемь лет. В прошлом году я решил, что хватит ждать — пора браться за дело. Неважно, как это будет и что для этого понадобится, но яхту я куплю.
Как я искал яхту
Я решил, что хочу парусную яхту. У нее есть мотор, но она может управляться и парусами, то есть силой ветра. С ней не придется тратить баснословные деньги на тонны бензина или дизельного топлива.
На парусной яхте интересно. Нужно постоянно держать ухо востро, слушать и чувствовать ветер: следить, откуда и с какой силой он дует. В зависимости от этого яхтсмены корректируют курс лодки и положение парусов. Это непрерывная работа. Для сравнения: на моторном катере можно только включить режим «Вперед», втопить полный газ и лететь над водой. Во время такой поездки испытываешь приятное ощущение скорости, но больше на судне заняться нечем.
Парусные яхты бывают двух видов. Первые — спортивные. Они быстро ходят, но у них очень маленькая каюта, куда можно заползти только на корточках. В ней стоят лавки, на которых яхтсмены спят после тяжелого дня. Такая яхта стоит от 300 000 ₽.
Второй вид парусных яхт — круизные. На них уже есть все удобства: несколько спальных мест, туалет, небольшая кухня с холодильником и плитой, освещение, водопровод, душ. На круизной яхте можно ходить под парусами или просто отдыхать.
Я захотел именно круизную яхту. В России они стоят от 1 000 000 ₽. Их ищут в основном на «Авито» и на портале Usedboats. В феврале 2019 года я изучил российский рынок и нашел всего несколько яхт. Выбор был маленьким, а стоило все дорого — раза в три больше, чем за рубежом. Если в России яхта стоит 1 500 000 ₽, то в Швеции такую же можно найти за 300 000—400 000 ₽.
Я подумал: зачем переплачивать, я же люблю трудности.
И стал искать варианты за границей. Две лучшие страны для покупки яхты — США и Швеция. Там можно найти суда в отличном состоянии по невысокой цене. Но в США сложно получить визу, а чтобы туда добраться, нужно облететь половину земного шара. Плюс доставлять яхту в Россию придется на барже, а это дорого. В 2017 году мой знакомый заплатил за доставку лодки примерно 1000 $ (77 000 ₽).
Большинство товарищей, с которыми я ходил на регаты, покупали яхты в России. В интернете тоже было мало информации. Я не знал, какие есть подводные камни и как в принципе все провернуть, но решил попробовать купить лодку в Швеции.
Я выбрал Швецию потому, что лететь туда всего два часа, а пригнать судно в Россию по воде быстрее и дешевле, чем из Америки. Еще шведы — честный и педантичный народ. Они бережно относятся к своим лодкам, хранят все инструкции к оборудованию и говорят правду, например ударялось ли судно о камни. Риск купить кота в мешке небольшой.
Первые две недели я искал яхту на сайте Blocket.se. Он напоминает «Авито», но все объявления на шведском — приходилось пользоваться «Гугл-переводчиком». Я посмотрел около 500 вариантов, отобрал из них 50, а потом сократил список до семи.
Я рассматривал только лодки класса Maxi. Их изготавливали в Швеции с 1977 по 1983 год. В тот период яхты делали с большим запасом прочности. Толщина пластика в корпусе — почти сантиметр. Это значит, что материал не подвержен осмосу — разрушению из-за долгого нахождения в воде. Из-за осмоса пластик становится хрупким, как стекло. Купить лодку с осмосом — это как приобрести машину-утопленника или перевертыш: больше проблем, чем удовольствия.
Шведы отзываются о яхтах класса Maxi как о ходких, надежных и легко управляемых. На них долгоживущее оборудование и есть все, что нужно для жизни: плитка, отопитель, туалет, освещение.
Как купить яхту через сюрвейера
Купить яхту в Европе можно самостоятельно: списаться с хозяевами лодок, прилететь, взять напрокат машину, объехать все и выбрать подходящий вариант.
Еще можно прибегнуть к услугам сюрвейера — специалиста по лодкам. Он прилетает в Швецию, смотрит несколько вариантов, оценивает их, фотографирует суда и высылает кадры заказчику вместе со своим заключением. О том, что такие специалисты в принципе существуют, мне рассказали знакомые яхтсмены.
Я решил работать с сюрвейером, потому что покупал лодку впервые. Я не разбирался во внутреннем устройстве судна и мог что-то пропустить.
Чтобы найти сюрвейера, я задействовал все отзывы, личные рекомендации и интуицию. Познакомился с четырьмя кандидатами, но мне показалось, что они хотят нагреть меня на деньги. Покупка яхты напоминала приобретение машины в девяностые через перегонщика. Сюрвейеры начинали вилять хвостом и говорили: «Давай сразу миллион, и я тебе все сделаю — и лодку выберу, и с таможней помогу. Все будет тип-топ». Меня этот вариант не устраивал.
Только один человек назвал мне адекватный ценник — Илья из Петербурга. Он брал 0,7 € (63 ₽) за каждый километр от Стокгольма до места базирования лодки, обратно — столько же. Если я решался на покупку лодки, то должен был заплатить сюрвейеру еще 250 € (22 500 ₽) плюс 50% от скидки, на которую он сможет договориться с продавцом. Все остальные расходы — на сюрвейере. Заказчик не оплачивает ему билеты в Стокгольм, питание, проживание и другие траты. Но обычно специалист смотрит лодки сразу для нескольких яхтсменов, поэтому он ничего не теряет.
В апреле 2019 года мы с Ильей договорились о сотрудничестве, и он отправился в Швецию. За одну поездку посмотрел два судна. У первой лодки мне понравилась большая и удобная кухонная зона. Но у нее был ряд недочетов, например поцарапанный корпус со следами от ударов. Стоимость ремонта обошлась бы мне в 100 000 ₽.
Вторая яхта была чуть меньше, но ухоженнее, без царапин и поломок. Мы с Ильей решили, что берем ее.
Я передал через Илью шведу предоплату — 500 kr (4250 ₽). Остальные деньги перевел хозяину лодки международным банковским переводом — по курсу 2019 года получилось 380 тысяч рублей. Шведы предпочитают не иметь дела с наличкой и чуть-чуть побаиваются русских.
У них есть такой предрассудок: если ты с наличкой, значит, бандит.
Услуги сюрвейера Ильи стоили мне 50 000 ₽. Он проехал по Швеции около 500 км. Позже оказалось, что Илья некачественно выполнил работу: он не проверил движок, и моя яхта сломалась прямо по пути в Россию. Я не мог предъявить претензии продавцу, ведь яхта не новая, и все износы и риски берет на себя покупатель. Илья тоже умыл руки: мы не заключали с ним договор. Когда я рассказал ему о беде, он ответил: «Вы, наверное, движок перегрели». Конечно, я ничего не перегревал, но доказать это не мог.
В итоге я не стал ни с кем спорить и просто принял случившееся как полезный опыт. Оказалось, что сюрвейеры в принципе не прописывают такие тонкости в договорах. Если специалист готов указать ответственность за исправность лодки, скорее всего, он заломит высокую цену, и покупать яхту в Швеции станет невыгодно. В следующий раз я буду делать все сам: теперь я знаю, как это работает.
