Случайно пересекли государственную границу на яхте, что делать?

11

Мы с друзьями вдесятером отдыхали в Турции и арендовали яхту. В плавание вышли из турецкого порта Кас и направились в сторону греческого острова Кастелоризо.

Спустя некоторое время капитан понял, что яхта находится за пределами Турции. Он развернул судно обратно, но было поздно: власти Турции остановили яхту и потребовали оплатить штраф 500 000 рублей.

Это законно? Как понять, что это не взятка?

Алексей П.

Алексей, иногда сложно разобраться, где начинаются территориальные воды Турции или Греции. При этом это популярное направление для путешествий на яхтах.

Аватар автора

Евгений Деменский

юрист по международному праву

Разберем, стоит ли платить штраф и как избежать нарушения границ в будущем.

Где граница между Турцией и Грецией

Правительства Турции и Греции давно спорят, где проходит граница между государствами в Эгейском море. Сейчас она расположена в 6 милях от суши обеих стран. Временами Греция заявляет об увеличении границ в одностороннем порядке до 12 миль, а Турция в ответ угрожает объявлением войны.

Часто земли обоих государств расположены друг к другу ближе, чем 12 миль. В таком случае водное пространство между территориями делится пополам.

Границы территориальных вод Турции и Греции в Эгейском море. Голубым выделена территория Греции, а розовым — Турции. Источник: Википедия
Границы территориальных вод Турции и Греции в Эгейском море. Голубым выделена территория Греции, а розовым — Турции. Источник: Википедия
Карта порта Кас и греческого острова Кастелоризо. Зеленая линия указывает примерное место, где проходит граница между Турцией и Грецией
Карта порта Кас и греческого острова Кастелоризо. Зеленая линия указывает примерное место, где проходит граница между Турцией и Грецией

В конвенциях ООН по морскому праву сказано, что мирный проход через территориальные воды государства не расценивается как нарушение его границ. Турция является участником конвенции 1958 года, а Греция — 1982 года. Если ваша яхта зашла в воды иностранного государства, не заходила в порты и не нарушала закон, она может спокойно вернуться.

В то же время конвенции ООН не отменяют собственные законы стран о пересечении государственных границ. В статье 5 закона Турции об иностранцах и международной защите написано, что покинуть страну можно только через действующие пограничные пункты. С собой у туриста должен быть действительный паспорт и проездной документ.

В случае с арендованной яхтой это другой список документов — расскажу о нем дальше.

Это взятка или нет?

По закону за нарушение правил въезда и выезда выписывают штраф в размере 2000 TRY⁣ (22 300 ₽). Туристы вдесятером дважды пересекли границу — штраф должен составить около 440 000 ₽. В итоге он оказался больше — 500 000 ₽. Допускаю, что к штрафу за незаконное пересечение границы были добавлены штрафы за нарушение таможенного или санитарного законодательства. Это стандартная практика.

государственная валюта Турции — турецкая лира

В Турции штраф нужно оплатить в течение 15 дней после уведомления. Но можно не согласиться с постановлением и обжаловать его в суде. Для этого я рекомендую как можно скорее обратиться к местным юристам. Их контакты обычно есть у компании-арендодателя яхты или у агента. По моему опыту, услуги юристов стоят 150⁠—⁠300 €⁣ (10 594⁠—⁠21 188 ₽) за обжалование одного постановления.

К сожалению, я не могу говорить о перспективах подобного спора: исход зависит от конкретных обстоятельств дела.

Понимаю, что общение с турецкими пограничниками бывает неприятным. Иногда все вопросы решаются очень медленно, и разговор действительно напоминает вымогательство взятки. Но обычно причина в другом. Оформление документов может затягиваться из-за некомпетентности и нерасторопности пограничников. Если они вдруг все-таки намекают на взятку, я ни в коем случае не рекомендую соглашаться.

Какие документы нужны для пересечения границы

В договорах фрахтования всегда оговаривается территория плавания. По моему опыту, яхты в Турции сдают с условием, что турист не будет пересекать границу.

