Как я получил визу талантов и переехал в США
Я опытный креативный продюсер.
Много лет я работал копирайтером, креативным директором в больших рекламных агентствах и делал проекты для международных брендов. В 2017 году мы с другом придумали бизнес-модель собственных ютуб-медиа и медиа для брендов, нашли партнеров и запустили продакшен.
Один из наших проектов «10 глупых вопросов» начал быстро расти и набирать миллионы просмотров. Это привело к сотрудничеству с брендами, мы выступали на конференциях «Гугла» и запускали каналы известных компаний. В какой-то момент я захотел попробовать свои силы в США.
О чем расскажу
Почему я решил переехать в США
Дела с продакшеном шли отлично, мы начали много работать с известными брендами. А потом случилась пандемия коронавируса. Компании остановили все текущие проекты, было сложно поддерживать бизнес.
После пандемии все стало налаживаться, но я понял, что устал от этой бизнес-модели, и вышел из дела по договоренности с партнерами. Решил перейти на фриланс как креативный продюсер и режиссер. Я работал с разными брендами и агентствами: делал рекламные ролики, подкасты, ютуб-шоу. Было много проектов и денег, но со временем новых не появлялось, так как ниша продакшена развлекательного контента росла медленно.
Казалось, будто все перезапускают одни и те же шоу, а мне хотелось делать что-то новое.
Тогда я задумался о переезде туда, где люди не боятся экспериментов. Я дважды бывал в Штатах в отпуске, там живет много моих друзей и знакомых, а Нью-Йорк особенно понравился своим вайбом. Чувствовал, что это мое место и по ощущениям, и по всем креативным проектам, за которыми следил.
Я был готов погрузить себя в максимально сложные условия. Некоторое время, пока работал на фрилансе, думал о визе талантов в США и пытался понять, насколько сложно мне будет ее получить. Но в феврале 2022 года решил, что готов рискнуть, и занялся документами.
Что такое виза талантов
Виза талантов O-1 — это неиммиграционная виза, которая позволяет иностранцам с особыми навыками и достижениями жить и работать в США. Изначально ее давали ученым, позже включили в список специалистов из киноиндустрии и постепенно добавляют новые категории.
Например, сейчас на визу талантов могут претендовать танцоры, художники, моушен-дизайнеры, программисты и так далее — полный список есть на сайте миграционной службы США.
Для визы талантов не требуется привязка к работе, договор на аренду жилья, наличие определенной суммы на счете и прочие документы, которые обычно тормозят процесс переезда. Визу дают на три года с возможностью продления, а супруг и дети имеют право на воссоединение с основным заявителем. Это мне подходило, потому что я планировал переезд с женой.
Есть и недостатки. По визе можно работать только в указанной сфере. Например, в моей визе прописан статус Video Producer — значит, я имею право заниматься исключительно созданием видеоконтента. Супруги не получают автоматическое право на работу в США.
С чем помогает агентство
Я не хотел наделать ошибок в документах и следить за иммиграционным законодательством США, которое часто меняется. Еще не был до конца уверен, что подхожу под условия программы. Поэтому решил нанять юриста и нашел его через ютуб-видео одного фотографа из Лос-Анджелеса, который поделился хорошими впечатлениями о работе с агентством.
Я написал на почту, вскоре мне предложили даты для созвона. Через три недели мы пообщались с юристом, я рассказал про свой рекламный и бизнес-опыт, с какими брендами работал, в каких конференциях участвовал, есть ли у меня награды и так далее. Консультация была бесплатной. В конце юрист скинула список документов, которые я должен был прислать, чтобы она еще раз все посмотрела и оценила мой кейс: договоры, счета-фактуры с брендами, ссылки на упоминания в СМИ.
Я просто собрал в файле Word ссылки на проекты, где значилось мое имя, и ссылки на все мои проекты за последние десять лет. Вскоре юрист сообщила, что мой кейс состоятелен. Она прислала договор, я распечатал, написал свои имя и фамилию и отправил скан по электронной почте.
Услуги агентства стоили около 9000 $ (955 690 ₽) , но сумма разбивалась на несколько платежей. Оплата проходила через систему агентства: юрист присылала в письме ссылку, я вводил реквизиты банка, и после оплаты платформа перекидывала меня в личный кабинет. К тому моменту мой российский банк был под санкциями, но я успел перевести часть денег в валюту и снять, а часть перевел другу в Штатах. С его карты и платил за услуги агентства.
Нужно было подготовить очень много документов — юристы периодически просили дослать еще какие-то бумаги. Но после их сбора от меня ничего не требовалось: подготовкой, описанием и загрузкой документов занималось агентство.
Какие документы нужны для визы талантов
Из личных документов понадобились скан заграничного паспорта, свидетельство о браке с переводом на английский язык и выписка о движении средств на счете за три месяца.
Главный проект, вокруг которого строился кейс, — ютуб-канал «Жиза» и шоу «10 глупых вопросов». Я был соучредителем агентства и соавтором этого проекта, на момент подачи кейса на канале было около 120 млн просмотров и более 1 млн подписчиков. В мотивационном письме агентство описало этот проект.
Расскажу, что еще потребовалось для доказательства моих выдающихся заслуг.
Договоры и счета-фактуры. Выбрали самые крупные и известные компании. Например, я делал видеоконтент для международного алкогольного бренда, «Яндекса» и других — юрист сказала, что лучше побольше рассказать про проекты с алкогольным брендом, так как он всемирно известен. Офицер, который будет рассматривать дело, скорее всего, знает эту марку.
Я решил самостоятельно переводить договоры с компаниями на английский язык в «Гугл-переводчике». Сервис отлично справляется с бюрократическими терминами, я только вручную поправлял какие-то неточности. Но некоторые бумаги я держал в виде отсканированных изображений, текст из них нельзя было просто скопировать и вставить в переводчик. Какие-то документы были на 50 страниц, и приходилось перепечатывать их вручную. Еще к суммам в рублях я указывал эквивалент в долларах в скобках. На всю эту работу потратил две недели. Так что рекомендую делегировать такую задачу.
Упоминания в СМИ, награды, другие проекты. Например, я прислал юристу ссылку на статью в журнале «Афиша», в котором было описание проекта «10 глупых вопросов». С этим же шоу мы были номинированы на премию «Glamour года — 2019» от журнала Glamour. Оказалось, что для визы талантов не обязательно быть победителем — достаточно попасть в шорт-лист номинантов. Также добавил в кейс свой курс «Продюсер ютуб-шоу» на Skillbox, который я разработал вместе с командой платформы. И упомянул обо всех рекламных кампаниях, над которыми работал последние десять лет: ТВ-ролики, копирайты, сайты, спецпроекты, коллаборации брендов и блогеров и так далее.
Рекомендательные письма составили юристы агентства. Я отправил образцы коллегам, клиентам и подрядчикам, с которыми занимался совместными проектами. Им оставалось написать свои имена и фамилии, поставить логотип компании, подпись, отсканировать и прислать мне электронную версию. Всего нужно было три-четыре письма.
Согласие на наем, Deal Memo, — договор о намерениях американской компании или физического лица нанять меня. Это не контракт, такой документ ни к чему не обязывает ни меня, ни компании. Он служит неким показателем, что в США у меня уже есть связи, я востребованный специалист, потенциально могу сразу по приезде начать зарабатывать и платить налоги.
Я написал двум людям, у которых в Штатах свои компании. Они предоставили мне согласие на наем для создания видеоконтента.
В целом на подготовку ушло пять месяцев, и осенью 2022 года юристы подали кейс на рассмотрение. Вскоре после этого началась частичная мобилизация. Мы с женой решили переехать в Стамбул, оформить ВНЖ по долгосрочной аренде и там спокойно доделать документы. Чтобы мой кейс на визу талантов рассмотрели быстрее, я заплатил 2500 $ (265 469 ₽) за ускоренную процедуру.
Как прошло собеседование в консульстве США
Агентство отправило уплаченную пошлину за ускоренное рассмотрение и собранный кейс в Варшаву, и через две недели юристам в Лос-Анджелес пришел Approval Notice — уведомление об одобрении. Его юрист отправила мне службой Fedex. С документом нужно было пойти в консульство США на собеседование.
Юрист предупредила, что в стамбульском консульстве никто из их клиентов интервью не проходил, поэтому и статистики по одобрениям нет. Она предложила поехать на собеседование в европейские страны, Мексику или Бразилию. Но у меня к тому моменту закончилась шенгенская виза, а лететь на другой конец света не хотелось. Поэтому я сказал, что на свой страх и риск пойду на интервью в Стамбуле.
Собеседование в консульстве было в ноябре 2022 года. Обстановка оказалась не самой приятной. Пока стоял в очереди, заметил, что офицеры очень раздраженные и даже злые. При мне была ситуация, когда на старушку, собиравшуюся поехать в Штаты, чтобы навестить сына, просто наорали из-за отсутствия каких-то справок. Парню из Ливана и его девушке устроили допрос про их отношения, тон был очень хамским.
Я решил быть собой и сказать обо всем как есть. К собеседованию как-то особенно не готовился. Только проговорили с юристом ход интервью в общих чертах.
Мне попался нормальный офицер. Он улыбался, что-то печатал, спокойно задавал вопросы вроде «Кем вы работаете?» и «Какие проекты собираетесь делать в США?». Финальным был вопрос «Почему вы талантливы?». Я ответил, что умею делать хороший контент за небольшие деньги. После этого офицер что-то печатал еще пару минут, потом сказал, чтобы я немного подождал, вышел и вернулся с бумагой. В ней было написано, что мой кейс отправляется на административную проверку.
Что такое административная проверка
Это процедура, при которой проверяют, не несет ли претендент на визу угрозы для США. В справке о проверке было написано, что она занимает до двух-трех недель. В этом же документе прописными буквами было отмечено, что не надо писать и звонить в консульство, с претендентом сами свяжутся по итогу. Юрист сказала, что действительно теперь надо просто ждать.
Так шло время, и спустя три месяца юрист сама написала в консульство. Ответили: «Ждите». Если честно, я потерял надежду и к тому моменту начал думать о других вариантах переезда, например в Германию или Францию по визе талантов. Но спустя еще месяц мне позвонили из посольства и сообщили, что кейс одобрен. Получилось забавно: я пропустил звонок, получил на электронную почту письмо, что со мной не удалось связаться, и перезвонил сам. Сотрудник сообщил о положительном решении и сказал приходить в консульство с паспортом.
В тот момент я ничего особо не почувствовал, потому что уже не верил, что ситуация закончится положительно. Только когда переехали с женой в Нью-Йорк и пошли гулять с собакой в парк, поняли, что все получилось.
Как я переехал в США
Вклейка виз. Через две недели после того, как я получил Approval Notice, жена отправилась подавать документы на визу по воссоединению O-3. Понадобились загранпаспорт, свидетельство о браке, выписка по счету за три месяца и само уведомление о рассмотрении моего кейса. Но, как и мне, ей выдали уведомление об административной проверке.
Получив финальное одобрение, мы отправили загранпаспорта в консульство местной почтой и получили их с визами через две недели. Виза O-1 действительна три года, но отсчет начинается с даты выдачи Approval Notice — мне его дали в ноябре 2022 года. Несмотря на то что финально визу мне одобрили только через пять-шесть месяцев, она действительна до декабря 2025 года, а не до марта 2026. Выходит, что полгода из трех лет просто сгорело еще до того, как я фактически получил визу.
Перевозка вещей. Вскоре после получения виз у нас истекал договор на аренду квартиры в Стамбуле. Часть негабаритных вещей мы перевезли из Москвы, например посуду, пылесос, одежду, велосипед. А всю мебель купили в местных мебельных секонд-хендах и «Икее». Нужно было отправить все это в Нью-Йорк и, пока вещи плывут в контейнере на корабле четыре недели, успеть приехать и снять постоянное жилье.
Мебель и все вещи, до вилок и ложек, поместились в сборный контейнер 16 м³ — перевозка стоила около 6500 $ (674 358 ₽).
Подготовка собаки. У нас собака породы мини-пинчер. Обычно он без проблем летал в переноске в салоне самолета. В Turkish Airlines, которыми мы планировали лететь в Штаты, максимальный вес животного вместе с переноской — восемь килограммов. Но за полгода жизни в Стамбуле наш пес поправился на полтора килограмма: у него гастрит, в Турции не было нужного корма, пришлось кормить тем, что нашлось. В итоге он вместе с переноской весил девять килограммов. За месяц до вылета стали сокращать порции и много гулять, чтобы уместиться в нужный вес.
Еще в Turkish Airlines не работает нормально система бронирования для перелета питомца. Оформить место можно только по телефону, а там вечно не отвечают. Пришлось стоять в очередях в кассу. Но в итоге я смог купить билет на собаку через сайт с помощью службы поддержки по телефону, которая подсказывала, в какой раздел зайти и что нажать, чтобы билет был доступен.
В августе 2023 года мы переехали в США.
Поиск жилья. Еще в Стамбуле мы через знакомых нашли в Нью-Йорке на три недели саблет — это когда арендатор пускает пожить на время, например если куда-то уезжает. Потом через русскоязычный чат нашли еще один такой же вариант на неделю.
Постоянную квартиру искали сами через сайты-агрегаторы, например streeteasy.com, zillow.com и другие. За домами и квартирами закреплены риелторы, в поиске они не помогают, а только подписывают договор с арендатором со стороны лендлорда или управляющей компании дома и берут деньги.
Мы снимаем квартиру в районе Проспект-Хайтс в Бруклине за 4600 $ (488 464 ₽) в месяц. Еще я арендовал студию в кластере Industry City за 1600 $ (169 900 ₽), где снимаю контент и пишу картины.
Впечатления о городе. В Нью-Йорке быстрый ритм, здесь много успешных творческих людей, при этом в целом все позитивные. Среда вдохновляет на новые проекты. Но это один из самых дорогих городов мира, что порой давит и в то же время толкает вперед.
Здесь полно интересных мест, исследовать можно бесконечно. Мои любимые — это набережная реки Гудзон от района Челси и вверх к Хеллс-Китчен, особенно на закате. Еще нравится Трайбека-дистрикт.
Что в итоге
С момента, когда мы решили переезжать в Америку, до того, как наконец-то оказались здесь, прошло почти полтора года. Я пишу эту статью в ноябре 2024, значит, до конца моей визы талантов осталось всего 13 месяцев.
Визу O-1 можно продлить, но я планирую подать документы на визу EB-1 — на ее основании можно получить грин-карту для специалистов с выдающимися способностями, которую выдают бессрочно. Для визы нужно будет подтвердить заслуги по O-1, желательно иметь новые связи и наработки для проектов уже в США.
Я решил сфокусироваться на развитии личного бренда: снимаю контент для двух своих ютуб-каналов на английском и русском языках, для «Инстаграма»*, пишу картины. Попутно ищу фриланс-проекты для съемок видео. Если не сложится, пойду на работу по найму. Варианты есть, но хочется все-таки попробовать развить что-то свое и на этом строить дальнейшую карьеру.
Тем, кто сейчас хочет переехать в США, я бы посоветовал сначала побывать здесь туристом три-четыре недели, поездить по городам. Так поймете, подходит ли вам страна по вайбу. Стоит попробовать жить как местный: исследовать нетривиальные места, знакомиться с локалами, смотреть цены на жилье, еду, страховки, на быт в целом.
Если готовы переехать, лучше заранее подумать о работе, потому что деньги будут улетать как в трубу каждый месяц и намного быстрее, чем в Европе. Но и вариантов для самореализации в США, на мой взгляд, в десятки раз больше.
Расходы на получение визы талантов США и переезд — 35 250 $ (3 657 099 ₽)
Услуги агентства | 9000 $ (955 690 ₽) |
Аренда постоянного жилья и депозит | 9000 $ (955 690 ₽) |
Перевозка вещей | 6500 $ (674 358 ₽) |
Аренда временного жилья | 4000 $ (424 751 ₽) |
Билеты на самолет | 4000 $ (424 751 ₽) |
Ускоренное рассмотрение кейса | 2500 $ (265 469 ₽) |
Билет на собаку | 250 $ (26 547 ₽) |
Расходы на получение визы талантов США и переезд — 35 250 $ (3 657 099 ₽)
Услуги агентства | 9000 $ (955 690 ₽) |
Аренда постоянного жилья и депозит | 9000 $ (955 690 ₽) |
Перевозка вещей | 6500 $ (674 358 ₽) |
Аренда временного жилья | 4000 $ (424 751 ₽) |
Билеты на самолет | 4000 $ (424 751 ₽) |
Ускоренное рассмотрение кейса | 2500 $ (265 469 ₽) |
Билет на собаку | 250 $ (26 547 ₽) |