Траты на покупку яхты в 2019 году — 700 394 ₽
Стоимость яхты | 384 954 ₽ |
Таможенная пошлина | 140 335 ₽ |
Услуги сюрвейера | 50 000 ₽ |
Ремонт двигателя | 41 000 ₽ |
Дизельное топливо | 23 625 ₽ |
Еда в России | 20 000 ₽ |
Платные стоянки в Швеции | 13 630 ₽ |
Билет на самолет в Швецию | 12 000 ₽ |
Продукты в Швеции | 7800 ₽ |
Билет на электричку до места продажи яхты | 3000 ₽ |
Билет на поезд из Петербурга в Нижний Новгород | 2500 ₽ |
Перевод контракта на яхту на русский язык | 600 ₽ |
Такси до Выборга | 600 ₽ |
Билет на «Ласточку» до Петербурга | 350 ₽ |
Траты на покупку яхты в 2019 году — 700 394 ₽
Стоимость яхты | 384 954 ₽ |
Таможенная пошлина | 140 335 ₽ |
Услуги сюрвейера | 50 000 ₽ |
Ремонт двигателя | 41 000 ₽ |
Дизельное топливо | 23 625 ₽ |
Еда в России | 20 000 ₽ |
Платные стоянки в Швеции | 13 630 ₽ |
Билет на самолет в Швецию | 12 000 ₽ |
Продукты в Швеции | 7800 ₽ |
Билет на электричку до места продажи яхты | 3000 ₽ |
Билет на поезд из Петербурга в Нижний Новгород | 2500 ₽ |
Перевод контракта на яхту на русский язык | 600 ₽ |
Такси до Выборга | 600 ₽ |
Билет на «Ласточку» до Петербурга | 350 ₽ |
Оформление документов и путешествие по Швеции
Яхты шириной до 2 метров 55 сантиметров можно перевозить на трейлере: погрузить яхту краном на машину с прицепом, подвязать и ехать в Россию. Если размер груза хоть на сантиметр больше, перевозить его может только специальная лицензированная компания, которую сопровождает машина с мигалкой. Все это стоит космических денег.
Моя лодка оказалась негабаритной: она шириной почти 3 метра. Если бы я тащил ее на трейлере, то только за дорогу от Стокгольма до Петербурга заплатил бы 400 000 ₽, а от Петербурга до Нижнего Новгорода — еще 250 000 ₽. Отдавать транспортной компании такие деньги не хотелось, поэтому я решил, что пригоню яхту своим ходом, по воде.
За яхтой я решил ехать с другом Димой. Он прожженный морской волк, гораздо опытнее меня. Дома я могу управлять яхтой и один, но в дальние походы лучше ходить вдвоем или втроем. Во-первых, в одиночку можно не справиться с управлением, если начнется шторм, тем более когда не привык к новой лодке. Во-вторых, я никогда не ходил по Балтике и не путешествовал на яхте за границей.
Мы с Димой купили билеты на самолет и вместе прилетели в Стокгольм. Билет в один конец стоил 12 000 ₽ на человека. Оттуда на электричке добрались до города Эскильстуны. Билет на электричку стоил 3000 ₽, хотя ехать чуть больше часа: в Швеции дорогой транспорт. Недалеко от Эскильстуны расположена деревня Торсхелла, где находилась наша лодка. Там нас ждал швед.
За два часа бывший владелец лодки показал мне, что да как. Типовой договор мы оформили за несколько месяцев до этого — в апреле. Скачать и заполнить его можно прямо на сайте Blocket.se. Мы со шведом просто внесли наши данные и поставили подписи. Заверять договор нигде не нужно.
Мы с Димой заранее подготовили судовую роль — это такой листок формата А4, который понадобится для пересечения границы. В нем указывают:
- Название судна.
- Параметры: класс, длину, ширину, высоту, осадку.
- Заводской номер.
- Государство флага судна.
- Позывной сигнал.
- ФИО и должности членов экипажа.
- Гражданство, даты рождения членов экипажа.
- Данные паспортов членов экипажа.
- Подписи.
Из Нижнего Новгорода я привез удостоверение на управление маломерным судном — я получил его в 2018 году. Оно пригодилось на территории России.
Мы отдали швартовы и вечером пошли на лодке в сторону дома. С собой у нас был айпад с навигатором «Навионикс» — типа «Яндекс-карт», только для воды. Там указаны все буи, знаки, глубины, стоянки. Впереди нас ждало большое приключение.
Поломка яхты
Максимальная скорость Maxi Lady — 14 км/ч, средняя — 10—12 км/ч. На дорогу из Швеции до границы России лучше закладывать не меньше восьми дней, чтобы хватило времени на ночевки и отдых. Еще может случиться форс-мажор. Так было и у нас, поэтому наш путь до Выборга занял 12 дней.
Когда мы вышли в Балтийское море, двигатель сломался. Без него идти опасно, несмотря на то что есть паруса. Двигатель нужен, чтобы плавно подойти к причалу в тесном яхт-клубе, забитом судами, и отшвартоваться.
Часть Балтийского моря мы с Димой пересекли под парусами с неработающим двигателем. Шли всю ночь и добрались до Аландских островов на территории Финляндии. Когда понадобилось пришвартоваться, пришлось понервничать. Без движка это сложно сделать аккуратно: паруса не дают точности при маневрировании. Это становится проблемой, когда в 5 метрах от тебя, справа и слева, стоит по яхте стоимостью 10 млн рублей каждая. Малейшая ошибка или порыв ветра, и можно сильно повредить эти суда. Но нам повезло — мы с грехом пополам пришвартовались к причалу.
Мы с Димой не могли сами починить двигатель. Пришлось искать мастера на Аландских островах. Мы пришвартовались там в воскресенье, когда все сервисы были закрыты. В понедельник обошли службы ремонта, но мастера были заняты и сказали, что смогут отремонтировать лодку только через две с половиной недели. Мы говорим: «Парни, у нас времени в обрез. Надо работать и вернуться в Россию поскорее». Тогда один из них предложил срочный ремонт по цене в три раза дороже, чем в прейскуранте. Мы отказались.
Когда все варианты были исчерпаны, я вспомнил, что один финн дал мне визитку мастерской. Я позвонил, и мне ответили, что мастер в отпуске и сегодня улетает с семьей в Грецию. Я повесил трубку и пошел по улице. Моросил дождь, настроение было упадническое. Думаю: все, я попал на деньги и застрял здесь надолго. И вдруг из сервиса перезванивают и говорят: «Мастер никуда не улетает, он приедет к вам через полчаса». В тот день мы познакомились с механиком Марио.
Моторная лодка отбуксировала нашу яхту на технический причал. Эта услуга входит в стоимость стоянки. Марио осмотрел поломку, сказал, что мы столкнулись с типичной проблемой: узел движка был слишком старым. Рано или поздно он сломался бы.
Мастер сказал нам, какую деталь нужно купить. На Аландских островах ее было не достать — и мы сделали заказ в интернет-магазине в Швеции. Почта сработала плохо: обещали привезти за два дня, а везли четыре. Сам ремонт занял всего три часа.
Когда двигатель починили, Диме потребовалось срочно вернуться в Россию по работе. Оставшиеся 500 км мы шли без остановки днем и ночью трое суток до самого Выборга. Был ветер — шли на парусах, штиль — спускали паруса и шли на двигателе.
Путешествие по Швеции
В Швеции большую часть времени мы были в пути. Там много диких природных стоянок. Они бесплатные, но на них нет вообще никаких удобств. Есть еще марины — платные стоянки. Оставить на такой яхту стоит 330 kr (2805 ₽) независимо от количества человек. В стоимость входит возможность заправиться водой, воспользоваться электричеством, сходить в душ и сауну. На территории есть кафе и магазины, судовая заправка, где можно пополнить запасы топлива. В Швеции мы останавливались на платных стоянках пять раз и потратили на это 1650 kr (14 025 ₽).
На заправку яхты дизелем в Швеции у нас ушло 12 600 ₽. Литр дизельного топлива стоит 120 ₽, объем нашего бака — 35 литров. Одна заправка полного бака обходилась в 4200 ₽. Мы сожгли три полных бака, пока шли до России.
- 120 ₽
На еду уходило примерно 1300 ₽ в день на двоих. За 12 дней потратили 15 600 ₽. Чтобы сэкономить, я привез из России 7 кг готовой еды в вакуумной упаковке. Это очень удобно: такую еду можно быстро подогреть, когда некогда готовить или сильная качка.
Пересечение границы
Я переживал, как мы пересечем границу, но внезапно оказалось, что все довольно просто. Мы подошли к погранзоне у острова Сантио и за 5 км по рации на английском запросили у береговой охраны разрешение пришвартоваться для проведения таможенных процедур и паспортного контроля. Диспетчер дала разрешение.