Обычно с условиями фрахтования прокатной компании можно предварительно ознакомиться на ее сайте. Я нашел пример на портале Turkey-yachtcharter.com.

Условия о территории плавания и пересечении границы государства указаны в первом абзаце. Чтобы пересечь границу, нужно попросить у арендодателя документы
Условия о территории плавания и пересечении границы государства указаны в первом абзаце. Чтобы пересечь границу, нужно попросить у арендодателя документы
Арендодатель указывает в договоре территорию плавания — южное и западное побережье Турции и греческие острова. Формулировки расплывчаты, поэтому капитан должен как можно точнее установить эти границы. Например, нанести на карту
Арендодатель указывает в договоре территорию плавания — южное и западное побережье Турции и греческие острова. Формулировки расплывчаты, поэтому капитан должен как можно точнее установить эти границы. Например, нанести на карту

Если капитан собирается пересечь государственную границу, он должен подготовить для этого пачку документов.

В первую очередь понадобится оформить транзит-лог (transit log) — сертификат регистрации яхты. Его выдают капитану судна, которое заходит в территориальные воды страны под иностранным флагом. Этот документ можно оформить не во всех портах на побережье Турции — лучше уточнить информацию при планировании путешествия на сайте порта.

Обычно для получения транзит-лога нужно представить:

  1. Список всех членов экипажа. В нем потребуется указать имя, фамилию, дату рождения, гражданство и номер паспорта каждого члена экипажа.
  2. Копию парусной лицензии капитана, то есть свидетельство о квалификации. Лицензия должна быть действительной в стране проживания капитана.
  3. Хорошо различимые копии всех страниц паспортов членов экипажа.
  4. Подписанный договор фрахтования.
  5. Яхтенные документы и перечень основного яхтенного оборудования. Его предоставляет компания-арендодатель.

После получения транзит-лога нужно поставить отметку таможенной службы, санитарного контроля, паспортной службы и начальника порта.

Я советую оформлять документы для пересечения границы через агента. Его контакты обычно предоставляет фрахтователь судна. Еще их можно узнать в порту. Самостоятельное оформление документов чревато потерей времени, да и процедура слишком сложная: легко запутаться и ошибиться.

Как подготовиться к аренде яхты в Турции

Если вы решили взять яхту в аренду, надо как следует подготовиться к поездке.

До поездки найдите и прочитайте лоцию, или книгу капитана. По-английски она называется Pilot Book. По большому счету, лоция — это путеводитель. В ней отмечены места с особым режимом плавания, карты портов и прибрежных вод, условия и порядок захода в порты плавания, расценки на портовые услуги и сборы. Еще в лоции можно узнать много интересного об истории, географии, культуре и обычаях страны.

Внимательно прочитайте договор и правила фрахтования. Уточните информацию о границах у арендодателя.

Если вы планируете заходить в разные порты или пересекать границу, советую готовить документы заранее и через агента. Как правило, компании, которые предоставляют в аренду яхты, сами оказывают такие услуги или имеют контакты посредников.

Во время плавания на яхте должны быть основные документы: транзит-лог, страховка яхты и экипажа, свидетельство о квалификации капитана. Эти документы готовит арендодатель или агент.

С собой лучше взять деньги в местной валюте. В Турции порты сами назначают цены на свои услуги, поэтому стоимость сборов может сильно различаться. Они бывают разные: визовый, причальный, портовой безопасности и так далее. Сумму сборов советую уточнять у арендодателя или в порту.

Обязательно ознакомьтесь с ограничениями. Я рекомендую уточнять, можно ли заниматься дайвингом, рыбалкой, готовить еду, перевозить на борту животных. Об этом пишут в договоре фрахтования, лоции и на сайтах для мореплавателей.

Проверьте, есть ли на судне флаг. Обычно он находится на корме или на носу, но может быть спущен и лежать у капитана. Еще важно оценить состояние флага. Если он будет порван, портовые власти или пограничники, скорее всего, обяжут купить новый. Флаг в магазинах стоит 15⁠—⁠20 €⁣ (1059⁠—⁠1412 ₽), а в порту ценник может достигать 50⁠—⁠100 €⁣ (3531⁠—⁠7062 ₽).

