The Invincible: стоит ли играть в адвенчуру по мотивам романа Станислава Лема
Поп-культура
4K
Источник — 11bit studios

The Invincible: стоит ли играть в адвенчуру по мотивам романа Станислава Лема

5
Аватар автора

Андрей Верещагин

некроэволюционировал

Страница автора

6 ноября вышла The Invincible — «симулятор ходьбы» по книге «Непобедимый».

Это история о тайнах планеты Регис III. Люди, которые прибывают сюда, теряют память и рассудок. Главной героине игры предстоит разобраться, почему это происходит.

Мы прошли The Invincible и теперь делимся впечатлениями от нее. А заодно рассказываем, чем она отличается от первоисточника и стоит ли в нее играть тем, кто с книгой не знаком.

Что за The Invincible

Дата выхода: 6 ноября 2023 года
Жанр: адвенчура
Платформы: ПК в Steam, PlayStation 5, Xbox Series
Режим игры: одиночный
Издатель: 11 bit studios
Разработчик: Starward Industries
Кому понравится: поклонникам Станислава Лема и любителям серьезной научной фантастики
Игры, похожие на The Invincible: The Dig, Firewatch
Примерная продолжительность: 7 часов
Перевод: есть русские субтитры
Подробнее: на сайте игры

Игра бережно относится к первоисточнику, но не повторяет его дословно

Ясна, биолог исследовательского космического корабля «Стрекоза», просыпается на пустынной планете Регис III. Героиня не помнит, как здесь оказалась, и не знает, где остальные члены экипажа. К счастью, у Ясны есть путевой дневник, куда записаны все ее перемещения. С его помощью биолог добирается до базы.

Там с героиней выходит на связь астрогатор Новик — капитан «Стрекозы», который остался на орбите. Здесь же девушка обнаруживает и коллег, но те странным образом потеряли рассудок. Эвакуировав пострадавших, Ясна остается на Регисе III, чтобы выяснить, что происходит на этой планете.

Люди, потерявшие рассудок, не агрессивны — они не обращают ни на кого внимания и что⁠-⁠то бормочут под нос
Люди, потерявшие рассудок, не агрессивны — они не обращают ни на кого внимания и что⁠-⁠то бормочут под нос

The Invincible основана на романе Станислава Лема «Непобедимый», но не следует его сюжету. У Starward Industries получилось что-то на грани приквела и переосмысления. Это самостоятельная история, которая плотно связана с оригиналом. Игра многое заимствует из книги, но не повторяет ее напрямую.

Ясна раскрывает те же тайны Региса III и приходит к тем же выводам, что и Рохан из романа. Даже мораль в игре ровно такая же, как в книге. Однако само приключение разительно отличается — и событиями, и по настроению. Если у Лема был жестокий и динамичный космический хоррор с философской подоплекой, то у Starward Industries вышел своего рода медитативный детектив.

Большую часть пути Ясна сталкивается с последствиями страшных происшествий. Оставленные впопыхах лагеря астронавтов, горы трупов, безмозглые роботы, которые продолжают выполнять свои функции, — вот практически все, что встречается героине. Что-то по-настоящему зрелищное или динамичное происходит от силы раза три за игру. Остальное время в наушнике не замолкает Новик, но и с ним у Ясны нет никаких конфликтов. Астрогатор искренне озабочен судьбой коллеги и всячески ее поддерживает.

В игре очень мало эффектных сцен
В игре очень мало эффектных сцен

Героиня, как и игрок, остается наедине с безжизненной планетой и ее тайнами — и только с ними. Ясну не тревожит прошлое, она не разбирается в собственных противоречиях. Космос для нее не кушетка психотерапевта, как для персонажа Сандры Буллок из фильма «Гравитация». The Invincible лишена психологизма иных «симуляторов ходьбы», но он здесь и не нужен.

Как и первоисточник, The Invincible — это не лирическое рассуждение о частных людских страстях, а суровое предостережение всему человечеству. Starward Industries не развила мысль Лема, но повторила ее так же красноречиво. В этом отношении разработчики очень бережно отнеслись к книге и ее посылу.

В игре есть фоторежим. Он не балует возможностями, но позволяет посмотреть на героиню со стороны
В игре есть фоторежим. Он не балует возможностями, но позволяет посмотреть на героиню со стороны

С другой стороны, знакомым с оригиналом игрокам The Invincible как будто мало что может предложить. Те, кто читал книгу, будут наперед знать, что это за металлические растения, почему люди теряют память и рассудок. В The Invincible есть всего один — пусть и эффектный — сюжетный поворот. Но внимательный игрок может догадаться обо всем раньше времени.

Впрочем, дотошное следование оригиналу способно вызвать восторг у фанатов Станислава Лема. Тем более что в игре есть немало отсылок к другим произведениям автора. Скажем, в одном из диалогов Новик почти пересказывает роман «Эдем» и даже говорит, что был участником его событий. Подобных мелочей в The Invincible масса, и их всегда приятно обнаруживать.

Геймплей может показаться утомительным

В основе своей The Invincible — это классический «симулятор ходьбы» вроде Firewatch. Нужно просто ходить из точки А в точку Б, попутно переговариваясь с астрогатором по рации. Герои практически не замолкают: делятся наблюдениями и опасениями, рассуждают о роботах и людях.

В диалогах можно выбирать варианты ответа, но они мало на что влияют. Однако слушать разговоры Ясны и Новика — одно удовольствие. Персонажи получились очень живыми, хотя об их прошлом практически не говорят. Всего раз за игру герои решают обсудить, зачем они вообще отправились в космос. За раскрытие отвечают поступки и слова в трудных ситуациях, поэтому уже к середине прохождения у игрока складываются яркие портреты действующих лиц.

Силовые поля, которые устанавливают люди, буквально прорезают горные породы
Силовые поля, которые устанавливают люди, буквально прорезают горные породы

Но отлично написанные беседы не спасают от уныния. Регис III, хоть и радует порой потрясающими пейзажами, планета пустынная. Вокруг Ясны только песок, скалы, пещеры и редкие человеческие постройки. Чаще всего здесь не на что смотреть, а ходить приходится много. Ситуация усугубляется неторопливостью главной героини: Ясна ходит очень медленно. Бегать тоже можно, но биолог выдыхается где-то за 10 секунд, а потом долго приходит в себя.

Тут показателен один эпизод в начале игры. Ясна находит своего коллегу и должна донести его до капсулы для эвакуации. С человеком на руках героиня ходит примерно с той же скоростью, что и без, но не способна бегать. В итоге долгий путь до спасательного челнока превращается в пытку длиной минут пять. А после этого игра предлагает сходить обратно и принести на борт еще одного потерявшегося человека. Надо ли говорить, что повторять этот опыт совсем не хочется?

Ближе к финалу The Invincible запирает игрока в узких пространствах — но это даже к лучшему. Здесь можно найти немало интересного и забавного. Вот тут кто⁠-⁠то поел мыла
Ближе к финалу The Invincible запирает игрока в узких пространствах — но это даже к лучшему. Здесь можно найти немало интересного и забавного. Вот тут кто⁠-⁠то поел мыла

К концу первой трети игра подкидывает транспорт — маленький коренастый вездеход. И первое время на нем действительно приятно кататься. Воспринимаешь его как средство от утомительных прогулок. Но с появлением транспорта увеличиваются и расстояния, которые нужно преодолевать. Поэтому фактически вездеход ничего не меняет: мы все так же долго-долго добираемся до цели, только теперь под гул мотора, а не стук шагов.

А кроме перемещения и диалогов в The Invincible фактически ничего нет. Несколько раз дают поуправлять летающими камерами и понажимать кнопки — но головоломками это дело не сопровождают. Все активные точки подсвечены — знай прощелкивай их, пока игра не скажет «хватит».

За игру Ясна сменит несколько вездеходов, но все они выглядят абсолютно одинаково
За игру Ясна сменит несколько вездеходов, но все они выглядят абсолютно одинаково

При этом в арсенале Ясны есть сканер, который, по задумке, должен показывать интерактивные объекты в локациях и помогать с поиском интересных вещей. Однако использовать этот инструмент по-настоящему нужно лишь в одном коротеньком сегменте в начале игры.

Кажется, что The Invincible только выиграла бы, поумерь разработчики гигантоманию и сократив бесполезные перемещения раза в два. Приключение потеряло бы в хронометраже, но стало бы более концентрированным и захватывающим.

В игре невероятная ретрофутуристическая эстетика

Роман «Непобедимый» вышел в 1964 году и отражал тогдашние представления о технологиях будущего. Массивные скафандры, неуклюжие человекоподобные роботы, монохромные ЭЛТ-мониторы, вездесущие лампочки и тумблеры как у духовых шкафов — так виделось окружение космонавтов фантастам прошлого века. Таким оно предстает и в The Invincible.

Здесь все — от костюмов до космических кораблей — выдержано в стилистике приземленного ретрофутуризма. Путевой журнал главной героини — это не электронный планшет, а увесистая книга с тканевыми страницами, пометки на которых делаются мелками. Вместо бинокля — огромная подзорная труба, а вместо устройства для поиска сигнала маячков — «коробка» со светодиодами.

Устройство для поиска маячков работает как радар, только вместо точек на круглом экране — лампочки
Устройство для поиска маячков работает как радар, только вместо точек на круглом экране — лампочки

Взаимодействовать с подобными аналоговыми устройствами приходится часто. И каждый раз это вызывает какую-то детскую радость. Разработчики продумали каждую мелкую деталь, каждый переключатель и винтик, поэтому щелкать по кнопкам не надоедает до самого финала.

Вообще, все окружение получилось очень осязаемым. В кадре то и дело появляются руки Ясны, которые дергают пыльные рубильники, выключают и снова включают приборы в надежде, что те заработают. Лицевое стекло шлема скафандра пачкается и запотевает после бега. Все это создает удивительный эффект погружения — в мир The Invincible невозможно не поверить. Хоть и выглядит здесь все по-хорошему наивно и старомодно.

Немаловажную роль в создании ретрофутуристической эстетики играет и саундтрек. Тягучие синтезаторы настраивают на таинственный лад и как будто готовят к чему-то жуткому, непостижимому. Легко представить, как такая музыка звучит в фантастическом фильме 1960-х годов.

Если вы читали «Непобедимого» и в целом любите тексты Станислава Лема, то попробовать The Invincible определенно стоит. Это знакомая история, рассказанная настоящими поклонниками писателя. Ну а если вы не читали книгу, то игра способна удивить неожиданными поворотами сюжета и глубокой моралью. Но после прохождения прочитать «Непобедимого» все равно не помешает: все-таки финал The Invincible плавно подводит к событиям первоисточника.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Андрей ВерещагинРасскажите о любимом научно-фантастическом произведении:
  • Сергей СергеевичCyber4ainik, книга хороша. Вероятно, с повествованием современных Интерсталларов, не сравнится, но с учетом поправки на год издания - она даже опередила своё время. Считаю, что искать повестку, там где её нет не стоит.1
  • RRRRex, с "лезбухами" только last of us в голову приходит) А так, Horizon, например0