Мы пришвартовались и высадились на пирс. Нас встретил финский пограничник. Мы сказали ему, что купили лодку и следуем в Россию, передали паспорта, договор купли-продажи и судовую роль. Через 10 минут пограничник поставил в паспорта штампы о выезде из страны, отдал нам документы и пожелал счастливого пути. Он сказал, что мы должны отшвартоваться и, не меняя курса, следовать в такой-то квадрат. На карте водная поверхность разделена на зоны, которые обозначены буквами и цифрами.
Мы прошли несколько километров, пересекли невидимую границу с Россией, и через 30 секунд нас запросила по рации береговая охрана. Таможенники велели следовать определенным курсом, никуда не сворачивать и не причаливать. Нарушение этого правила чревато уголовной ответственностью.
Когда мы добрались до Выборга и пришвартовались на паспортном и таможенном контроле, на борт зашли два пограничника с видеорегистратором. Они осмотрели судно, проверили, нет ли контрабанды, и поставили печати в паспорте о прибытии в Россию. Все было корректно и четко, и это меня удивило. Перед поездкой я начитался отзывов в интернете про нашу таможню. Яхтсмены писали, что с ними разговаривали как с последним отребьем. Со мной и Димой пограничники были вежливы.
После этого мы переехали на другой причал для проведения таможенных процедур и декларации яхты. Когда встали на причал, на борт зашел таможенник с папкой и фотоаппаратом. Он осмотрел все, что можно охватить глазами, открыл все, что открывается, поднял все, что поднимается, и сделал фотографии. После описал лодку, параметры, груз и удалился.
На следующий день нам выдали документ для оформления таможенной оценки. С этой бумагой, паспортом и договором купли-продажи я поехал в офис таможни в Выборге и подал документы. Мне назначили таможенную оценку в течение четырех дней. Все это время я жил на яхте, а Дима уехал в Нижний Новгород.
Оценщик прибыл на второй день. Он зашел на яхту, еще раз все описал, сфотографировал и удалился. Его задача — проверить, адекватную ли стоимость покупки я указал: вдруг яхта стоит не 384 954, а 5 000 000 ₽, а я хочу обмануть государство и заплатить меньшую пошлину. Были случаи, когда ребята покупали лодку за 100 000 ₽, а таможенный оценщик говорил, что она стоит 400 000 ₽, и начислял соответствующую пошлину. Яхтсмены вынуждены были платить или идти в суд. Суд, скорее всего, они бы выиграли, но это произошло бы через полгода-год. Все это время лодка никуда не может пойти. Жить на лодке так долго невозможно, оставить ее без присмотра — тоже. Ситуация безвыходная.
На таможенную оценку по закону дается 30 дней. Все это время лодку нельзя перемещать в другое место. Можно было остаться в Выборге и пожить в гостинице, но я не хотел тратить деньги и уехал домой. Яхта осталась на причале. Таможенники взяли с меня расписку, что я несу всю ответственность за ее сохранность. На растаможке было еще 12 лодок — все оставляют их там на свой страх и риск.
Через 12 дней мне позвонили и сказали, что стоимость принята. Нужно приехать в течение двух дней, уплатить таможенную пошлину и освободить причал. Я вернулся в Выборг и заплатил 140 335 ₽. Мне выдали приходный ордер и таможенную декларацию. Я показал документы таможеннику, забрал лодку и перегнал ее на частный причал в четырех километрах от таможни.
Когда я вышел с таможенного пункта, с собой у меня была декларация на лодку, приходный ордер о том, что я внес таможенную пошлину, права на управление маломерным судном, договор купли-продажи на английском и его копия на русском. Ее нужно заверить в бюро переводов. Я сделал это еще до поездки, в апреле, и потратил 600 ₽.
Путешествие в Нижний Новгород
Из Выборга я отправился домой — в Нижний Новгород. Ко мне присоединились два других друга: Андрей, который совершенно не понимал, что такое яхтинг, но хотел приключений, и 18-летний Александр. Саша — чемпион по парусному спорту. Он рулил парусами на Ладоге и Онеге.
В Петербурге к нам присоединился мой знакомый Алексей. По профессии Леша — айтишник, в прошлом — музыкант. Он еще хуже Андрея представлял, что такое яхта и вода. Алексей попросился к нам на денек, чтобы пофотографироваться и выпить вина, и планировал дойти только до Шлиссельбурга.
В итоге Алексей отравился страстью к яхтингу и единственный прошел со мной весь путь до Нижнего. Андрей и Александр сошли на полпути: им нужно было на работу. После этого к нам присоединился мой четвертый товарищ Слава — тоже новичок и любитель приключений. Оставшийся путь мы шли втроем: я, Слава и Алексей.
В Нижний Новгород мы прибыли через 21 день. В общей сложности преодолели 1650 км. За это время происходило разное. Например, когда мы шли по Ладожскому озеру, дул нехилый ветер, а волны доходили до 3 метров.
Озеро большое, берегов не видно, мобильной связи нет — ты один на один со стихией.
Была ночь, Саша стоял у руля, я — на парусах, еще двое спали в каюте. Когда пришла большая волна, я услышал глухой удар в каюте. Заглянул туда, и оказалось, что Леша свалился с лавки на пол. Повезло, что не ударился об угол, — мог сломать ребро или пробить висок. Что бы мы тогда делали посреди озера, не знаю.
По пути возникали проблемы со стоянками: в России их очень мало. Яхта не машина: чтобы сделать перерыв, нужно обязательно привязать ее к причалу, иначе из-за ветра и течения она может сесть на мель. Однажды мы искали стоянку около 22:00.
Смотрим на карте — неподалеку должен быть причал. Подходим к берегу, а там только ржавые рельсы торчат. Делать нечего, двигаем дальше. Так целую ночь без перерыва, уставшие, шли по реке Свири. Темно, хоть глаз выколи, да еще и туман. Вдруг навстречу нам — судно.
Я запрашиваю по рации: «Грузовое судно в отметке 1016, это яхта. Вы слишком близко к нам, вы нас наблюдаете?» Подумалось, может, они нас вообще не видят, сейчас раздавят — и привет родителям. Через минуту отвечают: «Да, яхта, вижу вас». Спрашиваю: «Мешаем вам? Изменить курс?» В ответ слышу: «Нет, сохраняйте, разойдемся мягенько». И тут я вижу, как рядом с нами проходит здоровая черная ржавая баржа. Мы разошлись в 10 метрах друг от друга — это очень близко. Ощущения были, мягко сказать, щекотливыми.
После этого мы шли без отдыха и остановок пять ночей: поблизости не было ни одной стоянки. Это непростой путь. Иногда ночью входишь в пелену тумана, в молоко, и даже не видишь носа яхты. Остановиться нельзя, причалить некуда, рядом слышится рокот двигателей — значит, неподалеку есть другие суда. Мы постоянно смотрели на приборы и боялись налететь на буй. Он весит несколько сотен килограммов — можно пробить борт и затонуть.
Как человеку, который за все отвечает, мне было очень неуютно. Я переживал и за судно, и за нас.
Один раз из-за сильной качки у нас вышел из строя аккумулятор, который питает ходовые огни. Без них никак: габариты нужны, чтобы мы были заметны. Мы оказались в темноте на узкой речке, где много судов, но нас никто не видит — это критическая ситуация. Починить электрику ночью нереально. Мы светили фонарем в паруса, мачту, корпус и постоянно запрашивали по рации: «Это парусная яхта, следуем там-то, вы нас наблюдаете?» Нам отвечали: «Да, наблюдаем».
Один раз нас задержали, когда мы хотели пройти через Верхнесвирский шлюз на Свири: мы по рации запросили разрешение на шлюзование, а у нас потребовали регистрационные номера. Я ответил, что номеров пока нет, потому что мы прошли таможенную очистку и следуем в Нижний Новгород к месту постоянной регистрации. Диспетчер движения попросил мой номер телефона. Через пару минут мне позвонил начальник транспортной полиции. Он сказал: «Мы вас задерживаем до 7 утра. Завтра ребята вас проверят. Если все в порядке с документами и лодкой, то пойдете дальше».