Если вы не уверены в своих навыках управления яхтой, арендовать ее лучше с местным бывалым капитаном.

Если вас задержали

Если у властей возникли вопросы и вы не понимаете, законны ли их требования и нужно ли что-то платить, не стесняйтесь звонить:

  1. Компании, которая сдала яхту в аренду, или собственнику. Они могут предоставить необходимые документы или хотя бы пояснить, что происходит и что от вас хотят.
  2. Агенту, который занимается оформлением документов для плавания или пересечения границы, например договора фрахтования. Он поможет понять, основательны ли претензии властей. Как правило, агенты могут порекомендовать, как действовать дальше, и дать контакты юристов в порту, где находится судно.

Если ситуация кажется безвыходной, звоните в посольство Российской Федерации. В Турции это телефоны +90 312 439-21-22, 439-35-18.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Филипп ОлейникМне кажется что это всё должно быть на курсах шкиперов, там сначала дневной береговой и внутренних вод, потом ночной, потом международный. Жаль что обучение оказалось недостаточно, штраф очень высокий.1
  • Владимир БалеевскийСдаётся мне, что ребят просто "поимеют" бойцы из Sahil Guvenlik((( Кому-то из офицеров понадобились деньги или просто зуб на русских( Одна надежда - на агента и (или) на хозяина яхты. Всё равно это будет немало стоить - юристы и местные "помогалы" задницу поднимут только при виде 100-баксовых купюр. Нарушили - платить придётся. Сам ходил до Дидима и от Финике на Турецкий Кипр - немного знаком с местными обычаями(0
  • Андрей МалюковТам дело осложнилось тем, что они на якорь встали и видимо спорили с погранцами. А так нормальная практика между Турцией и Грецией ходить без оформления. Сам делал это много раз на яхте - проблем не было.0
  • Влад ЗаецАндрей, а на якорь нельзя вставать?0
  • Anatol TrubnikovА разве не капитан виноват, что народ за границу вывез, а потом ввёз???2
  • Андрей МалюковВлад, по правилам при пересечении границы вы должны идти в ближайший порт для оформления. Встали на якорь - не законно пересекли границу. Просто дрейфуете - значит идете на оформление. Тут очень мелкие нюансы, но их нужно соблюдать.0
  • Maxim ChervyakovЯ просто оставлю это тут https://www.youtube.com/watch?v=_0DkFc3S0kE0
  • Илья СергеичКонечно же виноват капитан. Всем известно о конфликте двух стран и стоило избегать выхода в чужие воды и подобных нарушений. Там граница близко в паре мест вдоль побережья и всё прекрасно отмечено на карте. Сначала думай, потом иди.0
  • Илья СергеичФилипп, это всё должно быть не на курсах, а в виде здравого смысла у шкипера.0
  • Владимир БулгаковАвтор почему то умолчал о крю листе. А так, статья вся построена на навязывании агента, я да же удивился, что в конце его контакт не указан. Получить транзит лог вообще не проблема. Пересекаете границу, вывешиваете под краспицей правого борта флаг вежливости, а под ним флаг “Q” и спокойно следуете в порт, где проходите погранцов с полицейскими и/или коаст гард и получаете в паспорт штамп. После чего спокойно можно путешествовать по всей территории государства прибытия. И не забывайте, что по международной конвенции вы можете войти в чужие территориальные воды чтобы пополнить запас воды, для совершения срочного ремонта, да и просто по погоде. А арматор может вообще не иметь виз, они ему в принципе не нужны для краткосрочного прибывания. А если туркиши захотят вас развести, то по любому разведут и по проще - на блю ватере.0
  • Владислав ТитовА я один заметил маааааленькую ошибку в вычислениях?))) один человек должен дважды заплатить по 5870 рублей. А 10 человек 440000 рублей?))) Это турецкая математика такая?)))0