![The Invincible: стоит ли играть в адвенчуру по мотивам романа Станислава Лема](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/the-invincible-game-in.z927kp7stmj5..jpg)
The Invincible: стоит ли играть в адвенчуру по мотивам романа Станислава Лема
6 ноября вышла The Invincible — «симулятор ходьбы» по книге «Непобедимый».
Это история о тайнах планеты Регис III. Люди, которые прибывают сюда, теряют память и рассудок. Главной героине игры предстоит разобраться, почему это происходит.
Мы прошли The Invincible и теперь делимся впечатлениями от нее. А заодно рассказываем, чем она отличается от первоисточника и стоит ли в нее играть тем, кто с книгой не знаком.
Что за The Invincible
Дата выхода: 6 ноября 2023 года
Жанр: адвенчура
Платформы: ПК в Steam, PlayStation 5, Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: 11 bit studios
Разработчик: Starward Industries
Кому понравится: поклонникам Станислава Лема и любителям серьезной научной фантастики
Игры, похожие на The Invincible: The Dig, Firewatch
Примерная продолжительность: 7 часов
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: на сайте игры
Игра бережно относится к первоисточнику, но не повторяет его дословно
Ясна, биолог исследовательского космического корабля «Стрекоза», просыпается на пустынной планете Регис III. Героиня не помнит, как здесь оказалась, и не знает, где остальные члены экипажа. К счастью, у Ясны есть путевой дневник, куда записаны все ее перемещения. С его помощью биолог добирается до базы.
Там с героиней выходит на связь астрогатор Новик — капитан «Стрекозы», который остался на орбите. Здесь же девушка обнаруживает и коллег, но те странным образом потеряли рассудок. Эвакуировав пострадавших, Ясна остается на Регисе III, чтобы выяснить, что происходит на этой планете.
![Люди, потерявшие рассудок, не агрессивны — они не обращают ни на кого внимания и что-то бормочут под нос](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/the-invincible-game-01.4ffqx0z8y037..jpg)
The Invincible основана на романе Станислава Лема «Непобедимый», но не следует его сюжету. У Starward Industries получилось что-то на грани приквела и переосмысления. Это самостоятельная история, которая плотно связана с оригиналом. Игра многое заимствует из книги, но не повторяет ее напрямую.
Ясна раскрывает те же тайны Региса III и приходит к тем же выводам, что и Рохан из романа. Даже мораль в игре ровно такая же, как в книге. Однако само приключение разительно отличается — и событиями, и по настроению. Если у Лема был жестокий и динамичный космический хоррор с философской подоплекой, то у Starward Industries вышел своего рода медитативный детектив.
Большую часть пути Ясна сталкивается с последствиями страшных происшествий. Оставленные впопыхах лагеря астронавтов, горы трупов, безмозглые роботы, которые продолжают выполнять свои функции, — вот практически все, что встречается героине. Что-то по-настоящему зрелищное или динамичное происходит от силы раза три за игру. Остальное время в наушнике не замолкает Новик, но и с ним у Ясны нет никаких конфликтов. Астрогатор искренне озабочен судьбой коллеги и всячески ее поддерживает.
![В игре очень мало эффектных сцен](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/the-invincible-game-02.0s2mczjbsqnp..jpg)
Героиня, как и игрок, остается наедине с безжизненной планетой и ее тайнами — и только с ними. Ясну не тревожит прошлое, она не разбирается в собственных противоречиях. Космос для нее не кушетка психотерапевта, как для персонажа Сандры Буллок из фильма «Гравитация». The Invincible лишена психологизма иных «симуляторов ходьбы», но он здесь и не нужен.
Как и первоисточник, The Invincible — это не лирическое рассуждение о частных людских страстях, а суровое предостережение всему человечеству. Starward Industries не развила мысль Лема, но повторила ее так же красноречиво. В этом отношении разработчики очень бережно отнеслись к книге и ее посылу.
![В игре есть фоторежим. Он не балует возможностями, но позволяет посмотреть на героиню со стороны](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/the-invincible-game-03.xoz5b0vnsp6n..jpg)
С другой стороны, знакомым с оригиналом игрокам The Invincible как будто мало что может предложить. Те, кто читал книгу, будут наперед знать, что это за металлические растения, почему люди теряют память и рассудок. В The Invincible есть всего один — пусть и эффектный — сюжетный поворот. Но внимательный игрок может догадаться обо всем раньше времени.
Впрочем, дотошное следование оригиналу способно вызвать восторг у фанатов Станислава Лема. Тем более что в игре есть немало отсылок к другим произведениям автора. Скажем, в одном из диалогов Новик почти пересказывает роман «Эдем» и даже говорит, что был участником его событий. Подобных мелочей в The Invincible масса, и их всегда приятно обнаруживать.
Геймплей может показаться утомительным
В основе своей The Invincible — это классический «симулятор ходьбы» вроде Firewatch. Нужно просто ходить из точки А в точку Б, попутно переговариваясь с астрогатором по рации. Герои практически не замолкают: делятся наблюдениями и опасениями, рассуждают о роботах и людях.