Утром действительно приехали сотрудники МЧС и транспортной полиции — суровые, но доброжелательные. Они осмотрели яхту, проверили документы на лодку и паспорта всех членов экипажа. Еще полицейские предупредили о подводных опасностях в Ивинском разливе и напомнили, что ловля лосося в Онежском озере запрещена: если поймал, обязан отпустить. После этого они еще немного поболтали с нами и отпустили.
Страшных ситуаций и столкновений не было: по натуре я перестраховщик и команду так настраивал. В общем и целом все прошло гладко, и мы добрались до Нижнего без единой царапины. Путешествие на четверых на три недели обошлось в 80 000 ₽.
Регистрация яхты, техосмотр и налоги
Все маломерные суда должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции маломерных судов — ГИМС. Это нужно сделать по прибытии в город проживания. Мы вернулись в Нижний 31 августа 2019 года, а зарегистрировал яхту я в мае 2020. К счастью, штраф за нарушение сроков регистрации не предусмотрен. Но если бы меня остановили сотрудники ГИМС и выяснили, что регистрации нет, оштрафовали бы на 1500—2000 ₽.
Процедура регистрации простая. Нужно прийти в ГИМС с паспортом и пакетом документов на яхту. В него входит договор купли-продажи на английском и перевод на русский, заверенный в бюро, таможенная декларация на лодку, приходный ордер о внесении таможенной пошлины и права на управление судном. После просят уплатить госпошлину — 1300 ₽. Затем сотрудник вносит владельца яхты в базу и дает свидетельство о регистрации, в котором указан ее номер. После этого нужно заказать в типографии номера и наклеить их на борт.
Раз в пять лет придется проходить техосмотр. Это довольно формальная процедура: специалист заходит на борт, делает пару фотографий, осматривает двигатель, сверяет его номер с документами. Потом возвращается в офис, выписывает документы и через час отдает.
Налог на имущество я буду платить только в 2021 году, потому что зарегистрировал яхту в мае 2020. Платить нужно как за машину — в зависимости от мощности двигателя. Мощность моей яхты — 13 лошадиных сил, значит, выйдет где-то 1300 ₽. Яхты стоимостью до 3 млн не облагаются налогом на роскошь, поэтому его платить не придется.
Яхт-клуб
Яхт-клуб — это причал, к которому пришвартованы лодки. Мое судно хранится в яхт-клубе «Белая речка» в 50 км от Нижнего Новгорода на Горьковском водохранилище, которое местные называют Горе-море. Клуб считается недорогим: летом я плачу 4000 ₽ в месяц, зимой — 3000 ₽. Зимой лодки поднимают краном, грузят на специальную тележку и откатывают на 20 метров от воды. Там они находятся под тентом, чтобы не попал снег. Услуга стоит 1500 ₽. В ту же цену обходится спуск лодки на воду после зимней стоянки.
За год я трачу на стоянку примерно 41 000 ₽. На причал подают чистую воду — раз в неделю я закачиваю ее шлангом через отверстие в палубе. Вода нужна для кухни, умывальника и чтобы промыть туалет.
В более дорогих яхт-клубах можно получить еще свою розетку. Она пригодится, чтобы не тратить заряд аккумуляторов, когда согреваешь лодку обогревателем. Месяц стоянки в таком яхт-клубе будет стоить 5500 ₽. Но мне для подзарядки аккумуляторов хватает солнечной батареи.
В топовых яхт-клубах сотрудники моют яхту — это стоит 7000 ₽. для меня это дорого, поэтому палубу мою сам или помогает кто-то из команды. Хочешь кататься? Держи швабру, ведро, драй палубу. Все техническое обслуживание тоже на мне: меняю масло в двигателе, фильтры и так далее. Я в этом разбираюсь, к тому же вся процедура занимает от 30 минут до часа. Мне это в радость, и деньги не трачу.
Заправить яхту дизелем можно на судовых заправках: просто подплываешь, суешь пистолет в бак, платишь — и тебя заправляют. Заправки есть в Ярославле, Костроме, Москве, Петербурге. Нижний Новгород особенный: у нас есть Волга и Ока, зато нет ни одной судовой заправки. Поэтому мы с друзьями по-колхозному берем тридцатилитровые канистры, едем на обычную автомобильную заправку, заливаем их дополна, приезжаем в яхт-клуб, тащим эти канистры на лодку и заправляем судно. К счастью, парусная яхта не потребляет много дизеля. В этом сезоне я заправился всего два раза, весной и в июне, и еще полбака осталось. Расход примерно 1,8 литра в час.
Быт
На борту моей лодки есть все необходимое для жизни. В ней пять спальных мест: двуспальная кровать и три односпальных дивана. Еще есть раковина и туалет, зарядки для телефонов, шкафчик для одежды. Проведено освещение, поэтому ночью на яхте комфортно.
Кухня небольшая. На ней двухконфорочная плита. Ее достаточно, чтобы приготовить жаркое, рагу или суп. Холодильник морозит не так сильно, как дома, но мясо в нем спокойно хранится трое суток. Полочки, шкафчики, ниши устроены так, чтобы во время качки оттуда ничего не падало.
На яхте есть водопровод с забортной и бортовой водой. Сначала мы моем посуду забортной водой, а потом промываем чистой бортовой. За счет этого экономим питьевую воду: у нас ее всего 80 литров.
Что в итоге
Я считаю, что нельзя откладывать жизнь на потом. Если хочется яхту, лучше купить ее. Не понравится — можно будет продать. Яхты продаются не так быстро, как машины, но за один-два сезона она уйдет. На их перепродаже можно заработать. Например, сейчас я могу продать свою яхту за 1 500 000 ₽.
Яхта — это плавдача. На ней можно отойти на 500 метров от берега, заглушить мотор, пить чай и любоваться закатом, а когда стемнеет, вернуться в порт. Еще яхта — это сильные эмоции и магнит для приятелей.
Когда я купил судно, оказалось, что у меня очень много друзей.
Теперь мне пишут те, с кем я не виделся по 10—15 лет. Они спрашивают, можно ли прокатиться.
На яхте необязательно куда-то плыть. Мы с друзьями можем просто жить на территории яхт-клуба. Если запастись едой, водой, дизелем, то можно спокойно жить на яхте неделю и не покидать судно, спать и готовить прямо там. В июне мы самоизолировались на борту и провели так 13 дней.
В выходной на яхте можно отправиться в небольшую поездку. Мы ходим по Горьковскому водохранилищу в близлежащие города, например Чкаловск, на базу отдыха. Посидим там для атмосферы и идем к другому берегу. Еще в этом году мы хотели дойти до Казани, но пока не собрались. До нее от Нижнего 400 км.
Вместе с тем надо понимать, что яхта — это не только шампанское, музыка, красивые девочки и мальчики с обложек журналов. Это ветер, холод, дождь, волны, морская болезнь. Яхтсмен должен четко знать, как устроены все системы, для своей же безопасности. Если что-то сломалось на берегу, не страшно: можно поручить это мастеру. Но если системы вышли из строя в море, это может быть фатально. Важно, чтобы все на борту было исправно и проверено. А если случится неисправность, ты должен отправиться в машинное отделение и починить. Иначе никак.
Тем, кто не уверен, нужно ли им это, я советую для начала арендовать яхту и покататься за деньги. В 2018 году я так ходил с ребятами по 2—3 раза в неделю и параллельно учился настройке парусов. Десяти уроков вполне достаточно, чтобы научиться и понять, хочется ли этим заниматься.
Через год я планирую пойти на Черное море — это 2000 км. Путь в одну сторону займет 2—2,5 недели. Там я хочу отдохнуть 3—4 недели и продать яхту прямо на берегу за 1 500 000 ₽. Думаю, на Черном море легко найти покупателей: такую лодку готовы снимать туристы. Еще можно просто катать их за деньги.
На вырученные деньги уже в следующем сезоне я смогу снова поехать в Швецию и найти себе что-то побольше. Моя яхта меня полностью устраивает, но я готов ее продать и поехать за новой, чтобы снова пережить опыт покупки и дальнего путешествия. Сейчас я уже знаю, как все организовать, кого позвать в поездку, и буду рад устроить такое приключение. Пока это просто идея, но от идеи до плана — раз плюнуть.