В диалогах можно выбирать варианты ответа, но они мало на что влияют. Однако слушать разговоры Ясны и Новика — одно удовольствие. Персонажи получились очень живыми, хотя об их прошлом практически не говорят. Всего раз за игру герои решают обсудить, зачем они вообще отправились в космос. За раскрытие отвечают поступки и слова в трудных ситуациях, поэтому уже к середине прохождения у игрока складываются яркие портреты действующих лиц.
![Силовые поля, которые устанавливают люди, буквально прорезают горные породы](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/the-invincible-game-04.qsf7wdf8ol5x..jpg)
Но отлично написанные беседы не спасают от уныния. Регис III, хоть и радует порой потрясающими пейзажами, планета пустынная. Вокруг Ясны только песок, скалы, пещеры и редкие человеческие постройки. Чаще всего здесь не на что смотреть, а ходить приходится много. Ситуация усугубляется неторопливостью главной героини: Ясна ходит очень медленно. Бегать тоже можно, но биолог выдыхается где-то за 10 секунд, а потом долго приходит в себя.
Тут показателен один эпизод в начале игры. Ясна находит своего коллегу и должна донести его до капсулы для эвакуации. С человеком на руках героиня ходит примерно с той же скоростью, что и без, но не способна бегать. В итоге долгий путь до спасательного челнока превращается в пытку длиной минут пять. А после этого игра предлагает сходить обратно и принести на борт еще одного потерявшегося человека. Надо ли говорить, что повторять этот опыт совсем не хочется?
![Ближе к финалу The Invincible запирает игрока в узких пространствах — но это даже к лучшему. Здесь можно найти немало интересного и забавного. Вот тут кто-то поел мыла](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/the-invincible-game-05.myw6f9mgajuj..jpg)
К концу первой трети игра подкидывает транспорт — маленький коренастый вездеход. И первое время на нем действительно приятно кататься. Воспринимаешь его как средство от утомительных прогулок. Но с появлением транспорта увеличиваются и расстояния, которые нужно преодолевать. Поэтому фактически вездеход ничего не меняет: мы все так же долго-долго добираемся до цели, только теперь под гул мотора, а не стук шагов.
А кроме перемещения и диалогов в The Invincible фактически ничего нет. Несколько раз дают поуправлять летающими камерами и понажимать кнопки — но головоломками это дело не сопровождают. Все активные точки подсвечены — знай прощелкивай их, пока игра не скажет «хватит».
![За игру Ясна сменит несколько вездеходов, но все они выглядят абсолютно одинаково](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/the-invincible-game-06.6fetevsbxrjt..jpg)
При этом в арсенале Ясны есть сканер, который, по задумке, должен показывать интерактивные объекты в локациях и помогать с поиском интересных вещей. Однако использовать этот инструмент по-настоящему нужно лишь в одном коротеньком сегменте в начале игры.
Кажется, что The Invincible только выиграла бы, поумерь разработчики гигантоманию и сократив бесполезные перемещения раза в два. Приключение потеряло бы в хронометраже, но стало бы более концентрированным и захватывающим.
В игре невероятная ретрофутуристическая эстетика
Роман «Непобедимый» вышел в 1964 году и отражал тогдашние представления о технологиях будущего. Массивные скафандры, неуклюжие человекоподобные роботы, монохромные ЭЛТ-мониторы, вездесущие лампочки и тумблеры как у духовых шкафов — так виделось окружение космонавтов фантастам прошлого века. Таким оно предстает и в The Invincible.
Здесь все — от костюмов до космических кораблей — выдержано в стилистике приземленного ретрофутуризма. Путевой журнал главной героини — это не электронный планшет, а увесистая книга с тканевыми страницами, пометки на которых делаются мелками. Вместо бинокля — огромная подзорная труба, а вместо устройства для поиска сигнала маячков — «коробка» со светодиодами.
![Устройство для поиска маячков работает как радар, только вместо точек на круглом экране — лампочки](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/the-invincible-game-07.cbgepkoug6hd..jpg)
Взаимодействовать с подобными аналоговыми устройствами приходится часто. И каждый раз это вызывает какую-то детскую радость. Разработчики продумали каждую мелкую деталь, каждый переключатель и винтик, поэтому щелкать по кнопкам не надоедает до самого финала.
Вообще, все окружение получилось очень осязаемым. В кадре то и дело появляются руки Ясны, которые дергают пыльные рубильники, выключают и снова включают приборы в надежде, что те заработают. Лицевое стекло шлема скафандра пачкается и запотевает после бега. Все это создает удивительный эффект погружения — в мир The Invincible невозможно не поверить. Хоть и выглядит здесь все по-хорошему наивно и старомодно.
Немаловажную роль в создании ретрофутуристической эстетики играет и саундтрек. Тягучие синтезаторы настраивают на таинственный лад и как будто готовят к чему-то жуткому, непостижимому. Легко представить, как такая музыка звучит в фантастическом фильме 1960-х годов.
Если вы читали «Непобедимого» и в целом любите тексты Станислава Лема, то попробовать The Invincible определенно стоит. Это знакомая история, рассказанная настоящими поклонниками писателя. Ну а если вы не читали книгу, то игра способна удивить неожиданными поворотами сюжета и глубокой моралью. Но после прохождения прочитать «Непобедимого» все равно не помешает: все-таки финал The Invincible плавно подводит к событиям первоисточника.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult